Рабочая программа по русскому языку 9 класс для учащихся с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Данная программа по русскому языку в 9-м классе предназначена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, в соответствии с Программой основного общего образования под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_rus.yaz_._ovz_9_kl.doc247.5 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 35 Краснооктябрьского района Волгограда»

Введено в действие

приказом № 401  

от 01 сентября 2016 г.

директор МОУ СШ № 35

______  Н.В. Новолокина

УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете

МОУ СШ № 35

Волгограда

протокол № 1

от 26 августа 2016 г.

                                         Рабочая программа

                                          по русскому языку

                       учителя Ласицы Елены Владимировны

                                    для учащегося 9 Б класса,

                                     обучающегося на дому,

                                         Григорьва Дениса.

(составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку в 5-9 классах под редакцией М. Т. Баранова)

                          Основное общее образование. 9 класс

                                           (базовый уровень)

 

                     ( 2 часа в неделю, 34 недели, 68 часов за год)

  

                                                                     2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ  9 КЛАССА

Раздел 1

Пояснительная записка

     Рабочая программа по русскому языку в 9 классе  разработана на основе следующих документов:

1. Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.№1897.

2. Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по русскому языку

3..Базисного учебного плана.

4. Годового календарно-учебного плана.

5.Учебного плана МОУ СОШ №35.

6. Программ общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы (Базовый уровень). М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Рекомендовано Министерством образования и науки РФ. 9-е издание. Москва «Просвещение», 2011.

7. Учебника «Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. /Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2011».

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по  русскому языку и программы М.Т..Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

Данная программа конкретизирует содержание стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

      В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития обучающихся, коммуникативных качеств личности с учетом индивидуальных особенностей учащегося с ОВЗ.        

     Цели и задачи изучения русского языка в 9 классе

        Курс направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно- ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского  языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

Раздел2

Общая характеристика учебного предмета

Язык  – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения.

 В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения.   Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Он неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

В  9 классе продолжает формироваться и развиваться коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для  9 класса основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа для 8 класса предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.  

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  рабочей программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок  программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

  Разделы, указанные в программе, неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, при обучении синтаксису (материал 9 класса) учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.  

     

Раздел 3

Описание места учебного предмета в учебном плане

      Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка. Данная рабочая программа предусматривает изучение русского языка в 9 классе с расчётом на 68 часов (2 часа в неделю при 34 учебных неделях).  По учебному плану на изучение русского языка в 9 классе  отводится 68 часов, что составляет 2 часа в неделю.

Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений  Российской Федерации на изучения русского языка в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.

Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА по русскому языку в 9 классе. В связи с этим неактуальные темы раздела «Развитие связной речи» заменены актуальными, нацеленными на подготовку учащихся к сжатому изложению и сочинениям на лингвистическую тему по прочитанному тексту. Этому способствует и  данный учебник. Кроме того, повторение и обобщение изученного материала планируется проводить в конце учебного года, количество часов на этот раздел увеличено за счёт сокращения часов на изучение таких разделов, как : «Сложное предложение»(на 3 часа), «Бессоюзные сложные предложения» (на один час). Увеличено количество часов по теме  «Сложноподчинённые предложения»  (на 4 часа),.

Отсутствует такой раздел, как «Союзные сложные предложения», так как он не имеет поддержки в указанном выше учебнике, и материал данного раздела достаточно представлен в таких разделах, как «Сложноподчинённые предложения» и «Сложносочинённые предложения». Целесообразно использовать данные часы на повторение и обобщение в конце года и подготовку к ОГЭ.

      Раздел 4

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

      Личностные результаты отображают готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.  Личностные результаты - это освоенные обучающимися личностные УУД. Для 9-классника это, прежде всего, овладение базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных сферах и ситуациях общения:

  • самоопределение - внутренняя позиция школьника, самоидентификация , самоуважение и самооценка. Понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ, осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;
  • смыслообразование - мотивация, границы собственного знания и "незнания". Достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • морально-этическая ориентация - ориентация на выполнение моральных норм, оценка своих поступков. Осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

      Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие  УУД:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам);
  • познавательные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников; выполнение логических операций: сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие; умение работать с текстом, строить высказывание);
  • регулятивные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять прогнозирование,  самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

        Предметные результаты — освоенный обучающимися опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания:

  • освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);
  • знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения);
  • уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;
  • знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка;
  • знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
  • умение пользоваться различными видами лингвистических словарей;
  • чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров.        

