Разработка урока "Употребление модальных частиц" 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Селиванова Лада Леонидовна

Открытый урок на Дне открытых дверей для родителей "Модальные частицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_modalnye_chastitsy_7_kl_7_apr_2017g.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: УПОТРЕБЛЕНИЕ МОДАЛЬНЫХ ЧАСТИЦ.

Открытый урок на Дне открытых дверей Лицея №6 08.04.2017г

Учитель Селиванова Л.Л.

Тип урока

Комбинированный – закрепления изученного материала, развития речи

Цель урока

Продолжить формирование у обучающихся понятия модальные (смыслоразличительные) частицы, сформировать умение находить частицы в тексте, использовать частицы в своей речи

Задачи урока

  • Проверить степень усвоения предыдущего материала;
  • отработать умение находить модальные частицы в тексте;
  • развивать навыки групповой работы (умение договариваться, выслушивать мнение одноклассника, приходить к общему решению), навыки работы с текстом,
  • совершенствовать умение выразительно и по ролям читать текст;
  • развивать познавательную активность обучающихся.

Формы, приемы, методы

Фронтальный опрос, работа с доской,  работа в группе; работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям

Предполагаемый результат

Знать разряды частиц по значению, роль смысловых частиц, уметь распознавать частицы; отличать частицы от других частей речи по совокупности признаков; определять, какому слову или какой части текста придают смысловые оттенки

Компетенции, УУД

Учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностные

Педагогические технологии

Метод группового обучения, технология сотрудничества

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, карточки с заданиями

Основные понятия

Модальные частицы, разряды модальных частиц по значению


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ  СТРУКТУРА  УРОКА

Этап урока

Цель урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

учеников

УУД

Оценивание, форма контроля

Результат

  1. Организацион-ный

Мотивация к учебной деятельности, включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Проверка домашнего задания

  • Фронтальный письменный опрос. Вопросы: перечислить частицы, относящиеся к разным разрядам модальных частиц

Отвечают, объясняют

Познавательные, личностные

Оценка работы учащихся на листочках для тестов

Включение семиклассников в учебный процесс

2. Постановка целей

и задач урока

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез

Предлагает обучающимся рассказать, легко ли было в сочинение употребить большое количество модальных частиц.

Проблемный вопрос:

- Нужно ли уметь употреблять разные частицы в речи? Для чего? Что нужно сделать, чтобы следующий раз подобное задание было выполнить легче?

Организует работу по поиску ответа на этот вопрос

Выдвигают варианты формулировки цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют

Учебно

познава

тельные,

коммуни

кативные

Фронтальная беседа

Определение цели урока.

Умения сотрудничать, вступать в дискуссии, анализировать, доказывать свою точку зрения, ставить цели и планировать свою работу

3. Актуализация знаний  

4. Первичная проверка понимания

Повторение и закрепление ранее изученного

Давайте вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме.

Предлагает материал для наблюдения .

Используют приобретенные знания в практической деятельности 

Учебно-

познава

тельные

Работа с доской (Приложение №1)

Формирование умения ориентироваться в содержании предмета, использовать информацию

5. Закрепление знаний

Организация групповой работы

Помогает учащимся разделиться на группы, организует соревнование: предлагает 1) найти модальные, формообразующие и отрицательные частицы в сочинениях одноклассников,2) по возможности добавить еще частицы, а затем 3) прочитать текст с выражением или по ролям

Работают в группах, решают творческие задачи. Ориентируются в информации.

Учебно-

познава

тельные,

коммуни

кативные

Работа с текстом, развитие речи, выразительное чтение

Формирование умения ориентироваться в содержании предмета, использовать известную информацию, вычленять необходимую для решения совместной задачи.

Освоение способов совместной деятельности, формирование навыков речевой деятельности.

6. Конт-роль усвоения, обсуж

дение допущенных ошибок и их коррекция

Организация самостоятельной проверки решений обучающимися; выявление причин ошибок и их исправление

Организует проверку выполненного задания по предложенному шаблону. Организует обсуждение и комментирование ошибок. 

Проводят взаимооценку,

выявляют допущенные другими группами ошибки, исправляют, комментируют  свои действия

Учебно-

познава

тельные,

информа

ционные,

коммуни

катив-ные

Оценка выполненных заданий

Формирование умения систематизировать и обобщать изученное, высказывать суждение по результатам сравнения. Формирование собственных представлений о предмете изучения.

