Рабочая программа по литературе 8 класс
рабочая программа по литературе (8 класс) по теме

Ковалёва Елена Сергеевна

Рабочая программа по литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_8.doc246.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 им. атамана М.И. Платова

СОГЛАСОВАНО

Принята

Рассмотрена на заседании ШМО

УТВЕРЖДАЮ

Председатель МС

на педсовете

учителей  гуманитарного

Директор МБОУ СОШ № 3

____________Т.Э. Немытова            

протокол № ___

Руководитель ШМО

им. атамана М.И. Платова

Протокол № ___

от ___________

____________ С.В. Денисенко

_____________ Т.С. Романенко

от _______________

Протокол № ____ от ___________

"___"______________ 2017 г.

Р А Б О Ч А Я   П Р О Г Р А М М А

по литературе

в 8- Б, Г классах

 

                                                                                                               Учитель : Ковалёва Е.С.

г. Новочеркасск

                                                                                                         2017 г.

        

Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с :

Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденным приказом Министерства образования РФ № 1089 от05.03.2004

–Примерной основной образовательной программой основного общего образования 2004г.

– Учебным планом МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова на 2017/2018 уч.г.

Цели и задачи:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Планируемые результаты освоения программы

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;
  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).  

Учащиеся должны уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем; понимать сложность соотношения времени изображённого, времени, когда создано произведение, и времени, когда оно прочитано;
  • использовать различные формы изучения художественных произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одних и тех же событий в произведениях разных жанров и в произведениях разных писателей;
  • определять авторскую позицию;
  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;
  • пользоваться различными справочными изданиями, в том числе и связанными с исторической тематикой;
  • использовать различные виды искусства для комментирования произведений о конкретной эпохе и для сопоставления произведений разных искусств об одной эпохе.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

Место предмета:

Учебный предмет «Литература» реализуется за счёт инвариантной части учебного плана МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова в объёме 2 часа в неделю.  Примерная программа по литературе рассчитана на 68 часов, рабочая программа реализуется за 66  в часов  в  соответствии с производственным календарем на 2017 и 2018 год ( праздничные дни  23.02; 9.03)  и  календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 3 им. атамана М.И. Платова на 2017-2018 учебный год. Тема «Из зарубежной литературы» рассчитана на 8 часов, планируется дать фактически 5 часов.

Раздел программы

Основное содержание раздела, темы

Виды деятельности ученика

1

Литература и время

Литературный процесс как часть исторического процесса. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики. «Калоши счастья» Х. К. Андерсена и «Цицерон» Ф. И. Тютчева как эпиграфы курса 8 класса, которые подчеркивают роль обращения художественной литературы к истории.

Х. К. Андерсен.  «К а л о ш и  с ч а с т ь я»  как развернутая притча о характере связи времен между собой. Герой сказки и его путешествие в средние века. Четкость и убедительность выводов автора.

Ф. И. Тютчев.  «Ц и ц е р о н».  Неразрывность связи судьбы человека со своим временем.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений  исторической литературы.

Характеризовать героя исторической  литературы.

Выявлять характерные для произведений исторической литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведении  исторической литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

2

Фольклор

История в устном народном творчестве.

Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Былины как свидетельство исторических событий.

Т е о р и я.  Исторические сюжеты в народном толковании.

Историческая народная песня.

Герои и сюжеты фольклорных песен на исторические темы. «П р а в е ж».  Петр Великий и Иван Грозный в песнях.

«П е т р а  П е р в о г о  у з н а ю т  в  ш в е д с к о м  г о р о д е»  и др. Художественные особенности исторических песен. Историческая народная песня и ее исполнители. Слово и музыка в народной песне.

Народная драма.

Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. От обряда к пьесе. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы. «К а к  ф р а н ц у з  М о с к в у  б р а л».  Героико-романтическая народная драма. Особенности народной драмы: сочетание и чередование трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.

Т е о р и я.  Народная драма.

Различать былины и исторические песни.

Различать виды народных песен.

Выявлять характерные для народных песен художественные приемы (постоянные эпитеты, троекратные повторы).

Пересказывать сюжет песен, драмы.

Читать выразительно фрагменты произведений.

Характеризовать героя исторической песни как воплощение национального характера

3

История на страницах произведений эпохи Возрождения

М. де Сервантес Сааведра.  «Д о н  К и х о т»  (фрагменты). Герой романа Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Пародия на рыцарский роман. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как «вечный образ».