Требования к уровню подготовки выпускников за курс

основной школы по русскому языку

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать и понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
  • смысл понятий: речь устная и письменная; монологи, диалог; сфера и ситуация peче вого общения;
  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально делового стилей, языка художественной литературы;
  • особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания рассуждения);
  • основные единицы языка, их признаки;
  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

 РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

АУДИРОВАНИЕ:

  • фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
  • формулировать вопросы по содержанию текста;

-        замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
ЧТЕНИЕ:

  • понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
  • составлять конспект прочитанного текста;
  • оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
  • прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического и художественного текста;

ГОВОРЕНИЕ:

  • создавать устные монологические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
  • владеть основными нормами построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);

-        строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса

русского языка;


ПИСЬМО:

  • владеть основными нормами построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы; достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
  • писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
  • вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждение, описание, повествование);
  • писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
  • составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента большой статьи);
  • совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;

ТЕКСТ:

-        проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основ
ная мысль, тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений,
строение текста);

ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:

-        правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;

-        анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения
'.орфоэпических норм;

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:

  • владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
  • толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
  • пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
  • опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов;

ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:

-        разъяснять значение слов общественной и морально-этической тематики
пользоваться разными видами толковых словарей;

  • верно использовать термины в текстах научного стиля; оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
  • проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;

МОРФОЛОГИЯ:

  • распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
  • правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
  • определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
  • опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;

ОРФОГРАФИЯ:

  • применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
  • пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
  • проводить орфографический анализ текста;
  •  СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
  • различать изученные виды простых и сложных предложений;
  • интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
  • составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировав предложения по заданным схемам;
  • уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
  • правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь к венной;
  • проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
  • устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуа ционной характеристики предложения;
  • использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
  • применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические о" значения;
  • строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
  • самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
  • проводить пунктуационный анализ текста;
  • аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.

  Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Раздел 5

Содержание учебной программы

Международное значение русского языка (1 ч)

Международное значение русского языка.

Повторение пройденного в 5 - 8 классах (7ч)

Комплексное повторение. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Комплексное повторение. Стили языка. Сжатое изложение. Простое предложение и его грамматическая основа. Предложения с обособленными членами. Обращение, вводные слова и вставные конструкции. Изложение с продолжением.

Сложное предложение. Культура речи. (1 ч)

Сложные предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения.

Сложносочинённые предложения.(7ч)

Основные группы ССП. Сложносочинённые предложения с противительными союзами. Сложносочинённые предложения и знаки препинания в них. Повторение «Правописание союзов». Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. Сочинение.

Сложноподчиненные предложения.(22ч.)

Строение СПП и пунктуация в нём. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Обучающее сочинение на лингвистическую тему. Союзы  и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении. СПП с придаточными определительными. СПП с придаточными изъяснительными. СПП с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия, степени и сравнительные. Придаточные предложения места  и времени. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Обучающее сочинение по прочитанному тексту. Придаточные предложения причины и следствия. Придаточные предложения условные. Придаточные предложения уступительные. Придаточные предложения цели. Закрепление темы «СПП». СПП с несколькими придаточными. СПП с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения. Пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. Контрольный диктант.

Бессоюзные сложные предложения.(9ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Запятая и точка с запятой в БСП. Сжатое изложение. Сжатое изложение. Двоеточие в БСП. Закрепление темы «БСП». Синтаксический и пунктуационный разборы. Контрольный  диктант.

Сложные предложения с различными видами связи.(3ч.)

Сложные предложения с различными видами связи. Сложные предложения с различными видами связи. Тестирование формата ГИА

Общие сведения о языке(3ч)

Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Русский литературный язык и его стили.

