СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ с творческим заданием. «ЧЕМУ УЧИТ НАС ИСТОРИЯ?»
методическая разработка по русскому языку (11 класс) на тему

РЕТЮНСКИЙ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Урок развития речи по русскому языку (10-11 классы) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon retyunskiy_itogovaya_kontrolnaya_rabota.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ.
«ЧЕМУ УЧИТ НАС ИСТОРИЯ?»
  (По тексту И. БардышевА)

Составитель Ретюнский Ю.Н.

Учитель русского языка и литературы «Морской школы» СПб, 2017 г.

Урок развития речи по русскому языку  (10-11 классы) с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (2 часа)

Образовательная цель:

Обучение учащихся излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка.

Развивающие цели:

Развитие образного, логического, критического мышления речи, памяти, Развитие устной и письменной речи.

Воспитательные цели:

Воспитание нравственных качеств: памяти, жертвенности. Развитие творческих способностей.

Этапы урока

Цель этапа

Методы и приемы

Цели методов и приемов

Вызов

Актуализация каждого ученика. Актуализация знаний. Развитие речи. Развитие логического

мышления.

Синквейн Рассказ-предположение по ключевому слову синквейна. Рассказ- предположение по ключевым словам текста.

Развитие умения выделять главное. Актуализация знаний по теме текста. Развитие логического мышления, связанной речи.

Осмысление

Организация активного восприятия текста. Направление усилий на степень понимания текста. Повторение сложных случаев орфографии и пунктуации.

Чтение с остановками. Заполнение двухчастного дневника. Возвращение к списку ключевых слов. Прогнозирование.

Активизация чтения. Развитие умений выделять главное систематизировать., Формировать умения составления связанного текста.

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретенного читательского опыта.

Обобщение на уровне личностных впечатлении.

Выделение ключевых слов в эпиграфе. Написание синквейна-эпиграфа. Написание сочинения-рассуждения.

Развитие памяти. Формирование нравственных понятий

Формирование умений работы с черновым и чистовым вариантом. 

Ход урока

1 стадия – Вызов. Слово учителя: Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с текстом, по которому вам нужно будет написать сочинение-рассуждение, другими словами, продолжив работу своими размышлениями по данному вопросу. На доске написан синквейн, первое ключевое слово пропущено (История). Определите его тему, докажите свою точку зрения.

Гуманитарная, интересная.
Исследует, узнает, изучает.
Наука, занимающаяся изучением прошлого.
Люди.

Высказывания учащихся с обоснованием своих мнений.

Текст, с которым мы будем работать, также посвящен теме истории, по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко):

 СРАЖЕНИЕ - ДРАМА - ШАХМАТЫ – БЕЛЫЙ ФЛАГ - УПРЯМСТВО - МУДРЫЙ ХОД - САМООТВЕРЖЕННОСТЬ – ПЕШКИ И ВОИНЫ – НРАВСТВЕННЫЙ УРОК

Учащиеся работают самостоятельно в течение пяти — семи минут, в это время звучит тихая запись военного барабана. Затем идет обсуждение работ учащихся.

2 стадия – Осмысление.

Теперь давайте познакомимся с исходным текстом. У вас у каждого лежит текст, прочитайте первую часть, выделите ключевые слова, озаглавьте данную часть.

  1. О Бородинском сражении написаны сотни книг, каждая минута этого драматического события изучена вдоль и поперёк в мельчайших деталях. (2) Но есть один момент, таинственный, почти мистический, который требует глубокого осмысления.

(З) Представим, что вы играете в шахматы с уважаемым гроссмейстером. (4) Ваше положение - аховое, столпившиеся зрители уже обречённо махнули рукой, предлагают вам не тянуть понапрасну время и выбросить белый флаг. (5) Что сделает в такой ситуации любой человек, знакомый с правилами игры? (6)Он проанализирует позицию на доске и, осознав бесперспективность своего сопротивления, смиренно капитулирует.

