Адаптированная рабочая программа
рабочая программа по русскому языку (8 класс) на тему

Шакирова Елена Викторовна

Адаптированная рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx27.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Утверждаю

Директор

МБОУ «Средняя школа №3»

(Ф.И.О.)

Приказ №________

от «___» __________201___ г.

 

Рассмотрено

на МС школы

Протокол №_____

От «___» __________ 201__ г.

 

Председатель МС

_____________________

(Ф.И.О.)

Согласовано

на МО учителей русского языка и литературы

Протокол № _____

от  «____» _________ 201__ г.

Руководитель МО

___________________

(Ф.И.О.)

                        Адаптированная рабочая  программа основного общего образования

по русскому языку (индивидуальное обучение на дому)

                                              Каримов Михаил

Базовый  уровень  (8 класс)

____________1год ____________________

(срок реализации программы)

Составлена на основе _ федерального компонента государственного  стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, примерной программы основного общего образования  МО  РФ .

Программу составила: Шакирова Е.В.

г.Когалым 2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(V-IX классы)

Пояснительная записка 

Рабочая программа по русскому языку за курс основного общего образования составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, примерной программы основного общего образования по русскому языку МО РФ 2004г. и авторской программы под редакцией М.М. Разумовской, В. И. Капинос,     С.И. Львова, Г. А. Богдановой, В. В. Львова «Русский язык 5-9 классы» - М., Дрофа, 2000г. Предлагаемая программа ориентирована на учебник М.М. Разумовская, Русский язык (5, 6, 7, 8, 9 класс), М.: Дрофа, 2000г.

        Программа отражает обязательный минимум содержания курса русского языка как учебного предмета, создает основу для оптимального сочетания самостоятельного поиска учащихся и обучающей работы учителя, а также для нормированного учебного времени согласно базисного учебного плана.

В программе усилена речевая направленность курса русского языка. Расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики.

Структура курса сформирована с учетом закономерностей усвоения русского языка: 5-й класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5—7-й классы имеют морфолого-орфографическую направленность, хотя и  включают в содержание обучения вводный курс синтаксиса и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и словообразование; 8—9-й классы нацелены на освоение систематического курса синтаксиса и соответствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса является стремлением создать более благоприятные условия успешного продвижения учащихся в освоении родного языка. ( Причастие и деепричастие изучаются в 6-м классе, затем трудные вопросы этой темы закрепляются в 7-м классе; такое расположение материала повышает качество его усвоения.)

Особое место в курсе русского языка отводится морфемной семантике. Кроме того, в нем усилено внимание к эстетической стороне родного языка.

Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение в жизни нашего общества, в становлении и развитии личности ребенка. Вместе с тем, очевидно, что положение с обучением предмету «Русский язык» в общей средней школе требует к себе самого серьезного внимания. Анализ состояния преподавания русского языка показывает, что школа не вполне обеспечивает функциональную грамотность учащихся, их орфографическую и пунктуационную грамотность; недостаточно формируются навыки и умения специализированной устной и письменной речи. Теоретические сведения о русском языке изучаются изолированно и не используются для формирования практической речевой деятельности на родном языке. Это означает, что проблема соотношения знания о языке и практического владения языком все еще не решена. Кроме того, курс родного языка оторван от параллельно изучаемого иностранного языка, практически никак не связан с «неязыковыми» школьными предметами, а с курсом литературы учитель вынужден искусственно устанавливать так называемые межпредметные связи.
Делая попытку найти пути решения указанных проблем, авторы не могут не учитывать и современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием. Поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования:
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

В. Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
Настоящая программа по русскому языку для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Т.Г. Рамзаева «Русский язык», М., Просвещение,2003г.  Допущено МО РФ) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка.

             В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенций нами выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».

Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

– формирование у учащихся языковой интуиции;

– приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений:

– овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст;
– дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка);
– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста;
– овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи;
– овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.

Программа рассчитана на количество часов в неделю, определенное Базисным учебным планом.

Данная рабочая программа по русскому языку для 8-го  класса составлена в соответствии с государственной программой по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией М.М. Разумовской.  На изучение русского языка по базисному учебному плану МАОУ «СОШ №3» для обучающихся с ограниченными возможностями выделяется 70 часов (2 часа в неделю).

