Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Занимательная грамматика» 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) на тему

Самойленко Галина Васильевна

    Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся, они должны усвоить комплексную работу с текстом. Для работы отбирается материал по основным разделам грамматики.

В занимательной форме учащиеся повторяют пройденное, узнают что-то новое, закрепляют текущий материал, готовятся к экзаменам по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_el.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

   

 Рабочая программа

  элективного курса

  по русскому языку

   «Занимательная

        грамматика»

            9 класс

                      70 часов

           

Автор программы: Самойленко Галина Васильевна, учитель русского языка и

литературы МОУ «Ивановская СОШ»

Куркинского района Тульской области.

                   Пояснительная записка.

                                                  Если хочешь познать истину,

                                                                 начинай с азбуки.

                                                                 Грамоте учиться – всегда

                                                                 пригодится.

                                                                                        Пословицы.

    Русский язык – национальный язык русского народа. Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание русского языка на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям современного общества, усилить практическую направленность обучения русскому языку, повысить эффективность каждого урока.

 

    Рабочая программа составлена с учетом программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского.

    На основе учебных пособий:

  1.  В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко «Пособие по русскому языку для старших классов 8 – 11 кл.»;М.-«ОНИКС 21 век», «Мир и Образование», 2002 г.
  2. Т.М.Пахновой «Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку 9 – 11 классы»; М.- «Просвещение», 2002 г.
  3. Е.Ю.Марочкина, З.Н.Зарниченко «Региональный компонент Тульской области Русский язык»; Тула: «Александр Невский», 2004 г.

Цели обучения:

    - привить любовь к родному, русскому языку;

    - повысить общую языковую культуру;

    - развить интерес к языку как учебному предмету;

    - повысить грамотность учащихся

    - развить речевую культуру;

    - познакомить с речевыми особенностями Тульской области.

Задачи:

    - расширить, дополнить и углубить языковые знания, умения и навыки,

      получаемые учащимися на уроках;

    - научить детей самостоятельно работать с книгой и другими пособиями

      и добиться того, чтобы они полюбили и язык, и книгу как источник знания;

    - развить творческие способности учащихся.

    Для работы отбирается материал по основным разделам грамматики.

В занимательной форме учащиеся повторяют пройденное, узнают что-то новое, закрепляют текущий материал, готовятся к экзаменам по русскому языку.

    Программа предусматривает развитие творческих способностей учащихся, они должны усвоить комплексную работу с текстом.

Программное и учебно-методическое оснащение

                        учебного плана.

Класс

Количество часов в неделю

согласно учебному плану.

Реквизиты программы

УМК обучающегося

УМК учителя.

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

9.

Программа по русскому языку (5 – 9 классы) Составитель: Л.М.Рыбченкова – М.: Дрофа, 2001. Авторы программы В.В.Бабайцева, Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др

Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.С.Пичугов,

А.П.Еремеева,

А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова – М.:Дрофа, 2006.

Литература: Справочные материалы:Кн.

для учащихся/

С.В.Тураев,Л.И.Тимофеев и др.-М.:

Просвещение,

1988.

Русский язык. Практика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений /Ю.С.Пичугов,

А.П.Еремеева,

А.Ю.Купалова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова – М.:Дрофа, 2006.

Литература: Справочные материалы:Кн.

для учащихся/

С.В.Тураев,Л.И.Тимофеев и др.-М.:

Просвещение,

1988.

        Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.

  1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу элективного курса учащиеся должны производить все виды     разбора; составлять сложные предложения разных типов; при составлении предложений использовать синтаксические и художественно-выразительные средства языка; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.
  3. Учащиеся должны уметь находить смысловые отрезки предложения, которые необходимо выделить знаками препинания; обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки, производить пунктуационный разбор предложения.
  4. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные слова с непроверяемыми орфограммами.
  5. По связной речи учащиеся должны определять тип и стиль текста; создавать тексты разных стилей и типов речи. Создавать конспекты и тезисы статей; писать сочинения разных стилей; совершенствовать содержание и языковое содержание сочинения; находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

   

   

                                  Содержание программы.

T. Введение.

     1.  Общие сведения о языке.

          Русский язык – национальный язык русского народа, государственный

          язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и

          язык межнационального общения.

          Русский язык – первоэлемент великой русской литературы.

          Русский язык в современном обществе. Богатство, красота, выразитель-

          ность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.

          Роль старославянского языка в развитии русского языка.

