Понятие о сложном предложении
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Анпилогова Ирина Олеговна

Презентация позволит начать серию уроков,посвященнных большой теме" Сложное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ponyatie_o_slozhnom_predlozhenii_1.pptx733.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Понятие о сложном предложении

Слайд 2

«Счастлив тот, кто счастлив дома» Л.Н. Толстой

Слайд 3

Не нужен клад, коли в семье лад Согласную семью и горе не берет

Слайд 4

Цели урока: Закрепить умение отличать простые предложения от сложных. Знать особенности сложных предложений. Уметь правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях.

Слайд 5

Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. (По)этому (то) изучение и ( с,з ) бережение русского языка являет.. ся (не) праз .. ным занятием от (не)чего делать но насущ ..ной (не) обходимостью . А. Куприн

Слайд 6

«Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому - то изучение и с бережение русского языка являе тся не праз д ным занятием от нечего делать , но насу щн ой не обходимостью », - -писал А. Куприн .

Слайд 7

Семья знает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас. Многие люди могут сделать состояние, но очень немногие могут построить крепкие семейные узы. Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам, пока сами не станем родителями. Многие люди могут сделать состояние, очень немногие могут построить крепкие семейные узы.

Слайд 8

Алгоритм определения вида предложения 1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на количество основ в предложении: Одна основа- простое. Две и более - сложное. 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Слайд 9

Простое предложение [ Семья знает ваши недостатки, но, безусловно, продолжает любить вас ] .

Слайд 10

Сложносочиненное предложение [ Многие люди могут сделать состояние ] , но [ очень немногие могут построить крепкие семейные узы ]

Слайд 11

Сложноподчиненное предложение [ Мы никогда не поймем любовь наших родителей к нам ] , (пока сами не станем родителями).

Слайд 12

Бессоюзное предложение [ Многие люди могут сделать состояние ] , [ очень немногие могут построить крепкие семейные узы ] .

Слайд 14

Сочинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с равноправным отношением частей. Сочинительная синтаксическая связь выражается с помощью сочинительных союзов Гроза прошла, и выглянуло солнце.

Слайд 15

Подчинительная синтаксическая связь – это вид синтаксической связи с неравноправным отношением частей. Части сложного предложения с подчинительной связью различны: одна – главное предложение, другая – подчинённое предложение. Подчинительная синтаксическая связь выражается с помощью специальных средств: подчинительных союзов и союзных слов.. Мы не пошли гулять, потому что началась гроза . ( Мы не пошли гулять – главное предложение, а потому что началась гроза – придаточное предложение.)

Слайд 16

Бессоюзная синтаксическая связь – это связь по смыслу. Части сложного предложения соединены только пунктуационно . Ни союзы, ни союзные слова для выражения бессоюзной синтаксической связи не используются. Пример: Тренер заболел, занятие отменили.

Слайд 17

Проверь себя!

Слайд 18

Вопрос №1 Сколько грамматических основ в сложном предложении? А) одна Б) две В) две и более

Слайд 19

Как связаны между собой части в сложном предложении? А) по смыслу Б) по смыслу и синтаксически (с помощью синтаксической связи) Вопрос №2

Слайд 20

Обладает ли завершённостью часть сложного предложения? А) Да, каждая часть - это отдельное самостоятельное предложение Б) Нет, только все части вместе являются самостоятельным предложением Вопрос №3

Слайд 21

Характеризуются ли сложные предложения по цели высказывания? А) да Б)нет Вопрос №4

Слайд 22

Могут ли сложные предложения быть восклицательными? А) да Б)нет Вопрос №5

Слайд 23

Верно ли считать, что синтаксическая связь между частями сложного предложения бывает только союзной? А) да Б)нет Вопрос №6

Слайд 24

Какой может быть союзная связь между частями сложного предложения? А) главной Б) придаточной В) сочинительной и подчинительной Вопрос №7

Слайд 25

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно равноправное отношение частей сложного предложения? А) равноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) равноправное отношение характеризует сочинительную связь Вопрос №8

Слайд 26

Для какого вида союзной синтаксической связи характерно неравноправное отношение частей сложного предложения? А )неравноправное отношение характеризует подчинительную связь Б) неравноправное отношение характеризует сочинительную связь Вопрос №9

Слайд 27

Определите вид сложного предложения Мы хорошо работаем на уроке, потому что хотим разобраться в новой теме. А) сложносочиненное Б) сложноподчиненное В) бессоюзное Вопрос №10

Слайд 28

Ответы: 1.В 6.Б 2.Б 7.В 3.Б 8.Б 4.А 9.А 5.А 10.Б

Слайд 29

10 правильных ответов – отлично! вы прекрасно усвоили теоретический материал! 9-8 правильных ответов – остались небольшие пробелы в знаниях, нужно ещё раз внимательно изучить теоретический материал. 7 и менее – необходимо дома ещё раз пройти тест (будет размещён на сайте) и приготовиться в начале следующего урока рассказать теоретический материал классу.

Слайд 30

Молодцы!

Слайд 31

Алгоритм определения вида сложного предложения 1.Прочти с правильной интонацией. 2.Выдели грамматическую основу (основы). 3.Обрати внимание на средство связи. А. Союзов нет – бессоюзное. Б. Союз сочинительный - ССП. В. Союз подчинительный, союзное слово (относительное местоимение или наречие где, куда, откуда, как и т.д.) – СПП.

