Конспект урока русского языка в 5 классе "Путешествие в город "Существительное""
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Загирова Галия Фариховна

Урок проводился с целью систематизации ранее изученного материала  по теме "Имя существительное". При проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся: групповая; работа в малых группах; индивидуальная работа; самостоятельная работа. Контроль усвоенных знаний учащихся осуществлён с помощью тестов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx973.84 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. ЕРМЕКЕЕВО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Путешествие в город «Существительное»

(урок русского языка в 5 классе)

                                                                               Разработала и провела учитель русского языка и                                                                                                                                                                                      

                                                                               литературы Загирова Галия Фариховна

                                       

                                                       с.Ермекеево

                                                            2016г

Тема: Путешествие в город «Существительное» (Повторение по теме «Имя существительное») (слайд1 с музыкальной заставкой Приложение 2)

Цель: Систематизировать изученное по теме.

        Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, внимание, память, навыки работы с тестами.

        Воспитывать культуру речи, культуру учебного труда.

Тип урока: систематизация и обобщение материала.

Форма проведения урока: Практикум.

Оборудование:  1. Мультимедиа.

                        2.Учебник русского языка 5кл. под ред. Т.А. Ладыженской

Структура урока:

  1. Вводная часть.
  2. Систематизация материала по блокам. Каждому блоку предшествовала актуализация изученного по разделу на теоретическом уровне, а потом уже выполнялись практические задания.
  3. Практическая работа
  4. Контроль знаний с помощью тестирования
  5. Обобщение по теме
  6. Сообщение домашнего задания.

Ход урока:

1.Слово учителя.

Сегодняшний наш урок – это еще одно путешествие, путешествие в сказочную страну «Морфология». На карте этой большой страны много разных городов: больших и маленьких, с колоколенками, трамвайчиками, с огромными площадями и узенькими улочками и переулками. Всё обойти трудно. Поэтому сегодня мы побываем лишь в одном городе под названием Существительное.

Запись даты, темы урока. (слайд2)

Итак, собираемся в дорогу.

  • Кого и что мы возьмем в дорогу? (одноклассников и гостей, знания)

Действительно, чтобы не заблудиться в незнакомом городе, нужно о нем побольше разузнать.

2.Актуализация изученного через блиц-опрос.

  • На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
  • На что указывает вопрос кто? что? (одушевленные - неодушевленные)
  • Какие постоянные признаки существительных вы знаете? (собственные – нарицательные, одушевленные – неодушевленные, род, склонение)
  • Как изменяются существительные? (число, падеж)
  • На какие группы можно разделить существительные по значению? (живые существа, вещества, предметы и т.п.) (слайд 3)

Итак, мы приготовились к путешествию, а теперь возьмем в дорогу необходимые предметы.

3.Тренировочные упражнения.

Распределительное письмо    (слайд 4)

1 ряд - предметы

2 ряд – явления природы

3 ряд - настроение

Итак, проверим, что мы собрали с собой в дорогу.

  • С каким чувством мы будем преодолевать препятствия? Назовите их, используя имена существительные (радость, надежда, удовольствие, бодрость и т.п.)
  • Какие явления природы нас подстерегают на пути? (снег, вьюга, буран, изморозь, заносы и т.п.)

Ну вот. Теперь мы и морально готовы к трудному путешествию. Итак, отправляемся в путь. У вас на столах есть маршрутные листы – наши правила. Они пригодятся в нашем путешествии.

Музыкальная заставка «Вместе весело шагать по просторам…»(Приложение 3)

Станция 1. Лексическая. (Ы – И после Ц)        (слайд 5)

 Рассмотрим карту Ы-И после Ц  (слайд 6, рисунок 1) и выполним задание. По лексическому значению узнать слова и записать их в тетрадь (слайд 7)

1.Крупномасштабшый атмосферный вихрь с осадками
2.Здание с ареной в центре и амфитеатром для зрителей

3.Знак, обозначающий число
4.Род плодовых деревьев, к которым относятся апельсины
5.Дословная выдержка из какого-нибудь текста
6.Инструмент для вычерчивания окружности
7.Начальные буквы имени, отчества, фамилии
8.Торжественная церемония возложения короны на монарха, вступившего на престол
9.Двух- или трехколесное транспортное средство, снабженное двигателем внутреннего сгорания, может иметь прицепную коляску

10. Основной закон государства

Самопроверка по ключу – слайд 8

1. циклон
2. цирк
3. цифра
4. цитрус
5. цитата
6. циркуль

7. инициалы
8. коронация
9. мотоцикл

10.конституция

Слайд 9.      Станция Орфографическая. (Словарный диктант на правописание О – Е после шипящих с проверкой. 1 ученик у доски)

Желудь, крышей, шорох, шепот, дачей, рощей, шелк, мячом, зашел, щетка, решетка, улицей, шофер, черный, шоколад, удачей, ключом, колодцев, дворцов.

