рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста

Задачи курса:

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_russkiy_yazyk_rabochaya_programma.docx44.52 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса русского языка для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку под ред. М.М.Разумовской.

В соответствии со спецификой класса (дети-билингвы) проблемой данного класса является практическое применение на практике русской речи. Поэтому усиленное внимание  в работе с данным классом уделяется: интонационной стороне речи, поскольку интонация является отличительной чертой, присущей предложению, а также произношению фраз-предложений разных конструкций, на передачу разнообразных индивидуально-эмоциональных аспектов в ходе речевого общения. Пристальное внимание к интонации объясняется тем, что интонация – один из показателей речевого развития человека, а также более тщательная работа будет проводиться в выполнении практической части программы: сочинений, изложений  редактирование текстов  и грамотное письмо.

 Преподавание русского языка в 8 классе ведется по учебнику под редакцией М.М.      Разумовской и рассчитано на 105 часов (3 часа в неделю). Данная программа отражает обязательное для усвоения в основной школе содержание обучения русскому языку. Главная цель занятий русским языком в 8 классе речевое и языковое развитие школьников решается с помощью двух подходов: через языковые разделы курса и на основе специальных речеведческих понятий. Это означает, что материалом языкового и речевого разделов изучается не в линейном порядке, а параллельно перемежаясь. Стержневая грамматическая тема в 8 классе сохраняется традиционная – «Простое предложение». Особое внимание в 8 классе уделяется интонационной стороне речи, потому что интонация – один из показателей речевого развития человека: от способности улавливать интонационные нюансы и самому владеть интонационным богатством речи в значительной степени зависит пунктуационная грамотность. В 8 классе пунктуационной грамотности уделяется самое серьёзное внимание. Поскольку многие правила пунктуации формируются на более сложном языковом материале, чем прежде, учащиеся знакомятся с новыми понятиями: вводные и вставные конструкции, уточняющие члены предложения.

Особенности работы по развитию речи в 8 классе является то, что в качестве единицы обучения используется целый текст – рассматривается структура жанра. Особое внимание уделяется публицистическому стилю. Объясняется это тем, что разные жанры публицистики имеют практическое значение для дальнейшей, взрослой жизни. Поскольку, войдя в самостоятельную жизнь, бывший школьник должен уметь ориентироваться в материале, предлагаемом средствами массовой информации. Данная работа осуществляется во взаимосвязи с другими предметами и включением национально-регионального компонента.

Цель курса: более глубокое осмысление языковых единиц и закономерностей языка; усилить речевую подготовку учащихся путём включения в курс русского языка системы речеведческих понятий-стилей, типов речи, текста

Задачи курса:

- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах их использования;

- формирование умения создавать тексты различных стилей и жанров с опорой на речеведческие знания,

В результате изучения русского языка в 8 классе учащиеся должны знать/уметь

- различать простые предложения разных видов;

- употреблять односоставные предложения в речи с учётом их специфики и стилистических свойств;

- уместно употреблять предложения с вводными словами и вставными конструкциями;

- правильно строить и употреблять предложения с обособленными глаголами;

- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;

- находить пунктограммы, обосновывать постановку соответствующих знаков препинания, правильно ставить знаки препинания во всех изученных случаях;

- находить в газетах репортажи и портретные очерки; определять характерные для публицистического стиля языковые и речевые средства воздействия на читателя;

- писать изложения с элементами сочинения, писать сочинения в художественном и публицистическом стиле;

- вести репортажи, писать автобиографию, заявление, составлять тезисы небольшой статьи и конспект;

- участвовать в семинарах, олимпиадах, делать выступления на заданную тему;

- по фонетике: производить фонетический разбор слов;

 – по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;

 – по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;

 – по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;

по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;

по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;

по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;

 – по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;

по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.

                  Учебно-тематический план по русскому языку для 8-го класса

№ п/п

Наименование разделов и тем

Учебные часы (105 ч.)

1.

О языке

1

2.

Орфография и морфология

6

3.

Синтаксис и пунктуация

4

4.

Простое предложение

1

5.

Двусоставное предложение

10

6.

Односоставное предложение

8

7.

Неполные предложения

4

8.

Простое осложненное предложение

21

9.

Предложения с обособленными членами

11

10.

Прямая и косвенная речь

6

11.

Речь

12

12.

Уроки развития речи

12

13.

Контрольные работы и контрольные диктанты

6

14.

Резервные уроки

3

Итого:

105 часов



КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. 8 КЛАСС

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Дата

проведения

План.

Факт.

О языке

1

Русский язык в семье

славянских языков.

1

урок

систематизации и

 обобщения

.

Орфография и морфология (на основе изученного в 5-7 классах)

2

Речь. Повторение. Разновидности

речи. Стили речи.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

3,4

Буквы Н и НН в суффиксах

прилагательных, причастий и

наречий.

