Взаимосвязь психологической атмосферы со стилем преподавания
статья по русскому языку по теме

Создание располагающей к усвоению знаний атмосферы на уроке - это важная часть педагогической деятельности. Благоприятная атмосфера должна помочь лучше усвоить нужный материал и быстрее выработать навыки по его применению на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл atmosfera.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь психологической атмосфера со стилем преподавания.

Создание располагающей к усвоению знаний атмосферы на уроке - это важная часть педагогической деятельности. Благоприятная атмосфера должна помочь лучше усвоить нужный материал и быстрее выработать навыки по его применению на практике.

Для начала стоит определить, что такое атмосфера в классе. Психологическая атмосфера - это эмоционально-психическое состояние обучающихся и учителя во время урока. [1]Другими словами - это психологическая характеристика состояния учеников и учителя во время проведения познавательной деятельности. Важно понимать, что психологическая атмосфера может быть как негативной, так и позитивной.

Негативная атмосфера обычно характеризуется тем, что ученикам скучно, они не проявляют интерес к предмету, нет желания участвовать в процессе урока, наблюдается пониженная активность. Причиной такого рода поведения учеников служит негативная атмосфера в классе.

Позитивная атмосфера проявляется в заинтересованности учениками материалом, активной работой на уроке. В позитивной атмосфере ученики лучше усваивают знания и учителю проще с ними найти общий язык.

Кроме определения самой атмосферы класса, важно понять, какими средствами можно стимулировать создание именно благоприятной её разновидности. Мы считаем, что главным фактором, влияющим на учебную атмосферу, является педагогически стиль общения.

Педагогический стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия учителя и учеников. Педагогический стиль общения учитывает особенности взаимоотношений учителя и ученика, особенности коммуникативных возможностей учителя, его творческую индивидуальность, особенности ученического коллектива.

В. А. Калик предлагает следующую классификацию педагогических стилей общения. [2]

1. Общение на основе увлечённостью совместной деятельностью. Такой тип общения учителя основывается на высоких профессионально-этических принципах, на основе отношения учителя к педагогическому взаимодействию. Суть такого рода общения заключается в том, что на замену одностороннего воздействия учителя на ученика поддерживается творческая деятельность учеников вместе с учителем, то есть некоторое партнёрство. Этот стиль общения учителя является продуктивным и входит в рамки личностно-ориентированных педагогических технологий.

2. Общение на основе дружеского расположения. Такой тип общения учителя тоже считается достаточно продуктивным. Учитель играет роль наставника и старшего товарища в совместной учебной деятельности. Дружеское расположение выступает важным регулятором общения и вместе с заинтересованностью может иметь деловую направленность. Важно понимать, что, используя такой стиль общения, следует избегать панибратства с учениками, так как это может негативно влиять на результаты учёбы.

3. Общение-дистанция. Суть этого стиля заключается в том, что во всех сферах обучения выставляются некоторые барьеры, которые негативно влияют на творческое раскрытия как ученика, так и учителя. Вопрос всегда в том, какие это барьеры, так как они все равно требуются для продуктивного обучения. Можно сказать, что общение-дистанция - это некоторая противоположность общению на основе дружеского расположения, и перекос в одну из сторон влечёт свои негативные последствия.

4. Общение-устрашение. Это крайне негативный стиль педагогического общения. Распространено мнение, что к этому стилю часто прибегают молодые учителя, объясняется это тем, что они ещё слабо владеют способами грамотно организовать учебную деятельность. Стоит уточнить, что такого рода стиль на корню убивает какие-либо творческие проявления учеников на уроке, а вследствие и учителей. По нашему мнению, этот стиль меньше всего подходить для создания благоприятной атмосферы на уроке.

5. Общение заигрывание. Стиль педагогического общения, направленный на получения некой популярности учителя у учеников. Зачастую к нему прибегают молодые учителя, желающие иметь популярность, но такой стиль может обеспечить лишь мнимую популярность и лживый авторитет.

