Урок открытия новых знаний в 7 классе по теме "Деепричастный оборот".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Антонива Наталья Ивановна

Урок дан с технологической картой и с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка.

Тема урока. Деепричастный оборот.

Класс: 7

Цели урока: формирование умений опознавать деепричастные обороты в предложениях, правильно расставлять знаки препинания при деепричастном обороте; познакомить с графическим обозначением деепричастного оборота в предложении; формировать умение видеть границы деепричастного оборота; воспитывать у детей уважение к символике страны.

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности;

- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

Регулятивные:

постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;

- осуществление саморегуляции и самоконтроля;

- высказывание своих предположений.

Познавательные:

- отбор и систематизация  материала по   теме;

- поиск, анализ, преобразование информации, извлечённой из различных источников,

представление  и передача её с учётом заданных условий; 

Коммуникативные:

- сохранение и развитие умения сотрудничать в паре;

- умение отвечать на вопросы, слушать и слышать;

- формулирование и аргументация собственного мнения.

Предметные:

образовательные:

- знать определение деепричастного оборота,

- выявить  условия обособления деепричастного оборота;

- формировать навыки постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах;

- формировать умения различать причастные и деепричастные обороты;

- обогащение словарного  запаса  учащихся;

- совершенствование орфографических и  пунктуационных  умений;

развивающие:

- способствовать обогащению словарного  запаса  учащихся;

- способствовать развитию внимания;

- способствовать развитию умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- способствовать развитию умения групповой и парной работы.

воспитательные:

- воспитание уважения к отечественной литературе;

- воспитание уважения к символике;

- взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу. (Слайд 2).

Методические приемы. Беседа по вопросам, работа по алгоритму, выполнение тестов, определение деепричастных оборотов, составление предложений.

Элементы используемых технологий: личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, частично – исследовательская.

Тип урока -  урок «открытия» нового знания.

Оборудование. Таблица по теме «Деепричастие», алгоритм, тесты, презентация к уроку в виде слайдов, дидактический материал, «Карта достижений».

Этапы урока

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (УУД)

1.Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Напоминание о заполнении «Карты достижения» после каждого задания.

Демонстрируют готовность к уроку

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем

2.Актуализация знаний

Опрос учащихся.

- Что мы называем деепричастием?

- Признаки каких частей речи можно определить в деепричастии? Слайды 2,3

- На какие вопросы отвечает деепричастие?

- Каким членом предложения является деепричастие?

Глагольные признаки деепричастия

Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать — осматривая, смеяться — смеясь. Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовершенного вида, например: улыбаясь — несовершенного вида.

Зависимое слово — существительное или местоимение — ставится при деепричастии в том же падеже, что и при глаголе, от которого образовано деепричастие, например: покрасить (что?) стену (В.) — покрасив (что?) стену (В.).

Наречные признаки деепричастия

С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается).

В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте.— Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Приземлившись, он радостно посмотрел вокруг.—Посмотрел (когда?) приземлившись (т. е. после приземления).

I. Формирование умений опознавать деепричастные обороты в предложениях.

Материал для наблюдения — упражнения 155, 156.

- Сегодня мы продолжим знакомство с деепричастием.  

- Вспомните, как называется причастие с зависимыми словами? Расскажите об особенностях причастного оборота в предложении.

А как называется деепричастие с зависимыми словами? Слайд 4.

Слайд 5. Итак, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цели нашего урока, пользуясь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

1)закрепить умение находить-------------- в предложениях и текстах;

2) повторить правило постановки--------------

- Приведите пример предложений с деепричастным оборотом. Обратить внимание на постановку запятых.- Деепричастный оборот в произношении выделяется интонацией и паузами, а на письме – запятыми. Запятыми выделяется независимо от того, где стоит деепричастный оборот в предложении.

Одиночные же деепричастия не отделяются запятыми в том случае, если имеют значение обстоятельства образа действия и стоят после сказуемого. (На сына мать смотрела (как?) улыбаясь.

Отвечают на вопросы

Алгоритм:

1. Задать вопрос к деепричастию.

2. Деепричастие отвечает на вопрос что делая? – это деепричастие несовершенного вида.