2

Комбинированный урок

.

5

Слитное и раздельное написание

НЕ и НИ с разными частями речи.

1

Комбинированный урок

6

«Не и  Ни с местоимениями и наречиями». 

1

Комбинированный урок

7

Употребление в тексте частицы НИ.

1

Урок обобщения и

систематизации знаний.

8

Употребление дефиса

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

9

Слитное, дефисное (полуслитное) и

раздельное написание наречий

и соотносимых с ними словоформ

других частей речи.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

10 11

Р/ р. Контрольное изложение. « Близняшки»

2

урок

контроля

12

Речь. Повторение. Типы речи.

1

урок

развития

речи

13

Речь. Повторение. Способы и

средства связи предложений

в тексте.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

14.

К/ диктант. « Старик и солнце»

1

Урок проверки, оценки и

 коррекции знаний.

15-

17

Словосочетание.

Связь слов в словосочетании.

Употребление словосочетаний в речи.

3

Урок

усвоения

новых знаний

18

Предложение и его типы.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

19

Интонация простого предложения.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

20

Подлежащее и способы его

выражения.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

21-22

Сказуемое и способы его выражения.

2

урок

повторения и

закрепления

изученного

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

24

Правила согласования

главных членов предложения.

1

урок

усвоения

новых знаний

25-

27

Определение.

3

урок

усвоения

новых знаний,

урок

повторения и

закрепления

изученного

28

Дополнение.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

29,30

Обстоятельство.

2

урок

усвоения

новых знаний,

урок

повторения и

закрепления

изученного

31

Порядок слов в предложении.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

32,33

Речь. Репортаж, его строение;

языковые средства, характерные для репортажа.

2

урок

развития

речи

34

Р/р.  Сочинение в жанре репортажа.

1

урок

развития

речи

35

Контрольный диктант «Метель»

1

урок

контроля

36,37

Виды односоставных предложений. Определённо-личные предложения.

2

урок

усвоения

новых знаний

38

Неопределённо-личные

предложения.

1

урок

усвоения

новых знаний

39

Обобщённо-личные

предложения.

1

урок

усвоения

новых знаний

40,41

Безличные предложения.

2

урок

усвоения

новых знаний

42

Назывные предложения.

1

урок

усвоения

новых знаний

43

Р/р. Сочинение по картине.

1

урок

развития

речи

44

Неполные предложения

1

урок

усвоения

новых знаний

45,46

Речь. Статья в газету. Понятие

о жанре.

2

урок

развития

речи

47-48

Р/р. Контрольное изложение «Голубая ель»

2

Урок развития речи

49-51

Какие члены предложения

являются однородными.

3

урок

повторения и

закрепления

изученного

52-34

Как связаны между собой

однородные члены предложения.

3

урок

повторения и

закрепления

изученного

55,56

Однородные и неоднородные

определения.

2

урок

усвоения

новых знаний

57,58

Обобщающие слова при

однородных членах предложения.

2

урок

повторения и

закрепления

изученного

59

Контрольный диктант «Весеннее утро»

1

урок

контроля

60,61

Р/р.  Изложение «Задумайтесь о здоровье»

2

урок

развития

речи

62,63

Предложения с обращениями.

2

урок

повторения и

закрепления

изученного

64-68

Предложения с вводными

конструкциями.

5

урок

усвоения

новых знаний,

комбинированный

урок

70,71

Предложения с вставными

конструкциями.

2

урок

усвоения

новых знаний

72,73

Предложения с междометиями

и словами ДА, НЕТ.

2

урок

усвоения

новых знаний

74

Контрольная работа по упр.274

1

урок

контроля

75

Обособление второстепенных

членов предложения.

1

урок

усвоения

новых знаний

76-80

Обособленные определения и

приложения.

5

урок

усвоения

новых знаний

81,82

Р/р.  Контрольное изложение с элементами

сочинения в жанре портретного

очерка «Шестеро из берлоги»

2

урок

развития

речи

83

Контрольный диктант

«У реки»

1

урок

контроля

84-86

Обособленные обстоятельства.

3

урок

усвоения

новых знаний

87,88

Уточняющие члены предложения.

2

урок

усвоения

новых знаний

89,90

Речь. Портретный очерк. Общее

представление о жанре.

2

урок

развития

речи

91-92

Р/р.  Сочинение по картине

Б.М.Кустодиева «Шаляпин»

(портретный очерк).

2

урок

развития

речи

93,94

Прямая и косвенная речь.

Оформление прямой речи

на письме.

2

урок

повторения и

закрепления

изученного

95

Диалог.

1

урок

повторения и

закрепления

изученного

96

Косвенная речь.