7. Рефлексия

Осознание обучающимися своей учебной деятельности; самооценка результатов своей деятельности и всего коллектива

- Посмотрим на экран и подведем итоги урока, закончив предложения:

  • Сегодня на уроке я. . .
  • Самым полезным и интересным для меня было...
  • Я встретился с трудностью при...
  • У меня хорошо получилось...
  • Мне это необходимо для...

Анализируют деятельность по достижению цели, формулируют домашнее задание

Учебно-

познава

тельные,

личностные

Рефлексия с помощью клише

Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование

8. Домашнее задание: повторить разряды частиц

Приложение №1

Предложения для работы с доской (задача – определить все части речи, разряды  частиц)

  1. Неужели в самом деле все сгорели карусели?
  2. Ведь были ж схватки боевые, да, говорят, еще какие!
  3. В последние дни погода менее солнечная и довольно-таки сырая
  4. Вот мельница; она уж развалилась.
  5. Я б в водители пошел; пусть меня научат!
  6. Называй других именно так, как они тебе представились.
  7. Ведь вряд ли даже самому близкому другу понравится, если  ты будешь называть его только по фамилии.

Приложение №2

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

ТЕКСТЫ (найди все частицы в текстах: в первом – 26 шт, во 2,3,4 – по 15 шт)

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется, ему, чтобы робот все делал за него!

                 Однажды Фома пришел ко мне и сказал:

 - Я придумал, каким должен быть мой робот!

 - Ну, и каким же? – спросил я без должного энтузиазма. Но Фому это не смутило, и он продолжил:

 - Он будет небольшой, размером с меня, весь металлический. У него будут пальцы, как у человека, и самый мощный компьютер в голове. Такого даже у нашего учителя информатики нет!

 - Послушай-ка меня, Фома… - начал было я, но, видимо, по моему тону он понял, что я хочу сказать, и прервал меня:

 - Да брось ты, даже тебе понравится! Ведь он будет делать за нас всю домашнюю работу!

 - Нет, ты все-таки послушай. Ведь если робот будет все за нас делать, то мы же не будем ничего знать и останемся необразованными, а потом не сможем устроиться на работу, и все из-за твоего робота!

 - Ну, и ладно! Я и сам робота сделаю, а тебе не дам! – обиделся Фома и ушел.

        Через три дня мы с ним снова встретились. Он выглядел настолько виноватым и подавленным, что мне стало его жалко, и я спросил:

 - Фома, что случилось? Ты выглядишь очень грустным.

 - Послушай, извини меня. Я тебе тогда нагрубил, а теперь понял, что был не прав. Если я не буду учиться, то не смогу сделать своего робота. Ты ведь сможешь меня простить?

 - Конечно, Фома! Что за вопросы! Я очень рад, что мы помирились! Вот видишь, выходит, даже с роботом без учения не обойтись!

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!

Однажды Фома решил сделать робота, который бы все делал за него. Нашел Фома в Интернете инструкцию и подумал: «Неужели все так просто?»

Он начал работать над своим изобретением. Работал день, работал два, работал три – не выходит!

 - Как же сделать этого робота? Я-то думал, что будет проще, - подумал Фома.

Решил Фома идти к Мише. Все-таки Михаил – отличник, лучший друг Фомы. Фома рассказал другу о своей проблеме. Миша посоветовал ему почитать разные книги.

Когда Фома пришел домой, он сразу же сел за чтение. Вначале он прочитал учебник по физике, затем по математике. Вскоре он прочитал почти все книги, которые были у него дома. Наконец он понял, в чем проблема, и исправил ее.

И вот робот готов. Первой командой для робота было – сделать домашнее задание. Но Фома обнаружил, что робот почему-то допускает элементарные ошибки. «Разве роботы могут делать ошибки?» - удивился Фома и решил, что надо выключить робота и сделать задание самому. И тут Фома осознал, что он всё понимает. Оказывается, пока Фома читал книги, он узнал много нового.

Выходит, даже с роботом без учения не обойтись!

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Как раз об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!

Однажды, сидя на уроке, я заметил, как Фома рисует какого-то необычного человечка в тетради, и я спросил: « Кого ты рисуешь?» Фома ответил, что хотел бы получить в подарок на день рождения робота, но родители говорят, что он стоит слишком дорого, поэтому мой друг просто изобразил робота своей мечты.

