Урок русского языка в 7 классе "Страдательные причастия настоящего времени"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Титова Елена Юрьевна

Урок русского языка в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stradatelnye_prichastiya_nastoyashchego_vremeni.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.

ГЛАСНЫЕ В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ

НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ

Цели: познакомить учащихся с образованием страдательных причастий настоящего времени; учить находить изучаемую орфограмму в тексте; определять написание суффиксов -ом- (-ем-), -ым-(-им-); продолжать работу по развитию речи учащихся с использованием страдательных причастий настоящего времени, раскрепощая мышление, развивая чувство юмора.

Ход урока

I. Организационный момент.

П. Проверка домашнего задания.

  1. Сначала записать предложения с действительными причастиями настоящего времени, затем - с действительными причастиями прошедшего времени. Указать основы записанных предложений (упражнение 98).
  2. Дать толкование слова силуэт.

-        Подобрать к этому слову действительное причастие настоящего и прошедшего времени.

- Перестроить словосочетание таким образом, чтобы причастие стало главным словом.

III. Сообщение новой темы урока, запись темы в тетрадь.

  1. Чем отличаются действительные причастия от страдательных?
  2. Как образуются действительные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор гласных в суффиксах -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-)!

3.        Повторение личных окончаний глаголов.
Орфографическая диктовка с грамматическим заданием.
Замените глаголы неопределенной формы глаголами 2-го лица единственного числа.

Любоваться бушующим морем и заходящим в облака солнцем, беседовать о строящемся в городе стадионе, пробираться сквозь неистовствующую в поле пургу, думать о разыгравшейся во дворе метели, рассказывать о промчавшемся над городом урагане, разговаривать с возвратившимся из похода туристом, наблюдать за взбирающимися на вершину горы альпинистами, обрадоваться вернувшемуся из командировки брату.

-        Выделите окончания глаголов 2-го лица; окончания причастий и суффиксы причастий.

4.        Выпишите из диктанта действительные причастия настоящего времени.

-        От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов они образованы?

Бушующим  <— бушует —> бушуемый.

Заходящим <— заходит.

(О) строящемся <— строит—> строимый.

Взбирающимся <— взбирается.

  • Образуйте страдательные причастия настоящего времени.
  • Сделайте вывод, от основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени.

5.        Изучение материала на с. 48-49 учебника.
IV. Закрепление.

1.Выполнение упражнения 101.

Сначала выпишите страдательные причастия, образованные от глаголов I спряжения, затем - от глаголов II спряжения; выделите окончания и суффиксы причастий; объясните пропущенные орфограммы.

2. От глаголов в неопределенной форме образуйте страдательные причастия настоящего времени. С причастиями, образованными от выделенных глаголов, составьте словосочетания.

Любить, возбуждать, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменить.

3.Выполнение упражнения 104 (устно).

Выразите мысль более сжато. Для этого замените сложное предложение простым с причастным оборотом. Если нужно, измените падеж зависимого слова в причастном обороте.

После такой замены вы получите афоризм* в той форме, в которой использовал его автор.

(*Афоризм - краткое выразительное изречение.)

4.        Перестройте данные словосочетания, заменив действительные причастия страдательными настоящего времени.

Командир, возглавляющий отряд; учитель, рекомендующий литературу для реферата; тренер, воодушевляющий спортсмена; архитектор, проектирующий здание; бабушка, ограждающая внука; мать, лелеющая ребенка; ученик, ищущий нужную книгу.

-        От какого глагола образовано причастие ищущий?
(Искать (I спр.)
—> ищущий, искомый.)

        Найдите еще такие устаревшие формы страдательных причастий и запишите их по образцу: нести —> несомый, вести —> ведомый.

-        Объясните лексическое значение слова лелеемый.
(Лелеять - нежить, заботливо ухаживать за кем-нибудь.)

5.        Игра «Энтомологический словарь».

(Описана в книге Л. Петрановской «Игры на уроках русского языка».)

Подберите неверные, но правдоподобные толкования, отталкиваясь от внешней формы слов.

Например: нелепица - некачественный пластилин.

Дурманящий, журивший, обескровленный, пригубивший, ручающийся, сопевший, топорщившийся, усугубляющий.

(Примерные ответы: глупый человек; судья конкурса; лишившийся крыши над головой; не совсем погубивший; здоровающийся за руку; подпевающий в хоре; питающийся щами из топора; сбривающий усы.)

V. Подведение итогов урока.

  • В чем сходство и в чем различие причастий действительных и страдательных?
  • Как образуются страдательные причастия настоящего времени?

VI. Домашнее задание: ____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Изобразительные возможности причастия"

Урок проводится в конце изучения темы «Причастие. Причастный оборот» и является уроком повторения и закрепления. Тип урока: интегрированный интерактивный урок русского языка и изобразительного искусс...

Урок русского языка по теме "Причастие"

Урок изучения новой части речи-причастия, знакомство с морфологическими признаками причастия ( признаками глагола и прилагательного), его синтаксической ролью. В данном конспекте  использованы за...

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия" (ФГОС)

Разработка урока русского языка "Морфологический разбор причастия"  (ФГОС)...

Урок русского языка в 5 классе "Настоящее время глагола"

Тип урока: закрепление знаний по теме "Глагол", "Настоящее время глагола".  На уроке обеспечивается развитие творческих способностей   и заинтересованности  учащихся  к изучению пр...

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".

Технологическая карта урока по русскому языку "Образование действительных причастий настоящего времени".УМК: Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Нарушевич А. Г. Русский язык. 7 класс. В 2-...

Разработка урока русского языка по теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").

Разработка урока русского языка  по  теме "Причастие.Повторение."("Работа причастий").Повторение на уроке строится на материале о межэтнических отношениях, повторяется по...

Презентация к уроку "Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени"

Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями образования страдательных причастий настоящего времени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде...