Программа внеурочной деятельности "По закону буквы"
методическая разработка по русскому языку (5, 6 класс) на тему

Клишина Валентина Егоровна

     Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов: 1 раз в неделю) в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме  каждого занятия.

     Занятия начинаются после основного учебного времени спустя не менее 30 минут. Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_zakonu_bukvy.doc143 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«По закону буквы »

(для обучающихся 5-6 классов

 срок реализации 2 года)

                             Информационная карта

Наименование Образовательной программы

Программа предмета «По закону буквы»

Назначение программы

Создание условий для выявления, поддержки обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей по русскому языку

Сроки реализации программы

2 года

Разработчик программы

 Клишина В.Е.

Дата рассмотрения программы и решение об утверждении

Цели программы

- целенаправленная подготовка учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах по предмету

-  развитие логического мышления обучающихся

- формирование устойчивого интереса к предмету

Задачи программы

-сформировать у обучающихся умения и навыки решения нестандартных задач;

- знакомить с типами заданий повышенной сложности и различными способами их решения

- создать условия для овладения умением правильно, четко выражать мысль, формулировать ответ на поставленный вопрос

- расширить и углубить знания по русскому языку

Прогнозируемый результат реализации программы

Обучающиеся должны знать:

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь;

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории

Возможности внесения коррективов в программу

Изменение в содержании программы вносят в случае корректировки тематического планирования курса с учетом потребностей обучающихся.

Перечень документов, на основании которых разработана программа

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»;

Концепция модернизации российского образования (Распоряжения правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года №1756-р);

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2020 годы (Постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2006 года № 803);

Национальная инициатива « Наша новая школа»;

 Концепция интеграции эффективных механизмов поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в общенациональную систему (проект);

Типовое положение об общеобразовательном учреждении (2011).

Пояснительная записка

Язык  - это система словесного выражения мыслей, знаний, представлений о мире, служащая средством общения людей. Овладение нормами родного языка, эффективное использование языковых средств закладывает основу для успешной реализации личности в обществе, для формирования духовного богатства человека. Успешность раннего обучения языку имеет в связи с этим большое значение для будущего маленького человека. Русский язык как родной в школе относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников.

В отличие от других учебных предметов, русский язык как родной в школе выполняет две функции: во - первых, он является предметом изучения и обучения  и, во - вторых, средством изучения всех остальных предметов.

      Программа дополнительного образования культурологической направленности «По закону буквы»  способствует закреплению пройденного, обогащению словарного запаса, развитию смекалки, языкового чутья.

       Её основным принципом является добровольный характер обучения; при разработке программы за основу  взяты такие методы, как мотивация и стимулирование интереса детей к предмету изучения и самому процессу обучения. Курс имеет практическую направленность и может иметь особое значение не только для детей с высоким уровнем успеваемости, но и для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка, а также для преодоления психологических барьеров в обучении.

      Данный курс включает в себя два этапа: основной обучающе-репродуктивный и этап творческой самостоятельной или групповой работы. Результатом работы по программе должны стать самостоятельные разработки детей – создание ими лингвистических игр (обучающих игровых пособий): от идей до конечного продукта (самостоятельно оформленного). Таким образом, итоговая конечная точка программы – создание школьниками собственного проекта.

Преимуществом программы является то, что она предполагает «подключение» к обучению на любом занятии.

     Программа рассчитана на 2 года обучения (68 часов: 1 раз в неделю) в основном практических занятий с вступительной беседой учителя по теме  каждого занятия.

     Занятия начинаются после основного учебного времени спустя не менее 30 минут. Программа предназначена для учащихся 5-6 классов.

Цели программы:

вооружение учащихся основами знаний о языке и речи;

обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке;

развитие умения связно излагать свои мысли;

Задачи программы:

     Обучающие задачи – в ходе занятий дети на принципиально «неучебном» - игровом материале закрепляют представления и знания, полученные в курсе начальной школы и в основном программном курсе русского языка 5 класса; формируют  актуальные для этого возраста учебные умения и закрепляют навыки (распознавать орфограммы, подбирать проверочное слово, подбирать однокоренные слова, распознавать прямое и переносное значение слова, подбирать синонимы и антонимы, давать толкование слову, узнавать омонимы и др.)

     Воспитывающие – в процессе занятий дети постепенно формируют такие качества личности как собранность, организованность, культура общения и группового взаимодействия, коммуникабельность, потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

    Развивающие – все виды деятельности детей и педагога направлены на развитие познавательного интереса, общекультурного кругозора, логического, критического, творческого мышления.

