Имя существительное
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сендажы Снежана Антоновна

Урок по теме «Имя существительное как часть речи»

Подготовила учитель русского языка и литературы Сендажы Снежана Антоновна. МБОУ Гимназия № 9 г.Кызыл.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цели: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы, дать понятие об отвлеченных именах существительных, объяснять языковые явления.

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Развивать мотивацию к познавательной деятельности, логическое мышление

Формирование культуры поведения, чувства ответственности за окружающий нас мир, бережливого отношения к природе, умения делать полезное из подручных материалов, умения сотрудничать.

Планируемые результаты: ученики научатся определять морфологические признаки имен существительных, объяснять языковые явления, должны понять свою ответственность за окружающий их мир.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

 

Ход урока.

Эпиграф к уроку (на доске)

«Без бумажек, бутылок, жестянок

Было б больше на свете полянок».

(Елена Ермолова)

  1. Орг. момент. Представляюсь.

  2. Актуализация знаний.

-У вас на столах необычные предметы. Что это? (бутылки)

- Что внутри этих бутылочек? (воздух)

- Кто принёс вам их? (Вы. Снежана Антоновна)

- А теперь вспомните, на какие вопросы вы только что отвечали? (кто, что)

- Каким словом я обозначила бутылку? (предмет)

 

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (имя существительное)

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ НАПЕЧАТАННУЮ ТЕМУ УРОКА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

 

3. Изучение нового материала

- По каким признакам вы решили, что это имя существительное?( отвеч. На вопросы кто, что и обозначает предмет). Вспомним определение.

- Имя существительное и другие части речи изучает «Морфология».

- Ребята, интересно, ЧТО вы почувствовали, увидев на столах пластиковые бутылки?

Запись на доске. Ученики в тетрадях. Задать вопрос к словам (что?)

Удивились – УДИВЛЕНИЕ (ср.р.)

Обрадовались – РАДОСТЬ (ж.р.)

Испугались – ИСПУГ (м.р.)

Два ученика выходят к доске, выделяют окончание и определяют род им. сущ.

ВЫВОД. 1.Слова, выражающие наши чувство, тоже обозначают предмет. Они имеют значение действия и являются именем существительным. (Приведем еще примеры)

  1. Имена сущ.бывают жен., ср., муж. Рода. Изменяются по падежам и числам.

- Всё-таки вам интересно – почему пластиковая бутылка? Вы можете сами ответить на этот вопрос, объяснив смысл эпиграфа к уроку. Прочитайте эпиграф. В чем смысл эпиграфа? О чем мы будем говорить на уроке?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ. О чистоте улиц. О мусоре. О вреде пластиковых бутылок.

- О чистоте окружающей нас среды. СЛАЙД. – Какие чувства у вас вызывают эти фотографии?

5 января 2016 года В.В. Путин подписал Указ о проведении В РФ Года экологии. СЛАЙД.

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности….(председатель оргкомитета по проведению Года экологии Руководитель Администрации Президента РФ Иванов Сергей Борисович).

Эмблема - Почему круглая?

- Какие цвета на эмблеме? Как вы думаете почему?

- Запишем цвета в тетрадь (учитель на доске).

Голубой – ГОЛУБИЗНА

Зеленый – ЗЕЛЕНЬ

Синий – СИНЕВА, СИНЬ

ВЫВОД. Некоторые имена существ.имеют значение цвета. Приведем еще примеры.

Беседа о бережном отношении к окруж. среде( растения, животные, природа)

ИГРА. Поиграем в игру «На что похоже моё задуманное слово?» КНИГА. Ученики не зная слова, должны

Работа с учебником.

Упр. 476. На стр.45.

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания.

- Есть ли незнакомые слова, значение которых вам неизвестно?

Один ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения.

ВЫВОД. Чем является им.сущ. в предложении? (подлежащим, дополнением, обстоятельством)

-Чтобы выразить любовь к родине, начнем с малого. Будем держать в чистоте свой дом, улицу, школу, класс….

 

ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Пташечки летали,

Крыльями махали.