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи(15ч) 

Повторение «Фонетика. Графика. Орфография». Повторение «Лексика. Фразеология. Орфография». Повторение «Состав слова и словообразование. Орфография». Контрольное выборочное изложение по тексту(№259). Повторение темы «Морфология». Повторение темы «Морфология». Контрольное сжатое изложение. Контрольное сжатое изложение. Тестирование формата новой формы. Повторение темы «Предлог. Союз. Частица». Повторение темы «Синтаксис. Пунктуация». Знаки завершения предложения и их функции. Запятая и её функции. Двоеточие и тире и их функции. Скобки и кавычки и их функции и правила постановки. Способы введения чужой речи. Контрольное сочинение на лингвистическую тему.

Раздел 6

        Тематический план.

Темы

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ,

тестирования

Развитие речи

Международное значение русского языка

1

Повторение пройденного в 5 - 8 классах

8

1 (к/д)

3 (1 изл)

Сложное предложение. Культура речи.

1

1 (тест ф форме ОГЭ)

Сложносочинённые предложения.

7

1(к/д)

-

Сложноподчиненные предложения.

28

1(к/д)

7 (3 изл.,2 соч.)

Бессоюзные сложные предложения.

7

1 (тест)

1 (1 изл).

Сложные предложения с различными видами связи.

6

1 (тест в форме ОГЭ)

1

Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и правописанию, культуре речи

10

5 (1 изл., 3 соч.)

ИТОГО

67+1 (резерв)

5

16

Контрольных диктантов-3, контрольных тестов -2,  уроков развития речи -16 (контрольных изложений -3, контрольных сочинений  в форме ОГЭ – 4.

ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

Обязательные формы контроля

Формы учета достижений

Текущая аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Урочная

деятельность

Внеурочная

деятельность

- тестирование

- творческие работы

- проверочная работа

- контрольная работа

- сочинение

- различные виды диктантов

- изложение

-традиционные диагностические и контрольные работы - разноуровневые тесты, в том числе с использованием компьютерных технологий

Письменный экзамен в новой форме

- ведение

тетрадей по русскому языку

- анализ текущей успеваемости

- ведение тетрадей с тестами

- анализ внеучебной

активности учащихся

- участие в

предметных

олимпиадах

- участие в

выставках,

фестивалях,

конкурсах,

соревнованиях

-        участие в
творческих выездах

-        участие в работе
коллективов и
объединений ЦВР


                                         Календарно- тематическое планирование по русскому языку в 9 классах

                                                                                                                                                                                                                 №

Да

та

Ко

рр

Тема урока

Кол.

ч.

Форма, тип урока

Элементы содержания урока

Планируемые результаты обучения

Словарная работа

Виды самостоятельной работы

Домашнее задание

1.

Международное значение языка

1

Вводное занятие.

Мировой язык, роль р3усского языка в развитии мировой литературы.

Знать понятие «мировой язык».

Уметь ставить проблемные вопросы к тексту, делать тезисы.

Устное сообщение «Даль-лексикограф» упр.6

Упр.4

2.

Повторение изученного в 5-8 классах

Р/р. Устная и письменная речь. Монолог. Диалог. *1,2

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Формы и виды речи. Требования к письму.

Знать термины.

Уметь определять форму и вид речи.

Интернет

Инфросфера

Письмо по памяти Упр.13;тест по теме «Чередующиеся гласные»

Упр.8,11

3.

Р/р. Стили языка *3

1

Урок  обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Стили речи, стилистическая норма.

Знать стили, их признаки.

Уметь различать и определять стиль текста

Тысячелетие

Тест по теме.

Сочинение-миниатюра Упр.22

Упр.23

4.

Р/р Повторение приёмов сжатия текста

1

Урок развития речи.

Способы сжатия текста

Знать способы сжатия текста.

Уметь писать сжатое изложение.

Работа с текстом.

Составить памятку «Как писать сжатое изложение»

5.

Простое предложение и его грамматическая основа *4

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Односоставное предложения, его грамматическая основа. Способ выражения.

Знать характеристику просто предложения.

Уметь определять члены предложения, их вид.

