Игра-путешествие по теме"Лексика".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Игра-путешествие "Лексика" для учащихся 6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие по русскому языку по теме:«Лексика» для 6 класса.

                                                  Автор   Куксова О.А., учитель МАОУ СОШ №31г.Тамбова

                                                       

Цель:

Повторить основные лексические понятия, развивать сообразительность, находчивость, творческие  способности, фантазию, общий кругозор учащихся.

                           Ход игры:

I. Организационный   момент.

  Сегодня две команды отправляюся в путешествие в страну «Лексика».

В русской речи, в русской речи

Есть волшебная страна,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

II. Станция «Лингвистическая»

Вопросы  для  команд задаются  по  очереди, если  одна  из  команд затрудняется  дать  ответ, то  отвечает вторая  команда  

(команде  дается  1  балл  за  правильный  ответ)

НАЗОВИТЕ….

  1. Раздел  лингвистики, изучающий  словарный  запас  языка? (лексика)
  2. Словарный  запас  одного  человека? (лексикон)
  3. Как  с  греческого  языка  переводится  слово  «лексика»? (от  греч. «лексис» слово, выражение)
  4. Слова, которые  употребляют  люди  той  или  иной  профессии,  специальности? (профессиональные  или  специальные  слова)
  5. Слова, которые  перестали  употребляться  в  повседневной  жизни? (устаревшие)
  6. Слова, близкие  или  совпадающие  по  лексическому  значению? (синонимы)
  7. Слова, разные  по  значению, но  одинаковые  по  звучанию  и  написанию? (омонимы)
  8. Слова, противоположные  по  лексическому  значению? (антонимы)
  9. Слова, которые  имеют  одно  лексическое  значение? (однозначные)
  10. Слова, которые  имеют два и более  лексических значений? (многозначные)
  11. Слова, вошедшие  в  русский  язык  из  других  языков? (заимствованные)
  12. Устойчивые сочетания? (фразеологизмы)

III. Станция «Листая прошлого страницы…».

Найдите в тексте устаревшие слова и объясните их значение.

(по 1 баллу за правильное объяснение)

Челом бьем, Государь! 
Не вели казнить - вели слово молвить. 
Басурмане совсем распоясались у южных то рубежей, спасу от них нету. 
Помилуй, батюшка, вели послать рать великую к Азову граду 
Он перстом указал на врага русичей. 
Уста коралловые суженый целовал, а ланиты девицы пылали от стыда

IV. Станция « В магазине старинных вещей»

Перед вами представлены вещи. Постарайтесь распределить их на голову, туловище, ноги. (3 балла получает команда, которая первая выполнит задание).

Армяк, душегрея, ермолка, зипун, картуз, кафтан, кокошник, кушак, малахай, ногавки, онучи, понёва, порты, рубаха, сарафан, сорока, шушун, тулуп.

V. Станция “ Слово о слове».

Найдите в тексте синонимы и антонимы.

(по 1 баллу за правильный ответ)

    Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелеевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил березовую жердь на землю и присел на лавочку перед домом.

- Как называется ваша деревня? – спросил я.

- Чистый Дор.

- Чего Чистый?

- Дор.

Дор… Такого слова я раньше не слыхал.

- А что это такое – Чистый Дор?

- Это, батюшка, деревня наша, - толковала Пантелеевна.

VI. Станция “ Диалектная»

Поэт с. Есениным приглашает вас в деревенский дом – в родную хату. Найдите диалектные слова и объсните их значение (по 1 баллу за правильное объяснение)

В хате

Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Льётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою –
Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.

А в окне на сени скатые
  От пугливой шумоты,
 Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

VII. Станция «Занимательная фразеология»

( по 1 баллу за правильный ответ).

Ответьте фразеологизмом на вопросы:

        Как говорят о человеке:

  • Который часто меняет свои решения (семь пятниц на неделе)
  • Который пришел не вовремя, некстати (нелегкая принесла)
  • Который держится неестественно прямо (как аршин проглотил)
  • Кротким, безобидном (мухи не обидит)
  • Болтливым (язык без костей)
  • Испытывающем чувство стыда (готов сквозь землю провалиться)
  • Который является очень дальним родственником (седьмая вода на киселе)
  • Склонном к воровству, мошенничеству (на руку чист)
  • Который бесследно исчез (поминай, как звали; и след простыл)
  • От которого ожидают успехов (подает надежды)

VIII. Итог игры.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра-путешествие по теме : "Учение об эволюции органического мира"

Урок разработан  на основе учебника Пономаревой И.Н., Корниловой О.А. По ходу урока ребята побывают  на осровах " Понятий",  окунутся в реку " Микро-макроэволюции", посетят залив "Самос...

Игра-путешествие по теме "Раннее Средневековье" (6 класс)

Презентация и конспект урока "Игра-путешествие по Раннему Средневековью". Материал подготовлен на основе УМК Бойцова М.А., Шукурова Р.М. Ресурс содержит разные задания по Византийской империи, Арабско...

Игра- путешествие по теме: «Путешествие по лесным тропинкам».

Разработка внеклассного мероприятия по экологическому направлению деятельности по теме"Путешествие по лесным тропинкам" в форме игры- путешествия...

Презентация .Урок русского языка "Игра-путешествие" 5 класс .тема ." Галактика глагола"

Красочная презентация помогает лучше воспринимать учебный материал,раскрывает полноту  урока.Учащиеся выполняют различные задания:индивидуальные,групповые ....

Конспект образовательной деятельности по учебному предмету «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» в форме игры- путешествия для воспитанников с умственной отсталостью по теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЗАЗЕРКАЛЬЕ»

Занятие для детей с ОВЗ направлено на развитие понимания эмоционального состояния другого человека,на развитие коммуникативных навыков....