Урок русского языка в 7 классе по теме " Обобщение знаний о наречии"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
СТАНИЦЫ ИЛЬИНСКОЙ МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
Открытый урок по русскому языку
7 класс
«Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие»
Учитель Галкович Оксана Вячеславовна
Открытый урок русского языка в 7 классе
Повторение и обобщение знаний по теме «Наречие»
Цели урока:
обучающие:
- повторение и углубление знаний о наречии и его грамматических признаках;
- повторение правописания гласных е - и в приставках отрицательных наречий, суффиксов о - а на конце наречий, гласных о - е после шипящих на конце наречий; Ь после шипящих на конце наречий и др.
- проверка знаний и умений учащихся при изучении темы «Наречие» на этапе итогового контроля.
развивающие:
- формирование умения правильно использовать наречия в речи;
- расширение словарного запаса учащихся;
- развитие логического мышления;
воспитательные:
- воспитание любви к родному языку;
- повышение культурного уровня учащихся.
Оборудование урока: компьютер, проектор, презентация к уроку
Эпиграф к уроку:
«Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые
делают нашу речь точной, образной, выразительной».
М.Горький
ХОД УРОКА
1. Определение темы и цели урока.
Слайд №1.
Приехал (когда?) вчера
Больнее всех.
Говорил неискренне.
Сделал неумело.
Некогда разговаривать.
Ничего не принёс
Интересно
Умышленно
Свежо
Снова
По-весеннему
Впрок
Вскачь
По данным словам определите тему урока.
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Наречие».
Запишем в тетради число и тему урока.
Слайд № 2.
Поставьте цели.
Слайд № 3.
По какому плану будем обобщать и систематизировать знания о наречии.
1. Наречие как часть речи.
2. Смысловые группы наречий.
3. Степени сравнения наречий.
4. Орфограммы наречий.
5 Употребление наречий.
Слайд № 4.
Слово учителя: Наречие - это самая молодая и непокорная часть речи, и если вы не соблюдаете законов русского языка, то она может обойтись с вами коварно, упрямо, а для кого - то станет другом, и будет вести себя с ним по - хорошему, по - доброму, по - товарищески. И наша задача сегодня повторить все, что мы знаем о наречии, и найти ему достойное применение в тексте. Во время урока мы должны обобщить свои знания о наречии.
2. Выполните тест
Слайд №
1. Найдите неверный ответ
А) Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? почему? зачем? как?
Б) Наречие — самостоятельная часть речи.
В) Наречие имеет окончание.
Г) Наречие не имеет окончания.
2.Найдите наречия
А) лицо зло; Б) смотреть зло; В) зло не победит
3.Найдите предложение, в котором наречие обозначает причину
А) За правое дело сражайся смело
Б) Сослепу я наткнулся на бурелом
В) Издалека доносилась песня
Г) Он нарочно испортил картину
4. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия
А) Он слушал на уроке более внимательно
Б) Ты сделал работу лучше всех
В) Я стараюсь писать более красивее
Г) Мой брат рисует хуже меня.
5.Сколько существует степеней сравнения?
А) одна
Б) две
С) три
Проверьте по эталону. Оцените себя по 5-ти балльной системе.
Расскажите о наречии как о части речи
3. Степени сравнения наречий
Чтение стихотворения Е.Кропивницкого.
Слайд №
В мае
В зеленой чаще – чаще
Звучанье соловья.
Весна. Доволен я.
Брожу по темной чаще,
А соловей все чаще
Поет на склоне дня.
Все чаще, слаще в чаще
Звучанье соловья.
(Е.Кропивницкий)
- Какой частью речи являются повторяющиеся слова?
- Что вы знаете о степенях сравнения наречий? (правило)
III. Письмо под диктовку. (работа у доски)
Команда спортсменов хорошо справилась со всеми заданиями.
Задание
- Найдите в предложении наречие и образуйте степени сравнения.
(справилась лучше; справилась более хорошо; справилась лучше всех)
Слайд №
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «ввысь» произнеси –
И представишь сразу неба синь.
