Индивидуальный учебный план работы с одаренными детьми
материал по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Лисицына Татьяна Николаевна

Индивидуальный учебный план работы с одаренными детьми по подготовке к олимпиаде по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ._ucheb._plan_zanyatiy_po_rus.yaz_.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Пионерский

Индивидуальный учебный план

занятий по русскому языку

(история языка)

для одарённых детей

Составитель: Лисицына Татьяна Николаевна,

учитель русского языка и литературы,

высшей квалификационной категории

2014 год

 Пояснительная записка

Основная задача образования – подготовить высокообразованных специалистов не только в области науки и техники, но и в области общей культуры и грамотности, что невозможно без существенного повышения уровня преподавания в школах, усиления индивидуального подхода и развития творческих способностей учащихся. Предметные олимпиады для школьников при этом играют важную роль.

Олимпиады по русскому языку не только воспитывают любовь к языку, но и способствуют повышению активного интереса учащихся к языкознанию как науке. Олимпиады – это своеобразное соревнование в знаниях, итог работы учащихся как на уроке, так и вне его. Если урок – основная форма учебно-воспитательной работы и его содержание определяется учебными программами, то олимпиада является действенным средством вовлечения во внеклассную, дополнительную, работу учащихся школы и предполагает самостоятельное изучение школьниками научно-популярной литературы, чтения словарей, справочников, посещения факультативов, различных лингвистических кружков и клубов.

Предлагаемая программа  предполагает разные формы углублённой учебной работы с таким разделом русского языка, как  история языка. Именно  этот раздел вызывает  наибольшие трудности при выполнении олимпиадных заданий различного уровня и именно к этому разделу повышенный интерес, особенно в последние годы.

Цель программы - углубление и расширение   знаний по истории языка.  

  Задачи программы:

- приобщение школьников к знаниям по широкому спектру вопросов, связанных с современным русским языком и историей его формирования;

- выработка навыков решения олимпиадных заданий, преимущественно исследовательского и комбинированного характера. 

 В результате освоения программы обучающиеся должны знать:

- о праязыке русского языка,

- кто такие Кирилл и Мефодий, каковы их заслуги в развитии славянской письменности,

- буквенные и цифровые обозначения в кириллице,

- определения таких понятий как  старославянизмы, фразеологизмы,

- какие изменения претерпел русский язык в разные эпохи;

 уметь:

 - выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно;

-  составить развернутое письменное и устное сообщение;

 понимать:

 - ценность адекватной оценки собственных достижений;

 - уверенность в личных возможностях успешного развития и саморазвития в учебной деятельности.

Программа рассчитана на 4 учебных часа (1 час в неделю), ее содержание может варьироваться по усмотрению учителя - в зависимости от уровня учащихся. Виды деятельности обучающихся в процессе освоения программы также определяются учителем.  

                                 Для изучения языка гораздо

                                   важнее свободная  любознательность,

                  чем грозная необходимость.

                                          Августин Аврелий

Тематическое планирование

название раздела

тема

вид учебного занятия

часы

Тема 1


1
. История письма.   (Типы письма.  Русский алфавит и его история.   Характеристика кирилловского письма. Буквенная цифирь.  Палеография. Изменения графики: устав, полуустав, скоропись.  

Лекция, с практической частью

 

 

1

       

Тема 2

 


2
. Историческая грамматика.  Признаки старославянизмов. Позиционные и исторические чередования звуков.  Редуцированные ер и ерь. Образование беглых гласных.    

 

Лекция, с практической частью

 

1

Тема 3


3.
Историческая грамматика.  Носовые гласные, история буквы  ять.      Строение слога в древнерусском и современном русском языках 

 

Лекция, с практической частью

 

 1

Тема 4

 


4
. Ученые-лингвисты.  Лингвисты XIX в.: А. Х. Востоков, В. И. Даль,  Я. К. Грот, Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский и др. Лингвисты XX в.: В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. И. Аванесов и др. 

 

Практическая часть с включением исследовательских проектов

 

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми на I полугодие 2013-2014 учебного года.

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2013/2014 учебный год, составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению русского языка и литературы...

План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год

План работы с одаренными детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению, на 2014-2015 учебный год...

План работы с одаренными детьми на 2014-2015 учебный год

Одарённость  – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).Очень важ...

план работы с одаренными детьми на 2015-2016 учебный год

Работа с ОД осуществляется по направлениям:1. Профессиональный психолого-педагогический отбор одаренных детей:·            социально-психологичес...

Индивидуальный план работы с одаренными детьми (подготовка к олимпиадам)

Цели индивидуальнойработы 1. Создание условий для поддержки и развития творческого потенциала учащегося, целенаправленной подготовки его к участию в олимпиадном движении.2. Создание условий...