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели. (Дети садятся)

- Мы сказали, что не должны мусорить.

- Что же делать с этими бутылками? Ваши предложения.

- Им можно дать вторую жизнь, чтобы они принесли нам пользу, а не вред. СЛАЙД

4. Первичное закрепление и осмысление.

РАБОТЕ В ГРУППЕ.

- Мы с вами сделаем стул. Совсем несложно. Нам понадобятся бутылки, скотч, ножницы и ваши умелые руки.

Учитель показывает свой стул. Объясняет как его делать. Дети делают свой. Выбирают капитана. (красный кружок)

2 ученика придумывают 2 предложения, в которых им.сущ. было бы подлежащим и второстепенным членом предложения. Определить род, число и падеж сущ. «стул»

Капитаны выходят к доске и читают предложения. Другие демонстрируют свой стул.

ИТОГ УРОКА.

- Какую часть речи мы повторяли?

- Скажите определение?

- Что нового вы узнали об имени сущ.? (приведите примеры)

- Что было интересным на уроке, а что было трудным?

ДОМ.ЗАДАНИЕ. с. 45. Упр.473. Смастерите с родителями или друзьями что-нибудь полезное из пластиковых бутылок и покажите его на следующем уроке.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

РЕФЛЕКСИЯ.

- У вас на столах кружочки зеленого и голубого цветов. Напишите на них то чувство, которое у вас осталось от урока. Скажите его вслух и прикрепите на белый круг на доске. (Учитель это делает первым). Можно спросить 2 учеников, почему именно это чувство( например, интерес)

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_imya_sushchestvitelnoe_na_konkurs_uchitel_goda.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Имя существительное как часть речи»

Подготовила учитель русского языка и литературы Сендажы Снежана Антоновна. МБОУ Гимназия № 9 г.Кызыл.

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цели: закрепить и обобщить сведения об имени существительном, изученные за курс начальной школы, дать понятие об отвлеченных именах существительных,  объяснять языковые явления.

Технология: элементы технологии развивающего, проблемного, игрового, здоровьесберегающего обучения, ИКТ.

Развивать мотивацию к познавательной деятельности, логическое мышление

Формирование культуры поведения, чувства ответственности за окружающий нас мир, бережливого отношения к природе, умения делать полезное из подручных материалов, умения сотрудничать.

Планируемые результаты: ученики научатся определять морфологические признаки имен существительных, объяснять языковые явления, должны понять свою ответственность за окружающий их мир.

Оборудование: ИКТ, раздаточный материал.

Ход урока.

Эпиграф к уроку (на доске)

«Без бумажек, бутылок, жестянок

Было б больше на свете полянок».

(Елена Ермолова)

  1. Орг. момент. Представляюсь.
  2. Актуализация знаний.

-У вас на столах необычные предметы. Что это? (бутылки)

- Что внутри этих бутылочек? (воздух)

- Кто принёс вам их? (Вы. Снежана Антоновна)

- А теперь вспомните, на какие вопросы вы только что отвечали? (кто, что)

- Каким словом я обозначила бутылку? (предмет)

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (имя существительное)

УЧИТЕЛЬ ПРИКРЕПЛЯЕТ НАПЕЧАТАННУЮ ТЕМУ УРОКА «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

3. Изучение нового материала

 - По каким признакам вы решили, что это имя существительное?( отвеч. На вопросы кто, что и обозначает предмет). Вспомним определение.

- Имя существительное и другие части речи изучает «Морфология».

- Ребята, интересно, ЧТО вы почувствовали, увидев на столах пластиковые бутылки?

Запись на доске. Ученики в тетрадях. Задать вопрос к словам (что?)

Удивились – УДИВЛЕНИЕ (ср.р.)

Обрадовались – РАДОСТЬ (ж.р.)

Испугались – ИСПУГ (м.р.)

Два ученика выходят к доске, выделяют окончание и определяют род им. сущ.