Ты скажи: «Кругом белым – бело» -
И увидишь зимнее село,
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать под белым снегом рек.
Вспомнится наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь «ароматно», ты
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Задание: Выпишите 3 наречия и образуйте от них все степени сравнения.
(Светло – светлее, более светло, светлее все.
Ароматно – ароматнее, более ароматно, ароматнее всех.
Красиво – красивее, более красиво, красивее всех.)
4. Работа с текстом.
Задание: Найдите в тексте наречия и сделайте морфологический разбор.
На том берегу, за извилистой речкой, заросшей черным орешником, светло-зеленым морем ходит, колышется рожь. Солнце стоит высоко. В объеденном кустарнике, в сухом медовом сене неутомимо, еще громче, чем ранним утром, звенят кузнечики. Звон их удивительно сливается с глубокой синевой и неподвижностью сухого июльского дня.
5. Орфограммы наречий.
Слайд №
Определите тип текста (рассуждение). Докажите, что это текст – рассуждение. Рассказывает о том, почему и явления природы не существуют изолированно. (Тезис, доказательства).
Все живое в природе (не)удержимо стремится к объединению. Только (в)месте, только (по)настоящему веря друг в друга, можно добиться счастья. (В)двоем легче переносить трудности дальнего пути, проще согреться в ненастную погоду. (Со)обща веселее живется на свете, ведь (в)одиночку любая беда (не)гада(н, нн)о-(не)жда(н, нн)о превращается в трагедию. (Чуть)чуть присмотритесь к окружающему миру, и вы (по)всюду найдете друзей.
Задание: выпишите словосочетания с наречиями. Назовите орфограмму, над которой вы работали (в скобках).
Стремится неудержимо (стремительно)
Добиться вместе (образовано от существительного, между прист. и бывшим сущ. нельзя без изменения смысла вставить какое-либо определение или падежный вопрос).
Живётся сообща. (от прилаг.)
Превращается в одиночку.
Превращается нежданно – негаданно (словарное слово, образованы от причастий, можно заменить синонимом)
Присмотреться чуть-чуть (сложное наречие)
Найдёте повсюду (образовано от наречия).
- Какую роль выполняют наречия в данном тексте? (Делают текст более красочным, выразительным, конкретизируют действия).
Правописание НЕ с наречиями на -О, -Е
- Когда наречия пишутся с НЕ слитно и раздельно? (правило)
Слайд№
(Не)ряшливо выполнить, (не)случайно произошло, (не)далеко находится, читал (не)громко, но выразительно, ехали (не)быстро, а медленно, говорил далеко (не)убедительно, сделал совсем (не)плохо.
Задание : раскрыть скобки и объяснить правописание наречий. Комментированное письмо.
Правописание отрицательных наречий
- Когда в отрицательных наречиях пишется НЕ и НИ? (правило) Два ученика работают у доски по карточкам. (Прилоржение№2)
1-й ученик записывает словосочетания с отрицательными наречиями,
2-й ученик – с отрицательными местоимениями.
В это время учащиеся подбирают подходящие по смыслу отрицательные наречия. Слайд№4
Он (не, ни)куда не пошел. Сестре было (не, ни)когда. Щенка (не, ни) где не было видно. Ему (не, ни)откуда ждать писем.
6. Физкультминутка.
- Мы немного устали. Давайте отдохнём, чтобы благополучно продолжить наш урок.(Ребята встают и под руководством учителя выполняют определённые движения под стихотворный текст).
Вверх руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Руки согнули назад.
-Продолжаем дальше урок. Вспомним следующие орфограммы.
Буквы О и А на конце наречий.
Слайд №
1. Издавн.. | 4. Затемн.. |
2. Влев.. | 5. Досух.. |
3. Изредк.. | 6. Сначал.. |
1. А | 4. О |
2. О | 5. А |
3. А | 6. А |
Проверка по эталону (самопроверка). Оцените по 5-ти балльной системе.
Ь знак на конце наречий после шипящих.
Игра «Третий лишний»
Слайд №
Задание: Выпишите лишнее слово.