8-й класс (70 ч)

Русский язык в семье славянских языков (1ч.)

Язык. Правописание. Культура речи (повторение изученного в 5-7 классах) (5)

Морфология и орфография. Буквы н-нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий. Слитное и раздельное написание не и ни с разными частями речи. Употребление дефиса. Слитное, полуслитное и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Развитие речи

Повторение:  Речь и её разновидности. Текст. Его тема и основная мысль. Стили речи, средства выразительности в художественной речи.

Синтаксис и пунктуация

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса (5)

Словосочетание. Предложение и его типы. Интонация простого предложения

Развитие речи

Типы речи.

Двусоставное предложение

Синтаксис простого предложения (5)

Систематизация знаний: грамматическая основа предложения, средства связи слов в простом предложении, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы выражения подлежащего, типы сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым. Правила согласования главных членов предложения.

Развитие речи

Текст: способы и средства связи предложений в тексте.

Второстепенные члены предложения (5ч.)

Определение. Приложение. Дополнение. Обстоятельство.

Развитие речи

Репортаж, его тематика, задачи речи.

Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения.

Односоставные предложения (5+2ч.)

Предложения нераспространенные и распространенные.
Предложения односоставные/двусоставные. Виды односоставных предложений. Стилистические функции разных типов простого предложения. Определенно – личные предложения. Неопределенно – личные предложения. Обобщенно – личные предложения. Безличные предложения. Назывные предложения.
Предложения полные/неполные.

Развитие речи

Репортаж – повествование; его строение, характерные языковые средства. Репортаж – описание.

Простое осложненное предложение (5+2ч.)

Предложения с однородными членами. Систематизация изученного об однородных членах предложения: понятие  об однородности  членов предложения, союзы при однородных членах предложения, обобщающие слова при однородных членах предложения. Средства связи между однородными членами предложения.
Однородные и неоднородные члены предложения.
Стилистические функции однородных членов предложения.
Пунктуация.
Знаки препинания между однородными членами предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Однородные и неоднородные определения

Развитие речи

Статья в газету. Понятие о жанре. Строение текста статьи.

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями (5+2ч.)

Предложения с обращениями и вводными словами. Знаки препинания при нём.

Понятие о водности как речевой категории. Предложения с вводными конструкциями. Предложения с вставными конструкциями. Предложения с междометиями и словами да, нет.

Развитие речи

Портретный очерк, общее представление о жанре. Типы речи, композиция, языковые особенности портретного очерка.

Предложения с обособленными членами (5+2ч.)

Понятие об обособленных членах предложения.
Обособленные определения, приложения.
Обособленные дополнения.
Обособленные обстоятельства.
Обособленные уточняющие члены предложения.
Синонимика предложений с обособленными членами предложения и простых (сложных) предложений. Стилистические функции осложненных предложений.
Пунктуация.
Знаки препинания при обособленных членах предложения.

Развитие речи.

Сочинение по картине в жанре портретного очерка

Прямая и косвенная речь (5+2ч.)  Оформление прямой речи на письме. Диалог. Косвенная речь. Цитаты и их оформление на письме

Развитие речи

Газета. Особенности газетной статьи.

Речь (10ч.)  Систематизация сведений о тексте, стилях и типах речи; расширение представления о языковых средствах, характерных для различных стилей речи.
Художественный стиль (расширение понятия).
Повествование в художественном стиле. Рассказ.
Повествование с элементами рассуждения. Рассказ на основе услышанного.
Публицистический стиль (расширение понятия).
Повествование и описание в публицистическом стиле. Отзыв о книге.
Описание с элементами рассуждения. Портретный очерк.
Научный стиль (расширение понятия).
Повествование в научном стиле.
Рассуждение с элементами повествования и описания в научном стиле.
Тезисы и конспект. Доклад.
Официально-деловой стиль (расширение понятия).
Тексты официально-делового стиля: заявление, автобиография.

Жанры публицистики, их строение и языковые особенности 

Репортаж. Статья. Портретный очерк.
Повторение изученного в 8-м классе (4ч.)            

