Урок в 8 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тема урока: Понятие об односоставном предложении

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _8_yazyk.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Понятие об односоставных предложениях. Виды односоставных предложений

Цель: 

  1. отличать односоставные предложения от двусоставных;
  2. находить изученные предложения в тексте, обосновывая свой выбор;
  3. определять виды односоставных предложений;
  4. ставить знаки препинания в сложных предложения, в состав которых входят односоставные предложения;
  5. использовать односоставные предложения в разных стилях речи.
  6. сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей;
  1. составлять текст на основе данного;
  2. уметь отбирать и структурировать материал;
  3. анализировать, сопоставлять, делать выводы;
  4.  применять орфографические и пунктуационные навыки на  письме.

Ход урока:

1. Здравствуйте.. Желаю вам хорошего  настроения и успехов! Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, а главное – трудолюбивыми. Показывать, что мы знаем и как умеем работать.

 Мобилизующий этап

 Урок начнём с языковой разминки.  На рабочих листках, вставьте в предложение  пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматическую основу.

Мы не можем стать   с..нт..ксически  и  пунктуацио(н,нн)о  гра(м,мм,)отными если не умеем видеть гра(м,мм)аттическую основу. Рядом заданием поставьте себе оценку.

- О каком явлении грамматики  идет речь в данном высказывании ( О грамматической основе предложения)

- А в каком разделе науки о языке мы изучаем грамматическую основу?-( В синтаксисе.)

2. Да, ребята, мы продолжим изучать «Синтаксис». Для того чтобы узнать тему нашего урока , вам придется  провести исследовательскую работу. Проведите эту работу в паре.

- У вас на листках даны 5 предложений.  Внимательно рассмотрите их. Подумайте, как их можно разделить на 2 группы

 Исследовательская работа в группах.  Даны 5 предложений  
1. Я умею читать книги.
2. Люблю классическую музыку.
3. По радио объявили о посадке самолета.
4. Мне не спится.

5.  Я не могу уснуть
6.. Какая ночь!

Задание: найти главные члены и подчеркнуть

1. Я умею читать книги.

2. Я не могу уснуть

2.Люблю классическую музыку.

3.По радио объявили о посадке самолета.

4. Мне не спится.
5.  Какая ночь!

- По какому принципу вы их разделили  на 2 группы?  (Принцип разделения – состав основы предложений.  Предложение двусоставное и односоставные.)

Не забудьте себя оценить.

2. Определение темы урока учениками.

О каких  предложениях мы уже говорили на уроках?

- Какова же тема нашего урока? (Односоставные предложения)

- А каковы цели? Помогаю определять цели.

- (Будем учиться отличать односоставные предложения от двусоставных.

- Понаблюдаем за односоставными  предложениями в текстах,.

- Попробуем сами составлять односоставные предложения.)

3.Мотивация.

- А зачем  нам нужно знание односоставных предложений?

Вспомните, как часто мне приходилось подчёркивать неоправданный повтор местоимения «Я» в ваших сочинениях. Использование односоставных предложений поможет избежать неоправданных речевых повторов,

Нам нужны односоставные предложения для того что бы мы могли коротко выразить свои мысли.

«Краткость-сестра таланта», — утверждал А.П. Чехов. В наши дни этот афоризм актуален. Век усовершенствованных технологий, компьютеризации, дефицита времени, требует умения лаконично и точно выражать свои мысли, уметь пользоваться языковым материалом, оперативно отбирая те или иные синтаксические конструкции, обладающие максимальной информацией при минимуме текста.

4.  Стадия «Вызов».

Задача: вспомнить основные сведения, полученные об односоставных предложениях ранее. В  ваших  рабочих листках   есть таблица. Прошу вас вспомнить, что вы знаете об односоставных предложениях и записать это в  1 столбик  «Знаю»

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учитель. Прочитаем свои записи. Что же знаем?

Учитель. Соберём вместе мысли , которые возникают в данный момент на уроке в связи с изучаемой темой. Составим кластер.                         Простые предложения

                                                              двусоставные      односоставные

 И на данном этапе мы должны с вами уметь отличать односоставные предложения  от двусоставных.  Этим мы сейчас и займемся.

Выполним задание ____5.   Чтобы при выполнении  этого задания не допускать  ошибок, по какому алгоритму будете работать.

( Прочитать, найти грамматическую основу и определить г/о состоит из 2 гл.членов или из одного)

Номера односоставных предложений напишите в 1 столбик, а номера  двусоставных предложений во 2 столбик.