Упр.26,27

Словарный диктант 1

Упр.31

6

Предложения с обособленными членами *5

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Обособленные члены, виды обособлений, отличия между ними, условия обособления.

Знать понятие «обособления». Его интонацию, виды.

Уметь обособлять определения и обстоятельства.

Идти

Составление текста с обособлениями. Упр.37

Тест

Упр.35, подготовить связный на тему «Предложения с обособленными членами».

7

Обращения, вводные слова и вставные конструкции.*6.

Входная диагностика

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Обращения, вводные слова, вводные и вставные предложения, знаки препинания при них.

Знать определения.

Уметь находить, выделять знаками препинания.

Осложнённое списывание.

Написать письмо, используя обращения, вводные и вставные конструкции.

8.

Р/р. Сжатое изложение.

1

Урок развития речи.

Пересказ текста, выделение микротем.

 Уметь сжато пересказывать текст, соблюдать нормы письма и речи.

Сжатое изложение

Выполнение варианта теста ОГЭ

9

Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

1

Урок контроля.

10.

Сложное предложение. Культура речи .

Понятие о сложном предложении *7

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Сложное предложение как единица синтаксиса. смысловое, структурное, интонационное единство. Средства связи.

Знать строение сложного предложения, отличие от простого.

Уметь разграничивать, строить схемы сложных предложений.

Тест в форме ОГЭ

Упр.43

11.

Союзные и бессоюзные сложные предложения *8

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Классификация сложных предложений. Способы и средства связи. Знаки препинания между частями.

Знать  принцип различия ,средства связи.

Уметь разграничивать, строить схемы сложных предложений.

Колонна

колонка

Самостоятельная

Упр.47

Упр.51,52

12.

Р/р. Сочинение в форме дневниковых записей по картине Т.Назаренко.

Упр.52

1

Урок развития речи.

Сочинение в форме дневниковых записей

Знать особенности жанра.

Уметь составлять текст в форме дневниковых записей.

Выполнение варианта теста ОГЭ

13.

Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения *9-10

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия

Функции знаков препинания в сложном предложении. Интонационный рисунок сложного предложения.

Знать  о функциях, о смысловой роли знаков препинания, особенности интонации.

Уметь определять роль знаков, правильно читать предложения.

Диктант. Упр.55

Упр.58,59

14.

Урок –зачёт по теме «Сложное предложение»

1

Урок контроля

Тест ф форме ОГЭ

Составить текст на тему «Любимый уголок родного края, подчеркнуть грамматические основы в сложных предложениях.

15.

Сложносочинённые предложения. Понятие о сложносочинённом. предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях *11-12

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия

Роль соединительных, разделительных, противительных союзов в ССП, знаки препинания в нём.

Знать  определения, группы сочинительных союзов, смысловые отношения между частями.

Уметь находить союзы, определять смысловые отношения.

Устное сообщение «Смысловые отношения в ССП» Упр.61

Упр.62

16

Сложносочинённые предложения с сочинительными, разделительными, противительными союзами *13-15

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия

Роль соединительных, разделительных, противительных союзов в ССП, знаки препинания в нём.

Знать союзы, их место в предложении.

Уметь определять границы предложений, союзы, строить схемы.

Источённые

Тест Смысловые отношения между частями ССП.

Упр.68

17.

Разделительные знаки препинания между частями сложносочинённого предложения *16

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом.

Знать правила постановки и отсутствия в предложении.

Уметь пользоваться правилом.

Реактивный

Реакция

Тест

Упр.72,73

18.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. *17

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

План синтаксического и пунктуационного разбора ССП. Использование ССП в тексте.

Знать  порядок разбора.

Уметь  производить разбор (устный и письменный), использовать ССП в тексте.

Графический диктант.

Упр.76,78

19

Сложносочинённое предложение. Повторение изученного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

ССП и знаки препинания в нём.

Знать  средства связи, знаки препинания в ССП.

Уметь правильно их ставить.

Р/р. Сочинить текст. Описание по воображению Упр.74

Упр.74

20

Контрольный диктант №2 по теме

«Сложносочинённое предложение».

1

Урок проверки, оценки, коррекции знаний и способов деятельности

ССП и знаки препинания в нём.