Т е о р и я.  Рыцарский роман. «Вечный образ».

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведении зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

4

История на страницах произведений древнерусской литературы

 «Н а ч а л ь н а я  л е т о п и с ь»,  «П о в е с т ь  в р е м е н н €ы х  л е т».  Русская летопись как жанр исторического повествования. Отражение событий истории в летописях XI—XVII вв. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый общерусский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи.

Т е о р и я.  Летопись.

Жития святых

Жития святых как исторические повествования. Жития первых русских святых на страницах летописи. Популярность жанра жития в древнерусской литературе. Особенности изображения биографии героя в жанре жития. Роль нравственного поучения на страницах жития.

«С к а з а н и е  о  ж и т и и  А л е к с а н д р а  Н е в с к о г о».  Жизнь героя русской истории как канонизированного святого на страницах жития. Б. К. Зайцев.  «П р е п о д о б н ы й  С е р г е й  Р а д о н е ж с к и й».  Элементы житийного жанра в авторском произведении XX в. Становление характера подвижника.

Т е о р и я.  Житие. Художественные особенности жанра жития.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе и его фрагменты в оригинале.

Читать выразительно фрагменты произведений древнерусской литературы.

Характеризовать героя древнерусской литературы.

Выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание жития с требованиями житийного канона.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

5

Литература эпохи Просвещения

Ж. Б. Мольер.  «М е щ а н и н  в о  д в о р я н с т в е»  (сцены). Комедия как жанр драматического произведения. Особенности комедии классицизма. Сатирический образ господина Журдена.

Т е о р и я.  Классицизм. Комедия.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений зарубежной литературы.

Характеризовать героя зарубежной литературы.

Выявлять характерные для произведений зарубежной литературы темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведении зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определенной литературной эпохи, направления.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

6

История на страницах произведений XVIII века

Жанры исторических произведений: эпические и драматические. Д.И.Фонвизин.  «Н е д о р о с ль ». Комедия в пяти действиях. Т е о р и я.  Комедия

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы XVIII в.

Характеризовать героя русской литературы XVIII в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы XVIII в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Д. И. Фонвизина

7

Историческое прошлое в литературе XIX века

А. К. Толстой.  «И л ь я  М у р о м е ц»,  «П р а в д а»,  «К у р г а н».  Герои и события былин в русской поэзии. Былинные мотивы в разных видах художественного творчества. Обращение А. К. Толстого к стихотворному переложению сюжетов русских былин, его восхищение цельными героическими характерами былинных богатырей. Поэтическая сила и обаяние произведений поэта. Т е о р и я.  Былина и баллада.

Г. Лонгфелло.  «П е с н ь  о  Г а й а в а т е»  (перевод И. А. Бунина). Поэтичность индейских легенд и преданий в поэме Лонгфелло. Сюжет и герои поэмы. Образ народного героя Гайаваты. Художественные особенности изображения. Близость героев поэмы к миру природы. Образность и красота поэтического языка «Песни о Гайавате». Совершенство перевода.

В. Скотт.  «А й в е н г о»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Вальтер Скотт как родоначальник исторического романа. Типы исторических романов: роман-хроника, роман-жизнеописание, биографический роман, авантюрно-исторический роман. Изображение героев и изображение эпохи. Концепция истории и человека в романе. Романтический историзм и осмысление законов развития человечества. Герой романтического исторического романа и сюжет. Айвенго и леди Ровена. Ричард Львиное Сердце и Робин Гуд как исторические герои и как персонажи романа. Пушкин о Вальтере Скотте.

Т е о р и я.  Исторический роман.

И. А. Крылов.  «В о л к  н а  п с а р н е».  Историческое событие и жанр басни. Патриотический пафос басни Крылова. Кутузов и Наполеон в аллегорическом произведении. Мораль басни и ее роль в реальных событиях Отечественной войны 1812 г.

А. С. Пушкин.  «П е с н ь  о  в е щ е м  О л е г е».  Богатство исторической тематики в творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в лирике поэта. Тема судьбы, рока в балладе «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Песни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение.

«П о л т а в а»  (фрагмент). Описание битвы и ее главного героя. Образ Петра в поэме — образ вдохновителя победы.

