Подготовка к ЕГЭ Тропы и стилистические фигуры Знаки препинания в СПП
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Чебыкина Татьяна Петровна

Подготовка к ЕГЭ

Тропы и стилистические фигуры

Знаки препинания в СПП

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к ЕГЭ

Тропы и стилистические фигуры

Знаки препинания в СПП

Задача.

Выполнить грамматические задания. Находить тропы в тексте, дать им определение.

Закрепить умение определять знаки препинания в сложных предложениях. Развивать устную речь. Урок направлен на выполнение заданий ЕГЭ в части А.

I.Поставьте ударение.

Торты, звонишь, обеспечение, ходатайство, пуловер, феномен,.афёра или афера.

II. Напишите правильную форму слов.

Много помидор…, апельсин…, баклажан…, яблок…, центнер…, килограмм…, грамм…

джинс…, чулок  (чулков), носок (носков).

III.Определите правильное словосочетание.

Много туфлей – много туфель

Старые профессоры = старые профессора

Ихние ошибки – их ошибки

Пара носков и чулок – пара носок и чулков

Едь по дороге – поезжай по дороге

Ляжь на спину - ляг на спину

Шестьюстами процентами – шестистами процентами

Обоих девочек – обеих девочек

IV.Ответьте на вопросы:

1. Что такое перифраз?  Дайте его определение на основе предложенных вам упражнений.2. Для чего его включают в текст? Какое значение имеет его употребление в речи?

Мы часто говорим: «Автор «Героя нашего времени» вместо М.Ю.Лермонтов».

Перифраз особенно был характерен для классицистической поэзии, поскольку позволял «оборачивать» изображаемое явление кружевами высокой торжественной образности: «Колумб российский через воды / Спешит в неведомы народы», «смиритель стран Казанских».

Уражнение№1. Найдите соответствия.

1.царь природы, венец творения                            муза

2 блистающая сталь                                                зима

3 солнце русской поэзии                                        Прометей

4 весна человеческой жизни                                  швед

5 седая чародейка                                                    сабля

6 пермесская богиня                                                человек

7 потомок викингов отважных                               Пушкин

8 прикованный к скале Титан                                 Гомер

9 бессмертный творец  «Илиады»                          юность

Упражнение №2. Прочитайте текст. Укажите примеры использования перифразов. Подберите к ним синонимы из одного слова. Для чего автор включил перифразы в тест? Сформулируйте, что такое перифраз.

Человек средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом  этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему?

Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли?

Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие судьбы? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты?

V.Определи тропы и стилистические фигуры.

      1.Не смеют что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки?

2.Недаром помнит вся Россия про день Бородина.

3.Москва, спалённая пожаром, французу отдана.

4.Спорили сотни колоколов, день был субботний, Иоанн Богослов.

5.Хорошо живётся общительному человеку: полмира у него в товарищах.

6.Просветлённые, благодарные слёзы.

7.Веселились, как дети.

8.Кого позвать мне? С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жить?

9.   Клянусь я первым днём творенья,

      Клянусь его последним днём,

      Клянусь позором преступленья

      И вечной правды торжеством.

10.Я шёл давно. Шёл упорно вперёд. Двигался и двигался, несмотря на боль в ногах.  Смотрел угрюмо на лес. Страшился его, но продвигался в его сторону.

11.Так тонет свинцовая гирька, если её положить на поверхность моря. Так тонет  напряжённый воздушный шарик  ( ну, скажем, метеорологический зонд), если его выпустишь из рук.

12.Первые и  самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из  Неё /родной земли/ и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами, понятиями.

Ответ  (метонимия, метонимия, синекдоха, метафора, гипербола, эпитет, сравнение, оксюморон, анафора, парцелляция, синтаксический параллелизм, антитеза).

VII. *Расставить знаки препинания, графически обосновать.1

1.Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему  головы а минуточку медлила.

2.Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.

3. С вёсел падали голубые капли и когда они падали в море на месте их падения  вспыхивало ненадолго тоже голубое  пятнышко.

4.Когда их работа  кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что всё дно застлано живой ещё шевелящейся рыбой.

VI. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматические ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А. Развивая силу воли, на меня влияли      1.Ошибки в употреблении причастного оборота.

 разные обстоятельства.                          

Б.Гарибальди встал во главе людей,           2.Ошибка в употреблении деепричастного оборота.

 сражающейся за независимость Италии.

В.Учёные сравнивают и наблюдают           3.Нарушение связи подлежащего и сказуемого.

 за жизнью животных.

Г.Все, кто побывали на спектакле,               4.Неправильное употребление падежной формы

были в полном восторге от игры актёров.      существительного с предлогом.

Д.Антон относился к тем людям, не            5.Ошибка в построении предложения с одноро

осознавая этого, которые всегда плачут.        родными членами.

                                                                         6.Нарушение в построении предложения с    

                                                                            несогласованным приложением.

                                                                         7.Неправильное построение СПП, осложнённого

                                                                           деепричастным оборотом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды тропов и стилистических фигур

конспект урока русского языка в 10 классе...

Виды тропов и стилистических фигур

Урок по теме: "Виды тропов и стилистических фигур"...

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур»

Цели урока:  Образовательная: уметь доказывать принадлежность текста к художественному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста, формировать умение различать тропы и стилистические фигу...

Тропы и стилистические фигуры.

Презентация знакомит с основными видами художественно-изобразительных средств....

Виды тропов и стилистических фигур. Средства выразительности речи

Повторение темы "Средства выразительности речи"....

Урок русского языка в 11 классе по теме "Тропы и стилистические фигуры"

Урок предполагает подготовку к ЕГЭ путем повтора основных тропов и стилистических фигур и практической работы по их применению....