Виды обстоятельств по значению
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Голдаева Татьяна Валериевна

урок русского языка в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_obstoyatelstv_po_znacheniyu.doc647.5 КБ
Office presentation icon vidy_obstoyatelstv_po_znacheniyu.ppt1.21 МБ

Предварительный просмотр:

Русский язык. 8 класс

Тема: Виды обстоятельств по значению.

Цель:

- формировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению, чем они выражены;

- развивать умение классифицировать, наблюдать лингвистический материал;

- воспитывать сочувствующую личность, умеющую понять другого человека, учить адекватно оценивать себя и других.

Социокультурная тема: Важно слышать и понять друг друга.

ХОД  УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

МОТИВАЦИЯ

1)Составление схемы о дополнении (двое учеников у доски из листков составляют схему)

2)Синтаксический разбор предложения (1 ученик у доски, а остальные в тетрадях)

   

  Поездка в эти места – настоящий праздник для меня.

     Вспомнили члены предложения, а теперь давайте проверим вашу грамотность.

3)Диктант «Не верь ушам своим»

Записать по диктовку словосочетания. Затем проводится проверка написанного (СЛАЙД  2)

        

Впоследствии встретились, идти навстречу ветру, вначале подумай, в начале книги, выступал впервые, подойти вплотную, на встречу с одноклассниками, раскрыть чуть-чуть, поступил не по-товарищески.

- Как вы понимаете выражение «поступил не по-товарищески»?

- Составьте с ним выражение.

- Каким членом предложения  является  наречие «по-товарищески»?

Итак, мы повторили с вами правописание наречий, которые в предложении чаще всего бывают обстоятельствами.

- Какой член предложения называется обстоятельством?

- От какого члена предложения оно зависит?

- Как вы думаете, какие значения могут иметь обстоятельства? (места, времени, образа действия).

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

        Тема нашего сегодняшнего урока «Виды обстоятельств по значению», а цель – научиться выделять обстоятельства в предложении, определять их вид по значению и чем они выражены.

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа с учебником  

Русский язык. 8 класс. Рудяков А.Н., Фролова Т.Я.

страница146 – 147  (чтение вслух теоретического материала)

ИНТЕРАКТИВНЫЕ  УПРАЖНЕНИЯ

Упражнение «Анализ учебного материала»  (стр. 147 упр. 206)

        Списать предложения. Подчеркнуть обстоятельства. Указать их вид, устно определить чем выражено.

1. Она работала тяжело, до изнеможения. 2. До самого последнего момента я не знал, кто к нам придет. 3.Заяц выскочил из лесу и побежал полем. 4. По неумению ему не удалось закончить работу вовремя. 5. В деревню он приехал ради отдыха и успокоения. 6. В случае ухудшения здоровья срочно звоните. 7. Вопреки нашим ожиданиям все получилось наилучшим образом.

Упражнение «Поиск-моделирование»

     По схемам составить предложения с обстоятельствами различных видов. В этой работе помогут картинки (СЛАЙД  3)

                                 обр.д.    место

[______  ======, /_._._./, _._._._.].

   время

[_._._._.   _____ ======].

 

Примерные предложения:

1.Спасатель приближается, лежа на снегу, к проруби.

2.Сегодня дети радовались.

Упражнение «Заполни таблицу»

      Переходим к выполнению следующего задания. Нужно заполнить таблицу. Предложения вы найдете на доске (СЛАЙД  4) 

       Итак, работаем по цепочке. 1-е называю я, а следующее – вы.

Вид обст.

Обр (ст)д.

место

время

условие

цель

причина

уступка

№ предл.

3

4

2

6

5

7

1

  1. Несмотря на усталость, мы помогли другу.
  2. Твори добро всегда.
  3. Мальчики незаметно ушли.
  4. Одинокий человек сидит в темном углу.
  5. Одноклассники пришли на соревнование поддержать свою команду.
  6. При желании ты сделаешь это сам.
  7. Из-за ссоры мы не пошли гулять.

