Конспект урока по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Данный урок в системе уроков по теме «Лексика» является обобщающим, на котором систематизируюся знания учащихся, полученные при изучении данной темы. На данном  уроке будут реализовываться важные для современного урока подходы: текстоориентированный (работа с текстом и ответы учащихся); коммуникативно – деятельный(словарная работа); личностный(работа в паре, обучение связной речи). Методы обучения: наглядный, словесный. Методы учения: репродуктивный, эвристический, творческий. Виды деятельности: работа со словарём иностранных слов, составление таблицы (коллективно), работа в парах, монологические ответы учащихся, просмотр слайдов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Русский язык (нетрадиционная форма).

Тема: Обобщающий урок - путешествие  по теме «Лексика»

Продолжительность: 1 урок – 40 минут.

Класс: 5

Технологии: Экран, компьютер, мультимедиа проектор, звуковые колонки.

Аннотация: Данный урок в системе уроков по теме «Лексика» является обобщающим, на котором систематизируюся знания учащихся, полученные при изучении данной темы. На данном  уроке будут реализовываться важные для современного урока подходы: текстоориентированный (работа с текстом и ответы учащихся); коммуникативно – деятельный(словарная работа); личностный(работа в паре, обучение связной речи). Методы обучения: наглядный, словесный. Методы учения: репродуктивный, эвристический, творческий. Виды деятельности: работа со словарём иностранных слов, составление таблицы (коллективно), работа в парах, монологические ответы учащихся, просмотр слайдов.

Цель: Повторить и обобщить изученный материал по теме «Лексика» в нетрадиционной форме.

Задачи:

Образовательные: формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова; совершенствовать умение работы со словарями разных типов.

Развивающие: развивать творческое мышление, активность учащихся; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные: прививать любовь к слову; повысить интерес к русскому языку; воспитывать бережное отношение к русскому  языку.

Оборудование: жетоны, памятки, карточки, волшебная бутылка.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Цель: Создание благоприятного климата

Ребята! Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный тем, что мы совершим морское путешествие по океану Лексика. (Слайд №1) 

II. Целеполагание. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме «Лексика». Капитаном корабля буду я – Ярославцева Екатерина Александровна.

III. Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Цель: Углубление, обобщение, систематизация знаний по пройденной теме.

Прежде чем мы начнём наше путешествие, давайте проверим ваше домашнее задание.

А) Фронтальный опрос (Что изучает лексикология? Что такое лексическое значение слова? Для чего используется толковый словарь?

Б) Проверяю наличие домашнего задания и собираю тетради для проверки.

IV. Изучение нового учебного материала (обобщение и закрепление).

А) - А что у нас за бортом? (волшебная бутылка, в которой послание для учащихся от Деда Всеведа). Один из учащихся достаёт это послание и читает вслух.  «Ребята! Вам предстоит  путешествие по океану Лексика. Вы будете переходить из одного острова в другой, выполнять  задания и отвечать на вопросы. И мне, деде Всеведу, хочется верить, что вы поймёте, как интересно изучать русский язык, как много в нём тайн, как много неожиданного в каждом слове, если в него пристально вглядеться. Помните, что, изучая русский язык, вы имеете дело с живым, близким вам организмом. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами. Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Желаю вам успехов! Искренне ваш Дед Всевед.»

Чтобы отправиться в такое путешествие, необходимо иметь лингвистическое здоровье. В пути вам нужна пища, поэтому за правильные ответы я вам буду давать жетоны (рыбки). Надеюсь, все будут активны, и никто не останется «голодным»! (Ученики в ходе урока за каждый правильный ответ получают жетон – рыбку).

Я приветствую вас на нашем корабле. Давайте сделаем первую запись в нашем «судовом журнале» - тетради: число, классная работа. (Слайд №2).

Б) (Слайд №3)Итак, мы подплываем к первому острову – Острову однозначных и многозначных слов.

