Причастие
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Байкалова Маргарита Гавриловна

Основные цели:

- сформировать умение определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

-  тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovnaya_chastprichastie.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Причастие

Тип урока: Усвоение  нового материала.

Основные цели:

- сформировать умение определять условия выбора слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

-  тренировать умение фиксировать шаги по построению нового знания, умение работать в группах, умение адекватно оценивать свою деятельность.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем

Коммуникативные УУД: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями.

Планируемые результаты:

Предметные:  - Знать морфологические и синтаксические признаки причастий,

орфограмму «Не с причастием». - Уметь находить причастия.

Личностные: - Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Метапредметные: - Уметь оценивать результаты деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

 - Уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли    (Коммуникативные УУД)

 - Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (Познавательные УУД)

Материалы к занятию

Демонстрационный материал:

 1) эталоны правописания НЕ с различными частями речи;

2) план действий; правила правописания НЕ с причастиями;

3) алгоритм определения слитного и раздельного написания НЕ с причастиями;

 4) задание на первичное закрепление во внешней речи;

5) карточка для самостоятельной работы; 6) эталон для самопроверки; 7) карточка с ответами на вопросы на этапе рефлексии.

Раздаточный материал: 

1) карточка с заданием на этапе актуализации;

2) карточка с пробным заданием;

3) вопросы на этапе рефлексии.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

− Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть! Посмотрите друг на друга, на меня, пожелайте удачи всем на уроке. Вы многое знаете, многое умеете. У вас все получится!

− Вспомните, что нового вы узнали на прошлых уроках?

− Сегодня  мы с вами  продолжим работать с темой «Причастие» и откроем новые знания. Что нужно для этого сделать? (Выяснить, что мы не знаем, выполнить пробные действия, зафиксировать затруднение, выяснить причину затруднения и самим открыть что – то новое.)

− Вспомните, какие формы работы используются на наших уроках? (Работа в парах, группах, самостоятельно.)

− Сегодня вы будете также использовать разные формы работы. Желаю вам удачи!

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.

− С чего обычно вы начинаете свою работу? (С повторения.)

− А для чего вы повторяете ту или иную тему? (Темы, которые мы повторяем в начале урока, связаны с новой темой, и это помогает нам открыть знание самостоятельно.)

− Вспомните, что такое причастие?

− Какие формы причастия вы знаете? (Краткую и полную.)

Задание на слух.

− Образуйте краткие формы причастия.

Слова для устного упражнения:

Причёсанный, огороженный, расколотый, прочитанный, построенный, политый, неумытый, нарезанный. (Учащиеся фронтально работают).

Следующее задание выполняется письменно.

− Перед вами на столах лежат карточки с заданием:

1) (не) ряшливый, 2) фильм (не) интересен, 3) (не) нужные для доказательств факты

4) (не) большая, а маленькая книга, 5) (не) высокий дом, 6) (не) пришел

− Посмотрите внимательно на них и скажите, какое задание вы должны будете выполнить? (Определить слитное и раздельное написание НЕ.)

− Каким правилом вы будете пользоваться? (Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.) Проверка по таблице  на доске.

 На это задание отводится 1 минута, отвечать будете по цепочке.

Образец ответа

1) В первом примере НЕ пишется слитно, так как данное прилагательное без НЕ не употребляется.

2) Во втором примере слово «неинтересен» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ: «скучен». Краткая форма прилагательного на написание НЕ не влияет.

3) В третьем примере прилагательное «ненужные» пишется слитно, так как можно заменить синонимом без НЕ: «лишние», а пояснительные слова («для доказательств») на написание НЕ с прилагательными не влияют.

4) В четвертом примере прилагательное «не большая» пишется раздельно, так как есть противопоставление с союзом «а».

5) В пятом примере прилагательное «невысокий» пишется слитно, так как мы можем заменить синонимом без НЕ: «низкий».

6) В шестом примере глагол «пришел» пишется с НЕ раздельно, так как глаголы всегда пишутся с отрицательными частицами раздельно.

− Скажите, в каком∙случае НЕ является морфемой, а в каком − частью речи? (Если слитное написание, то НЕ становится приставкой, а если раздельно, то НЕ становится частицей.)