Знать изученный материал.

Уметь ставить знаки препинания и разбирать ССП.

21

Работа над ошибками.

1

Урок проверки, оценки, коррекции знаний и способов деятельности.

ССП и знаки препинания в нём

Знать изученный материал.

Уметь  ставить знаки препинания и разбирать ССП

Словарный диктант 2.

Тест в форме ОГЭ

22

Сложноподчинённые предложения.

Понятие о сложноподчинённом предложении *18

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия

Понятие о СПП, средства связи, строение частей.

Знать  определение СПП, к чему относится придаточная часть.

Уметь  находить главное и придаточное, что поясняет придаточная часть.

Тест. СПП

Упр.84

23

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. *19

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия

Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП

Знать  о месте придаточного, о коммуникативной задаче говорящего, условия постановки запятых.

Уметь  выделять придаточное, ставить знаки препинания, исправлять ошибки в построении СПП.

Перспектива

Понять

Распределительный диктант. Упр.89

Упр.77,78

24

Р/р. Сочинение- отзыв

по картине И.Тихого «Аисты»

1

Р/р.

Знать  план отзыва.

Уметь писать отзыв о картине.

25

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении *20

1

Изучения и закрепления знаний и способов действия.

Союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении

Знать отличия союзов и союзных слов.

Уметь различать, ставить запятые, строить схемы СПП.

Образ

Прообраз

Этимология

Р/р. Сжатое изложение Упр.95

Упр.96

26

Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении *21

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия

Особенности присоединения придаточных предложений к главному, ошибки в употреблении указательных слов.

Знать  место указательных слов, о парах с союзами, варианты знаков препинания.

Уметь  находить главное предложение, ставить запятые, исправлять речевые ошибки.

Зарисовки

Эскизы

Наброски

Р/р. Сочинение об интересном человеке Упр.101

Упр.104 (устно), 105 (письменно).

27

Р/р. Подробное изложение. Упр106

1

Урок развития речи.

Знать логику построения текста.

Уметь  строить текст и передавать содержание подробно

28-29

Основные группы СПП.

СПП с придаточными определительными *22

2

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Придаточные определительные характеризуют предмет или явление и отвечают на вопрос какой.

Знать признаки определительных.

Уметь находить определительные, заменять их причастными оборотами, выделять знаками.

Коммуникация

Самостоятельная работа. Упр.115

Тест

Упр.111,112

Упр.116

30-31

СПП с придаточными изъяснительными *23

2

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Придаточные изъяснительные относятся к членам главного предложения, которые требуют распространения.

Знать признаки изъяснительных, отличие от определительных.

Уметь находить, различать, ставить знаки препинания.

Р/р. Сжатое изложение Упр.123

Упр.121

32

Р/р. Сжатое изложение. Упр.123

1

Урок развития речи.

Способы и приёмы сжатия текста.

Знать способы и приёмы сжатия текста.

Уметь  сжимать текст.

33

СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени *24-25

2

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Обстоятельственные придаточные омонимичны обстоятельствам. Вопросы и значение придаточных места и времени.

Знать виды обстоятельственных.

Уметьставить вопросы к придаточным места и времени, ставить знаки препинания.

Написание заявления

Составление предложений Упр.130

Упр.127

Упр.130

34

Обучающее сочинение по прочитанному тексту (Подготовка к ОГЭ).

35-

36

СПП с придаточными причины, условия, уступки, цели, следствия. *26

2

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Общее значение обусловленности. Вопросы и значение. Стилистические особенности союзов.

Знать признаки.

-Уметь различать, выделять знаками препинания.

Подлинник

Репродукция

Копия

Оригинальный

Р/р. Устное рассуждение Упр.134Тест

Упр.142

Упр.153

37-38

СПП с придаточными образа действия, меры, степени, сравнения.

*27

2

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.

Знать признаки, отличие придаточных сравнения от ср. оборотов.

Уметь различать, ставить знаки препинания.

Красивее

Оригинальный

Диктант с грамматическим заданием Упр.151

Письмо по памяти. Упр.165

Упр.161

Упр.165

39

Контрольный диктант 3.

