Обобщение опыта по теме "Система формирования и развития орфографических умений и навыков"
методическая разработка по русскому языку на тему

Качанова Оксана Владимировна

Работа представляет обобщенный опыт работы по заявленнной выше теме. Это авторская система с теми приемами и методами формирования орфографической зоркости, которые дадут 80% результата (проверено на практике). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_resp.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию сегодня я хочу предложить тему: «Система формирования орфографических умений и навыков учащихся 5-11 классов».

  Анализ  письменных работ учащихся, которые регулярно проводятся на уроках русского языка, свидетельствует о весьма невысоком уровне их подготовки по орфографии.  Как решить эту проблему? Найти эффективные способы формирования и развития и закрепления орфографических знаний, умений и навыков.  Я  пришла к выводу, исходя из практики, что сделать это можно с помощью системы разноуровневых  упражнений, применяемых на разных этапах урока.

В связи с этим мной разработана методическая система обучения для развития навыков грамотного письма учащихся, предполагающая поэтапное усвоение материала и изучение орфографических правил.

 Поэтому ведущая педагогическая идея моей системы заключается в создании  условий для формирования положительной мотивации к учению посредством личностно-ориентированного подхода.

В основе  идеи  можно выделить несколько принципов, ведущих к вершине познания: преемственность в обучении; системность; постепенное усложнение материала; возможность выбора; опора на творчество; ориентация учащихся на «письмо-сомнение»; всестороннее развитие личности.

В чем же заключалась практическая работа в реализации моей системы?

Во-первых, я отобрала дидактический материал,  отвечающий таким критериям, как: 1) соответствие его учебным целям; 2) новизна и повышение степени сложности; 3) всесторонний охват всех основных случаев на данное правило; 4) постепенное нарастание самостоятельности учащихся в решении орфографических задач.
        Во-вторых, в  зависимости от степени сложности в  
системе орфографических упражнений  обозначила две группы упражнений – ФОРМИРУЮЩИЕ орфографические умения и навыки, а также РАЗВИВАЮЩИЕ.

Обратимся к упражнениям, формирующим орфографические знания и умения, которые я расположила с учетом постепенного нарастания самостоятельности учащихся: 1. Проговаривание группы слов с непроверяемой безударной гласной с целью запоминания (по методике Тоцкого).  
 В основе методики – орфографическое чтение и артикуляционная память. Круговое чтение 8-10 слов.  В процесс запоминания включаются все органы чувств: зрение, слух, язык. В конце недели провожу словарный диктант с самопроверкой или взаимопроверкой. Дети стали меньше допускать ошибок в классной работе, во время диктантов. Чтобы удобнее было запоминать слова, я их разбила на блоки по темам.

2. На следующем этапе провожу разбор и составление слов из его частей. Задания подобного типа  прежде всего связаны с разбором слова по составу (морфемным разбором). Основные рекомендации тем педагогам, которые в своей практике будут обращаться к организации  такого вида деятельности:

  • разбор не должен проводиться формально
  • учащихся приводят мотивированные доказательства того, почему выделена та или иная часть слова, привлекая знания из других разделов школьного курса.

Можно предложить детям  игру, которая называется «Собери слово». Школьникам предлагается составить слово, взяв указанные морфемы из других слов.  Сильным ребятам  предлагаю задания, осложнённые решением орфографических задач: давайте попробуем вместе составить слово: обдумать – приставка, ясно – корень, пилить – суффиксы. Получается слово объяснить, для правильного написания которого  необходимо вспомнить правило написания в словах твёрдого разделительного знака.

3. В 5-6 классах довольно эффективно применение  такого  приема, как изографы.

 Суть его состоит в том, что ребенок, для того, чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании.

4. Мнемотехника.  Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение,  расширить границы восприятия.  Приемы мнемотехники   позволяют экономить время на уроках повторения и систематизации пройденного.   Давайте рассмотрим некоторые из них.  

