Комплексное повторение. Подготовка к ЕГЭ. (открытый урок в 10 классе)
план-конспект урока по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Криваксина Людмила Михайловна

Методическая разработка открытого урока в 10 классе по русскому языку 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnoe_povtorenie._podgotovka_k_ege.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Советская средняя общеобразовательная школа № 2»

Комплексное повторение. Подготовка к ЕГЭ.

(открытый урок в 10 классе)

Разработала: учитель русского языка Людмила Михайловна Криваксина

ноябрь, 2016г.

Комплексное повторение. Подготовка к ЕГЭ.

Цели и задачи:

  1. повторить и закрепить знания по орфографии и пунктуации, словообразованию, фонетике, лексике, морфологии, синтаксису;
  2. формировать умение определять стили и типы речи, их особенности;
  3. формировать умения и навыки выделять в тексте средства художественной выразительности языка (тропы, стилистические и синтаксические фигуры);
  4. развивать творческие способности учащихся;
  5. развивать речь учащихся, обучать сочинению – рецензии;
  6. воспитывать любовь и уважение к родному краю, окружающему миру.

        

Оборудование: тесты, тексты, карточки, иллюстрации, «ромашка».

Ход урока:

  1.           Организационный момент.
  2. Словарно – орфографическая, лексическая работа:

а) завсегдатый – частый, постоянный посетитель чего – либо;

компетентный, компетенция – знающий, осведомленный в какой – либо области, обладающий компетенцией; круг вопросов, в которых кто – нибудь хорошо осведомлен;

вандалы – разрушители культуры, исторических памятников, культурных ценностей.

б) орфоэпическая работа:

диспансер, облегчить, обострить.

в)  придумать одно предложение с одним из этих слов.

  1. Комплексное повторение:

а) 2 ученика работают у доски по карточкам.

Задание 1. Выполнить орфографический, пунктуационный разборы; выписать с/с, сделать синтаксический разбор; словообразовательный, фонетический разборы.

Лучи заходящего солнца, еще (не)закрытого туч…й, ласково осв…щали з…лене…щую листву, тр…ву, реч…ку, крыши домов, в…днеющихся (из)д…ли.

Задание 2. Вставить пропущенные орфограммы, сделать фонетический разбор выделенного слова:

Намаж…те, роскош…, ключ…м, обж…ра, бельч…нок, щ…лоч…, привлеч…т, свеж…, беч…вка, деш…вый, толч…ный, трущ…ба, сгущ…нка, грош…вый, ноч…вка, ож…г (руку), Печ…ра, чуж…го, увитый плющ…м, под крыльц…м, лисиц…н, трубач…м, вещ…

Задание 3. 5  учащихся работают по карточкам на рабочем месте.

б) Диктант «по цепочке».

Работает класс (один ученик выходит к доске, учитель диктует словосочетание или слово на некоторые виды орфограмм, ученик записывает на доске, объясняет, затем придумывает свое слово или словосочетание, объясняет, затем выходит следующий и т.д.)

(Не) пробудная тиш…, (ни)кем (не) посаженное дерево, (не)состоявшийся праз…ник, комната (не)освеще (н/нн)а, (не)краше(н/нн)ый забор, (не)навидящий взгляд. крайне (не)вежливый, никому (не)нужный, (не)замеченная (ни)кем ошибка.

Ответы учащихся, работающих по карточкам у доски. Итоги ответов.

  1. Развитие речи.

На экране высвечена  тема для разбора учащимися стихотворения:

«Моя тихая Родина» (Н. Рубцов)

Учитель обращает внимание учащихся на тему разговора.

а) беседа с ребятами:

- А что для вас в вашем понимании означает «моя тихая Родина»? Ответы.

- Чем дорога и близка наша Родина? Почему незаменима? Ответы.

б) Учитель. И, действительно, это самое родное, милое, понятное только нам место, со своим неповторимым обликом, со своей, пусть даже скромной, непритязательной красотой, этой личной, тихой, родной, где мы можем помечтать, отдохнуть душой, побыть наедине с самим собой. Это место, где нас любят, понимают. Без Родины нет человека. Только любовь к Родине делает его добрым, задушевным, возвышенным.

в) составьте 1 сложное предложение по иллюстрации на тему «родина». (3 мин.). Ответы учащихся.

V. Обучение анализу поэтического текста.

а) обращается внимание учащихся на экран, на котором стихотворение О.Фокиной:

Простые звуки Родины моей:

Реки неугомонной бормотанье

Да гулкое лесное кукованье

Под шорох созревающих полей.

Простые краски северных широт:

Румяный клевер, лен голубоватый

Да солнца блеск, немного виноватый,

Да облака, плывущие вразброд.

Учитель. Какие задушевные слова сказаны поэтессой! Поработаем с этим текстом.

- Какие картины представились вам? (Ответы).

- Какова тема, предложенная автором? (Тема Родины).

- Какова композиция автора? Убедительна ли она? (Да, звучит нежная любовь к Родине).

- Каков стиль данного текста? Докажите. (Художественный стиль: рисуется живая картина, передаются эмоции автора, много образных средств языка).

- Тип речи. Докажите.

- Назовите средства выразительности языка. (Ответы).

Эпитеты: неугомонное бормотанье, румяный клевер, блеск солнца виноватый – яркие средства передачи авторского отношения, вызывающие теплое, нежное отношение к Родине.

Метафоры: звуки Родины, блеск солнца виноватый, реки неугомонное бормотанье; облака, плывущие вразброс – оригинальны, необычны, вызывающие эмоциональные ассоциации.

Обилие существительных, прилагательных, передающих запахи, цветовые и звуковые характеристики этого мира под названием «Моя тихая Родина».

Лексический поворот «да» - усиливает высказывании е, придает динамичность, ритм речи.

- А что еще вы заметили в тексте? (Многочисленные перечисления, которые придают тексту эмоциональность, взволнованность, заставляют вновь переживать трепетные моменты вместе с автором, на мгновенье окунуться в мир этих ощущений).

- Каков синтаксис данного текста? (Простые  односоставные назывные предложения, осложненные однородными членами с обобщающими словами, для того чтобы передать искреннюю, трепетную, нежную любовь к Родине).

Вывод: текст, с которым мы работали, целостен по своим художественным приемам, средства выразительности дополняют друг друга. А такое нежное признание в любви к отчему краю не оставит равнодушным никого.

Итак, мы с вами поработали над анализом текста, то, о чем мы говорили, пригодится для выполнения задания В8. Но самое важное: каждый подумал, насколько красива наша «тихая родина». Это самое дорогое, заветное место для каждое человека, которое мы должны любить, ценить и беречь.

  1.  Итог урока: объявление оценок за урок.
  2. Домашнее задание.

Повторить правописание приставок пре-, при-; раздел «Лексика», написать черное сочинение – рецензию на текст, с которым работали сегодня.

VIII. Рефлексия.

- Полезен ли был для вас урок?

- Что интересного, нового вы узнали на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

Открытый урок. 9 класс Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую т

подготовится к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания К. Г Паустовского на примере очерка В. Вересаева....

подготовка отзыва на открытый урок

подготовка отзыва на открытый урок...

Комплексное повторение в конце учебного года (урок русского языка в 5 классе)

Открытый урок - повторение был проведён в мае 2017 года в 5 классе.Видео к уроку не загрузилось. Были подобраны кадры с морем в разном состоянии (от штиля до бури) и показаны картины Айвазовского....

Открытый урок 4 класс (повторение лексики)

Открытый урок 4 класс (повторение лексики)...