Сложноподчинённое предложение.

1

Урок проверки , оценки, коррекции знаний и способов деятельности.

СПП и знаки препинания в нём.

Знать изученный материал.

Уметь ставить знаки препинания и разбирать ССП.

Тест в форме ОГЭ

40

Работа над ошибками.

Урок проверки, оценки, коррекции знаний и способов деятельности.

СПП и знаки препинания в нём.

Знать изученный материал.

Уметь  ставить знаки препинания и разбирать СПП.

Словарный диктант 3.

Упр.166

41

Р/р. Сочинение-рассказ по данному началу на основе картины В.Фельдмана «Родина» Упр.166

1

Урок развития речи.

Знать  жанр рассказа.

Уметь  сочинять рассказ по картине, использовать СПП.

Прийти

42-43

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них *28

2

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

СПП с несколькими придаточными, знаки препинания в них

Знать  виды подчинит. связи, правила постановки знаков препинания.

Уметь определять способ связи, ставить знаки препинания.

Кооператив

Электрификация

Практическая работа по теме

Упр.170

Упр.174

44

Р/р. Сообщение о происхождении псевдонимов на основе рассказа Тэффи «Псевдоним» Упр.175

1

Урок развития речи.

Знать требования к сообщению.

Уметь делать краткое сообщение.

45

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП. Повторение и обобщение изученного.

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Средства связи в СПП, виды придаточных предложений. Знаки препинания в СПП с разными видами связи.

Знать порядок разбора, виды придаточных

Уметь производить разбор СПП.

Кооператив

Электрификация

Тест в форме ОГЭ

Составить 8 сложноподчинённых предложений.

46

Р/р. Изложение с элементами сочинение. Упр. 177

1

Урок развития речи.

Знать требования к элементу сочинения.

 Уметь писать работу в данном жанре.

47

Бессоюзные сложные предложения

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Интонация в БСП *31-32

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Понятие о БСП. Интонация в БСП.

Знать   определение, смысловые отношения между частями, интонацию.

Уметь произносить, определять смысловые отношения.

Углублённый

Р/р. Сочинение-рассуждение. Упр.184

Выразительное чтение. Упр. 190.

Упр.189

48

БСП со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в БСП *33

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Постановка запятой и точки с запятой в БСП.

Знать  правило.

Уметь  определять смысл и ставить знаки препинания.

Упр.191

49

Р/р  Подробное изложение «Деревня Маниловка и её хозяин».

1

Урок развития речи.

Знать требования к элементу сочинения.

Уметь  отвечать на поставленный вопрос

50

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП *34

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

БСП со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в БСП

Знать  правила постановки .

Уметь определять смысловые отношения, ставить знаки препинания.

Тест

Упр.198

50

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП *35

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

БСП со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в БСП

Знать  правила постановки тире.

Уметь определять смысловые отношения, ставить.

Тест

Упр.201

51                                                                          

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП. Повторение *36

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Синтаксический и пунктуационный разбор БСП.

Знать порядок разбора.

Уметь  производить разбор СПП.

Панорама

Тест

Упр.207

52

Контрольное тестирование

Бессоюзное сложное предложение

1

Урок проверки, оценки, коррекции знаний и способов деятельности.

Знать теорию БСП.

Уметь определять смысловые значения и ставить знаки препинания в БСП.

Упр.202

53

Сложноподчинённые предложения с различными видами связи  Употребление союзной и бессоюзной связи в предложениях *37

1

Урок изучения и закрепления знаний и способов действия.

Многочленные предложения. Виды связи: союзная и бессоюзная. Употребление сочинительной и подчинительной связи.

Знать виды синтаксической связи.

Уметь определять связь, строить схемы, ставит знаки препинания.

Идеал

Идеальный

Р/р. Создание рекламы Упр.213

Подробный пересказ текста Упр.219

Упр.214

54

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи *38

1

Изучения и закрепления знаний и способов действия.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Знать правила.

Уметь находить границы частей, ставить/не ставить знаки препинания.                                                                                                                                                                                                                    

Тест

Упр.217

55

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи *39 Повторение.

