Итоговое повторение по теме "Фонетика". 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Медведева Галина Анатольевна

Конспект  урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Повторение и обобщение  по разделу «Фонетика».

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Цель урока: 

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе “Фонетика”, “Орфоэпия”.

Задачи:

  • образовательные: систематизация и углубление знаний, умений по фо-нетике, орфографии; формировать умение применять знания о фонети-ке при написании орфограмм, показать значение фонетики для право-писания, повышение качества знаний при индивидуальной и коллек-тивной работе учащихся; активизация познавательной деятельности учащихся при помощи компьютерных технологий.
  • развивающие: развитие умственной деятельности учащихся; умения применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
  • воспитательные: воспитание интереса, уважения к русскому языку; формирование навыков самоконтроля, стремления к самосовершенствованию.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Методы и приёмы: словесные, наглядно-практические, проблемного изложения,   самоконтроля.

Оборудование:

1) карточки-информаторы;

2) карточки с заданиями;

3) материалы презентации, выполненные в программе Power Point.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний по теме “Фонетика”.

1. Беседа с учащимися (учитель задает вопросы, учащиеся записывают ответы в тетрадь)

№ п/п                                                            Вопросы учителя                                                         Записи в тетради

1.В название какого раздела науки о языке входит часть слов

     телефон, магнитофон, микрофон?                                                                      Фонетика.

                                                                                                                                            <Слайд 1>

2.Что изучает фонетика                                                                                                Звуки речи.

                                                                                                                                              <Слайд 2>

3.Звуки, при образовании которых воздушная струя                                       Гласные звуки

   проходит через рот без препятствий.                                                                    <Слайд 3>

4.При образовании этих звуков воздушная струя                                            Согласные звуки

   проходит через рот, преодолевая различные препятствия.                                     <Слайд 4>

 - Прочитайте, что у вас получилось?

   Правильно. План урока                                                                                                     <Слайд 5>

2. Беседа по плану:

- Что изучает фонетика?

- Чем отличаются звуки и буквы?

- Какими бывают гласные звуки?                                                                                    

- Чем отличается произношение гласных звуков и согласных?

- Какие пары образуют согласные звуки?                                                                      

- Какие согласные звуки не имеют пары по глухости и звонкости?

- Какие согласные звуки не имеют пары по твердости и мягкости?

III. Тренировочные упражнения.                   

Задание 1. 

  • Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?

                       Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.

Задание 2. 

  • Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.

                         Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, муж, араб, торг.

                                                                (ноль, ель, куль, кот, ложь, шум, пара, крот)

Задание 3. (Ученикам раздаются карточки с заданиями)

  • Какие слова затранскрибированы? Запишите их.

[ рыца ],  [ баица ],  [ б`эзна ], [ рацтво ], [л`охкий ], [ адгатка ],[ дроп` ], [ пачиркн`и ],

[ фтарова ], [ йэл`н`ик ].

(рыться, боится, бездна, родство, лёгкий, отгадка, дробь, подчеркни, второго, ельник)

Задание 4 

  • Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.

Количество букв и звуков          Звуков в слове больше,             Звуков в слове меньше,

      в слове совпадает                        чем букв                                             чем букв

Кость, въезд, её, ёжик,  женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, шведский, ясно.

1) въезд, есть, мозг, молоко, отбросил, сбежал

2) её, ёжик, короед, приют, соевый, ясно

3) кость, женитьба, подсчёт, ферзь, рушится, шведский,

Задание 5.  

  • Определите, сколько раз встречается звук [ Ы ] в следующих строчках:

                                          Аист жил у нас на крыше,

                   А в подвале жили мыши.                   (5 раз)

IV. Знакомство с основными фонетическими процессами. 

                                      (Каждый ученик получает карточку-информатор).

Карточка-информатор.

В потоке речи звуки влияют друг на друга, что приводит к их изменению. Эти изменения звуков называются фонетическими процессами.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].

2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].