  1. Люблю дорожкою лесною, не зная сам куда, брести... (А. Майков)
  2. Не плачь ты попусту. 
  3. Часам к двум пополудни началась гроза.
  4. В окно повеяло весною... (А. Плещеев) 
  5. И на обломках самовластья напишут наши имена! (А. Пушкин)
  6. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
  7.  К кому-то принесли от мастера ларец. ( И. Крылов)
  8. Шёпот, робкое дыханье
    Трели соловья. (А. Фет)
  9. Вот и наступила    зима !
  10. Снегопад.
  11. Чудесный день.

   

          1, 4, 5, 7,  8,10,11                                                          2, 3 , 6, 9

Оцениваем себя

- Теперь обратите внимание на односоставные предложения. Они разные. Односоставные предложения тоже делятся на группы

-По какому принципу вы разделили предложения?  Распределение зависит от того, чем выражен главный член предложения.)

Учитель. Верно ли утверждение, что в односоставном  предложении - только подлежащее или только сказуемое? 

Учащиеся дают ответ. (Скорее всего, они согласятся с этим неверным утверждением).

Учитель. Прочитайте теоретические сведения в п. 30. Сделайте пометки в таблице в графе Узнал

 _____________

______________

Учитель. Что мы узнали на уроке? Прочитайте свои записи в таблице. 

В односоставном пр. главный член нельзя назвать ни подлежащим, ни сказуемым. Это просто главный член ОП.

Давайте вернемся к утверждению, что в односоставном  предложении - только подлежащее или только сказуемое? Теперь вы согласитесь с этим утверждением или опровергните его.

Хотя  н а современном этапе квалификация главного члена односоставных предложений

вызывает разногласие . Его называют то подлежащим, то сказуемым, то главным членом односоставного предложения без квалификации как подлежащего или как сказуемого.

Обратимся к кластеру

- Значит, односоставные предложения в соответствии с морфологическим выражением главного члена делятся на две большие группы :    КЛАСТЕР

Вывод: односоставные предложения бывают двух видов – именные   и глагольные  типа

А с каждым видом односоставных предложений мы будет знакомиться на следующих уроках

УчительВерно ли утверждение, что односоставные предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными? – ДА. 

Найдите в учебнике теоретические сведения, подтверждающие ваш ответ.

Зафиксируйте это в таблице

- Как вы думаете, наличие в русском языке односоставных предложений говорит о его богатстве или же, наоборот, о его бедности?

Оля сейчас  прочитает  стихотворение известного русского поэта А.А. Фета, где автор  использует  односоставные предложения.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных точках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

А.Фет

(книжн., поэт. устар.)

  Стихотворение А.А.Фета состоит из одних только назывных предложений, с помощью их автор рисует живописную картину летнего вечера, наполненного мягкими звуками и красками.

Динара прочитает стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Леса убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье, глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, -

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так грустно, и сердце не радо.

 Скажите, смысл стихотворений вам ясен? О чём эти стихотворения? Перед нами живой образ тихого летнего вечера. Значит, отсутствие одного из главных членов не мешает пониманию смысла предложения и текста в целом. И употребление односоставных предложений вполне оправданно.

- Сделайте вывод, какую роль односоставные предложения имеют в русском языке?

Бесспорно, ребята, односоставные предложения играют важную роль в русском языке. Они отличаются особой красотой, удивительной эмоциональностью, выразительностью, Мы убедились, что писатели и поэты активно используют такие предложения в своих произведениях.

 Стихотворения мастеров художественного  слова не могли не подействовать  на вас, наверное, воодушивили  вас  на творчество.

В течение некоторого времени нужно вам создать текст на тему «Зима» как в стихотворной форме ,  так и можно  в прозаической форме, используя предложения и односоставные, и двусоставные

Молодцы

 Оцените себя

 Игра «Верно-неверно»

1.Односоставные предложения  бывают с главным членом подлежащим и сказуемым( неверно).

2. Что-то зашелестело. Это предложение  двусоставное

3.Односоставные предложения могут быть  распространёнными.

4.  Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

5 . В односоставном предложении второй член предложения не нужен  для понимания смысла предложения.

6. Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

Синквейн.

Предложение

Односоставное, распространённое

Сообщает, рассказывает, обобщает

Второй главный член не очень важен

Мысль.

Рефлексия

Итак, наш урок подходит к концу. Скажите, что вы узнали на сегодняшнем занятии, что вас, может быть, удивило, что вызвало затруднения.

Сегодня на уроке я узнал ...

 Я научился…

Больше всего мне удалось…..

Труднее всего было…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения 2

Преставлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения...

Конспекты уроков 4 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Конспекты уроков 4 класс по русской литературе для индивидуального обучения....

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...