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Синтаксический и пунктуационный разбор сложного предложения с различными видами связи

Знать порядок разбора.

Уметь производить разбор сложного предложения с различными видами связи.

С/р.

Упр.218

56

Р/р. Публичная речь *40

1

Урок развития речи.

Требования к публичной речи, отличать понятие публицистический.

Знать признаки публичной речи.

Уметь готовить публичное выступление.

Публичное выступление Упр.222

Упр.222

57

Повторение материала по теме «Сложноподчинённые предложения с различными видами связи»

1

Урок проверки, оценки, коррекции знаний и способов деятельности.

Знать теорию многочленного предложения.

Уметь определять структуру многочленного предложения, ставить знаки препинания в нём.

58

Контрольный тест в форме ОГЭ (1)

1

Урок контроля.

59

Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах Фонетика. Лексика. Фразеология. *41-42

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Знать основные понятия.

Уметь делать транскрипцию слова, лексический разбор.

Самостоятельная работа

 Упр.230,235

60

Морфемика. Словообразование.*43-44

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Знать основные понятия, порядок разборов..

Уметь делать разборы.

Упр.239,245

61

Морфология и орфография *45

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Знать  части речи.

Уметь  делать морфологический разбор.

Р/р. Устный отзыв о фильме Упр.260

Упр.248,250

62

Синтаксис. Пунктуация  *46-47

1

Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.

Знать  основные понятия и пунктуационные правила.

-Уметь делать синтаксический разбор словосочетания и предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении.

Словарный диктант 4                                                                    

Упр.255,260

63

Р/р. Контрольное сжатое изложение.

1

Урок развития речи.

Знать  приёмы сжатия текста.

Уметь  писать сжатое изложение.

Упр.259

64

65

66

ОГЭ. Часть С. Написание сочинения-рассуждения на основе лингвистического высказывания.

Уроки развития речи.

Знать требования к сочинению ГИА.

Уметь  писать сочинение ОГЭ.

67

Итоговый урок Синтаксис сложного предложения

1

Урок проверки, оценки, коррекции знаний и способов деятельности.

Р/р. Сочинение на свободную тему Упр.279

68

Резервные уроки.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература для учителя

1.        Федеральный компонент государственного стандарта. Дрофа.2007.

2.        Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.- М.:2011.

3.        Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы.- М.:, Просвещение, 2011.

4.Руский язык.  Поурочные разработки.9 класс:: пособие  для учителей общеобразовательных учреждений/Л.А.Тростенцова, А.И.Запороженец.-2-е изд. - М.: Просвещение,2014.

Учебно- методический комплект учащихся:

1.        Основной учебник: Русский язык: Учебник. для 9 класса общеобразовательных. учреждений / Л.А. Тростенцовва, Т.А. Ладыженская.- М.: Просвешение,2011.

2. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса. Основной государственный экзамен 2015. Русский язык. Учебное пособие./ С.В. Драбкина, Д.И. Субботин.- Москва: Интеллект – Центр,2015.

3.ОГЭ. Русский язык; типовые варианты:36 вариантов/ под редакцией И.П. Цыбулько – 2-ое издание. –М.: Издательство «Национальное образование,2015.

Интернет-ресурсы по подготовке к  ОГЭ по русскому языку

 

 www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ).

www.gramota.ru Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех. Словари. Справочное бюро - ответы на вопросы. Официальные документы, новости, статьи, культура речи, конкурсы. Информация о словарях и энциклопедиях. Библиотека.

www.gramota.ru-  Интерактивные  диктанты

www.language.edu.ru Тематические подборки диктантов в разделе "Диктантов по русскому языку" на Российском общеобразовательном портале. Порядок работы - диктант прослушивается и одновременно печатается Вами в подготовленной форме (диктуют медленно). Затем нажимается "проверить" и очень быстро появляется результат проверки - цветом выделено: слово с ошибкой, пропущенное слово или знак препинания, лишнее слово или знак препинания.

www.comjuor.crimea.edu Орфоэпические диктанты.

www.abiturcenter.ru Учебно- научный центр довузовского образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку с одаренными учащимися

Программа по русскому языку адресована одаренным учащимся...