− Правильно. Итак, на основе примеров вы вспомнили правила написания НЕ с разными частями речи. Уточните, с какими частями речи? (С прилагательными и глаголами.)

− Что вы сейчас повторили?

− Как вы думаете, что вы должны выполнить дальше? (Задание на пробное действие.)

− А что вам помогает понять и зафиксировать пробное действие? (Оно помогает понять и зафиксировать то, что мы не знаем.)

− Молодцы! На столах у вас лежат карточки с заданием на пробное действие:

1) (не)доумевающий, 2) (не)отмечен, 3) (не)нашедший дороги, 4) (не)обрезанная, а срубленная (вишня), 5) (не)погасший

На экране также выведены слова с проблемным написанием НЕ.

− Какая часть речи встречается в пробном задании? (Причастие.)

− Уточните свое задание. (Определить, в каких случаях НЕ пишется слитно, а в каких – раздельно в причастиях.)

− Кто не выполнил задание?

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог определить, где надо писать слитно, а где раздельно НЕ с причастиями.)

− Из тех, кто выполнил задание, поднимите руку, кто уверен, что выполнил задание правильно.

− Укажите эталон, которым вы воспользовались.

− Что вы не смогли сделать? (Я не смог предоставить эталон.)

3. Выявление места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были определить, в каких примерах НЕ пишется слитно, а в каких – раздельно.)

− В чем ваше затруднение? (В выборе слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

− Почему вы испытали затруднение? (Мы не знаем правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

− Что вы будете делать дальше? (Построим проект выхода из затруднения.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

− Какова же цель вашей деятельности? (Узнать правила слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

− Раз вы правильно поставили цель урока, значит, вы можете сами сформулировать тему урока. («Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».)

− Что из этапа повторения поможет вам в достижении цели? (Знание правил слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными и глаголами, а также образование кратких причастий.)

− Значит, вам необходим план действий. Как вы думаете, что будет первым шагом? (Определить, от чего зависит слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.)

Учитель вывешивает на доску шаги плана действий:

1. Определить условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

− Зная условия выбора, что дальше вы можете сделать? (Создать эталон.)

На доске вывешивается второй шаг действия:

2. Создать эталон.

− И каков ваш последний шаг? (Сделать вывод.)

3. Сделать вывод.

−  Вы прекрасно справились с заданием.

5. Реализация построенного проекта.

− На этапе актуализации вы вспомнили, что такое причастие, и сказали, что причастие обозначает признак по действию. Тогда скажите, признаки каких частей речи совмещает в себе причастие? (Прилагательного и глагола.)

 От прилагательного причастие взяло признак, от глагола – действие.

− Дальнейшую работу вы будете делать в группах. Вернитесь к пробному заданию. Против каждого примера напишите свое объяснение слитного и раздельного написания НЕ. Не забудьте то, что вы говорили, объясняя правописание НЕ в упражнении на этапе повторения.  (Учащиеся дают ответы на первый и четвертый примеры, основываясь на тех знаниях, которые у них уже есть и озвучивают выполнение задания.)

−  По аналогии вы увидели, что некоторые правила правописания НЕ с прилагательными повторяют правила правописания НЕ с причастиями. Предлагаю вам записать на отдельных листочках каждое правило.

- У каждой группы есть набор из пяти белых листков. Каждая группа вписывает правило, при этом предварительно представитель от какой-нибудь группы формулирует его. Необходимо дать учащимся высказаться, если формулировки группы чем-то отличаются друг от друга. Конечный вариант учитель вывешивает на доске. В результате этой работы на доске должно появиться:

- НЕ пишется слитно, если без НЕ причастие не употребляется

- НЕ пишется раздельно, если есть противопоставление

  Дети  начинают свои рассуждения с определения обеих частей речи. Они  конкретизируют  свое внимание на том, что прилагательное обозначает признак, а причастие, помимо признака, несет в себе значение глагола, то есть действия.

− Как вы думаете, ребята, в слове «(не)отмечен» присутствует значение глагола? Вы ощущаете в слове действие какого-то предмета или лица? (Да.)

− Подумайте, по признакам  какой части речи стоит определять правописание данного слова? (По признакам глаголом.)

− Почему вы так думаете?

− Так как  глагол обозначает действие предмета.

