Презентация к уроку русского языка в 7 классе на тему "Причастие как часть речи"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Скворцова Маргарита Викторовна

Презентация содержит материал по первичному ознакомлению учащихся с причастием и его грамматическими признаками. Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prichastie_kak_chast_rechi.pptx762.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Шестнадцатое ноября. Классная работа. Причастие как часть речи. Грамматическое значение причастия.

Слайд 2

Прочитайте текст. Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное . Сравните выделенные слова. Какие из них обозначают признак предмета? Определяем проблему урока Какое слово называет действие? В значении какого слова есть и признак, и действие? Как это можно доказать? Проверьте себя Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное . Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное . Сбоку наползает мрачная синяя туча, на фоне её трепещут тысячи белых крыльев. Как стая белых бабочек, летят россыпью стрепеты. В полёте этих птиц, в их трепещущих крыльях – нечто необычное, удивительное .

Слайд 3

Можно ли отнести слова белые и трепещущие к одной и той же части речи? трепещущий Можно задать два вопроса: какой? что делающий? Объяснить значение: « такой , который трепещет » Перед вами новая часть речи – причастие . Сформулируйте цель урока. Установить, какие признаки есть у причастия, чем отличается причастие от прилагательного.

Слайд 4

Сравните свои наблюдения с материалом, представленным в таблице. Часть речи Вопрос Грамматическое значение Прилагательное Какой? Глагол Что делать? Что сделать? Причастие Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Из грамматических значений каких частей речи складывается значение причастия?

Слайд 5

Грамматическое значение причастия складывается из грамматических значений прилагательного и глагола . Проверь себя

Слайд 6

Прочитайте высказывание М.В. Ломоносова о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». М.В. Ломоносов Как вы поняли, для чего нужны причастия? Решаем проблему, открываем новые знания

Слайд 7

Сопоставьте столбики слов, характеризующих слово яблоко . яблоко красное зелёное сладкое кислое большое круглое краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное Отнесите признаки к соответствующему столбику. постоянные по действию во времени

Слайд 8

Распределите причастия в группы в зависимости от характера признака во времени. краснеющее висящее срываемое поспевшее сорванное мытое очищенное в прошедшем времени в настоящем времени

Слайд 9

Поработайте в парах. краснеющее висящее срываемое Выделите суффиксы причастий настоящего времени. Выделите суффиксы причастий прошедшего времени. настоящего времени прошедшего времени поспевшее сорванное очищенное мытое – краснеть – висеть – срывать – поспеть – сорвать – очистить – мыть красне ющ ее вис ящ ее срыва ем ое поспе вш ее сорва нн ое очищ енн ое мы т ое Рядом с причастиями запишите глаголы, от которых они образованы.

Слайд 10

Проверьте свои выводы по материалу учебника Запомните суффиксы причастий! настоящего времени прошедшего времени ущ- (-ющ-) -ащ- (-ящ-) -ем- (-ом-), -им- вш- (-ш-) -енн- (-нн-) -т-

Слайд 11

Дополните таблицу с опорой на полученную информацию. Часть речи Вопрос Грамматическое значение Прилагательное Какой? Глагол Что делать? Что сделать? Причастие Какой? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Грамматическое значение Признак предмета Действие предмета Признак предмета по действию

Слайд 12

Найдите в предложениях причастия. 1. Внимание охотников привлёк растущий на опушке леса дуб. 2. Догоравший костёр ещё дымился. 3. Прочитанная книга лежала на полке. 4. Обеспокоенные чем-то птицы сорвались с веток и полетели в сторону озера, сверкающего зеркальной гладью. - Какого вида и времени эти причастия? - Какую синтаксическую роль они выполняют?

Слайд 13

Ответьте на вопросы 1. Что такое причастие? 2. Как изменяются причастия? 3. Каким членом предложения обычно бывают причастия?

Слайд 14

Рефлексия Найдите «лишнее» слово. Укажите, почему оно «лишнее». 1) синий, синеющий, синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный . Проверьте себя Укажите время причастий. 1) синий, синеющий , синеватый, синенький 2) сильный, сильнейший, силовой, усиленный Это причастия! Настоящее время Прошедшее время