Главные вкладки

    Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс
    проект по русскому языку (5 класс) на тему

    Тарковская Оксана Александровна

    Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.

    Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pravopisanie_bezudarnykh_glasnykh_v_korne_slova.docx26.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Правописание безударных гласных в корне  слов

    (4часа) – 5 класс

    ( повторение в начале года)

    Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.

    Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников.

                                                    Урок 1

    Знать: понятие «орфограмма».

    Уметь: находить орфограммы в корне с безударной гласной.

    1. Каллиграфическая минутка:  До, дз.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. Понятие об орфограмме.

    Запись на доске: дом – дома. В корне слова дом буква  о стоит под ударением, поэтому здесь можно написать только одну букву – о.  Другими словами, в написании гласной в корне слова дом нет выбора букв. В корне слова дома есть выбор буквы ( а или о?), так как эта гласная стоит в безударном положении. В корне слова дома есть буква, написание которой определяется правилом. Такие буквы называются орфограммами.

    Итак, в слове дом в корне нет орфограммы, в слове дома – орфограмма в корне – буква о (проверочное слово-дом).

             Запись на доске:

                             Орфограмма (греч.)

    Орфос (правильный)

    Грамма (письмо)

    VI. Чтение правила на с. 13

    - Какие буквы называются орфограммами?

    _Как вы понимаете выражение «орфограмма в корне», «орфограмма в окончании»?

    Учитель даёт образец графического обозначения (объяснения) орфограммы: указывается часть речи, затем выделяется часть слова, в которой есть орфограмма. Одной чертой подчёркивается та буква, написание которой следует проверить, двумя – та, которой определяется её выбор.

    Запись образцов обозначения (объяснения) орфограммы:

    ходить – ход

    V. Записать по два примера с орфограммой в корне и окончании.

    VI. На доске записаны слова. Учащиеся должны вначале прочитать только  те из них, в корнях которых нет орфограммы, затем те, в корнях которых она есть. (Упражнение направлено на обработку умения учащихся «видеть» орфограмму в слове, т.е. «видеть» те места, где можно допустить ошибку в написании слова.)

    Затем слова, в которых нет орфограммы в корне, стираются с доски. Оставшиеся слова учащиеся записывают  и графически обозначают орфограмму в корне. При подборе проверочных слов желательно использовать два способа: 1) изменение формы слова;  2) подбор однокоренного проверочного слова. Запись лучше делать в два столбика. Ещё раз напоминаем о необходимости  обязательно графически объяснять выбор буквы.

    Стрела, скрип, глядеть, загадывать, жалеть, загадка, жалко, скрипучий, стрелка, взгляд.

    Делается вывод о том, что безударная гласная в корне может быть проверена : 1) изменение формы слова;  2) подбором однокоренного проверочного слова.

    VII. Упр. 23 письменно, один ученик работает у доски.

    VIII. Объяснительный диктант (при записи диктанта безударные гласные в корне слов объясняются графически).

    Я возвращался к себе в деревню. Тропинка шла по просеке в сосновом лесу.  Все вокруг было покрыто пахучими травами. На поляне около опушки я разглядел синие цветы. Полянки с ними были похожи на малюсенькие озёра с синей водой. Я сорвал цветок. Когда я встряхнул его, в нём прогромыхали созревшие семена.

    ( По К. Паустовскому).

    Домашнее задание: упр. 24; повторить слова, записанные в «Словаре корней».

                                                                Урок 2

    Знать: о способах проверки написания безударных гласных корня.

    Уметь: учитывать значение слова при подборе однокоренных слов и выборе гласной в корне.

    1. Каллиграфическая пятиминутка:  Е, е.
    2. Проверка домашнего задания.
    3. На доске заранее написаны (или  на экране монитора) слова:

    волна                                    вол

    травить                                 травы

    частичный                            частный

    - Можно ли проверить безударную гласную в словах, расположенных слева, словами из правого столбика ? Почему?

    IV. На доске заранее записаны слова. Выписать только те пары слов, в которых одно слово является опорным, проверочным для другого. Выделить корни в этих словах.

    Число – чистый

    белизна – белый

    спешить – спешка

    ползти – польза

    лепить – лепка

    Делается вывод: при подборе однокоренных слов для проверки написания безударной гласной в корне необходимо учитывать значение слова.

    1. Записать под диктовку слова, устно объяснив написание гласной в корне. Корень подчеркнуть.

    Застеклить рамы (вставить стёкла в рамы), пломбировать зуб (вставлять пломбу), рисковать (подвергаться риску), отмечать (делать пометки в тетради), полезный урок (урок, который приносит пользу).

    1. Запись в «Словаре корней». Учитель объясняет значение слов долина, дол – пространство вдоль реки, расположение ниже окружающей местности («низ»). Даль, далеко – слова, противоположные по значению словам близость, близко и т.д.

    Делается следующая запись (корни графически выделяются)

    Дол (низ)                                                                     Даль

    долина, Подольск                                            далёкий, дальний

    (когда-то располагался                                  отдалять, удалённый

    по нижнему течению                                      далече, далеко, удалиться,

    реки), подол (низ платья),                             вдали

    долой (сбросить, низвергнуть),

    Устно с двумя-тремя словами составляются и записываются предложения.

