Разработка открытого урока по русскому языку " Буквы О-А в корне -лаг-, -лож-", 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Дуброва Оксана Ивановна

На уроке применены методы активного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, что помогает активизировать интерес обучающихся к учебному материалу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.29 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка    5 класс

                                                         

Класс: 5. Открытый урок. Неделя МО учителей гуманитарного цикла. Дата проведения: 01.02.2021

Урок  №  105  Тема урока:  Буквы О-А в корне –лаг-, -лож-.

Тип урока:            урок - комбинированный, открытие новых знаний, первичное закрепление и формирование умения.

Дидактическая цель: в ходе наблюдения сделать вывод о правописании корней -лаг- – -лож-; находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне лаг – лож; познакомившись с орфограммой, учиться применять её на письме, графически обозначать условия выбора орфограммы.

 

Цели по содержанию:

обучающие:

формировать навык нахождения слов  с чередующимися  гласными о-а   в  корне   -лаг-лож-,  научить учащихся владеть способом выбора гласных о-а при правописании корня -лаг-(-лож-);

развивающие:

развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы;

развивать навыки работы в группе, навыки самоконтроля, навыки взаимопомощи и  взаимоконтроля;

воспитательные:

воспитывать трудолюбие, способность ставить цель и достигать ее.

Методы: активные методы обучения (деятельностный подход, проблемная ситуация), дифференцированный подход

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

По источникам знаний:

Словесные: беседа;  наглядные: использование презентации; практические: использование раздаточного материала, тестов

По степени взаимодействия учитель-ученик:

Беседа, создание ситуации выбора, создание условий для самоконтроля, взаимоконтроля, приём схематического обозначения

Относительно дидактических задач:

Открытие нового знания, первичное закрепление знаний,  формирование умения;

Относительно характера познавательной деятельности:

проблемный, частично-поисковый;

Место проведения:

учебный кабинет 17

Оборудование:

Презентация  «Варианты морфем», раздаточный материал, мультимедиа, компьютер, колонки, шаблоны ответов для самопроверки

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

  1. Организационный момент

1 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей, «Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Проверьте всё ли у вас готово к уроку. Давайте пожелаем себе и друг другу сегодня успеха  и хорошего результата!  

Обсуждение: знание-клад, а ключ к нему – труд.

В каком значении употреблено слово клад? В прямом или переносном?

Синонимы к слову клад:  сокровище, драгоценности.

Объясните данное выражение.

Сегодня нам нужно хорошо потрудиться и отыскать клад.

Включение в урок: приветствие учителю, пожелание успеха себе и своим одноклассникам.

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Повторение ранее пройденного материала в формате заданий ВПР

8 минут

Использует презентацию для проверки домашнего задания, а также контроля знаний, умений.

Раздача тетрадей

Раздаточный материал для групп ( дифференцированный подход)

Прикрепляет на доске работы групп, проверяет, уточняет. Оценивает

Делают выбор приставки.

(сдают тетради, получая проверенные)

Запись числа в тетрадь.

Работают в группе, выполняя каждый свое задание и тем самым делая важный вклад в общий результат. Продукт: готовая работа.

  1. Актуализация новых знаний через создание проблемной ситуации и постановка учебной цели

3 минуты

Использование презентации

Слайд:  Ребята начнут предл..гать мне свою помощь.  Мне хотелось предл..жить им дружбу.

Вопросы:

  1. Можно ли утверждать, что слова предлагать и предложить однокоренные?
  2. Запишите эти слова в тетрадь и выделите у них корень. Какой же у них корень?

ВЫВОД

  1. Какая буква пропущена в слове предлагать? Какая в слове предложить?
  2. Чему нам нужно сегодня научиться?

Ребята, предположите, как звучит тема сегодняшнего урока.

Записывают слова, выделяют корень.

ВЫВОД: так как слова однокоренные, то корни лаг и лож – это варианты морфемы.

Отвечают. Возникает проблемная ситуация.

Ставят задачу на урок.

Записывают тему урока

  1. Открытие новых знаний

5 мин

Наблюдение над словами:

Предлагать                       положить

Излагать                            изложение

Полагать                           предложение

При каких условиях выбираем и пишем  А, при каких условиях О?

Предлагает сравнить вывод, сделанный детьми и правилом в  учебнике

Записывает алгоритм:

- ЛАГ- + А

- ЛОЖ- нет А

Наблюдают слова, выделяют корень, отвечают на вопрос,  делают умозаключения.

Читают правило в учебнике.

Совместно с учителем разрабатывают алгоритм выбора букв А или О в корне –лаг, лож

  1. Физминутка

2 мин.