Игра  «Поменяй местами»  (устно)

Замените фразеологизмы наречиями (СЛАЙД  5)

  1. Мальчик бежал во все лопатки. (быстро)
  2. Он сказал не в бровь, а в глаз. (верно)
  3. Девочка выучила задание назубок. (наизусть)
  4. Она пришла ни свет ни заря. (рано)
  5. Работу он знал как свои пять пальцев. (отлично)
  6. До деревни рукой подать. (близко)
  7. Она работает не покладая рук. (старательно)

Упражнение «Редактор»   (СЛАЙД   6)

Прочитать. Списать первый абзац текста, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Благородство

        Что значит п..ступать благородно? Это действовать чес..но открыто смело уметь жертвовать собстве..ыми инт..ресами в пользу других. Благородство   это когда ты делаеш..  доброе незаметно   не ради пр..знания и наград. Как об этом хорошо сказала поэте..а Римма Казакова Как часто вся награда за труды    сознание исполне..ого долга.

         Если вы умеете ценить то, что возвышает человека, вы на правильном пути. Если вы скептически относитесь к проявлению великодушия, бескорыстия, вам есть над чем серьезно задуматься.

         И если вы искренне хотите поступить благородно, попробуйте для начала сделать что-нибудь хорошее и доброе для других, чтобы об этом никто не узнал.

Беседа по тексту

- Как вы понимаете значение словосочетания поступать благородно?

- Вы когда-нибудь сами поступали благородно?

- Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы быть благородным человеком?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

1. Заключительная беседа

- Над чем мы с вами работали?

- Что вы узнали для себя нового на этом уроке?

- Что особенно понравилось?

-  Чему научились?

2. Тестовая работа с взаимопроверкой

А теперь давайте проверим, как усвоен материал. (Выполнение тестовой работы)  (СЛАЙД  7-8)

I вариант

  1. По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают:

а) предмет, на который переходит действие

б) признак предмета

в) признак действия или другого признака.

  1. Каким членом предложения является выделенное слово?

В октябре за туманами затерялось лето.

а) дополнение

б) обстоятельство

в) определение

  1. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство цели.

а) Мы вышли из душной комнаты освежиться.

б) Из-за шума дождя ничего не было слышно.

в) На ночлег мы расположились у озера.

  1. Обстоятельством какого вида является выделенное слово?

Он изменился до неузнаваемости.

а) цели

б) степени

в) причины

г) времени

  1. Какое предложение соответствует схеме

[   опред.    _____ ====== _._._._.].

а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.

б)  Золотые листья спускаются на землю.

в) Ночные звезды ярко горят на небе.

г) Медный ствол сосны на солнце порозовел.

II вариант

  1. По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают:

а) предмет, на который переходит действие

б) признак действия или другого признака.

в) признак предмета

  1. Каким членом предложения является выделенное слово?

В полях за туманами затерялось лето.

а) дополнение

б) обстоятельство

в) определение

  1. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство причины.

а) Мы вышли из душной комнаты освежиться.

б) Из-за шума дождя ничего не было слышно.

в) На ночлег мы расположились у озера.

  1. Обстоятельством какого вида является выделенное слово?

Она приехала на отдых.

а) цели

б) степени

в) причины

г) времени

  1. Какое предложение соответствует схеме

[  опред.  _____  _._._._. ====== _._._._.].

а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок.

б)  Золотые листья спускаются на землю.

в) Ночные звезды ярко горят на небе.

г) Медный ствол сосны на солнце порозовел.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ     (СЛАЙД  9)

Вспомните текст, который вы сегодня читали на уроке.

- на выбор:

а) Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос «Что нужно сделать, чтобы быть благородным человеком?», используя обстоятельства разных видов.

б) Составьте небольшой рассказ о благородном поступке с использованием разных видов обстоятельств.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Важно слышать и понять друг друга.

Слайд 2

"Не верь ушам своим" Впоследствии встретились, идти навстречу ветру, вначале подумай, в начале книги, выступал впервые, подойти вплотную, на встречу с одноклассниками, раскрыть чуть-чуть, поступил не по-товарищески.

Слайд 3

Поиск-моделирование обр.д. место [______ ====== , /_._._./, _._._._. ]. время [_._._._. _____ ======].

Слайд 4

Заполни таблицу 1. Несмотря на усталость, мы помогли другу. 2. Твори добро всегда. 3. Мальчики незаметно ушли. 4. Одинокий человек сидит в темном углу. 5. Одноклассники пришли на соревнование поддержать свою команду. 6. При желании ты сделаешь это сам. 7. Из-за ссоры мы не пошли гулять.