Чем является данная часть в тексте? Что мы узнаем? Какие вы выделили ключевые слова? Почему? На какие микротемы можно разделить эту часть? Как можно озаглавить эту часть? Какие слова нужно поместить в рабочие материалы с точки зрения орфографии?

План

  1. Ключевые (опорные слова)/Рабочие материалы

1. Бородино.

драматического события

«момент, таинственный, почти мистический»

2. Правила игры в шахматы.

Гроссмейстер

Аховое

проанализирует

Обречённо

бесперспективность

Каким образом можно избежать пунктуационных ошибок при построении сложного предложения, используя причастные и деепричастные обороты? (Составляют схему предложения с деепричастным оборотом). Объясните значение выписанных слов, подобрав синонимы. Что общего в словах? Чем они отличаются от синонимов? (по мере заполнения таблицы работаем над орфографией и пунктуацией).

Самостоятельное чтение до 2 остановки, выделение ключевых слов, заполнение таблицы.

(7)Естественно, пример с шахматной партией лишь отчасти поясняет то положение, в котором оказался Кутузов во время Бородинского сражения. (8)На карту поставлена судьба отчизны. (9)Картина сражения меняется чуть ли не каждую минуту. (10)Грохот пушек, свист пуль, крики атакующих... (11)Ежесекундно шлют донесения, которые порою противоречат друг другу. (12)Прилетает ординарец от Барклая де Толли, бывшего командующего русской армией. (13)Барклай передаёт: держаться более невозможно, нужно отступать... (14)Тяжело ранен Багратион, враг теснит измотанных русских солдат. (15)Положение почти безнадёжное! (16)На чём же держится решимость Кутузова? (17)На упрямстве? (18)На неуступчивой злобе? (19)На отчаянии? (20)Или просто воля парализована страхом и полководец попросту бессилен принять какое-либо решение? (21)Нет!

3. Судьба отчизны

Ординарец Барклая де Толли

парализована страхом

Измотанных

Ежесекундно

Естественно,

Повторение: правило постановки двоеточия в БСП, обособление вводных слов. Функция многоточий. Фразеологизм, риторические вопросы и восклицания. Метафора (сражение-игра).

Чтение до 3 остановки, заполнение таблицы.

(22)Почему шахматист не сдаётся опытному противнику? (23)Возможно, он видит выигрышный ход, которого остальные, загипнотизированные авторитетом его соперника, не замечают. (24)Кутузов видел не только общую картину боя: она явным образом складывалась не в нашу пользу! (25)Он, в отличие от других, видел глаза солдат. (26)Мудрому, опытному Барклаю, трезво оценившему ситуацию, казалось бессмысленным сражаться с более сильным противником, и эта шахматная логика имеет свой резон. (27)Но она не учитывает одного: люди - это не бездушные фигурки, подчинённые фатальной воле гроссмейстера. (28)Солдат может бросить оружие и поднять руки, а может стоять насмерть. (29)Кутузов ясно видел: бойцы сражаются и не собираются уступать противнику. (30)Нельзя же в такой момент подойти к артиллеристу или гренадеру и сказать: "Всё, мужики, прекращаем бойню! (31)Мы проиграли!" (32)На поле боя властвовала не логика военной тактики, а личные качества: воля, решимость, упорство. (ЗЗ)Это в шахматах пешка, подчиняясь правилам, обречена уступить мощи ферзя. (34)В реальном бою другая система измерений, и о самоотверженность и отвагу простого солдата может разбиться хитроумный план увенчанного лаврами полководца. (35)Кутузов понимал это лучше остальных.

Какие слова вам не понятны? (некоторые затрудняются объяснить слово «резон.», ребята тут же разъясняют, подбирают синонимы). Как вы понимаете фразу «увенчанного лаврами»?