Транслирует видео

Выполняют физминутку

  1.  Первичное закрепление и формирование нового умения
  2. Рефлексия

5 мин

5 мин

Выполнение тренировочной индивидуальной работы

(раздает тренировочные тесты)

Выполнение групповой работы.

Составление рассказа «Ключ к кладу»

Выполняют тесты индивидуально, самопроверка, записанных слов, самооценивание.

Работа в группе.

  1. Домашнее задание и оценивание

3 минуты

Рассмотреть упр. 447, упр. 450. Предложить сделать выбор задания на дом.

Записывают упр. на дом, подходят за оценками

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ:

Варианты морфем

Условия выбора

 Алгоритм:

- ЛАГ- + А

- ЛОЖ- нет А

Исключение: ПОЛОГ

Первое февраля

Классная работа

_______________________________________________

                 Знание – клад, а ключ к нему- труд.

Дом. задание: упр.447 или упр.450

 Самоанализ урока в 5 классе «Буквы О-А в корне –лаг-, -лож-».

  В данном классе у обучающихся   различный уровень ЗУН и  УУД, преобладает слабая мотивация обучения. Сильные учащиеся – 31%, средний уровень –  38%, низкий уровень – 31%, поэтому, считаю необходимым   дифференцированный подход.  Данный урок – урок-открытия нового знания, первичного закрепления знаний и формирования умений. Цель  данного урока - в ходе наблюдения сделать вывод о правописании корней -лаг- – -лож-; находить слова с буквами чередующихся гласных а–о в корне лаг – лож; познакомившись с орфограммой, учиться применять её на письме, графически обозначать условия выбора орфограммы.  Этапы урока и методы,  применяемые на уроке, вытекают из цели, служат и работают на её достижение.

№ п/п

Этапы урока

Основные цели

Основные методы и приёмы

Использование ТСО

1

Оргмомент

Создать условия для активного включения в урок

Пожелание успеха на уроке, АМО, вопрос

Эпиграф урока на доске

2

Проверка домашнего задания

Проверить качество выполнения домашнего задания

Вопросы

Слайд презентации

3

Повторение ранее пройденного материала в формате заданий ВПР

Повторить и закрепить ранее изученный материал, формировать умение работать в группе

Раздаточный материал. Карта для групповой  работы.

Фломастеры

4

Актуализация новых знаний через создание проблемной ситуации и постановка учебной цели

Создать условия для активизации мыслительного процесса детей.

АМО, проблемная ситуация

Слайд презентации

5

Открытие новых знаний

Создать возможность для самовыражения мыслей, умозаключений детей.

Беседа, работа с учебником, создание алгоритма

учебник

6

Физминутка

Создание условий для активного отдыха детей, переключения с умственной деятельности на физическую.

Видеоролик, выполнение упражнений

Видеоролик, колонки

7

Первичное закрепление и формирование нового умения

Создать условия для осознания и освоения полученных знаний через самостоятельную индивидуальную работу с упражнением. Создать условия для самопроверки.

Тренировочный тест.

8

Рефлексия

Создать условия для обратной связи через творческую работу.

Групповая работа. Создание рассказа «Ключ к кладу» с помощью приема «продолжи фразу». Заготовки для создания рассказа

9

Домашнее задание и оценивание

Отметить успехи учащихся, подбадривание, выставление оценок для сохранения мотивации.

          На данном уроке  дети работают в группах, данная форма позволяет детям обучаться сообща, помогая друг другу. Применяются активные методы обучения: приём «Вопросы по теме», метод самоопределения  (дети ставят задачу на урок), проблемная ситуация,  беседа с учащимися, умение проверять свои знания, умение работать в группе, приём «продолжи фразу».  Наглядные методы - использование презентации по теме урока, использование тренировочных материалов, раздаточного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку "Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных.

Урок проводился в 6 классе по программе М.Т.Баранова. Материал представляет развёрнутый конспект с презентацией с элементами,разработанными по ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Буквы А, О в корне ЛАГ, ЛОЖ"

Урок по русскому языку для учащихся 5 класса. Изучение нового материала....

урок по русскому языку "Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-"

Урок по русскому языку для 5 класса. Тема: Буквы А-О в корнях -раст-, -рос-....

Конспект урока по русскому языку "Буквы О – А" в корнях -лаг-, -лож-"

Цель: сообщить о чередовании о – а в корнях -лаг- – -лож-; помочь учащимся овладеть способом выбора а – о для грамотного написания к...

Разработка открытого урока по русскому языку по теме: "Подготовка к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе"

   Выпускникам 9 класса  предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно?  Конечно, это умение грамотно, правильно и ...