Программа курса по русскому языку в 8 классе
элективный курс по русскому языку (8 класс) по теме

Программа элективного курса по русскому языку "Дружим с грамматикой" (внеурочная деятельность) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_druzhim_s_grammatikoy.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

курса по выбору

по русскому языку

«Дружим с грамматикой»

Для учащихся 8 класса

Составитель:

учитель русского языка и литературы

Богословская Наталья Владимировна

г. Калининград

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Курс «Дружим с грамматикой» расширяет, углубляет и систематизирует знания обучающихся, полученные в 5-8 классах.  Курс рассчитан на учеников 8 класса.

Объем часов – 35.

        На сегодняшний день одной из актуальнейших задач учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Анализируя результаты мониторингов 5-7 классов, отмечаем, что уровень морфологической и синтаксической  подготовки обучающихся невысокий.

Данный элективный курс открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче выпускных экзаменов по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного и профильного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.

Достаточно высокая степень научности (опора на специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов грамматики, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской грамматики на фоне общей системы русского правописания.

        Программа курса построена по принципу практических занятий и состоит из 3 частей (орфография, морфология и синтаксис), на изучение первой части отводится 2 часа, второй части - 18 часов, третьей части - 15. Такое построение дает большую свободу учителю и предполагает вариативность в работе: планировать работу можно в соответствии с уровнем подготовки группы обучающихся.

        Курс имеет практическую направленность, основан на опыте работы с обучающимися 5-8 классов школы. Для изучения предлагаются самые трудные или наименее изученные разделы Программы. Занятия проводятся в основном на материалах рабочей программы основного курса русского языка, на литературоведческих текстах. Это дает возможность установить самые тесные межпредметные связи между русским языком и литературой, усилить практическую направленность преподавания, активизировать на занятиях знания обучающихся по литературе, и наоборот: на уроках литературы уделять внимание языку изучаемого произведения, особенностям авторского стиля. Программа курса предполагает широкое знакомство обучающихся со словарями и справочной литературой, а также выработку умения самостоятельно использовать их в работе.

Формы работы: беседа, комбинированные занятия, групповые занятия, самостоятельная работа, практические занятия, коллективная работа. Предполагается проводить 2 занятия по каждой из представленных тем, в которых на первом занятии будет рассмотрен теоретический материал, представлены наиболее сложные случаи по данной теме; второе занятие по заданной теме будет посвящено систематизации навыков и умений.

Контроль усвоения материала: тестирование, контрольные диктанты, контрольные работы, выполнение индивидуальных заданий, контроль  составления  словарей, исследовательская работа.

Цели элективного курса «Дружим с грамматикой»:

1) усилить работу по совершенствованию устной и письменной речи

обучающихся;

2) помочь обучающимся успешно выдержать итоговую аттестацию

Задачи элективного курса:

1) расширить, углубить и систематизировать лингвистические знания обучающихся;

2) совершенствовать грамматические навыки обучающихся;

3) проводить работу на текстах литературных произведений и на литературоведческих текстах;

4) продолжить знакомство со словарями и справочной литературой;

5) развивать исследовательские навыки;

6) формировать интерес к истории родного края.

Методические рекомендации:

1. Теоретический материал повторяется крупными блоками с составлением схем и таблиц.

2. Для закрепления навыков правописания целесообразно использовать такие виды работ, как обучающие диктанты с самопроверкой или взаимопроверкой, свободные диктанты, подбор текстов из художественных произведений, изучаемых на уроках литературы.

3. Для развития навыка самоконтроля рекомендуется использовать такие виды работ, как графическое комментирование и диктанты «Проверяю себя».

4. Для расширения словарного запаса обучающихся целесообразно составление тематических словарей, которое может проходить в виде конкурса на лучшего лингвиста.

5. Для активного использования словарей и справочников возможны самостоятельные групповые и индивидуальные задания.

6. Так как многочисленные грамматические ошибки связаны с тем, что обучающиеся не умеют определять части речи и их роль в предложении, целесообразно включать в каждое занятие синтаксический разбор предложений и частичный морфологический анализ слова.

