Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Времена глагола."
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

    Козина Ольга Валерьевна

    Конспект урока по русскому языку "Времена глагола." 5 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vremya_glagola.docx40.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока русского языка № 8 (1 час)

    Учитель: Журина Ольга Валерьевна

    Тип урока: Изучение нового материала.

    Тема урока: Времена глагола.

    Цель:  Усовершенствовать представление детей о временах глагола.

    Задачи:

    1. Обучающие:
    • усовершенствовать знания учащихся о глаголе как части речи;
    • сформировать у учеников представление о роли временных  форм  глагола в художественных произведениях;
    • учить определять временные формы глагола через выполнение практических заданий;
    • совершенствовать умение образовывать форму прошедшего времени глагола.

    1. Развивающие:
    • содействовать формированию уважительного отношения к классному коллективу через организацию слушания устного ответа     товарища и объективную оценку индивидуальной работы;
    •  воспитывать аккуратность в оформлении письменных работ, записей в рабочей тетради по предмету;
    • развивать зрительную память при помощи выделения орфограмм;
    • развивать абстрактное и логическое  мышление с помощью составления таблицы.

    1. Воспитательные:
    •  совершенствовать устную монологическую речь учащихся в процессе создания устного и письменного ответа по предмету;
    •  формировать интерес к предмету через чтение произведений русских писателей.

    Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал.

    Список использованной литературы:   http://nsportal.ru/, Русский язык. 5 класс. Учебник под ред. Разумовской М.М., Леканта П.А., М.: 2012 - 318 с., интернет ресурс: http://www.proshkolu.ru/, Русский язык. 5 класс. Методические рекомендации (М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, В. В. Львов)

    Хронометраж (план) урока

    ЭТАПЫ УРОКА

    МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА

    ХРОНОМЕТРАЖ

    I. Организационный этап

    Приветственное слово учителя

    1 мин.

     II.   Повторение изученного

    Метод: слово учителя

    Прием: сообщающее слово

    Метод: опрос

    Прием: письменный

    6 мин.

    III. Актуализация знаний

    Метод: списывание

    Прием: осложненное

    5мин.

    I V. Изучение нового материала

    Метод: конструирования

    Прием: заполнение таблицы

    Метод: работа с учебной книгой

    Прием: чтение правила

    10 мин

    V I. Закрепление изученного

    Метод: слово учителя

    Прием: эвристическая беседа

    Метод: работа с учебной книгой

    Прием: чтение правила

    Метод: языковой анализ

    Прием: грамматический разбор

    Метод: диктант

    Прием: цифровой

    15 мин

    VI I. Обобщающий этап

    Комментирование домашнего задания

    Подведение итогов

    3 мин.

    Методическое обоснование урока

     Данный урок русского языка проходит в рамках темы «Глагол». В рамках изучения этой темы учащиеся узнают как  лексические, так и  грамматические особенности глагола. Цель урока состояла в том, сформировать представление о времени  глагола. В ходе изучения этой темы учащиеся должны научиться определять времена глагола. Изучение нового материала не должно вызвать у ребят больших затруднений. Изучение нового материала строится на использовании КСО. Изучение нового материала происходит на составлении опорной таблицы совместно с детьми, при помощи проблемной ситуации. Виды работы на уроке: работа с классом, самостоятельная индивидуальная работа.  На уроке большое внимание уделяется усовершенствованию  знаний учащихся о глаголе как части речи. Используются такие методы как эвристическая беседа, конструирование таблицы, работа с учебной книгой, все это способствует лучшему усвоению новой информации.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Примечание

    1

    Орг.момент

    Метод: слово учителя

    Прием: приветственное слово учителя

    Здравствуйте ребята! Проверьте наличие учебника и тетради на парте, они понадобятся нам на уроке.

    – Откройте тетради, запишите дату, сегодня у нас, вид работы – классная работа.

    Метод: слушание

    Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

    Образец записи в тетради:

     февраля. Классная работа.