3. Деепричастие отвечает на вопрос что сделав? – это деепричастие совершенного вида.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. Упражнение 155 – 1 предложение - одиночное деепричастие очнувшись; 2 предложение – деепричастие с зависимым словом – обливаясь слезами.

Ответы учащихся

Деепричастный оборот

Примеры учащихся, 2 предложение записывают в тетради, обозначают д/оборот

Познавательные: построение речевого высказывания

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

3.Выявление места и причины затруднения

4. Построение проекта выхода из затруднения

5. Реализация построенного проекта

6. Закрепление

знаний

6.Самостоятельная работа

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

8.Домашнее задание

 Слайд 6. Творческий диктант

Работа в парах.

1. Опоздав на поезд 2. Поняв свою ошибку 3. Проболев целый месяц 4. Хорошо отдохнув летом 5. Встретившись с товарищем 6. . Потеряв адрес 7. Забыв ключи 8. Прочитав рассказ 9. Не заметив меня 10. Взявшись за дело 11. Поднявшись на гору 12. Устав от работы

Дополните предложения.

Пишут творческий диктант. Затем обмениваются тетрадями и проверяют по эталону. После в парах составляют словосочетания.

Испытывают затруднение.

1.Закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах.

2.Повторить правило постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.

Познавательные: формулирование темы

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Познавательные: Выражение своих мыслей; аргументация

Познавательные: умение применять пройденный материал на практике; умение аргументировать

Личностные: самоопределение

7 слайд. А сейчас разберем такое предложение:

Солдат постоял секунды две  и удалился.

(Задания. Выделить грамматическую основу предложения. Найти зависимые слова при одном из глаголов. Заменить этот глагол деепричастием.)

Солдат,  постояв секунды две,   удалился.

 (Задание.  Подчеркните грамматическую основу, назовите глагол, в котором выражается основное действие и деепричастие, которое обозначает добавочное действие.)

Вопрос. В чем разница между причастным и деепричастным оборотом?

- Опираясь на материал параграфа, расскажите, что вы узнали о деепричастном обороте и о постановке запятых.

1. Основой для работы является задание упражнения 158: сочинить лингвистическую сказку по рисунку и схеме предложений. Слайды 9,10.

До выполнения данного задания предлагаем прочитать  текст, подчеркнуть ключевые слова текста, дать ответ на вопрос:  Слайд 8. «Что такое герб?» — одним предложением.

1) Эта наука родилась в глубине тысячелетий, а называется она геральдика, что означает «наука о гербах».

2)  Герб — слово, имеющее польское происхождение, на русский язык переводится как «наследство».

3) Это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного человека.

4) Герб обязательно отражает исторические традиции  владельца.

5) Гербы составляются по определённым правилам, принятым в данной стране.

6) В Средние века гербы были символами рыцарской чести, их носили с гордостью, они были дороже всех богатств и передавались по наследству.

7) Честь герба защищалась на рыцарском турнире.(Герб — условное изображение, являющееся символом  и отличительным знаком государства, города, человека.)

Физминутка.

III. Формирование умений составлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, редактировать предложения, исправляя грамматические ошибки.

- Слайд 11. Устное упражнение. Найдите предложение с деепричастным оборотом:

1)Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.

2) Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк.

3) Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила.

4) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались.

5) Перетянутый поясом сюртук сидел на нем мешковато.

- Слайд 12. Пунктуационная работа. Расставьте знаки препинания.

1. Выглянув из-за дерева я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника уважаешь и себя.

4.Сделав зло  не жди добра.

5.Не имея терпения ничему не научишься.

- Слайд 13, 14. Редактирование. Перед вами три предложения, в которых содержится весьма интересная информация о моде 18 века, но понять её мешают грамматические ошибки. Исправьте их.

1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в 18 веке было принято умываться не каждый день.

2.Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая  бледность кожи.

3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Подведем  итог урока. Многие  славно потрудились.

- Чему был посвящен урок?

- Что нового узнали на уроке?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

- Какие задания вам особенно понравились?

- Вспомним, что такое деепричастный оборот?

- Что общего у деепричастного оборота с причастным оборотом?

- Оценивание учащимися урока.