−  Запишите свой вывод в виде третьего правила:

 - НЕ с краткими причастиями пишется раздельно

− Итак, у вас уже в наличии три правила написания НЕ с причастиями. Рассмотрите следующий, третий, пример. Как вы думаете, с каким примером его можно сопоставить? (С третьим примером из задания на этапе повторения.)

− Верно. И как вы будете рассуждать?

Учащиеся могут сами предположить, что рассуждать надо так же, как во втором примере, то есть основываясь на глаголе данной части речи. Следовательно, причастие «не нашедший» пишется с НЕ раздельно. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что причастие стоит в полной форме.

− Чем же отличается правописание прилагательного в первом упражнении от правописания причастия в данном упражнении? (Тем, что наличие зависимых слов на правописание НЕ с прилагательными не влияет, а наличие зависимых слов на правописание НЕ с причастиями влияет: НЕ будет писаться раздельно.)

− А что же такое «причастие с зависимыми словами»? (Это причастный оборот.)

− Сделайте вывод… (В причастном обороте НЕ с причастиями всегда будет писаться раздельно.)

− Уточним: за исключением какого случая? (Если без НЕ причастие не употребляется.)

− Зафиксируйте правило в творческих тетрадях.

Могут быть разные варианты:

НЕ пишется раздельно, если причастие в полной форме имеет при себе зависимые слова.

или

В причастном обороте причастие всегда пишется с НЕ раздельно.

 На доску лучше поместить первый вариант.

− С четвертым примером вы уже определились, переходите к пятому. Как будете рассуждать? (Причастие в данном случае одиночное, без зависимых слов, в полной форме.)

− С каким примером из актуализации сопоставим данное причастие? (С пятым примером: «невысокий дом».)

− Как вы думаете, ребята, какой признак важнее в причастии «(не) погасший»: действие или признак?

Данный вопрос довольно сложный и предполагает, что ученики могут дать две версии ответа. Необходимо отметить всех, кто участвовал в дискуссии.

 Когда причастие одиночное, перевешивает признак прилагательного. Поднимете руку, кто высказался правильно…

− Сделайте вывод из нашей беседы, записав правило в творческой тетради.

НЕ пишется слитно, если причастие в полной форме одиночное.

− Сколько пунктов правил у нас получилось? (Пять.)

− На доске вывешены все пять правил – прочитайте их вслух, хором.

− Теперь творческое задание для каждой группы. Составьте алгоритм из данных правил.       Соберите их так, чтобы был ясен ход ваших мыслей.

Если учащиеся затрудняются с работой, можно подсказать им, что самое первое, однозначное правило – это слитное написание НЕ с причастием, когда без НЕ причастие не употребляется. Важно также, чтобы дети поняли, что правописание НЕ зависит от формы причастия (полная или краткая), и строили алгоритм, основываясь на этих знаниях.

На эту работу отводится несколько минут, затем представители от каждой группы предлагают свои варианты алгоритмов.

Вместе с детьми учитель представляет свой вариант алгоритма.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями

6. Первичное закрепление.

− Научиться применять правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями вам поможет следующее упражнение: вы должны объяснить слитное и раздельное написание с причастиями, используя построенный алгоритм. Отвечать вы будете по цепочке. С двумя первыми парами мы работаем все вместе, а вторые две пары вы будете также объяснять, работая в парах, проговаривая друг другу те правила, которые применяете в этом задании.

Задание проецируются на доску:

Невыполненное задание – задание не выполнено.

Незаконченная книга – не законченная мною книга.

Нерешённая задача – задача не решена, а списана.

Невымытый пол – пол не вымыт.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

− Разобрались? Как проверить, научились вы применять новое правило? (Надо выполнить самостоятельную работу и сопоставить ее с эталоном для самопроверки.)

– У вас на партах лежат карточки с заданиями:

1) (Не)навидевший.

2) Ещё (не)решённый.

3) (Не)написанная, а напечатанная работа.

4) (Не)скошенный луг.

5) (Не)прочитана.

− Какое задание вы должны выполнить?  После работы учащиеся проверяют сделаны

задания по эталону для самопроверки:

− При выполнении этого задания у кого-нибудь возникло затруднение? Если да, то как вы думаете, почему?

− У кого задание не вызвало затруднений?

− Вы все молодцы!