    2

    Повторение изученного

    Метод: слово учителя

    Прием: сообщающее слово

    Метод: опрос

    Прием: письменный

    - Проверим, как вы усвоили предыдущую тему. На партах лежать листы, подпишите их.

    - На слайде вы видите предложения, продолжите их.

    1. Обозначает действие, которое происходит (наст, вр.), происходило (прош. вр.), будет происходить (буд. вр.)- это…
    2. Гл. п.в.+бы.- это …
    3. Как образуется повелительное наклонение?
    4. Как изменяется глагол в изъявительном наклонении?
    5. Приведите пример предложения с глаголом в повелительном наклонение…
    6. Приведите пример предложения с глаголом в сослагательном наклонение…
    7. Приведите пример предложения с глаголом в изъявительном наклонение…

    - Передайте листы с последних парт на первые.

    Образец записи в тетради:

    1. Изъявительное накл.;
    2. Сослагательное накл.;
    3. от основы н.в. гл + суф. -и- (ед.ч.), -те- (мн.ч.)
    4. Изменяются по временам; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени – по числам и в единственном числе по родам.
    5. Пиши письмо!
    6. Написал бы письмо!
    7. Пишу письмо.

    3

    Актуализация знаний

    Метод слово учителя

    Прием: сообщающее слово учителя

    - Мы продолжаем изучать тему глагол, а с какой особенностью глагола мы познакомимся на этом уроке, вы узнаете, если отгадаете загадку.

    Без ног и без крыльев оно,

    Быстро летит, не догонишь его.

    - Откройте тетради, запишите тему урока. «Времена глаголов».

    Метод: слушание

    Прием: глобальное неоценочное, нерефлексивное слушание

    Метод: слово учителя

    Прием: сообщающее слово

    - Прочитайте текст, определите его основную мысль. Подберите заголовок к тексту в соответствии с его темой.

    Застучала за окошком звонкая капель пот..плел воздух пот..мнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки-сережки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки. Забл..стят шальные весенние руч..и наполнят лес звонким журчанием. А пока еще лесной народ оставляет на снегу свои автографы. (К.Г. Паустовский)

    (Раздаточный материал)

    - О чем говорится в тексте? как можем озаглавить?

    Метод: чтение

    Прием: выразительное чтение

    - В тексте говорится о наступлении весны. Озаглавить можно – Весна.

    Метод: списывание

    Прием: осложненное

    - Спишите слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.

    Образец записи в тетради:

    Потеплел - безуд. гласная в корне, проверочное слово теплый;

    Потемнел - безуд. гласная в корне, проверочное слово темный;

    Заблестят – чередование гласных е/и в корне слова.

    Ручьи – разделительный мягкий знак.

    4

    Изучение нового материала

    Метод: беседа

    Прием: репродуктивная беседа

    - Заполним с вами таблицу.

    - Но прежде чем мы ее заполним, давайте вспомним, сколько времён имеет глагол? Назовите их.

    - Какое действие обозначает настоящее (прошедшее, будущее) время.

    Метод: конструирования

    Прием: заполнение таблицы

    - На  какой вопрос отвечают глаголы совершенного вида.

    - Выпишите в таблицу глаголы совершенного вида в соответствии со временем.

    - На  какой вопрос отвечают глаголы несовершенного вида?

    - Выпишите в таблицу глаголы несовершенного вида в соответствии со временем.

    - Давайте попробуем подобрать глаголы в пустые ячейки. Воспользуемся теми, которые уже у нас есть. Можем ли мы это сделать?

    - Какой мы вывод можем сделать?

    - Как образует будущее время?

    Говорение

    Ответ по предмету

    Образец устного ответа:

    - Н.в. - обозначает действие, которое происходит в то время, когда о нём говорят, т. е.  в момент речи, П.в.-указывает на действие, которое произошло до момента говорения. Б.в.- обозначает действие, которое совершится после момента речи.