Мы хорошо потрудились. Подошло время сделать привал. (слайд 10)

        Физминутка под музыку (Приложение 4)

Что ж, отдохнули, пора продолжать путь. Вот уже и город виднеется.

Слайд 11. Станция На подступах к городу. (Осложненное списывание – дифференцированная работа)

        А теперь пришло время осмотреть окрестности, ведь мы уже на подступах к городу. Разделимся на группы и выполним задания.

Упр.561, с.223 или работа со слайда 12 (вставить вместо картинок существительные в нужной форме) (Рисунок 2)

        Самостоятельная работа.

Как вы справились с поставленной задачей, посмотрят жители города.

Но прежде чем нам вынесут ключи от города, нужно решить последнюю задачу.

Слайды 13-17            Тесты с проверкой по ключу

1.На какие вопросы отвечает существительное?

А) Что делать? Что сделать?

Б) Какой? Чей?

В) Кто? Что?

2. Что обозначает существительное?

А) Предмет

Б) Признак предмета

В) Действие предмета

3. Каким членом предложения является слово ТАНК в предложении Игрушечный танк подарил мне брат?

А) Подлежащим

Б) Определением

В) Дополнением

4.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется  

5.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце         Г) На краю

6.Укажите существительное мужского рода

А) Горечь                В) Тюль

Б) Впечатление        Г) Сталь

7. Укажите существительное, имеющее только форму единственного числа

А) Темнота                В) Стена

Б) Пустыня                Г) Мороз

8.Укажите существительное, имеющее только форму множественного числа

А) Прятки                В) Солдатики

Б) Игрушки                Г) Книжки

9.В каких существительных надо поставить букву И?

А) На станци…                В) На перрон…

Б) На вокзал…                Г) В отъезд…

10. В каком случае надо поставить букву Ь?

А) Плащ…                В) С пастбищ…

Б) Овощ…                Г) Брош..

11. В каком случае надо поставить букву Е?

А) С отц..м                В) Ключ..ком

Б) Замоч..к                Г) Девч..нка

12. В каком случае надо поставить букву И?

А) Ц..ркуль                В) Молодц..

Б) Ц..ган                Г) Синиц..н

Ответы (слайд 18)

1 – В                5 – А                9 - А

   2 – А                    6 – В          10 - Г

  3 – В                  7 – А                 11 - Б

  4 – Б                  8 – А                12 - А

4. Итог урока.

Итак, наше путешествие в город Существительное завершилось. Нас встречают представители этого города, важные персоны.

1. Добро пожаловать в сказочный город Существительное. Он откроет вам много тайн. А знаете ли вы, что языковеды древнего мира полагали, что слова, называющие предметы, вещи и живые существа, имеют дело с сущностью мира. Во многих грамматиках имя существительное обозначалось словом, происходящим от латинского СУБСТАНТИВИУМ, которое значило: СУЩНОСТЬ, СУЩЕСТВО.

У русских при переводе этого слова получилось СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, тоже означающее СУЩНОСТЬ, СУЩЕСТВО. Вот откуда берет начало название нашего города.

2.Имя существительное – древнейшая и важнейшая часть речи. Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления. Весь мир лиц, животных, растений, явлений природы, города, реки, озера, горы, государства, события, качества, действия – всё названо, всё имеет свое имя, и все эти имена – существительные. По количеству слов имя существительное – самая представительная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное

. 1.Вот вам КЛЮЧ от города. Пусть ваша жизнь в нем будет приятной.

2.А чтобы вы прижились в нашем городе, вам нужно выполнить следующее задание.

5. Домашнее задание. (слайд 19)

§ 88 – 101, упр. 562. Готовиться к диктанту.


Оценки за урок

Рисунок 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка. Русский язык-один из развитых языков мира

Один из первых уроков по программе Баранова в 6 классе...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...