«Б о р и с Г о д у н о в»

«К а п и т а н с к а я  д о ч к а».  Болдинская осень 1833 г. Работа над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». Пугачев в историческом труде и в художественном произведении: художественное мастерство Пушкина в произведениях двух различных жанров, созданных на одном материале. Сюжет исторической повести «Капитанская дочка» и его важнейшие события. Исторические события и исторические герои на страницах повести. Пугачев как вождь народного восстания и как человек. Взгляд Пушкина на восстание Пугачева как на «бунт бессмысленный и беспощадный». Острота постановки проблемы. Герои исторические и герои вымышленные: Гринев и Пугачев, Гринев и Швабрин, Гринев и Маша. Становление характера Гринева. Проблема чести, долга, милосердия. Проблема морального выбора. Портрет и пейзаж на страницах исторической прозы. Роль эпиграфов в повести. Название и идейный смысл произведений («История Пугачева» и «Капитанская дочка»).

Т е о р и я.  Историческая проза. Историческая повесть и исторический труд. Эпиграф. Сюжет и фабула. Автор в историческом произведении.

М. Ю. Лермонтов.  «П е с н я  п р о  ц а р я  И в а н а  В а с и л ь е в и ч а,  м о л о д о г о  о п р и ч н и к а  и  у д а л о г о  к у п ц а  К а л а ш н и к о в а».  Быт и нравы XVI в. в поэме. Исторический сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Иван Грозный, опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и позиция Кирибеевича. Нравственная оценка событий автором. Связь поэмы с устным народным творчеством. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня ...» как лироэпическое произведение.

Н. В. Гоголь.  «Т а р а с  Б у л ь б а».  Историческая основа и народно-поэтические истоки повести. XVI век Южной Руси в повести Гоголя. Гоголь — мастер батальных сцен и героических характеров. Битва под Дубно. Стихийная мощь жизни народа и природы на страницах повести. Запорожская Сечь как прославление боевого товарищества, ее нравы и обычаи. Образы Тараса и его сыновей. Мастерство Гоголя в изображении природы. Патриотический пафос произведения. Роль лирических отступлений в повествовании. Авторское отношение к героям.

Т е о р и я.  Историческая повесть. Патриотический пафос произведения.

В. А. Жуковский.  «В о с п о м и н а н и е»,  «П е с н я»;  А. С. Пушкин.  «В о с п о м и н а н и е»,  «С т а н с ы»;  Д. В. Давыдов.  «Б о р о д и н с к о е  п о л е»;  И. И. Козлов.  «В е ч е р н и й  з в о н»;  Ф. И. Глинка.  «М о с к в а»; А. Н. Апухтин.  «С о л д а т с к а я  п е с н я  о  С е в а с т о п о л е».  Обращение лирических поэтов к исторической тематике. Масштаб осмысления былого в лирике: отражение как значительных исторических событий, так и сокровенных воспоминаний, воскрешающих личный опыт поэта. Яркая индивидуальность поэта в художественной оценке минувшего.

А. Дюма.  «Т р и  м у ш к е т е р а»  (самостоятельное чтение с последующим обсуждением). Авантюрно-исторические романы Александра Дюма-отца. Трансформация исторических событий и исторических героев. Мир вымышленных героев на фоне исторических обстоятельств. Увлекательность сюжетов и яркость характеров. Кодекс чести и правила поведения героев в романах А. Дюма. Яркость авторской позиции. Причина популярности произведений А. Дюма.

А. К. Толстой.  «В а с и л и й  Ш и б а н о в».  Подлинные исторические лица — царь Иван Грозный и князь Курбский. Василий Шибанов как нравственный идеал автора.

«К н я з ь  С е р е б р я н ы й».  Эпоха и ее воспроизведение в романе. Сюжет и его главные герои. Исторические лица — царь Иван IV Грозный, Малюта Скуратов и др. Вымышленные герои и их роль на страницах исторического повествования. Романтический взгляд на родную историю. Патриотический пафос повествования. Высокие нравственные идеалы автора и убедительность его позиции. Историческая точность в воспроизведении быта эпохи. Художественные особенности повествования. Роль фольклорных произведений в романе. Народная песня на страницах романа.

Л. Н. Толстой.  «П о с л е  б а л а».  Гуманистический пафос рассказа. «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Герои и их судьбы. Иван Васильевич как герой-рассказчик. Контраст как основа композиции рассказа, раскрытия душевного состояния героя. Роль случая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата. красочные и звуковые образы при ее создании. Время и пространство в рассказе. Художественное мастерство писателя.