Слайд 5

1. Мальчик бежал во все лопатки. 2. Он сказал не в бровь, а в глаз. 3. Девочка выучила задание назубок. 4. Она пришла ни свет ни заря. 5. Работу он знал как свои пять пальцев. 6. До деревни рукой подать. 7. Она работает не покладая рук. Поменяй местами

Слайд 6

Благородство Что значит п..ступать благородно? Это действовать чес..но открыто смело уметь жертвовать собстве..ыми инт..ресами в пользу других. Благородство это когда ты делаеш.. доброе незаметно не ради пр..знания и наград. Как об этом хорошо сказала поэте..а Римма Казакова Как часто вся награда за труды сознание исполне..ого долга . Если вы умеете ценить то. что возвышает человека, вы на правильном пути. Если вы скептически относитесь к проявлению великодушия, бескорыстия, вам есть над чем серьезно задуматься. И если вы искренне хотите поступить благородно, попробуйте для начала сделать что-нибудь хорошее и доброе для других, чтобы об этом никто не узнал. Редактор

Слайд 7

I вариант 1.По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают: а) предмет, на который переходит действие б) признак предмета в) признак действия или другого признака. 2. Каким членом предложения является выделенное слово? В октябре за туманами затерялось лето. а) дополнение б) обстоятельство в) определение 3. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство цели. а) Мы вышли из душной комнаты освежиться. б) Из-за шума дождя ничего не было слышно. в) На ночлег мы расположились у озера. 4. Обстоятельством какого вида является выделенное слово? Он изменился до неузнаваемости . а) цели б) степени в) причины г) времени 5. Какое предложение соответствует схеме [ опред. _____ ====== _._._._.]. а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок. б) Золотые листья спускаются на землю. в) Ночные звезды ярко горят на небе. г) Медный ствол сосны на солнце порозовел. II вариант 1. По своему грамматическому значению обстоятельства обозначают: а) предмет, на который переходит действие б) признак действия или другого признака. в) признак предмета 2. Каким членом предложения является выделенное слово? В полях за туманами затерялось лето. а) дополнение б) обстоятельство в) определение 3. Найдите предложение, в котором есть обстоятельство причины. а) Мы вышли из душной комнаты освежиться. б) Из-за шума дождя ничего не было слышно. в) На ночлег мы расположились у озера. 4. Обстоятельством какого вида является выделенное слово? Она приехала на отдых . а) цели б) степени в) причины г) времени 5. Какое предложение соответствует схеме [ опред. _____ _._._._. ====== _._._._.]. а) С тихим шорохом пробежал по саду ветерок. б) Золотые листья спускаются на землю. в) Ночные звезды ярко горят на небе. г) Медный ствол сосны на солнце порозовел.

Слайд 8

Ответы тестирования I вариант В Б А Б Б II вариант Б Б Б А В

Слайд 9

Домашнее задание на выбор: а) Напишите сочинение-миниатюру, ответив на вопрос «Что нужно сделать, чтобы быть благородным человеком?», используя обстоя-тельства разных видов. б) Составьте небольшой рассказ о благородном поступке с использованием разных видов обстоятельств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обстоятельство. Виды обстоятельств

Урок русского языка с исользованием ИКТ для 8 класса...

Методическая разработка урока по теме: "Обстоятельство. Виды обстоятельств"

Методическая разработка содержит материалы, позволяющие провести бинарный интегрированный урок по темам: "Виды обстоятельств" по русскому языку в 8 классе и "Файловая система" по информатике....

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстоятельство. Виды обстоятельств" 5 класс

Технологическая карта урока "Второстепенные члены предложения. Обстотельство. Виды обстоятельств". УМК "Школа 2100". Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. 5 класс...

Урок на тему "Обстоятельство.Виды обстоятельств."

Технологическая карта урока предназначена для учащихся 8 класса. Тип урока. Урок «открытия» нового знания. Цель урока. Научить учащихся находить второстепенный член предложения – обс...

Обстоятельство. Виды обстоятельств.

Материал урока способствует расширению представления учащихся об обстоятельстве; познакомит с основными видами обстоятельств и способами их выражения....