Методическая разработка по русскому языку «Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-», 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка для 5 класса по теме "Буквы о-а в корнях -лаг- -лож"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_zorina_22-v.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-»

Класс:5

Тип урока: урок открытия нового знания


Цели 

Цели учителя:

-показать условия выбора букв 0 и А в корне - лаг- - -лож-;

-формировать умения находить в словах орфограмму-букву о-а в корне –лаг- - -лож-,

 писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора;

-развивать навыки морфемного разбора, рассуждения;

-прививать культуру правильной речи;

-развивать мотивацию к познавательной деятельности;

-формировать навыки работы в  группах.

Цели учащихся:

-узнать условия выбора букв 0 и А в корне - лаг- - -лож-;

-научиться находить в словах орфограмму-букву о-а в корне –лаг- - -лож-,

 писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора;

-развить навыки морфемного разбора, рассуждения;

-освоить элементы  культуры правильной речи;

-развить мотивацию к познавательной деятельности;

-научиться работать в, группах.

Планируемые результаты:

Личностные:

-способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учебе.

Метапредметные:

- регулятивные УУД:

составлять план действий по решению проблемы(задачи);

обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем;

соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;

оценивать результат  по заданным критериям

- познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;

извлекать информацию;

выполнять анализ (выделение признаков);

выстраивать логическую цепь рассуждений;

представлять информацию в виде графической модели;

- коммуникативные УУД:

организовывать учебное взаимодействие;

отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

Предметные: орфограмма «о-а в корне –лаг- - -лож-»


                                

Технологическая карта урока

Дидактическая структура

урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению   планируемых результатов

Планируемые

результаты

Организационный момент

(самоопределение к деятельности)

проверить готовность к уроку

приготовить

ся к уроку

готовность к уроку

Актуализация знаний, умений.

организовать восприятие задания обучающимися

развивать навыки морфемного разбора, рассуждения.

обнаруживать и формулировать учебную проблему и тему совместно с учениками

выполнить задание

развить навыки морфемного разбора, рассуждения.

обнаружить и сформулировать учебную проблему и тему  совместно с учителем

Лингвистическая разминка. Задание. Замените существительные с предлогами прилагательными с приставками.

   Человек без сердца, ночь без звезд, работа без пользы, вещество без примесей, местность без воды, гласный без ударения, дорога без конца, положение без выхода, деспот без жалости, предположение без оснований.

Каким способом образования слов вы пользовались?

Назовите омонимичную часть речи и приставку.

Является ли корень словообразовательной морфемой?

Можно ли сделать обратную замену (превратить прилагательные с приставками в существительные с предлогами) в следующих случаях? Почему?

   Безмятежная улыбка, безмолвное согласие, беспечный юноша, безотлагательный вопрос.

Грамматическое задание. Обозначьте приставки, сделайте морфемный разбор слов безотлагательный  и отложить

Какой корень в этих словах? Являются ли они однокоренными? Почему не получается ответить на этот вопрос?

Задание. Прочитайте слова.

  Проложить, пролагать, предложный, предлагать, предполагать, предположить, возложить, возлагать, расположение, располагать, слагаемое, сложить, изложение, излагать, положение, полагать, возложение, возлагать. Что у них общего. А чем различие?

По какому принципу мы можем сгруппировать эти слова и во сколько групп?

Лингвистическая разминка. Задание. Замените существительные с предлогами прилагательными с приставками.

   Бессердечный человек, беззвездная ночь, бесполезная работа, беспримесное вещество, безводная местность, безударный гласный, бесконечная дорога, безвыходное положение, безжалостный деспот.

Приставочным.

Предлог без и приставка без-.

Нет

Нет.

Корень –лаг- - - лож-.

Чередуются и гласные о-а и согласные г-ж.

После установления сходства (чередующиеся согласные и гласные в корне) и различий (а//о, г//ж) ученики распределяют слова в две колонки (-лаг- и –лож-), формулируют учебную проблему: в каких случаях пишется а, а в каких –о? Формулируют тему: «Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-»

Постановка учебной проблемы.

обнаруживать и формулировать учебную проблему  совместно с учениками

обнаружить и сформулировать учебную проблему совместно с учителем

Задание. Записать данные слова в две колонки.

 Проложить, пролагать, предложный, предлагать, предполагать, предположить, возложить, возлагать, расположение, располагать, слагаемое, сложить, изложение, излагать, положение, полагать, возложение, возлагать.

  Перед нами слова, в которых в корне чередуются гласные о-а и согласные г-ж. Давайте подумаем, может чередование зависит от приставки (нет), может от частей речи (нет), таким образом, чередование не зависит от морфем и частей речи. Значит, это предположение не подходит. Подумаем ещё…Не получается решить задачу. Данные способы не подходят.

Запись на доске:

-лаг-

пролагать

предлагать

предполагать

возлагать

располагать

слагаемое

излагать

полагать

возлагать

-лож-

проложить

предложный

предположить

возложить

расположение сложить

изложение

положение

возложение

Открытие нового знания.

организует совместное открытие нового знания

(наблюдение, анализ (выделение признаков), вывод)

подсказывает условия выбора букв 0 и А в корне - лаг- - -лож-;

формирует навыки работы в группах;

организует учебное взаимодействие;

делают совместное открытие нового знания

(наблюдение, анализ (выделение признаков), вывод)

находят условия выбора букв 0 и А в корне - лаг- - -лож-;

работают в группах.

организовывают учебное взаимодействие;

Может быть, написание о-а в корне зависит от следующего за гласной согласного или от следующей за корнем буквы или от ударения?