Ожидаемые результаты: Предполагается, что по окончании изучения данного курса учащиеся должны овладеть следующими умениями:

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • опознавать языковые единицы и проводить различные виды их анализа;
  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
  • приобрести опыт проведения первых научных исследований;
  • выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческие;
  • создавать развернутые монологические высказывания на филологические темы;
  • создавать работы реферативного характера на филологические темы.

Литература:

  1. Д.Э.Розенталь. Справочник по литературной правке. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. – М.: Русское слово, 2008.
  3. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: просвещение, 2001.
  4. Д.Э.Розенталь. 750 упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. – М.: Оникс 21 век. Мир и Образование, 2003.

Учебно-тематический план.

Вводное занятие. Разъяснение обучающимся целей и задач курса. Планирование творческих работ. Этимологический подход к анализу трудных вопросов орфографии. Работа с орфографическим и этимологическими словарями. (2 часа).

Морфология (20 часов). Самостоятельные части речи: имена существительные, прилагательные и их грамматические признаки; глагол, причастия, деепричастия и их грамматические свойства; употребление наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы и их грамматические свойства. Правописание созвучных частей речи. Практические задания,  свободные диктанты на аналогичные темы. Сопутствующее повторение: орфограммы корня, правописание приставок, особенности употребления суффиксов в разных частях речи.

Синтаксис.  (13 часов). Словосочетание: виды связи. Простое предложение: способы выражения главных членов предложения, причастный и деепричастный обороты, второстепенные члены предложения. Сложное предложение: употребление сложноподчиненных союзов, особенности постановки знаков препинания, главные и придаточные части предложения.


Календарно-тематическое планирование

курса по выбору по русскому языку в 8 классе

«Дружим с грамматикой»

Общее количество часов - 35.

Количество часов в неделю - 2.

№ п/п

Название тем курса

Кол-во часов

всего

Содержание темы

Вид контроля

Планируемые результаты

Дата проведения

Предметные

Метапредметные

Личностные

1-2

Вводное занятие. Трудные случаи орфографии.

2

Работа с орфографическим словарем. Группировка материала для орфографического анализа. Чередования в корнях слов. Особенности употребления приставок. Составление таблицы-памятки.

Тренинг-практикум. Выполнение упражнений.

Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Уметь свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой.

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической речевой деятельности.

3-4

Имя существительное и его грамматические признаки.

2

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Практические задания, направленные на выявление уровня знаний об имени существительном. Морфологический разбор. Трудные случаи употребления имени существительного

Практическое занятие. Самостоятельная работа.

Знать общее грамматическое значение имен существительных, их морфологические и синтаксические признаки.

Уметь обобщать информацию и делать выводы; умение выстроить доказательство.

Представление о родном языке как о важнейшем средстве общения.

5-6

Имя прилагательное и его грамматические признаки.

2

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Практические задания, направленные на выявление уровня знаний об имени прилагательном. Морфологический разбор. Отглагольные прилагательные.

Практическое занятие. Самостоятельная работа.

Знать общее грамматическое значение имен прилагательных, их морфологические и синтаксические признаки. Уметь находить прилагательные в тексте.

Уметь выделять общие и индивидуальные признаки объекта и создавать на этой основе классификацию.

Стремление совершенствовать и развивать собственную речь.

7-8

 Глагол и его морфологические свойства.  

2

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Практические задания, направленные на выявление уровня знаний о глаголе. Морфологический разбор. Вид, наклонение глагола.

Тренинг-практикум. Тестовая работа

Знать общее грамматическое значение глагола, его морфологические и синтаксические признаки. Уметь находить глагол в тексте. Уметь определять спряжение глаголов с безударным окончанием.

Умение систематизировать информацию, делать выводы.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

9-10

Причастие и деепричастие как формы глагола.

2

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Правописание причастий и деепричастий. Употребление причастий и деепричастий в речи.

Тренинг-практикум. Самостоятельная работа.

Знать морфологические признаки причастий и деепричастий. Уметь опознавать причастия и деепричастия. Знать понятия причастный и деепричастный оборот, а также порядок их оформления на письме. Уметь употреблять причастия и деепричастия в речи.