1.  Отнесенность к одному словообразовательному типу

Сюда мы можем отнести всем известное «правило окна». Известно, что наречия, образованные с помощью приставок из-,до- ,с- и в-, на-, за- «проверяют» с помощью падежных форм слова окно с такими же предлогами. Сюда же относится прием запоминания слов – исключений в правописание н и  нн в прилагательных: «Ощупайте окно: деревянная рама, стеклянное стекло, оловянные шпингалеты, ветреный день».

2. Довольно часто учителями используются  схемы, таблицы, различные алгоритмы – все это эффективно для ребят с логическим типом мышления, а  школьники   с наглядно – образным мышлением воспринимают такие модели с трудом.  В таком случае я прибегаю к схематично – рисуночной мнемотехнике. Например, при изучении темы «Гласные о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных» я использую сказочный домик, давая при этом следующий инструктаж: « Крыша – это суффикс. Основание, стены дома – графическое обозначение окончания. Соедини эти две фигуры – и домик готов. Незаменимую помощь оказывают КОМПАКТЫ – графическое изображение темы в виде таблицы, где информация расположена по кругу.   С их помощью можно представить сразу целую тему,  значительно сократив поясняющую.  Такие компакты на различные темы я рисую сама. На каких же этапах могут быть применены данные виды упражнений? В процессе работы у меня сложилась вот такая таблица. Вы видите, что мнемотехника может быть использована в различных ее проявлениях  на каждом из этапов урока.  Сформированные орфографические умения и навыки необходимо развивать, чтобы закрепить полученные знания. На этом этапе я применяю  развивающие и закрепляющие упражнения орфографические навыки и умения. 1.  Данные виды УПРАЖНЕНИЙ необходимо использовать  с учетом постепенного наращивания самостоятельности учащихся: так, например, вначале учащиеся пишут предупредительные диктанты, затем объяснительные, выборочные, творческие и, наконец, свободные. 
На своих уроках я использую все виды диктантов, однако в работе над орфографическим материалом отдаю предпочтение
цифровым и буквенным, позволяющим за короткий промежуток времени увидеть результативность усвоения той или иной орфограммы.

2.  Что такое регулярные блоки. Мои коллеги, учителя  начальной школы говорят о том, что слова «сорока», «ворона», «корова», «воробей»  - не проверяются, а значить подлежат запоминанию. Я же предлагаю и вам, и руссоведам увидеть в таких словах регулярные блоки – это такое сочетание букв, которое всегда одинаково в огромном количестве слов. Наше ухо отлично слышит это блоки, а глаза замечают. Вот такие таблицы мы составляем вместе с детьми,  они есть у моих выпускников. Обратите внимание на эти блоки: слайд.

3. Школьная орфография довольно тесно связана с морфологией.  И это является «подводным канем» грамматики русского языка, который тянет на дно. Действительно, ведь многие учащиеся пишут автоматически, без определения части речи. Порой не каждый взрослый способен правильно дать морфологическую характеристику слову. В таких случаях моим ученикам старших классов я предлагаю методику  «Без Правил», которая привела меня к своим открытиям.

Приведу пример, взяв за основу тему «Правописание наречий».

Никаких правил, одни лишь совет: «Позиция «легко»! – «Трудно «слитно».  Там, где трудно, нельзя образовать множественное число.

Много можно – раздельно

Много нельзя - слитно

Белье на веревке – на веревках

Ответил наугад – «наугады»

    4. Прогресс не стоит на месте, и теперь в нашей учительской «власти» компьютер   и интернет с его возможностями. Речь идет об электронных образовательных ресурсах. Так, на своих уроках я использую не только: тренажеры, тестовые работы, учебные программы, словари, но и электронные модули, позволяющие подобрать задания индивидуально каждому ученику.  Всё  это способствует повышению  интереса у  детей к моему  предмету.

5.  Наряду с применением компьютера, я использую элементы  инновационной  формы  интеграции, направленные на формирование метапредметных  компетенций.