ВЫВОД. 1.Слова, выражающие наши чувство, тоже обозначают предмет. Они имеют значение действия и являются именем существительным. (Приведем еще примеры)

  1. Имена сущ.бывают жен., ср., муж. Рода. Изменяются по падежам и числам.

- Всё-таки вам интересно – почему пластиковая бутылка? Вы можете сами ответить на этот вопрос, объяснив смысл эпиграфа к уроку. Прочитайте эпиграф. В чем смысл эпиграфа? О чем мы будем говорить на уроке?

ПРИМЕРНЫЕ ОТВЕТЫ. О чистоте улиц. О мусоре. О вреде пластиковых бутылок.

- О чистоте окружающей нас среды. СЛАЙД. – Какие чувства у вас вызывают эти фотографии?

5 января 2016 года В.В. Путин подписал Указ о проведении В РФ Года экологии. СЛАЙД.

В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития РФ, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности….(председатель оргкомитета по проведению Года экологии Руководитель Администрации Президента РФ Иванов Сергей Борисович).

Эмблема - Почему круглая?

                  - Какие цвета на эмблеме? Как вы думаете почему?

- Запишем цвета в тетрадь (учитель на доске).

Голубой – ГОЛУБИЗНА

Зеленый – ЗЕЛЕНЬ

Синий – СИНЕВА, СИНЬ

ВЫВОД. Некоторые имена существ.имеют значение цвета. Приведем еще примеры.

Беседа о бережном отношении к окруж. среде( растения, животные, природа)

ИГРА. Поиграем в игру «На что похоже моё задуманное слово?» КНИГА. Ученики не зная слова, должны

Работа с учебником.

Упр. 476. На стр.45.

Задание. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания.

                - Есть ли незнакомые слова, значение которых вам неизвестно?

                 Один ученик идет к доске и выполняет синтаксический разбор предложения.

ВЫВОД. Чем является им.сущ. в предложении? (подлежащим, дополнением, обстоятельством)

              -Чтобы выразить любовь к родине, начнем с малого. Будем держать в чистоте свой дом, улицу, школу, класс….

ФИЗМИНУТКА. СЛАЙД

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Пташечки летали,

Крыльями махали.

Нам пора букет собрать.

Раз присели, два присели,

В руках ландыши запели.  (Дети садятся)

- Мы сказали, что не должны мусорить.

- Что же делать с этими бутылками? Ваши предложения.

- Им можно дать вторую жизнь, чтобы они принесли нам пользу, а не вред. СЛАЙД

4. Первичное закрепление и осмысление.

РАБОТЕ В ГРУППЕ.

- Мы с вами сделаем стул. Совсем несложно. Нам понадобятся бутылки, скотч, ножницы и ваши умелые руки.

Учитель показывает свой стул. Объясняет как его делать. Дети делают свой. Выбирают капитана. (красный кружок)

2 ученика придумывают 2 предложения, в которых им.сущ. было бы подлежащим и второстепенным членом предложения. Определить род, число и падеж сущ. «стул»

Капитаны выходят к доске и читают предложения. Другие демонстрируют свой стул.

ИТОГ УРОКА.

- Какую часть речи мы повторяли?

- Скажите определение?

- Что нового вы узнали об имени сущ.? (приведите примеры)

- Что было интересным на уроке, а что было трудным?

ДОМ.ЗАДАНИЕ. с. 45. Упр.473. Смастерите с родителями или друзьями что-нибудь полезное из пластиковых бутылок и покажите его на следующем уроке.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

РЕФЛЕКСИЯ.

- У вас на столах кружочки зеленого и голубого цветов. Напишите на них то чувство, которое у вас осталось от урока. Скажите его вслух и прикрепите на белый круг на доске. (Учитель это делает первым). Можно спросить 2 учеников, почему именно это чувство( например, интерес)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Имя существительное. Сколонение существительных"

Тест "Склонение существительных". 6 класс по УМК Бабайцевой....

имя существительное урок№2 Существительное одушевленное и неодушевленное

урок в 5 классе   по теме Имена существительные одушевленные и неодушевленные""использованием ЭОР...

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...