1

97

Контрольный диктант «Дуб»

1

урок

контроля

98

Цитаты и их оформление

на письме.

1

урок

усвоения

новых знаний

99-102

Повторение и закрепление изученного в 8 классе

4

урок

контроля

103-105

Резервные уроки

3

урок повторения и закрепления изученного

Учебно-тематический план

по предмету «Русский язык» для 8 класса рассчитан на 102 часа

(3 часа в неделю)

№п\п

Название раздела

Количество часов

Контроль

1.

Введение. Русский язык в семье славянских языков

1

2.

Морфология. Орфография. Закрепление ранее изученного

19

1(входной, диктант с грамматико-орфографичес. заданиями, тест)

3.

Словосочетание и предложение

6

1

4.

Двусоставное предложение. Главные и второстепенные члены предложения

13

1 Контрольная работа по теме «Главные члены предложения и способы их выражения»

5.

Односоставное простое предложение

11

1 Контрольная работа по теме:

6.

Неполное предложение

2

7.

Простое осложненное предложение. Предложение с однородными членами

13

1 Контрольная работа по теме: «Предложения с однородными членами»

8.

Предложения с обращениями и вводными словами

8

1 Проверочная работа по теме «Предложения с вводными словами и обращениями»

9.

Предложения с обособленными членами

25

1 Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения».

1 Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными членами»

10.

Прямая речь

4

1 Проверочная работа по теме «Прямая и косвенная речь»

Итого

102

9


Список литературы для учителя:

  1. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта - М.: Дрофа, 2002;
  2. Методические рекомендации к учебнику "Русский язык. 8 класс" / Под ред. М. М. Разумовской. - М.: Дрофа, 2002;
  3. 3. Т. А. Костяева. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс. - М.: Просвещение, 2001;
  4.  Г. А. Богданова. Уроки русского языка: из опыта работы. - М.: Просвещение, 1996;
  5. Влодавская К.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М.Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс»/ Е.А.Влодавская. – М.: Издательство «Экзамен», 2007;
  6. Гринина-Земскова А.М. Обучение сочинениям. 5-8 классы. – Волгоград: Учитель, 2006;
  7. Пленкин И.А. Стилистика русского языка в старших классах.- М.: Просвещение, 1975;
  8. Сидоренков В.А.Домашняя работа учащихся и вариативность обучения// РЯШ.-2000.-№1.-С.18;
  9. Т.А.Курушина, В.А.Басистая, Л.В.Авдощенко и др. Русский язык. 5-9 классы. Интеллектуальный марафон (познавательные игры, турниры, викторины, уроки знаний)/ - Волгоград: Учитель, 2009;
  10. Пименова С.Н. Таблицы по русскому языку для самостоятельной работы в классе и дома. 8 класс/ С.Н.Пименова.- М.: Искатель, 1996;
  11. Ладыженская Т.А. Обучение русскому языку в 8 классе/ Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, М.Т.Баранов.- М.: Просвещение, 2005;
  12. Уроки русского языка в 8 классе: Поурочные планы по программе М.М.Разумовской. Ι и ΙΙ полугодие / Сост. О.А. Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2010

Список литературы для учащихся:

  1.  Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г.А.Богданова.- М.: Просвещение, 2005.
  2.  Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 8 класс/ А.Б.Малюшкин, Л.Н.Иконницкая.- М.: Сфера, 2006.
  3. Михайлова С.Ю. Ключи к орфографии/ С.Ю.Михайлова.- М.: Просвещение, 2005.
  4. Поникарова Л.А. Русский язык: Морфология в таблицах и заданиях/ Л.А.Поникарова.- М.: Просвещение, 2004.
  5. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля: Русский язык. 8  класс.- М.: Интеллект-Центр, 2006.
  6.  Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку: 8 класс/ Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская.- М.: Просвещение, 2006

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

 Оценка устных ответов учащихся по русскому языку.

 Оценка «5» ставится, если ученик:

1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применять знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновывать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

 Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил и определений. Искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов. В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.

-  Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

- Оценка «4» выставляется при наличии 2 орфографических и 2 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

- Оценка «3» выставляется при 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибках, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

      В 5 классе допускается выставление оценки «3» при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках.

     Оценка «3» может быть выставлена при наличии 5 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Оценка «2» выставляется, если в диктанте 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

-  Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

- Оценка «4» ставится, если ученик выполнил ¾ заданий.

- Оценка «3» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

-  Оценка «2» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

       Оценка сочинений и изложений. Содержание и речь.  Грамотность «5»

Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, и 1 грамматические ошибки. «4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексиче5ский и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационная ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. «3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, Допускается: 4 орфографические и 4 пунктуационных ошибок, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при 14 встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки. «2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускается: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных, и 7 грамматических ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...