На следующем уроке мы продолжим тему.

1.Параграф 23.

2.Упражнение 157, переписать, обозначить д/о или одиночные деепричастия.

3.Составить словарный диктант из деепричастий.

Дополнительное задание: придумать и нарисовать герб страны, в которой происходили события, описанные в лингвистической сказке.  

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Причастие относится к существительному и характеризует предмет, лицо, производящее действие, а деепричастие относится к глаголу-сказуемому и характеризует добавочное действие.

1.Сказка о том, как  рыцарь Де'Оборот хотел совершить переворот.

2. Рыцарь Де'Оборот и его дорожные правила.

Начало сказки может быть таким: В стране Лингвинии жил смелый и доблестный рыцарь Де'Оборот. В его владениях находились дороги Деепричастий...

На своих землях доблестный рыцарь Де'Оборот,  регулируя движение,   ввел правила:

1.Переходя улицу, следует дождаться красного сигнала светофора.

2. Необходимо, переходя дорогу, посмотреть налево-направо, а затем переходить ее.

3.Остановившись на зеленый свет, иди, когда загорится красный.

4. Переходя улицу на красный свет, делай это только по пешеходной дорожке.

Начало сказки может быть таким: Как-то раз рыцарь Де'Оборот, ворвался в тронный зал к королю страны Лингвинии  Глаголу с криками:

«Почему я должен подчиняться тебе? Я состою из нескольких слов! Стою там, где хочу! Я главнее тебя, Глагол! Хочу быть главным членом предложения!» Но король Глагол-сказуемое спокойно ему ответил: «Да, ты важен. Но ты лишь  обозначаешь добавочное действие при мне главном. Без меня и тебя не будет. За свой бунт ты будешь наказан. Эй, стражи-запятые, арестуйте рыцаря Де'Оборота, вечно находитесь при нем, ограничивая его власть. Пусть знает свое место». С тех пор рыцарь Де'Оборот навечно окружен стражами.

2.Находят деепричастные и причастные обороты; обосновывают свои знания.

3.Определяют роль деепричастий.

До выполнения задания составляют алгоритм определения деепричастного оборота:

  1. Находим деепричастие.
  2. Определяем зависимые слова
  3. Обозначаем главное слово- сказуемое.

1. Выглянув из-за дерева, я увидел тигра на том же месте.

2.Лошадь, доскакав до оврага, вдруг кинулась в сторону.

3.Уважая собеседника, уважаешь и себя.

4.Сделав зло, не жди добра.

5.Не имея терпения, ничему не научишься.

Деепричастия придают фразе живописность, дополняют основное действие.

Выполняют задания, высказывают свою точку зрения

Ключ:

Пытаясь сохранить макияж, дамы в 18 веке умывались не каждый день.

Покрывая лицо свинцовыми белилами, дамы добивались аристократической бледности кожи.

Имитируя родинки, дамы использовали мушки, которые хранились в золотых и серебряных коробочках – «мушечницах».

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют листиками-смайликами портрет урока, делают выводы.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные: умение работать в парах; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями

ее реализации

Познавательные: анализ, рефлексия способов и условий действия

Личностные: самооценка на основе критерия успешности, самоопределение

Регулятивные: оценка процесса и результатов деятельности


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деепричастный оборот

Слайд 2

Глагольные признаки деепричастия Деепричастия образуются только от глаголов, например: осматривать — осматривая, смеяться — смеясь. Подобно глаголу, деепричастия бывают совершенного или несовер­шенного вида, например: улыбаясь — несовершенного вида. Зависимое слово — существительное или местоимение — ставится при деепричастии в том же падеже, что и при гла­голе, от которого образовано деепричастие, например: по­красить (что?) стену (В.) — покрасив (что?) стену (В.).

Слайд 3

Наречные признаки деепричастия С наречием деепричастие сходно тем, что не изменяется (не склоняется и не спрягается). В предложении деепричастие бывает обстоятельством, например: Космонавт, улыбаясь, рассказывает о полёте.— Рассказывает (как?) улыбаясь (т. е. с улыбкой); Призем­лившись, он радостно посмотрел вокруг.—Посмотрел (ког­да?) приземлившись (т. е. после приземления).