1. Интеграция русского языка и литературы  заключается   в подборе дидактического, орфографически насыщенного материала для уроков русского языка.   Стараюсь отыскивать такие тексты и предложения, чтобы дети спросили: «А откуда это? Кто автор?», а ещё приятно, когда дети говорят: «Так это мы читали». Или же  в художественном тексте прошу найти слова с изучаемыми орфограммами.

2. Важную роль играет связь истории с русским языком. Совместно с учителем истории мы регулярно проводим различные уроки, связанные с  историей языка:  « Почему гласные убегают?»  Такая работа помогает учителю исключить дублирование учебного материала, расширяет у учащихся сферы получаемой информации, снижает перегрузки, формирует умение сопоставлять и анализировать отдельные явления с различных точек зрения.

Вот  результаты интеграции русского языка с литературой и алгеброй (геометрией): составление проектов, работа с ЛСМ (логико-смысловыми моделями).  Обратимся к обобщающей  таблице «Прием-этап»:  вы видите, что в основном развивающие упражнения используются на этапах повторения и систематизации орфографического материала.

Внедрение и распространение предложенной  мной системы  формирующих и развивающих упражнений осуществлялось по следующим направлениям:

  1. Проведение открытых занятий с демонстрацией технологий, методов и приемов, описанных в системе.
  2. Выступления на МО учителей русского языка и литературы : «Мнемотехника», « Подготовка к ЕГЭ. Орфография». Конференциях:  «Еще раз о грамотности», «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка с использованием компьютера».
  3. Составление и реализация  программы элективных курсов «Художественно-изобразительные особенности частей речи», «Как говорить, чтобы быть успешным».
  4. Подготовка и размещение информационных материалов  на своем сайте.

 Для того, чтобы понять эффективность моей системы, я проводила постоянный мониторинг результатов с помощью диктантов и тестов.  Проанализировав работы, отметила, что у  учащихся, с которыми велась систематическая работа, заметно повысилась орфографическая грамотность.

Показателем результативности являются и результаты ЕГЭ по русскому языку: отсутствие двоек на протяжении (теперь уже 4 лет),  средний балл  61.

Проводимая  мной работа оценена грамотами благодарственными письмами.
Но я не намерена останавливаться на достигнутых
 результатах, поэтому планирую дальнейшее исследование новых более эффективных методов повышения грамотности учащихся; дополнять  предложенную мной  систему новыми видами упражнений; продолжать подбор дидактического материала для упражнений из художественной и научно-познавательной литературы.

Буду рада, если на вооружение  вы возьмете какой –либо  прием, из моего опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие исследовательских умений и навыков детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

В результате социально-экономических преобразований, качественных изменений ценностей и потребностей современного общества, изменения типа познавательного отношения к миру резко возросло значени...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ТЕМЕ:«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХИМИИ С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА».

Задача современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельности принятия решений, инициативность.Технология классно-урочной системы эффе...

Обобщение опыта по теме "Формирование исследовательских умений и навыков учащихся"

В работе обобщен опыт учителя математики и информатики. Преведены не только теоретические обоснования, но и практическое применение проектно-исследовательской деятельности....

Программно-методический комплекс "Компьютерный практикум для начальной школы" как средство формирования орфографической зоркости и развития орфографических умений у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи.

В статье предлагается использовать ПМК " Компьютерный практикум для начальной школы", распространяемый бесплатно на сайте ЕК ЦОР, в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими тяжёлые наруше...

Урок-соревнование по русскому языку в 7 классе «Формирование орфографических умений и навыков по теме "Причастие"».

Урок русского языка на тему "Формирование орфографических умений и навыков" представлен в виде подробной разработки с описанием всех видов заданий и ответов. Урок провод...

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.) Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики

Выступление на заседании ММО физики (24 августа 2018г.)Пути формирования и развития общеучебных умений и навыков на уроках физики...