Рассмотрев стили педагогического общения, предложенные В. А. Калик, мы выделяем общение на основе увлечённостью совместной деятельности и дружеского расположения, как самое продуктивное в плане получения результатов, именно они должны создавать наиболее благоприятную атмосферу на уроке. Поэтому учитель, который хочет, чтобы он, как специалист, и его ученики, как отражение его педагогических навыков, показывали хорошие и позитивные результаты, должен брать на вооружение именно эти стили педагогического общения.

Эти два стиля достаточно прозрачно намекают на то, что в наших современных реалиях реализуют личностно-орентированный подход к обучению.[3] Этот подход подразумевает оппозицию классической парадигме педагогике, в рамках которой основана классно-урочная система. Сначала учитываются особенности ученика, а потом уже подгоняется под него материал, в противовес классическому варианту, когда есть определённые темы, которые должны быть вычитаны несмотря на степень усвоения их учениками.

Личностно-ориентированный подход подталкивает учеников к творчеству, и учитель выступает как раз помощником в раскрытии их потенциала. Естественно, личностно-ориентированный подход не может быть сразу включён в систему образования, ибо для это сама система должна стать другой, это долгий процесс преобразования.

Процесс - это действие, растянутое во времени, и насколько «растянется» процесс внедрения зависит от методистов и учителей. По нашему мнению, использования личностно-ориентированного подхода наиболее всего стимулирует стили общения, которые, мы считаем, наиболее продуктивными, соответственно все это даст нам на уроках положительную атмосферу, которая поспособствует развитию учеников как творческих и продуктивных личностей.

Наше теоретическое исследование проблемы психологической атмосферы класса вскрыло пласт того, что стоит за ней. Это и правильно выбранный стиль общения и верно выстроенные принципы, личностно-орентированный подход, который предлагает качественный скачок от классической парадигмы педагогики. Естественно, проблема образования благоприятного климата намного шире, чем описано нами, но в рамках обзорной статьи мы показали, насколько плотно эта проблема взаимосвязанна с другими, и сейчас, когда педагогика стремится подстроиться под нарастающие требования, предъявляемые современной жизнью к обучению, Такого рода обобщения очень важны и продвигают научную мысль вперёд.

Список использованной литературы.

1. Методические рекомендации по организации психологической атмосферы на уроке [Электронный ресурс] http://gigabaza.ru/doc/75451.html

2. Кан-Калик В. А.: К Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя.— М.: Просвещение, 1987.— 190 с

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика 1999. 192 с

4. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внешний вид и его влияние на психологическую атмосферу в классе. Учитель начинает с себя

Цель психологическая: определение фактора внешности как одного из приемов создания психологической атмосферы в классе. Цель педагогическая: научить использовать составляющие внешнего вида в качестве ...

научно-практическое исследование на тему"Взаимосвязь психологических особенностей подростка с социальным статусом или Почему дети становятся изгоями"

Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой общения у подростков. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается ...

Взаимосвязь психологического здоровья учащихся и уклада школьной жизни

Материалы выступления на педсовете, содержат описание модели психологического здоровья, критерии и типы нарушения психологического здоровья, прослеживается взаимосвязь психологического здоровья учащег...

Доклад«взаимосвязь психологических состояний игровых движений исполнителя на этапах подготовки и осуществления концертного выступления»

Концертное выступление учащегося является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определенным комплексом теоретических знаний и практических навыков, требует постоянного ...

Взаимосвязь психологических и физических характеристик человека (на основе этимологического словаря)

Отражение взаимосвязи психологических и физических характеристик в этимологии слова...

Взаимосвязь образа «я» и стиля семейного воспитания детей подросткового возраста

Подростковый возраст является трудным периодом в плане полового созревания и психологического взросления ребенка. В данный период происходят значительные изменения в самосознании подростка, которые пр...