Т е о р и я.  Контраст как прием композиции.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XIX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XIX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XIX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения или на их театральные или кинематографические версии.

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя

8

Историческое прошлое в литературе XX века

Былины и их герои в произведениях XX века

И. А. Бунин.  «Н а  р а с п у т ь е»,  «С в я т о г о р»,  «С в я т о г о р  и  И л ь я»;  К. Д. Бальмонт.  «Ж и в а я  в о д а»;  Е. М. Винокуров.  «Б о г а т ы р ь».  Былины и их герои в произведениях XX в. Трансформация образа былинного героя в произведениях XX в. Живая стихия русского фольклора в стихотворениях И. А. Бунина. Проникновенное отражение былинных образов в его поэзии. Мастерство исторических образов совершенство языка, разнообразие и богатство ритмики стихотворений поэта. Былинные мотивы в творчестве К. Д. Бальмонта. Стихотворение «Живая вода» как обращение к «родным богатырям». Чистота и прозрачность ритма, «перезвоны благозвучий» стихотворных строк поэта.

Ю. Н. Тынянов.  «В о с к о в а я  п е р с о н а»,  «П о д п о р у ч и к  К и ж е».  Исторические романы и повести Тынянова. «Восковая персона» как повесть о судьбе Петра Великого и его наследия. Герои и сюжет повести. «Подпоручик Киже» — осуждение нелепостей воинской службы при Павле I. Язык и стиль, помогающий воссоздать картины русской истории.

М. Алданов.  «Ч е р т о в  м о с т»  (главы),  «С в я т а я  Е л е н а,  м а л е н ь к и й  о с т р о в».  Исторические романы и повести Марка Алданова. Родная история и история Европы в произведениях автора русского зарубежья. Тетралогия «Мыслитель». Серия исторических портретов. Блестящее изображение полководца Суворова в романе «Чертов мост». «Святая Елена, маленький остров» как завершение тетралогии. Последние годы жизни Наполеона. Неразрывность связи времен как главная тема творчества М. Алданова. Активное утверждение авторской позиции в произведениях исторического цикла.

Б. Л. Васильев.  «У т о л и  м о я  п е ч а л и...».  Изображение ходынской трагедии. Понимание автором и его героями причин этой трагедии. Различные пути развития России в представлении героев романа. Обыденная жизнь людей на фоне трагических страниц родной истории. Исторические лица, изображенные в произведении (император Николай II, великий князь Сергей Александрович, Иван Каляев, Василий Иванович Немирович-Данченко). Главная героиня Наденька Олексина, ее искания. Зависимость судьбы Наденьки от происходящих событий. Смысл заглавия романа.

Т е о р и я.  Исторический роман и его название.

Великая Отечественная война в литературе

Л. М. Леонов.  «З о л о т а я  к а р е т а».  Тема Великой Отечественной войны в произведениях послевоенных лет. Судьбы героев пьесы и их идеалы. Романтический настрой автора при создании образов героев и истолкования их отношения к судьбе человека. Драматический сюжет и драматические судьбы.

История на страницах поэзии XX века

В. Я. Брюсов.  «Т е н и  п р о ш л о г о»,  «В е к  з а  в е к о м»;  З. Н. Гиппиус.  «14 д е к а б р я»;  Н. С. Гумилев.  «С т а р и н а»,  «П р а п а м я т ь»;  М. А. Кузмин.  «Л е т н и й  с а д»;  М. И. Цветаева.  «Д о м и к и  с т а р о й  М о с к в ы»,  «Г е н е р а л а м  д в е н а д ц а т о г о  г о д а»;  Г. В. Иванов.  «Е с т ь  в  л и т о г р а ф и я х  с т а р и н н ы х  м а с т е р о в...»;  Д. Б. Кедрин.  «З о д ч и е»  и др. Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее событиям. Тема прошлого как одна из тем лирики поэтов XX столетия. Осмысление былого поэтами серебряного века и современными поэтами. Лирические раздумья об исторических событиях, о свершениях и ошибках человечества, о произведениях искусства как свидетелях минувшего.

Беседа по итогам чтения и изучения произведений исторической тематики в течение года. Произведения русской и зарубежной литературы, отражающие исторические события. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.

Воспринимать текст литературного произведения.

Читать выразительно фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Читать выразительно наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы первой половины XX в.

Характеризовать героя русской литературы первой половины XX в.

Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приемы изображения человека.

Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Формулировать вопросы по тексту произведения.

Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования.

Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание.

Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм).