-Чтобы жители этого острова на нас не обижались, давайте ответим на вопрос: какие слова являются однозначными, а какие – многозначными? (ответы учащихся) – работа в парах, данные слова нужно распределить на две группы (для этого раздаются карточки – приложение №1), а затем проверяем – слайд №4.

Молодцы! Ну, нас ждут дальнейшие приключения.

В) Впереди остров ОСА. Он передаёт сигнал СОС! Раньше он назывался остров Омонимов, Синонимов, Антонимов, но теперь, его захватили пираты и переименовали. Пиратские корабли пришвартованы к берегу (слайд №5).Прочитайте их названия и скажите: это слова иноязычного происхождения или нет? – Работа с этимологическим словарём. По каким признакам вы догадались? (ответы учащихся). Правильно, это иностранные корабли. Мы должны спасти жителей острова.

Первое требование пиратов.

Ребята, вспомните, какие слова мы называем синонимами?  (ответы учащихся), затем выполняют задание: «Переведите с русского на русский»: Над блестящей поверхностью пруда возвышалось красивое здание (ответ – Над зеркальной гладью водоёма стоял прекрасный дом) (слайд 6).

Второе требование.

Вспомните теперь, какие слова мы называем антонимами? (ответы учащихся). Сейчас ваша задача – правильно и быстро ответить на вопрос (спрашивать по поднятой руке). 

1)Помогают нам в гардеробе? (Одеваться - закрываться)

2)Сидят в водопроводном кране? (Горячий – холодный)

3)Живут на клавишах рояля?  (Чёрный  – белый)

4)Командуют в учебнике математики? (Плюс – минус)

5)Управляют дверью? (Открыть – закрыть)

6)Живут в сказках? (Добро – золото, девица – молодец)

7)Можно найти в книге «Путешествие Гулливера»? (Великан – лилипут)

8)Скрыты на концах иглы?  (Острый – тупой)

9)Таятся в театральных масках?  (Грустный – весёлый).  (Слайд №7)

Третье требование.

Ребята, вспомните какие слова, мы называем омонимами? (Ответы учащихся). Сейчас в таблице будут высвечиваться значения слов – омонимов. Ваша задача – назвать эти слова (отвечают по очереди).

1)Хирургическая помощь

Военные действия (операция).

2)Китайский чиновник

Плод цитрусовых (мандарин).

3)Знак отличия

Объединение рыцарей (орден).

4)Наполнить воздухом

Обмануть (надуть).

5)Личное название человека

Термин грамматики (имя).

6)Денежная единица

Германии (марка).

Наклейка на конверте (марка).  (Слайд №8).

Г) Остров «Весёлая переменка».

А теперь пора сделать переменку. Перед вами – стишок – нелепица. Ваша задача – исправить ошибки. Красные строчки для первой команды, синие – для второй.

1)Злой кабан точил клыки

Пароход давал гудки

Соловей сидел на ветке

Дикобраз томился в клетке

Кошка хвостик свой ловила

Маша физику учила.

2)Ёж гонялся за мышами

Чиж летал под облаками

 Рак усами шевелил

 Стол накрыт к обеду был

 Чайник булькал на костре

 Мальчик прыгал во дворе. (Слайд 9).

V. Подведение итогов.  

А) На этом мы завершаем путешествие по океану Лексика.  Скажите, ребята, что вам особенно  понравилось в нашем путешествии (ответы учащихся). Судовые журналы закрываем! К концу подходит наш урок – пора нам подвести итог. Какие задания у вас вызвали наибольший интерес? С помощью мимики  (улыбнитесь или нахмурьтесь) покажите, понравилось ли вам на уроке. Что запомнилось?

Б) Домашнее задание: Составить диафильм.

В) Выставление отметок (комментирую).

Г) Заключительное слово учителя. Ребята! Главное не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом . Он должен идти дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и  конечно, путешествовать. Счастливого Вам пути!  (Слайд №10).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...