Задание для групп:

  Первая группа понаблюдайте за словами в первой колонке, проанализируйте ударение в словах, гласные и согласные корня и следующие за ним.

К каким выводам вы пришли?

  Вторая группа  понаблюдайте за словами во второй колонке, проанализируйте ударение в словах, гласные и согласные корня и следующие за ним.

К   каким выводам вы пришли?

Группы обратили внимание на то, что гласные корней всех слов – безударные.

Группы обратили внимание и  на то, что в корне –лаг-//-лож- буква а пишется перед г, а буква о – перед ж.

После корня –лож- стоят разные буквы: и, н, е, после корня –лаг-  -- буква а.

   

И сделали соответствующие выводы:

итак, в корне –лаг- -- -лож- в безударном положении пишется а, если за корнем тоже стоит, а; пишется о, если за корнем нет буквы а (суффикса а). Значит, пользоваться проверочными словами при написании слов с чередующимися гласными в корне нельзя. А также, в корне –лаг-//-лож- буква а пишется перед г, а буква о – перед ж.

Первичное закрепление нового материала

организует закрепление нового материала, создание графической модели

прививает культуру правильной речи

организует правильное выполнение задания и проговаривание нового знания в речи

извлекают информациюиз параграфа;

выполняют сравнительный  анализ (по признакам);

выстраивают логическую цепь рассуждений, создают графическую модель.

осваивают элементы культуры правильной речи

выполняют задание и проговаривают нового знание в речи

Задание. Сравните полученный вывод с теоретическим материалом параграфа (§84 , с.32-33(§ 38, с.9-10).

   В каких случаях в корне –лаг- - -лож- пишется а, а в каких –о?

Задание. Составьте графическую модель орфограммы «Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-».

Особенности корня –лаг- -- -лож-.

Задание. Попробуйте найти в орфографическом словаре слова на букву л с корнем –лаг- (имеются в виду слова с тем же значением корня, что мы рассматриваем).

Обратим внимание на корень -лож-. Слов ложить, покласть нет в русском языке (это довольно частые речевые ошибки), есть слова положить, класть.

Упр.447 (411 - 1)) – комментированное письмо-

развивается  умение находить в словах орфограмму-букву о-а в корне –лаг- - -лож-,

 писать слова с данной орфограммой, объяснять условия её выбора, составлять словосочетания с этими словами.

Выводы  соответствуют (нет)теоретическому материалу. (§84 , с.32-33(§ 38, с.9-10).

 «Буквы о-а в корне –лаг- - -лож-».

О → - ЛОЖ-

                       ^

А → - ЛАГ - А-

Таких слов в словаре нет. Значит, слова с этим корнем существуют только с приставками.

Это так называемые супплетивные формы, т.е. образованные от разных корней, но имеющие одинаковое значение. Есть и другие слова с супплетивными формами: человек-люди, ребенок-дети, я-мне, он-ему.

Сочетания слов: возложить венок, предложить помощь, проложить путь.

Контроль

организует контроль и оценку результата по заданным критериям

Выполняют задание и  оценивают результат  по заданным критериям

Буквенный диктант:

Напишите гласную в корне продиктованных слов: прилагательное, расположить, предположение, изложение, расположенный, безотлагательно.

Проверьте запись по образцу.

Поставьте по баллу за правильный ответ.

Ваша итоговая оценка соответствует количеству баллов.

Буквенный диктант:

А О О О А          (или А О О А А  

+  +  +  +  +                  +  +  +  -  +

 1  1  1  1  1                   1  1  1  0  1

                 5                                    4)

               

Домашнее задание: §84 , с.32-33, упр.450

(§ 38, с.9-10, упр.412).

Рефлексия

организует понимание ценности выполненной деятельности

соотносят результат своей деятельности с целью и оценивают его

Можно ли безударные гласные в корне –лаг- - -лож- проверять ударением?

Что нового вы узнали?

Приведите примеры слов с изученной орфограммой.

Чему научились?

Что было трудным?

Нет.

В каких случаях в корне –лаг- - -лож- пишется а-о.

Что такое супплетивные формы.

Писать слова с орфограммой о-а в корне –лаг- - -лож-, графически обозначать условия выбора орфограмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Урок русского языка «Космическое путешествие на планету Имя Существительное», 6 класс

Итоговый урок по теме "Имя существительное", цель которого повторение грамматических признаков имени существительного, развитие  познавательных интересов к предмету, умений и навыков грамотного п...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Повелительное наклонение глагола» в 6 классе

Урок построен в технологии деятельностного метода и направлен на формирование универсальных учебных действий....

Методическая разработка урока русского языка на тему "Однородные и неоднородные определения"(8 класс)

Цели урока: 1) углубить представление учеников об однородных членах;2) закрепить навыки узнавания их в тексте, навыки их графического изображения;3) научить различать однородные и неоднородные определ...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Комплексное повторение орфографии» в 11 классе (с применением сингапурской методики)

Цели урока: Образовательные:  обобщение и систематизация знаний  учащихся по орфограммам (А13 – А17), включенным в ЕГЭ по русскому языку.Развивающие: развитие орфографической зоркости, творч...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Буквы О-А в корне -ЛАГ- и -ЛОЖ-»

Методическая разработка выполнена в соответствии с ФГОС, предназначена для проведения урока русского языка в 5 классе по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др. и может быть использов...

Методическая разработка урока русского языка "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий"

В материале представлен подробный конспект урока по  теме "Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий" и презентация к уроку...

Разработка открытого урока по русскому языку " Буквы О-А в корне -лаг-, -лож-", 5 класс

На уроке применены методы активного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, что помогает активизировать интерес обучающихся к учебному материалу....