Выявлять признаки эпического, лирического и драматического родов в литературном произведении.

Составлять план, в том числе цитатный, литературного произведения.

Подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме.

Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, истории создания произведения, прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений.

Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений конкретного писателя.

Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта.

Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ.

Конспектировать литературно-критическую статью.

Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии

Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателей и поэтов

                                                                  Календарно-тематическое планирование

п/п

Раздел,тема

Количество часов

Форма контроля

Дата проведения

По программе

факт

1

Художественная литература и история

1

1.09

2

Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

1

Устный опрос

5.09

3

Исторические песни XVII века. «Плач Ксении» «Возвращение Филарета»

1

Устный опрос

8.09

4

Песни о Степане Разине

1

Устный опрос

12.09

Из древнерусской литературы

5

«Житие Сергия Радонежского»

1

Устный опрос

15.09

6

«Слово о погибели Русской земли…»

1

Устный опрос

19.09

7

«Житие Александра Невского»

1

Устный опрос

22.09

8

Сочинение о житийном жанре

1

Сочинение

26.09

Из литературы XVIII века

9

Г. Р. Державин-поэт и государственный чиновник.

1

Устный опрос

29.09

10

Г. Р. Державин «Памятник»

1

Устный опрос

3.10

11

Краткие сведения о Н. М. Карамзине. Карамзин и Пушкин

1

Устный опрос

6.10

12

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» - новая эстетическая реальность.

1

Устный опрос

10.10

Из литературы XIX века

13

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм

1

Устный опрос

13.10

14

В. А. Жуковский. Анализ баллады « Лесной царь»

1

Устный опрос

17.10

15

В. А. Жуковский. Анализ стихотворений « Невыразимое», «Море»

1

Устный опрос

20.10

16

Тематическое богатство поэзии А. С. Пушкина.«19 октября» (1825)

1

Устный опрос

24.10

17

Стихотворение «Бесы» чтение наизусть

1

чтение наизусть

27.10

18

« Капитанская дочка». Историческая основа романа. Творческая история произведения. Тема семейной чести в романе ( анализ 1-2 глав)

1

Устный опрос

7.11

19

Порядки в Белогорской крепости. Пётр Гринёв в испытаниях любовью и «дружбой» (анализ 3-5 глав)

1

Устный опрос

10.11

20

Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе ( анализ 6-14 глав)

1

Устный опрос

14.11

21

 Р.   Классное сочинение по роману А. С. Пушкина « Капитанская дочка».

1

Сочинение

17.11

22

Кавказ в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы « Мцыри». Смысл эпиграфа к поэме

1

Устный опрос

21.11

23

Художественная идея поэмы М. Ю. Лермонтова

 « Мцыри» (отрывок наизусть)

1

чтение наизусть

24.11

24

Краткие сведения о Н. В. Гоголе. Комедия «Ревизор»  Творческая и сценическая история пьесы.

1

Устный опрос

28.11

25

« Сборный город всей тёмной стороны». Анализ I действия

1

Устный опрос

1.12

26

Хлестаков и городничий. Анализ II действия

1

Устный опрос

5.12

27

Хлестаков - « вельможа» и «значительное лицо». Анализ III действия

1

Устный опрос

8.12

28

Хлестаков - ревизор. Анализ IV действия

1

Устный опрос

12.12

29

Художественная идея комедии. Анализ V действия

1

Устный опрос

15.12

30

Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство Н. В. Гоголя.  Подготовка к домашнему сочинению

1

Устный опрос

19.12

31

Краткие сведения об И. С. Тургеневе

1

Устный опрос

22.12

32

И. С. Тургенев « Ася». Господин N. N. и Гагин. Русские и немецкие традиции в повести

1

Устный опрос

26.12

33

Композиция повести. Образ Аси

1

Устный опрос

29.12

34

Образ природы. Тема рока в повести.

Подготовка к домашнему сочинению

1

Устный опрос

16.01

35

Краткие сведения о Н. А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.  «Внимая ужасам войны…»

1

Устный опрос

19.01

36

Н. А. Некрасов « Зелёный Шум». 

1

Устный опрос

23.01

37

Краткие сведения об А. А. Фете.  «Целый мир от красоты…»

1

Устный опрос

26.01

38

 А. А. Фет « Учись у них - у дуба, у берёзы…» чтение наизусть

1

чтение наизусть

30.01

39

Краткие сведения об А. Н. Островском.

