Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему
Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся, они должны усвоить комплексную работу с текстом. Для работы отбирается материал по основным разделам грамматики.
В занимательной форме учащиеся повторяют пройденное, узнают что-то новое, закрепляют текущий материал, готовятся к экзаменам по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_el.docx | 31.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
элективного курса
по русскому языку
«Занимательная
грамматика»
9 класс
70 часов
Автор программы: Самойленко Галина Васильевна, учитель русского языка и
литературы МОУ «Ивановская СОШ»
Куркинского района Тульской области.
Пояснительная записка.
Если хочешь познать истину,
начинай с азбуки.
Грамоте учиться – всегда
пригодится.
Пословицы.
Русский язык – национальный язык русского народа. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.
Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.
На основе учебных пособий:
- В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко «Пособие по русскому языку для старших классов 8 – 11 кл.»;М.-«ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2002 г.
- Т.М.Пахновой «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку 9 – 11 классы»; М.- «Просвещение», 2002 г.
- Е.Ю.Марочкина, З.Н.Зарниченко «Региональный компонент Тульской области Русский язык»; Тула: «Александр Невский», 2004 г.
Цели обучения:
- привить любовь к родному, русскому языку;
- повысить общую языковую культуру;
- развить интерес к языку как учебному предмету;
- повысить грамотность учащихся
- развить речевую культуру;
- познакомить с речевыми особенностями Тульской области.
Задачи:
- расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки,
получаемые учащимися на уроках;
- научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями
и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;
- развить творческие способности учащихся.
Для работы отбирается материал по основным разделам грамматики.
В занимательной форме учащиеся повторяют пройденное, узнают что-то новое, закрепляют текущий материал, готовятся к экзаменам по русскому языку.
Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся, они должны усвоить комплексную работу с текстом.
Программное и учебно-методическое оснащение
учебного плана.
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану. | Реквизиты программы | УМК обучающегося | УМК учителя. | ||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||
9. | Программа по русскому языку (5 – 9 классы) Составитель: Л.М.Рыбченкова – М.: Дрофа, 2001. Авторы программы В.В.Бабайцева, Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др | Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова – М.:Дрофа, 2006. Литература: Справочные материалы:Кн. для учащихся/ С.В.Тураев,Л.И.Тимофеев и др.-М.: Просвещение, 1988. | Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова – М.:Дрофа, 2006. Литература: Справочные материалы:Кн. для учащихся/ С.В.Тураев,Л.И.Тимофеев и др.-М.: Просвещение, 1988. |
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
- Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- К концу элективного курса учащиеся должны производить все виды разбора; составлять сложные предложения разных типов; при составлении предложений использовать синтаксические и художественно-выразительные средства языка; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.
- Учащиеся должны уметь находить смысловые отрезки предложения, которые необходимо выделить знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.
- Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
- По связной речи учащиеся должны определять тип и стиль текста; создавать тексты разных стилей и типов речи. Создавать конспекты и тезисы статей; писать сочинения разных стилей; совершенствовать содержание и языковое содержание сочинения; находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Содержание программы.
T. Введение.
1. Общие сведения о языке.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный
язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и
язык межнационального общения.
Русский язык – первоэлемент великой русской литературы.
Русский язык в современном обществе. Богатство, красота, выразитель-
ность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.
Роль старославянского языка в развитии русского языка.
2. Наука о русском языке.
Наука о русском языке и ее разделы. Виднейшие ученые-русисты.
II. Система языка.
- Фонетика. Орфоэпия.
Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Сильные и слабые позиции звуков. Р/К. Фонетические и грамматические особенности Тульского говора.
- Лексика и фразеология.
Слово как единица языка. Основные пути пополнения словарного
состава русского языка.
Р/К. Обрядовые песни Тульской области.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значение слова.
Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы.
Синонимы. Синтаксические синонимы. Контекстуальные синонимы.
Градация. Паронимы.
Антонимы. Контекстуальные антонимы. Оксюморон. Антитеза.
Исконно русские и заимствованные слова.
Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.
Неологизмы.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова.
Диалектизмы. Р/К. Диалектизмы нашего села.
Профессионализмы.
Жаргонизмы.
Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные
признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные
фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.
Основные толковые словари русского языка.
Р/К. Вопросы этнографии и местного быта.
- Морфемика и словообразование.
Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Однокоренные слова.
Способы образования слов.
Морфемные и словообразовательные словари русского языка.
Этимологические словари русского языка. Понятие об этимологии.
- Грамматика.
1). Части речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Р/К. Предметы повседневного быта
Тульской области. Существительное. Прилагательное. Числитель-
ное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие.
Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы.
Р/К. Морфологические особенности языка Тульского языка.
Междометие как особая часть речи.
Звукоподражательные слова.
2). Синтаксис.
Словосочетание и предложение как синтаксические единицы.
Предложение как основная единица синтаксиса. Порядок слов в
предложении. Трудные случаи постановки знаков препинания.
Предложения односоставные и двусоставные. Неполные
предложения. Предложения с однородными членами.
Однородные и неоднородные определения. Обособление
определений, обстоятельств, уточняющих членов предложения,
приложений и дополнений, сравнительных оборотов, вводных
слов, междометий, обращений и слов-предложений.
Построение предложений с обособленными членами. Знаки
препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предло-
жениях. Некоторые недочеты и ошибки в построении сложно-
подчиненных предложений. Бессоюзное сложное предложение.
Сложные предложения с разными видами связи. Вставные
конструкции. Способы передачи чужой речи.
III. Речь.
Виды речевой деятельности: говорение и аудирование; письмо и
чтение.
Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и
Монологическая.
Русский речевой этикет.
Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Последовательное расположение частей текста.
Типы текстов по функционально-смысловым особенностям
(повествование, описание, рассуждение), по стилям речи
(разговорные, официально-публицистические, научные и художествен-
ные). Художественно-выразительные средства языка.
Анализ прозаического и лирического текстов.
Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата
и ситуации общения.
Выразительные средства лексики и фразеологии.
Крылатые слова, пословицы и поговорки; использование их в речи.
Тематическое планирование.
№ урока | Дата | Содержание (тема урока) | Примечание |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. 69. 70. | Введение. Общие сведения о языке. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский язык в современном обществе. Богатство, красота, выразитель- ность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Наука о русском языке. Наука о русском языке и ее разделы. Виднейшие ученые-русисты. Р/Р. Способы сжатия текста. Сжатое изложение. Фонетика. Орфоэпия. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция.
Сильные и слабые позиции звуков. Р/К. Фонетические и грамматические особенности Тульского говора. Тестирование по разделу «Фонетика» Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Р/К. Обрядовые песни Тульской области. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы. Синонимы. Синтаксические синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Паронимы. Антонимы. Контекстуальные антонимы. Оксюморон. Антитеза. Исконно русские и заимствованные слова. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы. Неологизмы. Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Диалектизмы. Р/К. Диалектизмы нашего села. Профессионализмы. Жаргонизмы. Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи. Основные толковые словари русского языка. Р/К. Вопросы этнографии и местного быта. Р/Р. Сжатое изложение. Морфемика и словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Однокоренные слова. Способы образования слов. Морфемные и словообразовательные словари русского языка. Этимологические словари русского языка. Понятие об этимологии. Тестирование по разделу «Морфемика». Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи. Р/К. Предметы повседневного быта Тульской области. Имя существительное. Имя прилагательное. Имя числительное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие. Служебные части речи. Р/К. Морфологические особенности языка Тульского языка. Предлоги. Правописание предлогов. Союзы. Правописание союзов. Частицы. Раздельные написания частиц и написания через дефис. Правописание частицы не и ни. Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова. Тестирование по разделу «Морфология». Синтаксис. Словосочетание и предложение как синтаксические единицы. Предложение как основная единица синтаксиса. Порядок слов в предложении. Способы передачи чужой речи. Трудные случаи постановки знаков препинания. Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения. Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Р/Р. Сочинение-описание с использованием обособленных определений. Обособленные приложения и дополнения. Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами. Уточняющие обстоятельства, сравнительные обороты. Построение предложений с обособленными приложениями, дополнениями, уточняющими словами и сравнительными оборотами. Р/Р Сочинение-рассуждение с использованием обособленных членов предложения. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Использование вводных слов и предложений, вставных конструкций в речи. Тестирование по разделу «Синтаксис». Речь. Виды речевой деятельности: говорение и аудирование; письмо и чтение. Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и монологическая. Русский речевой этикет. Р/Р. Сочинение с использованием диалогической и монологической речи. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательное расположение частей текста. Р/Р. Сочинение по прочитанному тексту. Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-публицистические, научные и художественные). Анализ прозаического текста. Художественно-выразительные средства языка. Анализ лирического текста. Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения. Р/Р. Сжатое изложение. Выразительные средства лексики и фразеологии. Крылатые слова, пословицы и поговорки; использование их в речи. Тестирование по разделу «Текст как речевое произведение». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса
Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса
Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе
Рабочая программа предназначена для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...
Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.
Программа элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.
Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010. Общее количество часов — 34, в неделю ...
Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.
Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы «Русская словесность. От слова к словесности» для обучающих...
- Мне нравится (2)