1) хорош.., свеж.., еш..
2) горяч.., певуч.., ошеломляющ..
3) уж.., навзнич.., наотмаш..
4) замуж.., сплош.., невтерпёж..
Расскажите о правописании ь знака на конце наречий после шипящих.
Проверка с комментированием. Оцените себя по 5-ти балльной системе.
Буквы Е-И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
Слайд №
Подобрать по смыслу подходящее наречие. Записать, выделить орфограмму.
Друзья (не, ни)куда не пошли. Маме было (не, ни) когда. Котёнка (не, ни) где не было видно. Ей было (не, ни)откуда ждать писем.
Самопроверка с комментированием. Оцените себя по 5-ти балльной системе.
Н и НН в наречиях.
Слайд №
Слайд №
Сколько Н надо писать в данных наречиях, вспомните правило. Объясните написание Н или НН в словах.
1) взволнова..о 2) пута..о 3) организова..о 4) медле..о 5) отваж..о | 1) нн 2) н 3) нн 4) нн 5) н |
Ответ запишите: Н или НН
Самопроверка с комментированием. Оцените себя по 5-ти балльной системе.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Игра «Корректор»
Слайд №
Игра «Корректор» Слайд №5
Чуть чуть, не брежно, по гусиному, бок-о-бок, коекак, не от куда, в перед, от части, напере гонки, безумолку, вобмен, точ в точь, слово-в-слово, надвоих, где либо.
Задание: Спишите, исправляя ошибки в написании наречий.
Чуть чуть, не брежно, по гусиному, бок-о-бок, коекак, не от куда, в перёд, от части, безумолку, точ в точь, подвое, видимо невидимо.
Проверка по эталону. Оцените себя по 5-ти балльной системе.
7. Развитие речи. Работа с фразеологизмами.
Слайд №
Задание: Найдите в сказке фразеологизмы, выпишите их и подберите к ним синонимы.
Сказка.
В старом лесу жили Стрекоза и Муравей. Всё лето Муравей заготавливал еду. Сломя голову бежал он на поле, до которого было рукой подать, и возвращался с пшеничными зёрнами. Соседка Стрекоза к зиме не готовилась.
Наступили холода. Стрекоза увидела сытого Муравья и говорит:
- У тебя запасов накопилось, куры не клюют, а у меня их совсем нет. Поделись-ка, дружочек!
А Муравей ей в ответ:
- Ты, соседка, всё лето работала спустя рукава. Вот так и продолжай!
Самопроверка с комментированием. Оцените себя по 5-ти балльной системе.
8.Итог урока ( выставление оценок с комментированием, вариативное
домашнее задание творческого характера).
- Что повторили на уроке ?
- Что обозначает наречие ?
- Чем отличается от других самостоятельных частей речи ?
- Над какими видами орфограмм работали на уроке ?
- Наше путешествие по орфографическим возвышенностям наречия подходит к концу.
Но мы не прощаемся с наречием. Ещё много лет оно будет сопровождать нас.
Выставление оценок за урок ( с комментированием).
Домашнее задание - вариативное творческого характера.
- Упр…
- Сочинить лингвистическую сказку "Исчезновение наречий
из страны Русского Языка".
3. Написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему :
"Чем отличается наречие от других самостоятельных частей речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой.
Презентация к уроку русского языка (7 класс) по теме "Степени сравнения наречий" по программе С.И. Львовой....
Урок русского языка 6 класс по теме "Дефис в наречиях"
Тема "Дефис в наречиях" Тип урока: комбинированный Вид урока: изучение нового Цели: познакомить с условиями написания дефисного написания наречий, уметь находить наречия в тексте, формиров...
Мастер - класс "Создание ситуации успеха на уроках русского языка в ходе повторения и обобщения знаний учащихся"
Я рассказала о приёмах, которые использую при обобщении изученного материала....
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
Методическая разработка к уроку химии в 9 классе на тему "Обобщение знаний по теме"Неметаллы"".
Урок обобщения и систематизации знаний....
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...