    2.  Наука о русском языке.

         Наука о русском языке и ее разделы. Виднейшие ученые-русисты.

II. Система языка.

  1. Фонетика. Орфоэпия.

Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция. Сильные и слабые позиции звуков. Р/К.  Фонетические и грамматические особенности Тульского говора.

  1. Лексика и фразеология.

Слово как единица языка. Основные пути пополнения словарного

состава русского языка.

Р/К. Обрядовые песни Тульской области.

Однозначные и многозначные слова.

Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы.

Синонимы. Синтаксические синонимы. Контекстуальные синонимы.

Градация. Паронимы.

Антонимы. Контекстуальные антонимы. Оксюморон. Антитеза.

Исконно русские и заимствованные слова.

Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.

            Неологизмы.

            Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

            Диалектизмы. Р/К. Диалектизмы нашего села.

            Профессионализмы.

            Жаргонизмы.

            Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные

            признаки фразеологизмов. Стилистически нейтральные и окрашенные

            фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

             Основные толковые словари русского языка.

            Р/К. Вопросы этнографии и местного быта.

  1. Морфемика и словообразование.

Морфема как минимальная значимая часть слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы.

Однокоренные слова.

Способы образования слов.

Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Этимологические словари русского языка. Понятие об этимологии.

  1. Грамматика.

1). Части речи в русском языке.

       Самостоятельные части речи. Р/К. Предметы повседневного быта      

            Тульской области. Существительное. Прилагательное. Числитель-

                   ное. Местоимение. Глагол. Причастие. Деепричастие. Наречие.

                   Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы.

                   Р/К. Морфологические особенности языка Тульского языка.

                   Междометие как особая часть речи.

                   Звукоподражательные слова.

             2). Синтаксис.

                   Словосочетание и предложение как синтаксические единицы.

                   Предложение как основная единица синтаксиса. Порядок слов в

                   предложении. Трудные случаи постановки знаков препинания.                            

                   Предложения односоставные и двусоставные. Неполные

                   предложения. Предложения с однородными членами.    

            Однородные и неоднородные определения. Обособление

                    определений, обстоятельств, уточняющих членов предложения,

                    приложений и дополнений, сравнительных оборотов, вводных

                    слов, междометий, обращений и слов-предложений.

                    Построение предложений с обособленными членами. Знаки

                    препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предло-

                    жениях. Некоторые недочеты и ошибки в построении сложно-            

                    подчиненных предложений. Бессоюзное сложное предложение.

                    Сложные предложения с разными видами связи. Вставные

                    конструкции. Способы передачи чужой речи.

III.  Речь.

              

          Виды речевой деятельности: говорение и аудирование; письмо и

          чтение.

          Устная и письменная форма речи. Речь диалогическая и

          Монологическая.

          Русский речевой этикет.

          Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

          целостность текста. Последовательное расположение частей текста.

          Типы текстов по функционально-смысловым особенностям

          (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи

          (разговорные, официально-публицистические, научные и художествен-

          ные).  Художественно-выразительные средства языка.

          Анализ прозаического и лирического текстов.

          Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата

          и ситуации общения.

          Выразительные средства лексики и фразеологии.

          Крылатые слова, пословицы и поговорки; использование их в речи.

                        Тематическое планирование.

№ урока

Дата

  Содержание (тема урока)

Примечание

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

Введение.  Общие сведения о языке.

Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и

язык межнационального общения.

Русский язык – первоэлемент великой русской литературы. Русский язык в современном обществе. Богатство, красота, выразитель-

ность русского языка. Художественный текст в изучении русского языка.

Роль старославянского языка в развитии русского языка.

Наука о русском языке. Наука о русском языке и ее разделы. Виднейшие ученые-русисты.

Р/Р. Способы сжатия текста. Сжатое изложение.

Фонетика. Орфоэпия. Звук как единица языка. Классификация гласных и согласных звуков. Транскрипция.

 

Сильные и слабые позиции звуков. Р/К. Фонетические и грамматические особенности Тульского говора.

Тестирование по разделу «Фонетика»

Лексика и фразеология. Слово как единица языка. Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Р/К. Обрядовые песни Тульской области.

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слова.

Омонимы. Омофоны. Омоформы. Омографы.

Синонимы. Синтаксические синонимы. Контекстуальные синонимы. Градация. Паронимы.

Антонимы. Контекстуальные антонимы. Оксюморон. Антитеза.

Исконно русские и заимствованные слова.

Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.

Неологизмы.

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Диалектизмы. Р/К. Диалектизмы нашего села.

 Профессионализмы. Жаргонизмы.

Свободные сочетания слов и фразеологические обороты. Основные признаки фразеологизмов.

 Стилистически нейтральные и окрашенные

 фразеологизмы. Использование фразеологизмов в речи.

Основные толковые словари русского языка.

Р/К. Вопросы этнографии и местного быта.

Р/Р.  Сжатое изложение.

Морфемика и словообразование. Морфема как минимальная значимая часть слова.

Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Однокоренные слова.

Способы образования слов. Морфемные и словообразовательные словари русского языка.

Этимологические словари русского языка. Понятие об этимологии.

Тестирование по разделу «Морфемика».

Части речи в русском языке. Самостоятельные части речи. Р/К. Предметы повседневного быта      Тульской области.

Имя существительное.

Имя прилагательное.

Имя числительное.

Местоимение.

Глагол.

Причастие.

Деепричастие.

Наречие.

 Служебные части речи. Р/К. Морфологические особенности языка Тульского языка.

Предлоги. Правописание предлогов.

Союзы. Правописание союзов.

Частицы. Раздельные написания частиц и написания через дефис. Правописание частицы не и ни.

Междометие как особая часть речи. Звукоподражательные слова.

Тестирование по разделу «Морфология».

Синтаксис. Словосочетание и предложение как синтаксические единицы.

Предложение как основная единица синтаксиса. Порядок слов в предложении.

Способы передачи чужой речи.

Трудные случаи постановки знаков препинания.

Предложения двусоставные и односоставные. Неполные предложения.

Предложения с однородными членами. Однородные и неоднородные определения.

Обособление определений.

Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными.

Р/Р. Сочинение-описание с использованием обособленных определений.

Обособленные приложения и дополнения.

Обособление обстоятельств.

Построение предложений с обособленными обстоятельствами.

Уточняющие обстоятельства, сравнительные обороты.

Построение предложений с обособленными приложениями, дополнениями, уточняющими словами и сравнительными оборотами.

Р/Р Сочинение-рассуждение с использованием обособленных членов предложения.

Вводные слова и предложения.

Вставные конструкции.

Использование вводных слов и предложений,  вставных конструкций в речи.

Тестирование по разделу «Синтаксис».

Речь.  Виды речевой деятельности: говорение и аудирование; письмо и чтение. Устная и письменная форма речи.

 Речь диалогическая и монологическая.

Русский речевой этикет.

Р/Р. Сочинение с использованием диалогической и монологической речи.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Последовательное расположение частей текста.

Р/Р. Сочинение по прочитанному тексту.

Типы текстов по функционально-смысловым особенностям (повествование, описание, рассуждение), по стилям речи (разговорные, официально-публицистические, научные и художественные).

Анализ прозаического текста.

Художественно-выразительные средства языка.

Анализ лирического текста.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.

Р/Р. Сжатое изложение.

 Выразительные средства лексики и фразеологии.

 Крылатые слова, пословицы и поговорки; использование их в речи.

Тестирование по разделу «Текст как речевое произведение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса

Рабочая программа элективного курса «Русский язык в диалоге культур» для 9 класса  направлена на достижение следующих целей:1) систематизация и обобщение знаний о современном русском языке;2) фор...

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание: орфография и пунктуация" для 10 класса

Рабочая программа составлена на основе программы "Русское правописание: орфография  и пунктуация" С.И. Львовой и рассчитана на 35 учебных недель - 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного курса "Русское правописание:пунктуация" в 11 классе

Рабочая программа предназначена  для проведения учебного курса «Русское правописание: пунктуация» в 11 классе. Программа составлена на основе авторской программы С.И. Львова &laq...

Пояснительная записка к рабочей программе элективного курса «Русское правописание : орфография» для учащихся 9 класса Всего за год 34 часа, 1час в неделю.

Программа  элективного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования ,Федерального базисного учеб...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для класса.

Рабочая программа составлена на основе программы «Русская словесность. От слова к словесности» для 5-9 классов ( автор Р.И. Альбеткова).Москва.Дрофа: 2010.  Общее количество часов — 34, в неделю ...

Рабочая программа элективного курса "Русская словесность" для 5 класса.

Рабочая программа элективного курса «Русская словесность» для обучающихся 5-9 классов создана на основе авторской Программы  «Русская словесность. От слова к словесности»  для обучающих...