Слайд 32

1. Грядущие годы таятся во мгле, Но вижу твой жребий на светлом челе. (ССП) 2. Люблю немолчный говор твой И поэтические слезы. (ПП) 3. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет , И речка подо льдом блестит . (ССП) 4. Вновь я посетил Тот уголок земли, где я провел Изгнанником два года нез аметных . (СПП)

Слайд 33

5. Любви, надежды, тихой славы Нед олго тешил нас обман, Исчезли милые забавы, Как сон, как утренний туман . (БСП) 6. Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись . (СПП)

Слайд 34

Минутка подготовки к ГИА Язык- это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому -то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн .

Слайд 35

Исключение это самый распространенный способ сжатия текста. Исключаем второстепенную информацию – обособленные члены предложения, вставные конструкции (т.е. все, что выделено запятыми, скобками или тире), уточняющие члены предложения и т.д. Великолепным материалом для сокращения служат сложноподчиненные предложения с придаточными определительными, обстоятельственными и др.

Слайд 36

Минутка подготовки к ГИА Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры . Поэтому - то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью», - писал А. Куприн .

Слайд 37

Куприн писал, что я зык – это история народа, путь цивилизации и культуры, поэтому изучение и сбережение русского языка является насущной необходимостью. Один из возможных вариантов

Слайд 38

Л.Н. Толстой Что говорили великие? «Счастлив тот, кто счастлив дома»

Слайд 39

Работа с текстом

Слайд 40

Как вы понимаете заглавие текста? Что такое идиллия? Идиллия – состояние внутренней и внешней тишины, гармонии, умиротворенности.

Слайд 41

О чем этот текст? Какова его тема? Изображение семейной жизни Никитиных Какова идея текста ? Идея созвучна с эпиграфом урока - Счастлив тот, кто счастлив дома

Слайд 42

В каком предложении заключена основная мысль текста? Самыми счастливыми днями у него были воскресенья и праздники, когда он с утра до вечера оставался дома . Укажите средство связи между 1 и 2 предложениями . Личное местоимение Укажите средство связи между 1 и 2 абзацами . Личное местоимение

Слайд 43

Определите тип речи. Обоснуйте свой ответ. Это повествование. В тексте говорится о действиях, которые сменяются одно другим, все показано в движении Каков стиль текста? Обоснуйте свой ответ. Это художественный стиль. Писатель рисует словами конкретные образы. Использует эпитеты: невеселое лицо, наивная. приятная жизнь

Слайд 44

Что помогает нам понять его нетерпение? Использование глаголов движения – вбегал, находил, обнимал, целовал, клялся, уверял, спрашивал. В одном предложении восемь глаголов. Так человек ведет себя, когда он влюблен Найдите в тексе синоним к слову дом. Почему автор его использует? Дом -Гнездо. В смысле «уютное гнездышко» А как вы думаете, Никитин действительно любит свою жену?

Слайд 45

Назовите номера сложных предложений, составьте их схемы, дайте характеристику Поработаем!

Слайд 46

1,2,4,6,7 1,2,4,6- СПП 7- ССП Сложные предложения:

Слайд 47

Назовите простое осложненное предложение. Чем оно осложнено? В эти дни он принимал участие в наивной, но необыкновенно приятной жизни, напоминавшей ему идиллию.

Слайд 48

Какую роль играет обособленное обстоятельство в 6 предложении? Добавочное действие к основному - делал (как?) желая показать

Слайд 49

Можем ли мы определить по тексту, как относится А.П.Чехов к подобной идиллии? В тексте чувствуется некая ирония .: клялся, страшно соскучился, положительная Маня, наивная жизнь, Манюся устраивала гнездо. он делал что-нибудь бесполезное…; автор использует гиперболу: Жить без нее не может)

Слайд 50

Все понимают, какова роль семьи в жизни человека. И Чехов показывает, насколько важно быть счастливым в семье. Однако вряд ли семейная жизнь может быть идиллией на протяжении долгого времени. Каждой семье суждено пережить и невзгоды, и горести, и трудности, и разочарования. Ведь не зря говорится: «Жизнь пройти – не поле перейти» Как вы думаете, какова роль иронии?

Слайд 51

А как вы думаете, что необходимо человеку для полного счастья, и может ли быть человек абсолютно счастлив?

Слайд 52

Домашнее задание Сочинение-рассуждение: «Счастлив тот, кто счастлив дома» (использовать предложения разных видов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе. Тема "Понятие о сложном предложении"

Урок направлен на формирование языковой и лингвистической компетенций. Учитель отрабатывает умения правописного типа. Урок включает работу по нравственно-эстетическому самоопределению учащихся....

Конспект урока "Понятие о сложном предложении в 9 классе

Урок русского языка с применением современных технологий...

«Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»

Тема: «Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»Цель урока:1)  сформировать умение определять виды связи между простыми      предложениями в состав...

Общее понятие о сложном предложении.

Цель:  систематизация знаний, умений и навыков учащихся о  простом предложении и формирование понятия о сложном предложении....

Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений

Урок-конспект русского языка в 9 классе по теме:  « Синтаксис. Понятие о сложном предложении. Основные виды сложных предложений»...

Конспект урока русского языка в 9-ом классе на тему "Понятие бессоюзного сложного предложения"

Тема урока: «Понятие бессоюзного сложного предложения».Тип урока: изучение нового материала с частичным закреплением.Цели и задачи урока: Образовательная: ознакомление учащихся с основными признаками ...