Статья "Об эффективном использовании на практике здоровьесберегающих технологий"
статья по русскому языку на тему

Колигаева Светлана Алексеевна

Статья посвящена созданию здоровьесберегающей образовательной среды на уроках русского языка и литературы в условиях СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колигаева Светлана Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ «Колледж Петербургской моды», г. Санкт-Петербург

ОБ ЭФФЕКТИВНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ НА ПРАКТИКЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Прежде чем говорить об  опыте работы по внедрению  здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, необходимо дать определение этого понятия.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. [2, с.17]

Сущность здоровьесберегающего урока состоит в том, что этот урок обеспечивает учащемуся и преподавателю сохранение и увеличение жизненных сил от начала и до конца урока, а также позволяет самостоятельно использовать полученные на уроках умения и навыки в дальнейшей жизни.

В своей педагогической деятельности  использую следующие принципы здоровьесберегающих технологий:

- дифференцированное обучение – помогает оптимально организовать учебный процесс и определить возможности сочетания на уроке фронтальной, групповой и индивидуальной работ;

- личностно ориентированное, где в центр образовательной системы ставлю личность ребёнка, стараюсь обеспечить комфортные условия её развития и реализации природных возможностей;

- педагогика сотрудничества – создаёт все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Педагогика сотрудничества - это проявление гуманного отношения к детям: любовь,  оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, положительное стимулирование, терпимость к подростковым недостаткам, и всё это  в сочетании с проявлениями демократизации отношений  – правом студента на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения, что оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся и способствует формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.

Более широко в моей практике распространена технология дифференцированного обучения, согласно которой выделяю в группе обучающихся три подгруппы в соответствии с их уровнем интеллектуального развития. Такая внутригрупповая дифференциация содействует формированию у обучающихся положительной «Я – концепции». Эта технология приводит к улучшению психологического климата в ребячьем коллективе, снижению подростковой заболеваемости.

В своей работе использую различные формы работы: коллективную (все учащиеся выполняют одно задание), групповую (каждая из трех групп получает задание), индивидуальную (отдельные учащиеся получают персональный вариант задания). Такие формы работы строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. И у меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому студенту и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше. После деления студентов на группы ярлык «сильный», «средний», «слабый» не приклеивается, потому что ребята  сами знают свои возможности и способности. Цель разделения состоит как раз в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту студента, переходу его из одной группы в другую.

На уроках русского языка веду дифференцированную работу по ликвидации пробелов в знаниях и учёту знаний учащихся с помощью разноуровневых карточек, которые позволяют студенту сделать самостоятельный выбор, в соответствии с уровнем развития и способностями. После каждой изученной темы предлагаю ребятам тестовый материал, который также имеет уровни сложности. Это помогает адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся во время урока, такой подход позволяет абсолютному большинству учащихся добиваться без ущерба здоровью, не подавляя других интересов и склонностей.

С применением данной технологии проводились обучающие мероприятия – бинарный урок искусства (МХК) по теме «Театр Древней Греции», урок русского языка «Роль заимствованных слов в развитии русского языка». На уроке искусства (МХК) применяю различные формы работы с целью избежать перегрузки студентов (игровой момент, лексическая работа, инсценирование, работа с учебником, индивидуальная работа, фронтальный опрос, анализ видеофрагментов и др.). На уроке русского языка используется групповая и индивидуальная формы работы, работа в парах, юмористические минутки, беседы, дискуссии о правильном питании и др.. На уроке искусства (МХК) по теме «Архитектурный облик Древней Греции» применяю индивидуальную, самостоятельную, фронтальную работы, опережающее дифференцированное задание для отдельных студентов, беседу, контроль, объяснительно-иллюстративную, словесную передачу информации.

Личностно-ориентированные принципы делают центром образовательной системы личность подростка и обеспечение комфортными условиями её развитие и реализацию природных возможностей.

С применением данной технологии проводились учебные занятия – урок русского языка «Выразительные словообразовательные средства языка», урок искусства (МХК) «Изобразительное искусство реализма. Пейзаж в русской живописи». Изучение «искусства» невозможно без демонстрации иллюстраций художников, музыкальных произведений.  Поэтому развешиваю иллюстрации в разные углы кабинета, это повышает активность работы студентов, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а также реакцию на экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а также зрительно-ручная и телесная координация. Ребята становятся зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Что касается музыкального сопровождения на уроках, то это одна из форм воздействия, которая использовалась веками как мощное средство изменения сознания. Музыкальные произведения использую в качестве фона на уроке или сопровождаю один из этапов урока. Спокойные мелодии обладают седативным (успокаивающего действия, способствующего развитию процессов торможения) действием и нормализуют функции сердечно - сосудистой системы. Ритмичная музыка вызывает повышение тонуса скелетной мускулатуры, оказывает благоприятное влияние на деятельность внутренних органов и систем. Мажорные мелодии придают человеку бодрость, улучшают самочувствие, психоэмоциональное состояние. Использую и звуки природного естественного происхождения. Такие звуки как пение птиц, шум волн, раскаты грома, шум листвы, дождя и другие, подобранные по определенному плану, способствуют расслаблению организма с последующей его активизацией.

Таким образом, с помощью здоровьесберегающих технологий  можно достичь эффективного результата в развитии личностных свойств учащихся, снизить показатель заболеваемости детей, улучшить психологический климат в коллективах в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Внедрение в учебный процесс современных технологий позволяет обеспечить комфортные условия каждому учащемуся, учесть индивидуальные особенности каждого студента, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред  его здоровью. Работа на уроке становится интереснее и легче, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение преподавателя, открывается простор педагогического творчества.

Литература:

  1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. – М.:НИИ школьных технологий, Т. 1, 2006 г.
  2. Смирнов Н.К. Как обучать школьников без ущерба для их здоровья. М.: «Чистые    пруды», 2008 г.
  3. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА ПРАКТИКЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

При выборе форм проведения урока рекомендовано отдавать предпочтение тем технологиям, которые позволяют дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс внутри одного класса, что позволяет помим...

Аналитическая справка по оценке эффективности урока с применением здоровьесберегающих технологий

Аналитическая справка по оценке эффективности урока с применением здоровьесберегающих технологий Цель проверки:  оценка эффективности работы учителей на уроке с позиции здоровьесбережен...

Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии

Публикация по биологии на тему "Использование ИКТ и здоровьесберегающих технологий на уроках биологии"...

Конспект урока по аппликации из помпонов «Снеговик в лесу» с использованием ИКТ и здоровьесберегающей технологий

Урок представляет собой последовательное изложение теоретического материала по технологии изготовления помпонов и практической части - составление аппликации «Снеговик в лесу»....

Статья "Об эффективном использовании на практике современных образовательных технологий"

Статья посвящена исследованию проблем современного образования....

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...