Урок русского языка в 5 классе:"Правописание безударных гласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бережнова Елена Леонидовна

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

учителя  МБОУ СОШ №5 Бережновой Е.Л.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык под редакцией  Т.А. Ладыженской

Тема урока: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели урока: 1) деятельностная: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, правильно выделять морфемы; различать омонимичные и омофоничные корни;

2) образовательная : развивать навыки разбора слов по составу; прививать навыки самостоятельной работы, формировать мотивацию к исследовательской деятельности.                    

 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель:

повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

1.Упр. 28 -взаимопроверка

2.Определение значения слова .

Капот- откидная покрышка у различных механизмов.

3.Фронтальный опрос

-Что такое орфограмма?

-По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

-Как называются значимые части слов?

-Что понимают под «точками» применения правил?

Учащиеся

дают ответы.

Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

1.На доске записаны группы слов:

Любовь , любить, влюбленный.

Лес, леса, лесной, лесовик.

Водяной, проводка, водитель, подводник.

Летный, летний, летучий.

Задание. Выделите корни слов каждой группы, объясните их значение, сгруппируйте их по смыслу.

Учащиеся записывают слова в тетрадь и комментируют выбор орфограммы.

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросо ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

4.

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

.

-Какими способами  мы прверяли безударные гласные в корнях слов?

Изменением формы слова :лес- леса; подбором однокоренных слов: водяной-подводник.

-Как отличить форму слова от однокоренного слова.

Учащиеся сами формулируют вывод, приводят примеры на данное правило.

О днокоренные слова имеют новое, другое  значение. Формы слова имеют то же значение , что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.

Вода-воды-воде-водой.

 ( Р)

Прогнозирование ( Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничествпоиске и выборе.

5.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

  1. Беседа:

      Что называется        орфограммами?

  1. По каким приметам можно найти орфограммы в словах?
  2. Упр. 29-выразительное чтение, запись однокоренных слов, обозначение корней.
  3. Чтение теоретических сведений и правил
  4.  (с.18-19).
  5. Упр. 30 –комментированное письмо( на доске и в тетрадях)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся   выразительно читают стихотворение , находят однокоренные слова и записывают их в тетрадь.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.Упр.31 (списать, подобрать однокоренные слова.)

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

8.Д/З

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Стр.19 (выучить),упр33,34(на выбор)

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)



Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

учителя  МБОУ СОШ №5 Бережновой Е.Л.

Учебный предмет: русский язык

Класс: 5

УМК: учебник « Русский язык под редакцией  Т.А. Ладыженской

Тема урока: Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

Цели урока: 1) деятельностная: закрепить умения обнаруживать орфограммы в корнях слов, правильно выделять морфемы; различать омонимичные и омофоничные корни;

2) образовательная : развивать навыки разбора слов по составу; прививать навыки самостоятельной работы, формировать мотивацию к исследовательской деятельности.                    

 3) воспитательная: воспитывать умение анализировать, сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Оборудование:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

Включение в деловой ритм

Подготовка класса к уроку

Ученики выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

2. Актуализация и пробное учебное действие

Цель:

повторение

изученного материала, необходимого для « открытия нового знания»

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Проверка домашнего задания.

1.Упр. 28 -взаимопроверка

2.Определение значения слова .

Капот- откидная покрышка у различных механизмов.

3.Фронтальный опрос

-Что такое орфограмма?

-По каким приметам можно найти орфограммы в словах?

-Как называются значимые части слов?

-Что понимают под «точками» применения правил?

Учащиеся

дают ответы.

Планирование учебного сотрудничества (К) Анализ объектов с целью выделения  признаков ( П – логические)

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление новой темы.

Активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию:

1.На доске записаны группы слов:

Любовь , любить, влюбленный.

Лес, леса, лесной, лесовик.

Водяной, проводка, водитель, подводник.

Летный, летний, летучий.

Задание. Выделите корни слов каждой группы, объясните их значение, сгруппируйте их по смыслу.

Учащиеся записывают слова в тетрадь и комментируют выбор орфограммы.

Целеполагание

( Р)

Постановка вопросо ( К)

Самостоятельное формулирование цели , темы

(П – общеучебное)

Формулирование проблемы ( П – логическое)

Планирование

4.

Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и её обосновывать.

.

-Какими способами  мы прверяли безударные гласные в корнях слов?

Изменением формы слова :лес- леса; подбором однокоренных слов: водяной-подводник.

-Как отличить форму слова от однокоренного слова.

Учащиеся сами формулируют вывод, приводят примеры на данное правило.

О днокоренные слова имеют новое, другое  значение. Формы слова имеют то же значение , что и слово в начальной форме. Меняются лишь окончания.

Вода-воды-воде-водой.

 ( Р)

Прогнозирование ( Р)

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование

( П - моделирование)

Сотрудничествпоиске и выборе.

5.

Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции.

Учитель устанавливает осознанность восприятия, делает первичное обобщение и предлагает задания для закрепления

  1. Беседа:

      Что называется        орфограммами?

  1. По каким приметам можно найти орфограммы в словах?
  2. Упр. 29-выразительное чтение, запись однокоренных слов, обозначение корней.
  3. Чтение теоретических сведений и правил
  4.  (с.18-19).
  5. Упр. 30 –комментированное письмо( на доске и в тетрадях)

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учащиеся   выразительно читают стихотворение , находят однокоренные слова и записывают их в тетрадь.

Контроль ( Р)

Оценка ( Р)

Коррекция ( Р)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач

( П – общеучебные).

Управление поведением партнёра.

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по  эталону

Цель: контроль знаний

Организует деятельность по применению новых знаний.

1.Упр.31 (списать, подобрать однокоренные слова.)

Самостоятельная работа .

Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Контроль

Коррекция

Выделение (К)

7.

Рефлексия деятельности

Цель: закрепление и коррекция способов действия.

8.Д/З

Организует рефлексию.

Учитель уточняет, достиг ли цели каждый.

Учитель даёт дифференцированное задание на дом.

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Стр.19 (выучить),упр33,34(на выбор)

Учащиеся осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Учащиеся выбирают домашнее задание из предложенного материала.

Умение выражать свои мысли ( К)

Рефлексия ( П)

Смыслообразование ( Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"

1. Организационныйы момент2. Работа с пословицей (настрой детей на работу).3. Постановка проблемы урока (вопросы, помогающие детям определить тему урока).4. Беседа по вопросам учителя.5. Работа над те...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Мастер- класс«Правописание безударных гласных в корне слова»

Основной вид учебной деятельности является - самоподготовка. Это важный этап процесса обучения, который формирует у учащихся навыки самостоятельности, активности развивает познавательные способности, ...

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...