Требования к уровню подготовки:

Обучающиеся должны знать:

- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;

- назначение лингвистических словарей;

- историю современного русского письма;

- материал из жизни и деятельности выдающихся учёных  – языковедов;

- приёмы работы с текстом;

- художественно – выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь;

- самостоятельно выполнять различные творческие работы;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории

Учебно – тематический план

№ п.п.

Название разделов и темы занятий.

Кол-во часов

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

1- ый год обучения

1.

Раздел 1.«Мы покоряем все высоты, владея русским языком»

5

2

3

2.

Раздел 2. "В каждом слове своя тайна"

12

2

10

3.

Раздел 3. «Секреты орфографии и пунктуации»

5

2

3

4.

Раздел 4. «О русском языке, о русской речи»

8

3

5

5.

Раздел 5. « Слово за слово»

6

2

4

6.

Раздел 6. «Развиваем речь»

4

2

2

2-ой год обучения

7.

Раздел 7. «Лингвистика»

4

1

3

8.

Раздел 8. «Мир Орфоэпия»

5

1

           3

9.

Раздел 9. «Словообразование»

3

1

2

10.

Раздел 10. «Морфология»

16

5

11

11.

Раздел 11. «Учимся искусству слова»

3

1

2

12.

Раздел 12. «Развиваем свою речь»

3

1

2

Всего

70

20

50

Содержание изучаемого курса

1. Мы покоряем все высоты, владея русским языком (5 часов).

Русский язык – язык великого народа, великой литературы.  Русский язык в современном мире.

2. В каждом слове своя тайна ( 12 часов ).

Знакомство с типами норм литературного языка, совершенствование умения учащимися понимать содержание и смысл прочитанных текстов.

3. Секреты орфографии и пунктуации (5 часов).

Расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках.

4. О русском языке, о русской речи (8 часов).

Подготовка школьниками устных и письменных высказываний на лингвистические темы.

5. Слово за слово (6 часов).

Стили речи и стилистические понятия. Основные функции текста. Форма речи, вид речи. Языковые приметы стиля, отражённые в тексте.

6. Развиваем свою речь (4 часа).

Основные техники и упражнения для развития речи. Контроль речи. Слова – паразиты. Темп речи. Чтение произведений классиков. Выписывание мыслей и изречений мудрецов. Выступление перед аудиторией.

7. Лингвистика (4 часа).

Поэты и писатели о русском языке. Русский язык среди других языков мира. Красота и богатство русского языка. Лингвистика как наука. Слово – основная единица языка.

8. Мир Орфоэпии (5 часов)

Орфоэпия – наука о правильном произношении слова. Новое и старое в слове. Произношение и ударение. Что такое орфоэпическая норма. Отличие орфоэпии от орфографии. Орфоэпические словари русского языка.

9. Словообразование (3 часа).

Изменение и образование слов. Основные способы образования слов. Трудные случаи правописания гласных в корнях слов. Трудные случаи правописания приставок и суффиксов в словах.

10. Морфология (16 часов)

Как возникли русские грамматические термины-названия частей речи. Самостоятельные и служебные части речи. Текстообразующая роль частей речи в тексте.

11. Учимся искусству слова (3 часа)

Слово о поэте и поэзии. Рифма: какая она бывает? Ритм. Стопа. Стихотворные размеры. Кто выдумал законы стихосложения. Стихи на заданную тему.

12. Развиваем свою речь (3 часа)

Развитие творческого потенциала учащихся и его реализация. Работа с книгой не просто как с источником знаний, а как с «возбудителем» желания научного и творческого поиска.

                                         Список литературы.

1.Ахременкова Л.А. К пятёрке шаг за шагом, или 50 интенсивных занятий с репетитором. Пособие для учащихся.М.: Просвещение, 1999.

2.Глязер С.В. Ларчик с играми. – М., 1975.

3.Дорожкина В.Т., Полякова Л.В., Бабушис Р.В. Учиться искусству слова. Уроки творчества и методические рекомендации для их проведения. Тамбов: ТОИПКРО, 2005

4.Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.,1985.

5.Компаниец В.Г. Игры и развлечения. – М., 1953.

6.Минскин Е.М. От игры – к знаниям. – М., 1987.

7. Чкаников М.Н. Игры и развлечения. – М., 1957.

8. Игры и развлечения / Сост. Фирсова Л.М. – М., 1992.

9. Соловьева Н.Н. Необычное словообразование. Игры на уроках: Учебное пособие по русскому языку для 5-6 классов – М., 1998.

10. Успенский Л.В. Слово о словах. – М., 1997.

11. Загадки-шарадки.  И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ Авт.-сост. М.П.Филипченко. – Волгоград: Учитель, 2007.