Уметь работать с информацией, представленной в разных источниках. Уметь систематизировать информацию, делать выводы.

Стремление совершенствовать и развивать собственную речь.

11

Н и НН суффиксах причастий и прилагательных.

1

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Практическое занятие, направленное на отработку правописания сложных случаев употребления причастий и прилагательных. Анализ ошибок, связанных с употреблением –Н- -НН- в суффиксах данных частей речи.

Составление таблицы.

Знать правила употребления Н и НН в разных частях речи. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Уметь обосновывать свой выбор; Уметь применять изученные правила в практической деятельности. Уметь соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в практической деятельности.

Стремление совершенствовать и развивать письменную речь.

12-13

Правописание НЕ с разными частями речи.

2

Актуализация знаний по данной теме.

Практическое занятие. Тестовые задания.

Знать правила употребления НЕ с разными частями речи. Уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа.

Уметь обосновывать свой выбор; Уметь применять изученные правила в практической деятельности.

Стремление совершенствовать и развивать письменную речь.

14

Работа со словарями «Слитно или раздельно?»

1

Коллективное составление словаря наиболее часто употребляемых в литературоведении сложных морфологических случаев. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи.

Групповая работа

Знать правила употребления НЕ и НИ с разными частями речи. Уметь различать созвучные части речи, проводить морфемные анализ.

Уметь обосновывать свой выбор; Уметь применять изученные правила в практической деятельности.

Опыт проведения первых научных исследований

15

Различение частиц НЕ и НИ по смысловому значению и по синтаксической функции.

1

Орфографический анализ текста. Выявление и исправление орфографических ошибок.

Тестовые задания

Знать правила употребления НЕ и НИ с разными частями речи. Уметь различать созвучные части речи, проводить морфемные анализ.

Уметь обосновывать свой выбор; Уметь применять изученные правила в практической деятельности. Уметь выявить и проанализировать свои ошибки после проверки учителем.

Стремление совершенствовать и развивать  свою устную письменную речь.

16-17

Наречие и его морфологические свойства. Отличие наречий от омонимичных частей речи.

2

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Морфологические признаки наречий. Правописание и употребление наречий в речи.

Тренинг-практикум. Самостоятельная работа

Знать морфологические признаки наречий. Уметь опознавать наречия, отличать от созвучных частей речи. Знать правила слитного, дефисного и раздельного написания наречий. Уметь употреблять наречия в речи.

Уметь работать с информацией, представленной в разных источниках. Уметь систематизировать информацию, делать выводы.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

18-19

Служебные части речи. Предлоги, союзы.

2

Сбор и актуализация знаний по данной теме. Сложные случаи употребления служебных частей речи. Значение предлогов и союзов.

Групповая работа

Уметь различать служебные части речи. Знать признаки союза и предлога. Знать классификацию предлогов и союзов. Уметь определять способ образования союзов и предлогов.

Уметь работать с информацией, представленной в разных источниках. Уметь систематизировать информацию, делать выводы.

Уметь применять полученные знания в практической деятельности.

20-21

Различение правописания производных предлогов  и  самостоятельных частей речи.

2

Анализ текста с определением частей речи. Анализ сложных случаев употребления предлогов.

Практическое занятие

Уметь отличать предлоги от других частей речи. Усвоение норм употребления производных предлогов. Знать алгоритм морфологического анализа предлога.

Уметь выделять общие и индивидуальные признаки объекта и создавать на этой основе классификацию. Уметь обнаружить противоречие, а также выстроить доказательство.

Стремление совершенствовать и развивать  свою письменную речь.

22-23

Правописание союзов, отличие их от омонимичных сочетаний слов.

2

Актуализация знаний по данной теме. Правописание и употребление союзов в речи. Союзные слова.

Практическое занятие

Уметь отличать союзы от других частей речи. Усвоение норм употребления сложных союзов и союзных слов. Знать алгоритм морфологического анализа союза.

Уметь выделять общие и индивидуальные признаки объекта и создавать на этой основе классификацию. Уметь обнаружить противоречие, а также выстроить доказательство.

Стремление совершенствовать и развивать  свою у письменную речь.

24-25

Словосочетание.