        А я отлично разбирался именно в робототехнике и решил сделать ему сюрприз на день рождения.  Несколько недель я работал над подарком другу, надеясь увидеть радость от сбывшейся мечты в его глазах.

        Наступил день торжества. Как только я подошел к дому Фомы, двери распахнулись. Фома сказал, что я первый из гостей. Я не мог сдержаться и тут же подарил ему робота. Как он был счастлив тогда! Весь день рождения мы играли, ни на минуту не расставаясь с роботом. В конце вечера друг меня поблагодарил, и мы попрощались.

        На следующее утро он мне звонит и грустным голосом объясняет: «Мой кот тоже решил поиграть с твоим подарком и сломал его…»

        Через несколько минут я уже был дома у Фомы. Дождавшись, пока я починю робота, именинник попросил меня обучить его робототехнике, ведь робот может сломаться, а я могу и не приехать. Я предложил ему ходить со мной на специальный кружок, Фоме очень понравилась моя идея, и он согласился.

        Выходит, даже с роботом без учения не обойтись.

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!

Однажды Фомка решил роботизировать выполнение домашней работы, ему было лень делать ее самому, к тому же тема, по его мнению, была неинтересная, а во дворе друзья играли в футбол.

Для реализации идеи он достал из кладовки старого, печатающего тексты робота, а в Интернете нашел готовую работу. Сайт, на котором он обнаружил готовое домашнее задание, был сомнительным, но футбол не ждет! Быстро настроив робота и дав ему задание, наш Фома побежал на дворовое поле к друзьям.

Его друзья учились с ним в одном классе и уже давно сделали домашнее задание. Фомка долго хвастался, что он один такой умный, додумался робота заставить делать его работу.

 - Были б все такие умные, ну, как я, так давно бы уже и машины летали, и люди по Марсу ходили, - гордо заявил Фома.

 - Да, ты, Фомка, действительно умный, раз такое можешь,  - с завистью говорили ребята.

 - Завтра вас всех удивлю, за такую работу только высший балл поставить можно,  - с еще большей гордостью произнес Фома.

Стемнело, друзья разошлись, и Фомка пошел домой. Было поздно, и, даже не проверив домашнюю работу, наш герой положи ее в рюкзак и заснул.

На следующий день ленивый Фома получил не высший, а низший балл. Оказывается, он неправильно настроил робота и задал текст с ошибками. Весь класс над ним смеялся, и даже долгое время спустя ребята вспоминали об этом случае.

Выходит, даже с роботом без учения не обойтись!

ОТВЕТЫ:

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется, ему, чтобы робот все делал за него!

                 Однажды Фома пришел ко мне и сказал:

 - Я придумал, каким должен быть мой робот!

 - Ну, и каким же? – спросил я без должного энтузиазма. Но Фому это не смутило, и он продолжил:

 - Он будет небольшой, размером с меня, весь металлический. У него будут пальцы, как у человека, и самый мощный компьютер в голове. Такого даже у нашего учителя информатики нет!

 - Послушай-ка меня, Фома… - начал было я, но, видимо, по моему тону он понял, что я хочу сказать, и прервал меня:

 - Да брось ты, даже тебе понравится! Ведь он будет делать за нас всю домашнюю работу!

 - Нет, ты все-таки послушай. Ведь если робот будет все за нас делать, то мы же не будем ничего знать и останемся необразованными, а потом не сможем устроиться на работу, и все из-за твоего робота!

 - Ну, и ладно! Я и сам робота сделаю, а тебе не дам! – обиделся Фома и ушел.

        Через три дня мы с ним снова встретились. Он выглядел настолько виноватым и подавленным, что мне стало его жалко, и я спросил:

 - Фома, что случилось? Ты выглядишь очень грустным.

 - Послушай, извини меня. Я тебе тогда нагрубил, а теперь понял, что был не прав. Если я не буду учиться, то не смогу сделать своего робота. Ты ведь сможешь меня простить?

 - Конечно, Фома! Что за вопросы! Я очень рад, что мы помирились! Вот видишь, выходит, даже с роботом без учения не обойтись!

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!

Однажды Фома решил сделать робота, который бы все делал за него. Нашел Фома в Интернете инструкцию и подумал: «Неужели все так просто?»

Он начал работать над своим изобретением. Работал день, работал два, работал три – не выходит!

 - Как же сделать этого робота? Я-то думал, что будет проще, - подумал Фома.