12. Пасхалов А.П. Русский язык. Занятия школьного кружка. 5 класс. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.

13. Аксенова Л.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры. – М., 1991.

14. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.

                       Календарно-тематическое планирование

№п/п

Содержание материала

Количество часов

Планируемые

Фактические

1-ый год обучения

Мы покоряем все высоты, владея русским языком  5 часов

1.

Зачем человеку нужен язык. Роль языка в жизни общества. Что мы знаем о языке. М.В. Ломоносов - создатель первой научной грамматики.

2.

Что такое речь. Речь устная и письменная; монологическая и диалогическая.

3 – 5

«Слово - единица всех фактов, всех мыслей». Повторяем виды разборов слова (фонетический, морфемный, лексический, орфографический, морфологический).

В каждом слове своя тайна 7 часов

6 - 7

Литературная норма. Работа с орфоэпическим словарём.

8 - 9

Не нарушай правил лексической сочетаемости.

10

Культура речевого поведения. Поговорим о жаргонизма

11

Зачем людям письмо. Сведения из истории письма.

12

Лингвистика. Разделы лингвистики. Выдающиеся учёные-лингвисты.

Секреты орфографии и пунктуации 5 часов

13 - 14

Повторим орфографию (трудные случаи написания слов)

.

15

Повторим орфографию и пунктуацию

16 - 17

Трудные случаи орфографии и пунктуации

О русском языке, о русской речи 8 часов

18

Что изучает стилистика. Разговорная и книжная речь.

19

Разговорный и литературный язык.

20

Многословие - враг ясности

21

Сочинение-миниатюра: «Неспроста слово молвится».

22

О том, что нельзя рассказать словами (язык искусства)

.

23

«Игры в язык и более серьёзные дела».

24 - 25

Составляем рассказ по картинке; обсуждение.

.

Слово за слово 6 часов

26 - 27

О взаимосвязи разделов лингвистики. Почему изучаем каждый раздел?

28 - 29

Язык в зеркале сравнений.

.

30

Слово слово роднит, третье само бежит.

31

Систематизация и обобщение изученного.

                                   Развиваем свою речь 4 часа

32 - 33

Говорить, то есть творить.

.

34 - 35

Защита творческих работ, подведение итогов, планы на будущее...

2-ой год обучения

Лингвистика 4 часа

36

Понятие национального языка. Великие люди о русском языке

.

37

Язык - средство общения и предмет изучения. Лингвистика

38 - 39

Разделы лингвистики. Повторение (в соответствии с текущим планированием).

Мир Орфоэпии 5 часов

40

Орфоэпия. Практическое значение орфоэпии.

41 - 42

Русское литературное произношение в его историческом развитии.

43 - 44

Учимся писать изложение (тексты разных стилей речи).

Словообразование 3 часа

45 - 47

Как образуются слова. Не забудем о словообразовании и орфографии.

48

Текст. Способы развития мысли в тексте. Средства связи

Морфология 16 часов

49

Морфология. Что мы знаем о причастии.

50 - 51

Трудные случаи орфографии и пунктуации в изучении причастия (в соответствии с текущим планированием).

52 - 52

Пишем сочинение по картине (используя причастия).

54

А теперь о деепричастии. Правописание. Употребление в речи.

55 - 56

Сочинение в жанре рассказа.

57

Зачем нужны словари. Роль словарей в изучении языка

58

Числительное. Употребление в речи. Произношение.

59

Правописание числительных (трудные случаи).

60

Научный стиль речи - а вот и числительные.

61

«Игры в язык и более серьёзные дела».

62

Пишем изложение.

63

Местоимение, роль местоимений в построении текста.

64

Правописание и разряды местоимений по значению.

Учимся искусству слова 3 часа

65

Попробуем написать стихи. Что может создать рифма.

66

О чём, с кем, зачем и как.

67

Произношение и правописание.

Развиваем свою речь 3 часа

68

Систематизация и обобщение.

69 - 70

Защита творческих работ, подведение итогов.

Всего

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок во 2 классе по программе М.З. Биболетовой "Буква Kk"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Программа внеурочной деятельности в 1 классе "Звуки, буквы и слова"

Коррекционно-развивающая программа "Звуки, буквы и слова"  предназначена для обучающихся 6-7 лет (1 класс), имеющих нарушения речи (ФФНР, ОНР, ЛГНР) и неречевых процессов, препятствующи...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Законы права"

Курс «Законы права» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальной развитие личности. Курс расширяет знания учащихся и включает новые, не содержащиеся в базовых...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Закон и порядок» для 7 класса.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Закон и порядок»для 7 класса....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Закон и порядок"

Программа внеурочной деятельности разработана для 7 классов....