Учебно-тематический план по русскому языку в 8 классе

Тема

Количество

 часов

1

Русский язык в семье славянских языков

1

2

Язык. Правописание. Культура речи

5

3

Синтаксис и пунктуация

5

4

Синтаксис простого предложения

5

5

Второстепенные члены предложения

5

6

Односоставные предложения

7

7

Простое осложненное предложение

7

8

Предложения с обращениями, вводными конструкциями и междометиями

7

9

Предложения с обособленными членами

7

10

Прямая и косвенная речь

7

11

Речь

10

13

Повторение изученного в 8 классе

4

                                                   Итого

70

Результаты 8-го года обучения

Учащиеся должны уметь:
по фонетике: производить фонетический разбор слов;
по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова разных частей речи;
по лексике и фразеологии: употреблять фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением; пользоваться фразеологическим словарем; пользоваться этимологическим словарем;
по морфемике и словообразованию: производить морфемный и словообразовательный разбор слов; различать словоизменение и словообразование;
по морфологии: классифицировать части речи; составлять письменный и устный ответ о любой части речи и ее категориях;
по синтаксису: различать и составлять разные виды словосочетаний; различать и составлять разные виды простых предложений; предложения со сравнительными оборотами; с однородными членами; с обособленными членами, с вводными словами и обращениями;
по связной речи: использовать стилистически обоснованно разные типы простого предложения, варианты форм сказуемого, варианты согласования сказуемого с подлежащим; составлять предложение в соответствии со стилистическими задачами; пересказывать (устно и письменно) тексты художественного, публицистического и научного стиля (повествование с элементами рассуждения, рассуждения с элементами описания и т.п.); создавать тексты изученных типов в соответствующем стиле речи; писать заявление, автобиографию;
по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; обосновывать выбор написания; правильно писать слова с изученными орфограммами; классифицировать орфограммы по типам и видам; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 8-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
по пунктуации: находить смысловые отрезки в предложениях изученных типов и текстах; пунктуационно оформлять предложения изученных типов; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки; классифицировать знаки препинания по их функции.

Учебно-методический комплект:

Литература для учителя:

 1. Богданова Г.А. . Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007. -230с.;

2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1996.

 3. Обучение русскому языку в 7 классе. Методические рекомендации к учебнику для 7 класса общеобразовательных учреждений. –М.: Просвещение, 2002. -93с.;

4. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

5. Примерная программа по русскому языку основного общего образования для образовательных учреждений с русским языком обучения.

6. Программно-методические материалы: Русский язык. 5-9 классы/Сост.: Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2007

 7. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 7 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

 8. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

9. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 6 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

10. Разумовская М.М. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 9 класс». – М.: Дрофа, 2005. -160с.;

 11. Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

12. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

 13. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

14. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

15. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

16. Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

17. Уроки русского языка в 5 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

18. Уроки русского языка в 6 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

 19. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

 20. Уроки русского языка в 9 классе. Поурочные планы (по программе М.М.Разумовской)./Сост. О.А.Финтисова. – Волгоград: Учитель, 2004.

Литература  для учащихся:

1. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. –М.: Просвещение, 1990. – 253с.;

2. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Просвещение, 1998. -300с.;

 3. Ожегов С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

4. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

5. Русский язык. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

6. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская.

7. Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.М.Разумовская


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная рабочая программа по физике 7 класс с учетом программы для детей ЗПР

Адаптированная рабочая программа по физике составлена для обучающегося 7 класса согласно рекомендациям ПМПК с учетом программы для детей ЗПР...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...

 Адаптированная рабочая программа по географии 9 класса разработана на основе программы специальной ( коррекционной ) образовательной школы VIII вида

p.p1 {margin: 0.0px 0.0px 0.0px 0.0px; text-align: justify; font: 12.0px \'Times New Roman\'; color: #000000; -webkit-text-stroke: #000000} span.s1 {font-kerning: none}  Адаптированная рабоча...

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе

Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...

Адаптированная рабочая программа по дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена (специальность "Поварское и кондитерское дело")

Адаптированная рабочая программа по учебной дисциплине «Физика» для обучающихся по программе подготовки специалистов среднего звена 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело», на...

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)

Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...