8. Включение в систему знаний и повторение.

− Скажите, ребята, где вы будете применять новые знания? Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему? (…)

− Что вы должны сделать дальше? (Необходимо выполнить задание, которое включает и новую тему, и пройденный материал.)

− Предлагаю вам поработать у доски. Я продиктую вам предложение. Вашей задачей будет объяснить орфографию и пунктуацию, а также сделать полный синтаксический разбор предложения.

Предложение записывает ученик на доске.

Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на фоне неба.

Отвечать могут по цепочке либо по поднятой руке.

Образец ответа:

Горыещё не освещённые солнцемвыделялись на фоне неба. (Повест., невоскл., простое, двусост., полное, распростр., осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

Объяснение орфографии:

Причастие «освещённые» имеет неизменяемую приставку «о-».

В корне причастия «освещённые» «свещ» пишется гласная Е, так как можно подобрать проверочное слово с ударной Е: «свЕт».

В причастии «освещённые» пишется суффикс -ЕНН-, так как оно образовано от глагола соверш. в., а также данное причастие имеет при себе зависимое слово «ещё».

Причастие «освещённые» имеет окончание ЫЕ, так как можно задать вопрос от главного слова «горы». Горы (какие?) освещённЫЕ.

Частица НЕ пишется с причастием раздельно, так как причастие имеет при себе зависимое слово «ещё» и, следовательно, входит в состав причастного оборота.

Наречие «ещё» является исключением из правила «О / Ё после шипящих и Ц». В данном слове под ударением пишется Ё.

В корне существительного «солнцем» пишется непроизносимая согласная Л, так как можно подобрать проверочное слово, где данная согласная звучит четко: соЛнечный, соЛнышко.

Существительное «солнцем» имеет окончание ЕМ, так как данное существительное относится коII склонению и стоит в творительном падеже, единственном числе.

В корне глагола «выделялись» «-дел-» пишется гласная Е, так как можно подобрать проверочное слово с ударной Е: «дЕлит».

Существительное «(на) фоне» имеет окончание Е, так как данное существительное относится коII склонению и стоит в предложном падеже, единственном числе.

Объяснение пунктуации:

Данное предложение осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Поскольку причастный оборот «еще не освещенные солнцем» стоит после главного слова «горы», он обособляется.

Следующее задание также выполняется у доски.

− Произведите морфемный разбор слова «освещённые»

Образец разбора.

Освещённые

Суффикс -ЕНН- указывает на то, что это страдательное причастие прошедшего времени.

Окончание -ЫЕ указывает на то, что данное причастие стоит во множественном числе.

9. Рефлексия учебной деятельности.

− Что нового вы узнали на уроке? (Узнали правило слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.)

− Что необходимо сделать, прежде чем мы закончим урок? (Подвести итог нашей работы.)

– Какую цель вы поставили в начале урока?

− Вы достигли поставленной цели?

− В чем у вас было затруднение?

− Как вы открывали новое знание?

− Что вам помогло открыть новое знание?

− У вас на партах лежат карточки с заданием:

1) Если причастие в полной форме одиночное, то с НЕ оно написано…

2) Если у причастия в полной форме есть зависимые слова, то с НЕ оно написано…

3) Если причастие в краткой форме, то с НЕ оно написано…

4) Если причастие без НЕ не употребляется, то с НЕ оно написано…http://doc4web.ru/uploads/files/86/87207/hello_html_6bb6ea63.gif

5) Если причастие в полной форме употреблено при противопоставлении, то с НЕ оно написано…

− Закончите следующие предложения.

Задание следует сделать письменно.http://doc4web.ru/uploads/files/86/87207/hello_html_9dd87ff.gif

− После того как сделаете задание, посмотрите на экран и сверьтесь с ответами:

1. Слитно 2. Раздельно  3. Раздельно 4. Слитно 5. Раздельно

– Молодцы!

Домашнее задание:

Придумайте к каждому правилу алгоритма свои примеры.

http://doc4web.ru/uploads/files/86/87207/hello_html_m220c33b9.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

Слитное и раздельное написание не- полная форма причастий, краткое причастие.

Слитное и раздельное написание не - полная форма причастий, краткое причастие – Здравствуйте! Тема нашего урока – «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». – Запомните, НЕ с п...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...