    1. Записать под диктовку. Графически объяснить безударную гласную в корнях глаголов.
    2. Посветить фонарём, посвятить стихотворение, угостил конфетой, поседел от старости, посидел на скамейке, известил письмом, отворил дверь, отварили грибы, соединили провода.
    3. Домашнее задание : упр. 27; повторить слова из «Словаря корней».

                                               Урок 3

    1. Каллиграфическая пятиминутка: З, з.

    Запись в «Словаре корней» : слав - слова, славить, прославлять, прославление.

    1. Проверка домашнего задания.
    2. Контрольный словарный диктант. При записи слов учащиеся должны выделить корень, указать часть речи.

    Преподаватель, долина, удивительный, объединиться, преодолеть, преподаватель, соединение, далёкой лес, удивиться, удалиться, единственный, задавать тон, продавать.

    1. Выразительно прочитать записанный на доске отрывок из стихотворения А. Майкова.

                      Мой сад с каждым днём увядает;

                      Помят он, поломан и пуст,

                      Хоть пышно ещё доцветает

                     Настурций в нём огненный куст…

    - Выписать  слова с проверяемой гласной в корне слова. Рядом написать проверочные слова.

    - В каком слове безударная гласная в корне слова не проверяется ударением? (Настурций)

           Записываем в «Словарь трудных слов»: настурция, оранжевый, аромат. Устно составляем с данными словами предложение.

    1. Чтение правила на с.15
    2. Упр. 29. Проверка его выполнения.
    3. Предупредительный диктант.
    1. В единении сила народа. 2) Потянул ветерок, воду морщит, рябит. (Никитин). 3) Машенька обвела удивительными глазами свою комнату. (Чехов). 4) Поэты в своих стихах прославляют красоту родной земли.
    2. Домашнее задание : упр. 31; повторить слова из «Словаря корней»

                                                               Урок 4

    Знать : виды орфограмм (гласные в корне).

    Уметь: определять вид орфограммы (гласной) в корне слова, применять правило, обеспечивающее правильный выбор гласной, проверяемой ударением (подбор разных форм слова или однокоренных слов с учётом значения слова) и не проверяемой ударением (справка в словаре или заучивание наизусть).

    1. Каллиграфическая пятиминутка: Ко, кл.
    2. Проверка домашнего задания
    3. На доске заранее записан (или на мониторе) текст.

    Выразительно прочитать текст, выписать слова с безударной гласной в корне, графически объяснить выбор орфограммы в корне.

    Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

    Листья пожелтелые по ветру летят,

    Лишь вдали красуется, там на дне долин,

    Кисти ярко – красные вянущих рябин

                                                        (А. К. Толстой)

    IV. Записать в «Словарь трудных слов» слова, проверив правильность из написания по словарю: директор, вестибюль, кабинет, картина, портрет. Устно составить с данными словами предложения.

    1. Составить таблицу: «Виды орфограмм (гласных) в корнях слов»

    Учащиеся коллективно заполняют первую часть таблицы, затем самостоятельно – вторую часть, примеры берутся из стихотворения М. Рыльского, которое учитель вначале читает целиком, а затем по предложениям:

            Уж первый снег проносится, белея.

            И тихо падает . Уже вода

            Застыла на поверхности пруда.

            Листва редеет, и светлей аллея.

                                                                 (М. Рыльский)

    Один из учащихся выполняет эту работу на переносной доске или за компьютером. Это даст возможность быстро проверить правильность выполнения задания.

    Вот как должна выглядеть запись в тетрадях и на доске (см. справа).

    Вывод:

    -Какие виды орфограмм (гласных) в корне вам известны?

    Виды орфограмм (гласных) в корнях

                            Примеры

    1. Безударные гласные, проверяемые ударением

       

    1. Безударные гласные, не проверяемые ударением (словарные слова)

         

    Белея – белый

    вода - воды

    листва – лист

    редеет – редкий

    светлей - светлый

    аллея

    - Какие способы проверки безударных гласных в корне вы знаете? Привести примеры.

    VI. запись в «Словаре корней»:

                             тряс-

    тряска, трясина, трястись, сотрясение, землетрясение, встряска.

          VII.Объяснительный диктант.

    Рябину называют осенней красавицей. Рябина – полезная ягода. Она обогащает почву своими плодами, привлекает массу птиц. А птицы истребляют вредителей лесов.

    (По Н. Анучину).

    Домашнее задание: упр. 37


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

     Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка....

    Урок в 5 классе по ФГОС на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

    урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

    Правописание безударных гласных в корне слов 5 класс

    Задачи повторения темы: отработка умения «видеть» орфограмму в корне с безударной гласной и объяснить ее написание, опираясь на родственные слова.Развитие речи: обогащение словарного запаса школьников...

    Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

    Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

    Правописание безударных гласных в корне слова. 5 класс специальной (коррекционной) школы.

    Данный материал содержит разработку урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова" 5 класс специальной (коррекционной) школы, а также презентацию к уроку....

    Мастер- класс«Правописание безударных гласных в корне слова»

    Основной вид учебной деятельности является - самоподготовка. Это важный этап процесса обучения, который формирует у учащихся навыки самостоятельности, активности развивает познавательные способности, ...