Решил Фома идти к Мише. Все-таки Михаил – отличник, лучший друг Фомы. Фома рассказал другу о своей проблеме. Миша посоветовал ему почитать разные книги.

Когда Фома пришел домой, он сразу же сел за чтение. Вначале он прочитал учебник по физике, затем по математике. Вскоре он прочитал почти все книги, которые были у него дома. Наконец он понял, в чем проблема, и исправил ее.

И вот робот готов. Первой командой для робота было – сделать домашнее задание. Но Фома обнаружил, что робот почему-то допускает элементарные ошибки. «Разве роботы могут делать ошибки?» - удивился Фома и решил, что надо выключить робота и сделать задание самому. И тут Фома осознал, что он всё понимает. Оказывается, пока Фома читал книги, он узнал много нового.

Выходит, даже с роботом без учения не обойтись!

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Как раз об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!

Однажды, сидя на уроке, я заметил, как Фома рисует какого-то необычного человечка в тетради, и я спросил: « Кого ты рисуешь?» Фома ответил, что хотел бы получить в подарок на день рождения робота, но родители говорят, что он стоит слишком дорого, поэтому мой друг просто изобразил робота своей мечты.

        А я отлично разбирался именно в робототехнике и решил сделать ему сюрприз на день рождения.  Несколько недель я работал над подарком другу, надеясь увидеть радость от сбывшейся мечты в его глазах.

        Наступил день торжества. Как только я подошел к дому Фомы, двери распахнулись. Фома сказал, что я первый из гостей. Я не мог сдержаться и тут же подарил ему робота. Как он был счастлив тогда! Весь день рождения мы играли, ни на минуту не расставаясь с роботом. В конце вечера друг меня поблагодарил, и мы попрощались.

        На следующее утро он мне звонит и грустным голосом объясняет: «Мой кот тоже решил поиграть с твоим подарком и сломал его…»

        Через несколько минут я уже был дома у Фомы. Дождавшись, пока я починю робота, именинник попросил меня обучить его робототехнике, ведь робот может сломаться, а я могу и не приехать. Я предложил ему ходить со мной на специальный кружок, Фоме очень понравилась моя идея, и он согласился.

        Выходит, даже с роботом без учения не обойтись.

  1. Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему, чтобы робот все делал за него!

Однажды Фомка решил роботизировать выполнение домашней работы, ему было лень делать ее самому, к тому же тема, по его мнению, была неинтересная, а во дворе друзья играли в футбол.

Для реализации идеи он достал из кладовки старого, печатающего тексты робота, а в Интернете нашел готовую работу. Сайт, на котором он обнаружил готовое домашнее задание, был сомнительным, но футбол не ждет! Быстро настроив робота и дав ему задание, наш Фома побежал на дворовое поле к друзьям.

Его друзья учились с ним в одном классе и уже давно сделали домашнее задание. Фомка долго хвастался, что он один такой умный, додумался робота заставить делать его работу.

 - Были б все такие умные, ну, как я, так давно бы уже и машины летали, и люди по Марсу ходили, - гордо заявил Фома.

 - Да, ты, Фомка, действительно умный, раз такое можешь,  - с завистью говорили ребята.

 - Завтра вас всех удивлю, за такую работу только высший балл поставить можно,  - с еще большей гордостью произнес Фома.

Стемнело, друзья разошлись, и Фомка пошел домой. Было поздно, и, даже не проверив домашнюю работу, наш герой положи ее в рюкзак и заснул.

На следующий день ленивый Фома получил не высший, а низший балл. Оказывается, он неправильно настроил робота и задал текст с ошибками. Весь класс над ним смеялся, и даже долгое время спустя ребята вспоминали об этом случае.

Выходит, даже с роботом без учения не обойтись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока для 8 класса по теме: "Генетические связи между различными классами соединений"

Данный урок позволяет развивать умение ставить несложные проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку. Работа осуществляется в группах "Практик-теоретик"...

разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс

данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Разработка урока для совмещенных классов в коррекционном классе VIII вида

Урок разработан по направлению "Швейное дело " в 7-8коррекционном классе VIII вида по теме "Обработка горловины швейного изделия"...

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Методическая разработка по геометрии (8 класс) по теме:  Разработка урока по теме "Параллелограмм".

План-конспект урока по геометрии для 8 класса.Урок разработан учителем математики Шунаевой Т.А. Тема урока: Параллелограмм. Решение задач.Цели урока Продолжить формирование умений решать задачи н...