    Образец записи в тетради:

     

    Наст. вр.

    Прош. вр

    Буд. вр

    Сов. вид

     

    Застучала
    Потеплел
    Потемнел
    Осел
    Умчались

    Выбросят
    Прилетят
    Поплывут
    Заблестят
    Наполнят

    Несов. вид

    Дышит
    Оставляет

    Дышал
    Оставлял

    Будет дышать
    Будут оставля

    - нет, не можем. 

    - Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени.

    - Будущее сложное образуется только от глаголов несовершенного вида. Будущее простое образуется только от глаголов совершенного вида и по форме совпадает с настоящим временем глаголов несовершенного вида

    Слайд.табл.

    Метод: работа с учебной книгой

    Прием: чтение правила

    - Откройте учебник на странице 226-ой, прочитаем правило в голубой рамке.

    - Что еще нового вы узнали о глаголе?

    Говорение

    Ответ по предмету

    Образец устного ответа:

    - Глаголы изъявительного наклонения изменяются по времена. Глаголы несовершенного вида имеют все три формы времени, а глаголы совершенного времени имеют формы прошедшего и будущего времени. Гл.п.в. образуются при помощи суффикса – л.

    5

    Закрепление изученного

    Здоровьесберегающие технологии

    Прием: физминутка

    - А сейчас, проверим как вы умеете определять время глаголов. Я буду диктовать слова ваша задача, если это гл. н. в. – сидим тихо; гл. пр. в. - хлопаем; гл. б. в. – поднимаем руки вверх.

    Смотрит, рисует, не выучил, слушает, будет смотреть, не говорил, будет отдыхать.

    Метод: слушание

    Прием: глобальное, неоценочное, рефлексивное слушание.

    Слайд.

    Метод: списывание

    Прием: распределительное списывание

    - А сейчас представьте, что вы следователь. Кто такой следователь? Вам необходимо установить личность подозреваемого по приметам. Что бы было легче работать, мы распишем действия подозреваемого в три столбика по времена. Мысленно разделите свою тетрадь на три столбика, каждый озаглавьте.

    Подозреваемый ездил, учится, придумает, взбирался,(не )боялся, зубрит, читает, будет чертить, исходил, слушает, будет конструировать, изобретет, вникает, обошел, объездил, поднялся.

    Говорение

    Ответ по предмету

    Образец устного ответа:

    - это человек, кт осуществляет расследование преступлений.

    Н.в.- читает, вникает, поднялся, учится, придумает, зубрит, слушает, изобретет, вникает,

    Б.в.- будет чертить, будет конструировать,

    П.в.- ездил, взбирался, не боялся, исходил, обошел, объездил,

    6

    Д/з

    Метод: слово учителя

    Прием: инструктирующее слово

    - Откройте дневники, запишем домашнее задание. Выучить правило на странице 226-ой, на след. уроке будет письменный опрос. Дома придумать шуточное описание преступника используя глаголы, кт мы записали. Не обязательно использовать все.

    Н-р: Семен Семенович Пирожков, бывший каскадер, сейчас студент кулинарного техникума. Объездил полмира, ничего не боится. Разыскивается полицией за то, что никогда не моет руки.

    Слушание: глобальное, оценочное, нерефлексивное, информативное

    Метод: работа с учебной книгой

    Прием: чтение правила- Прочитайте отрывок из стихотворения. Из какого стихотворения эти строки?

    - Какие орфограммы в тексте вам встретились, назовите?

    - Спишите текст, вставляя пропущенный буквы и знаки препинания.

    Говорение

    Ответ по предмету

    Образец устного ответа:

    - А. Н. Плещеев «Весна»

    Бегут(бег)- безударная гласная в корне слова,

    Весною(вёсны)- безударная гласная в корне слова.

    Оденется(что сделает)- правописание ться/тся в глаголах.

    Листвою(лист)- безударная гласная в корне слова.