3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:

   Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произно-шения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

         снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;

         здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;

        лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;

         рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

V. Тренировочные упражнения 

Задание. Определите, какой согласный звук (глухой или звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах?

Забастовка, сдаться, от дома, любовь, что, указка, честный, счастливый, рябь, мороз, расчет, к берегу.

VI. ВЫВОД. Слово учителя.

Итак, первая тема, которую мы с вами повторили, называется фонетикой. Она изучает зву-ки нашей речи. Они шумят, поют, свистят, иногда даже спорят, но никогда не ссорятся, живут дружно. Рядом с фонетикой соседствует орфоэпия. Как вы думаете почему? Орфоэпия следит за тем, чтобы правильно произносили звуки в словах. Задача орфоэпии заключается в том, чтобы, минуя все индивидуальные особенности речи, а также особенности местных говоров, сделать язык наиболее совершенным средством широкого общения.

- Что изучает орфоэпия ? (Вопрос к классу)

VII. Произношение сочетаний ЧН, ЧТ. 

В 18 веке орфографическое сочетание ЧН произносилось как [ ШН]. Но со временем этот вариант начинает вытесняться произношением [Ч`Н] .

В современном языке слова с сочетанием ЧН можно разделить на три группы:

  1. Упражнение. 

 Прочитайте данные слова обращая внимание на произношение ЧН.

Потому что, Кузьминична, табачный, молочный, нечто, булочная, девичник, очечник, нарочно, яичница, шуточный, троечник, Фоминична, подсолнечник, бесконечный, двоечник, скучно, конечный.

VIII. Произношение согласных перед Е в заимствованных словах.

В русском языке согласный перед Е звучит мягко (тень, дерево), но в словах, пришедших их других языков, эта закономерность может не соблюдаться. И в сочетаниях де, те, зе, се, не, ре, фе и др. произносится твердый согласный.

  1. Упражнение. 

Распределите данные слова в 2 столбца.

Согласный перед Е произносится твердо                 Согласный перед Е произносится мягко

Аттестат, бенефис, индекс, музей, антитеза, фонетика, темп, девиз, дебют, кафе, детектив, шинель, эпитет, синтез, эффект, музей, свитер, интервью, одеколон, пресса, компьютер, тире, термин, ремарка.

IX. Ударение.

Вопросы:

                  1) Что такое словесное ударение?

                  2) В чем заключаются особенности русского словесного ударения?

Упражнения: 

1. Составьте словосочетания с данными парами слов, обращая внимание на различное ударение:      

Временный – временной, языковой – языковый, мелочный – мелочной, окружный – окружной, видение – видение, клубы – клубы, мокрота – мокрота.

2. Поставьте ударения в следующих словах. 

Арахис, баловать, гербовый, донельзя, красивее, давнишний, квартал, иконопись, откупорить, еретик, диспансер, обеспечение, дремота, знамение, завидно, опека.

3. Прочитайте словосочетания, обращая внимание на правильную постановку ударения.               

Подать ходатайство на гербовой бумаге, стала ещё красивее, огромные банты, сотрудники будут премированы, заключим договор, одолевала зевота, давнишний каталог, английская аристократия, средства воротятся, развитие логического мышления.

X. Подведение итогов урока.

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке?

2. Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

3. Какие умения и навыки совершенствовали?

XI. Домашнее задание.

Выполнить фонетический разбор следующих слов:

Счастливый, яркость, бьюсь, огонь, отбежать, вперед.

На следующем уроке - контрольный тест.

Ученики записывают только ответы на вопросы.