Слайд 4

Деепричастный оборот Деепричастие с зависимыми словами.

Слайд 5

ЦЕЛЬ: 1)закрепить умение находить-------------- в предложениях и текстах; 2) повторить правило постановки--------------

Слайд 6

Проверь! 1. Опоздав на поезд 2. Поняв свою ошибку 3. Проболев целый месяц 4. Хорошо отдохнув летом 5. Встретившись с товарищем 6. . Потеряв адрес 7. Забыв ключи 8. Прочитав рассказ 9. Не заметив меня 10. Взявшись за дело 11. Поднявшись на гору 12. Устав от работы

Слайд 7

Деепричастие – добавочное действие Солдат постоял секунды две и удалился . Солдат , постояв секунды две , удалился .

Слайд 8

Герб — условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, человека. 1) Эта наука родилась в глубине тысячелетий, а называется она геральдика, что означает «наука о гербах». 2) Герб — слово, имеющее польское происхождение, на русский язык переводится как «наследство». 3) Это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного человека. 4) Герб обязательно отражает исторические традиции владельца. 5) Гербы составляются по определённым правилам, принятым в данной стране. 6) В Средние века гербы были символами рыцарской чести, их носили с гордостью, они были дороже всех богатств и передавались по наследству. 7) Честь герба защищалась на рыцарском турнире .

Слайд 9

Название сказки 1.Сказка о том, как рыцарь Де'Оборот хотел совершить переворот. 2. Рыцарь Де'Оборот и его дорожные правила.

Слайд 10

Начало сказки 1. Как-то раз рыцарь Де'Оборот , ворвался в тронный зал к королю страны Лингвинии Глаголу с криками: 2. В стране Лингвинии жил смелый и доблестный рыцарь Де'Оборот . В его владениях находились дороги Деепричастий...

Слайд 11

Найдите предложение с деепричастным оборотом: 1)Флотилия , не замеченная неприятелем, приступила к высадке. 2) Через темный лес, через глухие овраги пробирается с добычей старый волк. 3) Когда начал дуть сильный ветер, пуща вновь ожила. 4) Не замечая меня, лебеди плавали, переговаривались. 5) Перетянутый поясом сюртук сидел на нем мешковато.

Слайд 12

Расставьте знаки препинания. 1. Выглянув из-за дерева я увидел тигра на том же месте. 2.Лошадь, доскакав до оврага вдруг кинулась в сторону. 3.Уважая собеседника уважаешь и себя. 4.Сделав зло не жди добра. 5.Не имея терпения ничему не научишься .

Слайд 13

Выбирая правильное продолжение предложения, начинаю­щегося с деепричастного оборота, необходимо знать, что дейст­вие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом: Сидя на ветке, белка грызла орехи. (Грызла (как?) сидя на ветке) Поэтому и основное, и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом (должен быть один исполнитель — подлежащее, выполняющее оба действия).

Слайд 14

Исправьте ошибки. 1.Пытаясь сохранить макияж, у дам в 18 веке было принято умываться не каждый день. 2.Покрывая лицо свинцовыми белилами, появлялась аристократическая бледность кожи. 3.Имитируя родинки, дамы использовали мушки, храня их в специальных золотых и серебряных коробочках – « мушечницах ».

Слайд 15

Домашнее задание 1.Параграф 23. 2.Упражнение 157, переписать, обозначить д/о или одиночные деепричастия. 3.Составить словарный диктант из деепричастий. Дополнительное задание: придумать и нарисовать герб страны, в которой происходили события, описанные в лингвистической сказке.

Слайд 16

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе в технологии деятельностного метода "Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями" (урок открытия новых знаний)

Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит "рефлексия самоорганизации" - возникло затруднение, значит надо прекратить ...

Урок открытия нового знания и 2 этапа урока рефлексии "Past Progressive", 6 класс

Данный урок по теме Past Progressive (прошедшее продолженное время) разработан для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка....

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока 182 Прошедшее время глагола Урок открытия новых знаний 5 класс ФГОС...

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс

Урок «открытия» новых знаний «Индустриальное общество. Новые проблемы и новые ценности». 8 класс...

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...