    слайд

    Метод: языковой анализ

    Прием: грамматический разбор

    - Выполним грамматический разбор. Работать будем по вариантам. К доске идет Саша, записывает первое предложение, Маша второе. Проверим.

    Уж тает снег, б…гут ручьи,

    В окно повеяло в…сною.

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденет(?)ся л…ствою.

    Образец записи в тетради:

    Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною.

    Засвищут скоро соловьи, и лес оденется листвою.

    Метод: слово учителя

    Прием: ведущее слово учителя.

    - Откройте учебник на странице 228-ой, выполним упражнение 641-е. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

    - Что вы заметили в глаголах первой группы?

    - Что можете сказать о глаголах второй группы?

    - Что заметили в третьей группе?

    - От чего зависит написания гласной е//и в корне слова?

    - Что скажите о последней группе глаголов?

    Глаголы на -сти и –сть с основой н.в. на –д и –т , не имеют этих согласных в форме пр.в.

    - А глагол расти?

    - Какой вывод можем сделать, глядя на прошедшее время этих глаголов? Вернитесь к правилу на 226-ой странице.

    Метод: слушание

    Прием: глобальное, рефлексивное, критическое.

    Образец устного ответа:

    - От глаголов образовать формы прошедшего времени м. и ж. рода.

    Образец записи в тетради:

    Нести – нес, несла. Везти – вез, везла, Трясти – тряс, трясла.

    Печь – пек, пекла. Жечь – жег, жгла. Мочь – мог, могла. Идти – шел, шла.

    Умереть – умирал, умирала. Запереть – запирал, запирала.

    Грести – греб, гребла. Скрести – скреб, скребла. Расти – рос, росла.

    - Что при образование формы пр.в. м.р. суффикс -л- отсутствует.

    - Что у этих глаголов в пр.в. идет чередование ч//к ч//г, либо полностью меняет слово.

    - В этих глаголах, при образование формы пр.в. чередуются гласные в корне.

    - Если после корня есть суффикс -а-, то в корне пишется И.

    (Затрудняются в ответе)

    - Если есть -ст-, то пишем а, если нет, то – о.

    - В некоторых случаях форма прошедшего времени образуется определенным путем. Не всегда в образовании пр.в. участвует суффикс -л-.

    7

    Итог урока

    Метод: слово учителя

    Прием: обобщающее слово

    - Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

    - Что нового на уроке вы узнали?

    Говорение

    Ответ по предмету

    Образец устного ответа:

    - В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. У гл. НСВ три времени(прошедшее, настоящее, будущее сложное). У гл. СВ. два времени(П.в.и Б.в.)

    Метод: слово учителя

    Прием: обобщающее слово

    - Спасибо за работу. Вы можете идти отдыхать.

    Метод: слушание

    Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

    Резерв

    Метод: слово учителя

    Прием: инструктирующее слово

    Метод: диктант

    Прием: цифровой

    - Сейчас я буду диктовать предложение несколько раз, вы его не записываете, ваша задача записать цифрами определенный код. Посмотрите на слайд, каждая цифра соответствует определенному члену предложения, в итоге у вас должен получиться код. Кто не понял, как будем работать?

    Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.

    Образец записи в тетради:

    Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины.-

    251255433.

    подлежащее -  1;

    сказуемое – 2 дополнение -  3; определение - 4; обстоятельство - 5.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 8 классе на тему: « Значение глагола в речи»

    Конспект урока по русскому языку в 8 классе                     « Значение глагола в речи»...

    Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме"Глагол" ( 9 класс )

    « Готовим праздничный обед» (обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»)....

    Конспект урока по русскому языку "Глагол как часть речи", 5 класс

    Конспект урока по русскому языку по теме"Глагол как часть речи" (5 класс) по своему типу относится к урокам повторения и закрепления темы. Конспект содержит основные цели урока, оборудование; урок сос...

    План - конспект урока по русскому языку «Глагол»

    План - конспект урока по русскому языку с применением ИКТ (6 класс)  Тема урока:   «Глагол»...