Раздел науки о языке, изучающий звуки... ________________________

Звуки речи делятся на...________________________________________

Гласные бывают..._____________________________________________

Буквы, которые не обозначают звуков...__________________________

Последняя буква в слове ЗУБ обозначает звук...___________________

Сколько букв и звуков в слове ЕЛЬ?_____________________________

Верно ли, что в слове ДОМОЙ все согласные звонкие?_____________

Какими звуками различаются слова МАЛ и МЕЛ? _________________

Верно ли, что в слове ТЕНЬ 4 звука?____________________________

Какой звук обозначает буква -Т- в слове ОТБОР? _________________

В слове ПОЕТ звуков больше, чем букв? _________________________

В слове ЛАВКА какой звук обозначен буквой -В-? _________________

В слове БЛЮДО какой звук обозначен буквой -Ю-? ________________

В слове ЯБЛОКО сколько мягких согласных? _____________________

Сколько звонких согласных в слове ЯБЛОКО? ____________________

Сколько звонких согласных в слове ЗВЕРЬ? ______________________

Верно ли, что в слове ЧЕСТНЫЕ количество букв и звуков совпадает? ________________________________________________________

Сколько глухих согласных в слове ЛУНОХОД? _______________________________

В слове ЕЖ сколько звуков? _____________________________________________

Если прочитать звуки слова ДОГ наоборот, получится... _______________________

В слове ПЛАТЬЕ сколько гласных звуков? ____________________________________

Карточка-информатор.

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками.

1. Оглушение звонких парных на конце слова: Род [ рот ], флаг [ флак ].

2. Оглушение звонких парных перед глухими: Селедка [ селетка ], в траву [ фтраву].

3. Озвончение глухих парных перед звонкими (кроме сонорных и [ в ], [ в` ]:

   Косьба [каз`ба], к дереву [ гд`эр`иву ].

4. Расподобление звуков – усиление различий между звуками для облегчения произно-шения. НАПРИМЕР, в слове легкий вместо звуков [гк` ] произносим сочетание [хк` ], что облегчает произношение слова.

5. Упрощение групп согласных происходит в словах, где есть непроизносимые согласные: в сочетании из трех согласных один не произносится:

         снт – [ сн ]: устный – у[ сн ]ый;

         здн – [ зн ]: поздний – по[ зн]ий;

        лнц – [ нц ]: солнце – со[ нц ]е;

         рдц – [ рц ]: сердце – се[ рц ]е.

Оценочный лист по теме «Фонетика. Орфоэпия».

Задание

О Ц Е Н К А

«5»

«4»

«3»

«2»

  1. Упражнение «Слова наоборот»

  1. Упражнение «Транскрипция»

  1. Распределение слов «Звуки – буквы»

  1. Упражнение «Расставь ударение»

  1. Итоговый тест «Ответь на вопрос»

Итоговая оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ГИА по математике. Итоговое повторение в 9 классе.

Данный материал предназначен для использования  на уроках математики в 9-х классах с целью повторения и  обобщения изученного и п...

Задания для итогового повторения в 6 классе.

Данные задания можно использовать как доплнительные задания для учащихся  с целью подготовки к итоговой контрольной работе, а также можно использовать их для повторения в 7 классе....

Устные упражнения для итогового повторения в старших классах по теме "Уравнения и неравенства"

для итогового повторения в старших классах по теме "Уравнения и неравенства"...

Задания для итогового повторения в 7 классах по алгебре.

Данный материал содержит 2 теста за курс 7 класса по алгебре, подбор текстовых задач, задание со степенями....

Уроки итогового повторения в 9 классе

Данный материал содержит методические рекомендации для организации уроков итогового повторения, обобщения и систематизации знаний при подготовки учащихся 9 классов к сдаче ГИА по математике....

Урок итогового повторения в 9 классе" Линейные уравнения с параметром"

Рассмотрим уравнения, приводящиеся к линейным и дробно-линейным. Эти типы уравнений хорошо знакомы учащимся, и их решение не вызывает затруднений. Параметр, присутствующий в условии, не создает ...

Конспект урока по алгебре для итогового повторения в 9 классе по теме "Решение уравнений"

На данном уроке учащиеся систематизируют и обобщают знания по различным видам уравнений и способам их решения. В ходе урока учащимся показываются не только правильные решения уравнений, но и подсказки...