4. (Момент, когда понимаешь) «Люди - это не бездушные фигурки»

трезво оценившему ситуацию

артиллеристу или гренадеру

отвагу

Загипнотизированные авторитетом

Самоотверженность

бессмысленным

Повторение: обособленные уточнения, однородные определения, тире между главными членами предложения, знаки препинания в предложениях с прямой речью ((Составляют схему предложения с ПР). Понятие стилей речи («Всё, мужики,..»).

     Спрогнозируйте дальнейшее направление развития мысли автора. (Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки.

(36)"Любую другую армию мы бы разгромили ещё до полудня!" - говорил один из французских полководцев, и в этих словах отчётливо звучала растерянность, вызванная тем, что привычные расчёты, соотношения, меры, закономерности вдруг перестали действовать, потому что вместо пешек с врагом сражались воины.

(37)История – это поистине учебник жизни, просто не всегда её нравственный урок укладывается в ясную и чёткую формулу. (38)Но главное, что выясняется, когда знакомишься с прошлым и пытаешься осмыслить причины былых побед и поражений, расцветов и упадков, - это огромное значение тех будто бы малозаметных, порою невидимых элементов, из которых складывается человеческая личность. (39)Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность - силовой энергией этих свойств определяется развитие человечества, и осознание нравственного смысла минувшего делает нас не сторонними наблюдателями, а деятельными участниками истории.

5. «Русские не сдаются!»

  1. Расчёты – растерянность - закономерности

6. «История – это… учебник жизни».

нравственный урок

силовая энергия

Почему французская армия, завоевавшая пол-Европы, не смогла одержать очевидную победу над русским воинством на Бородинском поле? Какое эмоциональное настроение преобладает в словах французского полководца? В чем причина стойкости наших предков и какой «нравственный смысл минувшего» имеет для нас данный исторический пример? Чтение текста до конца, выделение ключевых слов.

3 стадия — Рефлексия

Обсуждение понятий: «Трусость и бесстрашие, честолюбие и благородство, алчность и бескорыстие, эгоизм и самопожертвование, коварство и преданность». Прием антитезы (его роль в тексте). Формулировка авторской позиции (ответ на проблемные вопросы).

Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви к Родине. Самопожертвование. Героический поступок).

Учащиеся отмечают, что в данном тексте два главных образа – сражение и шахматная игра (единый метафорический образ).

А.Безант сказала: «Самопожертвование состоит в том, что человек умирает для себя, дабы воссиял свет вокруг». Можно ли эти слова отнести к героям Отечественной войны 1812 года? Кто-нибудь из вас взял бы данное высказывание в качестве эпиграфа к сегодняшнему сочинению, а что еще можно взять в качестве эпиграфа? Давайте придумаем и запишем свои эпиграфы к сочинению – синквейны об Истории (по данному тексту).

История

Подлинная, гуманитарная

Расследует, устанавливает, черпает

Изучает человека в прошлом

Память

Герои Истории

Храбрые, решительные,

Побеждали, выдерживали, отстаивали,

Стали символом защитников России.

Богатыри

Обсуждение синквейнов.

Каждый ли человек способен на жертву? Назовите людей (или художественные образы), которые погибли ради своей земли. Почему они живут в памяти поколений? Какое влияние оказали на вас эти «персонажи истории»? (короткое обсуждение).

 Напишите сочинение по известному вам алгоритму, отразив в нем свою позицию по данной проблеме (выбрать одну из проблем, сформулированных на уроке). Свою позицию подтвердите двумя примерами о людях, пожертвовавших собой ради отечества, из искусства, всемирной истории или общественной жизни.

4 стадия -  Написание сочинения-рассуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ

Помощь ученикам в правильном написании сочинения-рассуждения....

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ. «ЧЕМУ УЧИТ НАС ИСТОРИЯ?» (По тексту И. Бардышева)

СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ С ТВОРЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ. «ЧЕМУ УЧИТ НАС ИСТОРИЯ?» (По тексту И. БардышевА) Составитель Ретюнский Ю.Н.Учитель русского языка и литературы «Морской ш...