Пьеса-сказка «Снегурочка».Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями.

1

Устный опрос

2.02

40

Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А. Н. Островского

1

Устный опрос

6.02

41

Фольклорные традиции в пьсе-сказке А. Н. Островского

1

Устный опрос

9.02

42

Краткие сведения о Л. Н. Толстом. « Отрочество»

1

Устный опрос

13.02

43

Л. Н. Толстой « После бала». История создания. Анализ I части рассказа

1

Устный опрос

16.02

44

Л. Н. Толстой « После бала». История создания. Анализ II части рассказа

1

Устный опрос

20.02

Из литературы XX века

45

М. Горький «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности.

1

Устный опрос

27.02

46

М. Горький «Мой спутник».

Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и «стихийного» начал

1

Устный опрос

2.03

47

Краткие сведения о В.В. Маяковском

1

Устный опрос

6.03

48

Поэт и толпа в стихах В. Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям»

1

Устный опрос

13.03

49

Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества

1

Устный опрос

16.03

50

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»

1

Устный опрос

20.03

51

М.М. Зощенко. Большие проблемы «маленьких людей». Человек и государство. Художественное своеобразие  рассказов

1

Устный опрос

23.03

52

М.М. Зощенко «Обезьяний язык»

1

Устный опрос

3.04

53

Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики

1940-1950-х годов

1

Устный опрос

6.04

54

Н.А. Заболоцкий «Я не ищу гармонии в природе...»

1

Устный опрос

10.04

55

Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка», «Старая актриса»

1

Устный опрос

13.04

56

М.В. Исаковский «Катюша»

1

Устный опрос

17.04

57

М.В. Исаковский «Враги сожгли родную хату...» чтение наизусть

1

чтение наизусть

20.04

58

  М.В. Исаковский «Три ровесницы» (самостоятельная письменная работа)

1

Анализ стихотворения

24.04

59

Краткие сведения об А.Т. Твардовском. «За далью—даль». История создания поэмы. Анализ первой главы

1

Устный опрос

27.04

60

А.Т. Твардовский «За далью—даль». Анализ главы «Огни Сибири»

1

Устный опрос

4.05

61

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и истории в произведении

1

Устный опрос

8.05

62

Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Образ рассказчика

1

Устный опрос

11.05

63

Краткие сведения о В.Г. Распутине.

XX век на страницах прозы В.Г. Распутина

1

Устный опрос

15.05

64

Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»

Устный опрос

18.05

65

Внеклассное чтение. Проза писателей 20 века. В.П. Астафьев «Ангел-хранитель». В.Шукшин «Гринька Малюгин». В.Тендряков «Весенние перевёртыши».

1

Устный опрос

22.05

Из зарубежной литературы

66

Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии «Ромео и Джульетта»

1

Устный опрос

25.05

Итого по программе: 66 часов

Учебно-методическое обеспечение

Литература

Для учителя:

  1. Гринина – Земскова А.М. Обучение сочинениям 5 -8 классы. – Волгоград: Учитель, 2002.
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5 - 9 классы. – М.: ВАКО, 2004.
  3. Липина Е.Ю. Тесты к учебникам-хрестоматиям под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Литература. 8 класс: Методические рекомендации для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы. – М.: Дрофа, 1998.

Для учащихся:

  1. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений.  /Автор-составитель Курдюмова Т.Ф./ - М.: Дрофа, 2005.
  2. Хрестоматия по литературе: 8 класс./Быкова Н.П. – М.: Филологическое общество «Слово»; Эксмо, 2005.
  3. Хрестоматия по зарубежной литературе: 8 – 10 классы. – Ростов н/Д: ЗАО «Книга», 2005.

                - Электронные образовательные ресурсы коллекций http://www.fcior.edu.ru и  http://school-collection.edu.ru/

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:

  1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
  2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
  3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
  4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых
  5. в классе и прочитанных самостоятельно.
  6. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
  7. Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:

V класс— 100—11О слов в минуту,

VI класс—110—120 слов в минуту,

VII класс— 120—130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно—эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка сочинения

Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся. их общего развития и почерка

Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия темы;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.

Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:

Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1—2 речевых недочета. 1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3—4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.

Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. часты случаи неправильного словоупотребления. нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.

Примечание: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.

4.   На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку).

3. Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

Порядок проверки письменных работ учителями

. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по литературе:

- в 5-8 классах – не реже 2 раз в месяц

- в 9-11 классах – не реже одного раза в месяц


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....