2

Понятие об элементарной синтаксической единице. Классификация словосочетаний. Виды словосочетаний.

Тренинг-практикум. Тестовые задания

Уметь вычленять  словосочетание, отличать от слова и предложения. Знать строение словосочетания. Знать классификацию словосочетаний, а также виды подчинительной связи.

Уметь адекватно воспринимать информацию устного и письменного сообщения.

Установка на понимание собеседника, на неагрессивное речевое поведение.

26-27

Предложение и его типы.

2

Актуализация знаний по данной теме. Классификация предложений. Задания, направленные на отработку умений.

Тренинг-практикум. Самостоятельная работа.

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь строить предложения с учетом цели высказывания, эмоциональной окраски. Знать виды предложений.

Уметь работать с информацией, представленной в разных источниках. Уметь систематизировать информацию, делать выводы.

Установка на понимание собеседника, на неагрессивное речевое поведение.

28-29

Главные члены предложения.

2

Подлежащее и сказуемое и способы их выражения. Односоставные и двусоставные предложения. Понятие о личном, безличном, неопределенно-личном предложении. Однородные члены предложение.

Тренинг-практикум. Самостоятельная работа

Знать основные единицы языка, их признаки. Знать основные способы выражения главных членов предложения. Уметь определять подлежащее и сказуемое, способ их выражения.

Уметь владеть смысловым чтением, анализировать полученную информацию.

Умение свободно выражать свои мысли.

29-30

Второстепенные члены предложения.

2

Актуализация знаний по данной теме. Виды второстепенных членов предложения. Дополнение, определение, обстоятельство.

Тренинг-практикум. Самостоятельная работа

Знать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, приложение, определение. Уметь находить в предложении второстепенные члены предложения.

Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Умение свободно выражать свои мысли. Стремление совершенствовать свою речь.

31-32

Прямая речь и косвенная речь.

2

Особенности постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью. Оформление прямой речи на письме. Понятие косвенной речи.

Составление таблицы. Групповая работа

Знать правила постановки знаков препинания при прямой речи. Уметь отличать прямую речь от косвенной.

Уметь обосновывать свой выбор; Уметь применять изученные правила в практической деятельности.

Стремление совершенствовать свою письменную речь.

33-34

Сложное предложение.  

2

Виды сложного предложения. Причастный и деепричастный обороты.  Особенности постановки знаков препинания в предложениях, осложненных причастным и деепричастным оборотами, обращениями, однородными членами предложения. Употребление сложноподчиненных союзов.

Тренинг-практикум. Самостоятельная работа

Знать классификацию сложного предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор.

Уметь применять полученные правила в практической деятельности.

Стремление совершенствовать свою речь. Установка на адекватное восприятие собеседника.

35

Защита составленного справочника. Подведение итогов.

1

Представление собственного грамматического справочника.

Презентация.

Знать основные нормы русского литературного языка; соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации.

Уметь представлять результаты своей деятельности. Уметь дать характеристику и оценку своей работе, а также работе своих товарищей.

Обучение самооценке.

ИТОГО

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «11 класс по подготовке к ЕГЭ» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

  Актуальность проведения данного курса несомненна, так как надо серьёзно подготовиться к новому типу испытаний-ЕГЭ.    Чтобы успешно сдать экзамен, необходимо многокр...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «9 класс по подготовке к ГИА» Всего – 17 часов. Автор: Учитель русского языка и литературы СОШ № 23 Лебедкова Любовь Михайловна

ГИА – это новая форма итогового контроля,  определенный рубеж в изучении курса русского языка. Актуальна  в связи с переходом учащихся в старшее звено, является объективным основанием ...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 11 класс «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку»

     Авторская программа элективного курса «Ловушки ЕГЭ. Подготовка к сдаче ЕГЭ по русскому языку» построена  на принципах обобщения и систематизации учебного материала...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

Рабочая программа курса по русскому языку «Нормы русского языка» 11 класс

Курс «Нормы русского языка» имеет итоговый характер, по­скольку обобщает, закрепляет важнейшие умения, которые должны быть сформированы у выпускников средней школы. Его значение  ...