Формирование орфографических умений и навыков
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Сведенцова Татьяна Владимировна

Урок-игра - 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_36.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 36  (7 класс)

Тема: Формирование орфографических умений и навыков

(урок-игра)

(Материал взят из книги А.В. Поляковой «Превращение слов», М., «Просвещение», 1991)

Цели:  а) закрепить полученные знания по теме «Причастие»;

б) повторить действительные и страдательные причастия и их правописание;

в) заинтересовать ребят уроками русского языка, вызвать интерес

    к теме   «Причастие»;

г) р/р. Провести работу по обогащению словарного запаса учащихся.

Ход урока

1.   Орг. момент.

2.   Проведение игры.

Учитель:

Ребята мы собрались сегодня с вами здесь, чтобы провести соревнование между командами.

Цель нашего урока: повторить действительные и страдательные причастия и их правописание.

Класс делится на три команды.

Задание 1. 

Напишите интересный рассказ об одном из участников игры, используя при этом как можно больше причастий  (5-8 предложений).

Имя и фамилия участника не указывается.

Класс должен угадать, о ком идёт речь.

Задание 2. 

Составьте слова по схеме. 

Надо прочитать и записать как можно больше слов.

Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. 

        Урок 36

        (7 класс)

Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний, (главное слово — причастие).

Укажите определяемое слово, выделите формообразующий суффикс.

Задание 3. 

Учитель раздаёт карточки с точками вместо букв.

 Восстановите слова. 

……………………………………………………………………………………………………

Карточка для первой команды.

Ст..иж..н..а..,  в..во..н..в..н..о..,  пр..ч..т..н..а.;  вы..о..а..н..а...;

сл..ж..н..ы.,  п..д..бр..н..а...

(Ответы: стриженная, взволнованное, прочитанная, выкопанная сложенный, подобранная.)

……………………………………………………………………………………………………

Карточка для второй команды.

И..п..г..н..ы;  б..з..м..н..ы..,  с..з..а..н..й,  о..аб..ч..н..ы..,  в..п..с..н..ы..,  о..аз..н..ы..

(Ответы: испуганный, безымянный, созданный, озабоченный, выписанный, оказанный.)

……………………………………………………………………………………………………

        Урок 36

        (7 класс)

Карточка для третьей команды.

У..ы..па..ы..,  ос..е..ё..н..й,  в..ч..щ..н..ы..,  р..зб..о..а..н..й,   с..о..е..н..й.

(Ответы: усыпанный, освещенный, вычищенный, разбросанный, сложенный.)

……………………………………………………………………………………………………

Задание 4.

Образуйте все формы причастий от глаголов     везти, стричь, хранить.

Задание 5.

Составьте рассказ на одну букву (букву П). Причастия подчеркните.

В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию.

 Например,               Принесенному письму порадовалась Полина.

Задание 6.

Соедините части слов так, чтобы получились новые, над ними надпишите: действительное или страдательное.

Воз,  рас,  зва,  сши,  ко,  кло,  лож,  стил,  коч,  леб,  ты,  ущ,  ему,  мо,  ена,

го,  ле,  а,  ся,  ющ,  ны,  ие,  е.

(Ответы:       воз-лож-ена, рас-стил-а-ющ-ие-ся, зва-ны-е, сши-ты,

                         ко-леб-ле-мо-го, кло-коч-ущ-ему.)

Задание 7.

Подберите как можно больше причастий с различными формообразующими суффиксами по одной выбранной вами теме, например, теме «Школа».

Все составленные вами причастия будут отражать само название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова.

Составьте с этими словами словосочетания.

3. Выводы по уроку.       Подведение итогов игры, объявление победителя.

4. Домашнее задание.        § 22, упр. 126,127.

Команда   № 1

Задание 1.             Урок 36 (7 класс)

Напишите интересный рассказ об одном из участников игры, используя при этом как можно больше причастий  (5-8 предложений).

Имя и фамилия участника не указывается.

Класс должен угадать, о ком идёт речь.

Задание 2. 

Составьте слова по схеме. 

Надо прочитать и записать как можно больше слов.

Читать можно по всем линиям и во всех направлениях, можно возвращаться к одной и той же букве, но нельзя перескакивать с одной буквы на другую. 

Составьте с найденными существительными как можно больше словосочетаний, (главное слово — причастие).

Укажите определяемое слово, выделите формообразующий суффикс.

Задание 3. 

Вам дана  карточка с точками вместо букв.

 Восстановите слова. 

……………………………………………………………………………………………………

Карточка для первой команды.

Ст..иж..н..а..,  в..во..н..в..н..о..,  пр..ч..т..н..а.;  вы..о..а..н..а...;

сл..ж..н..ы.,  п..д..бр..н..а...

……………………………………………………………………………………………………

           

 Урок 36 (7 класс)

Задание 4.

Образуйте все формы причастий от глаголов     везти, стричь, хранить.

Задание 5.

Составьте рассказ на одну букву (букву П). Причастия подчеркните.

В тексте должно быть не менее пяти предложений, в каждом по причастию.

        Например,               Принесенному письму порадовалась Полина.

Задание 6.

Соедините части слов так, чтобы получились новые, над ними надпишите: действительное или страдательное.

Воз,  рас,  зва,  сши,  ко,  кло,  лож,  стил,  коч,  леб,  ты,  ущ,  ему,  мо,  ена,

го,  ле,  а,  ся,  ющ,  ны,  ие,  е.

Задание 7.

Подберите как можно больше причастий с различными формообразующими суффиксами по одной выбранной вами теме, например, теме «Школа».

Все составленные вами причастия будут отражать само название или ассоциации, возникающие при произнесении данного слова.

Составьте с этими словами словосочетания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование стилистико-орфографических умений и навыков в процессе дифференцированного обучения русскому языку учащихся среднего звена

В работе указаны виды дифференцированной помощи учащимся на уроке, структура урока дифференцированного обучения, разнообразные виды заданий по русскому языку  для учащихся среднего звена...

Урок-соревнование по русскому языку в 7 классе «Формирование орфографических умений и навыков по теме "Причастие"».

Урок русского языка на тему "Формирование орфографических умений и навыков" представлен в виде подробной разработки с описанием всех видов заданий и ответов. Урок провод...

Обобщение опыта по теме "Система формирования и развития орфографических умений и навыков"

Работа представляет обобщенный опыт работы по заявленнной выше теме. Это авторская система с теми приемами и методами формирования орфографической зоркости, которые дадут 80% результата (проверено на ...

Выступление на РМО учителей гуманитарного цикла на тему: "Формирование орфографических умений и навыков школьников 5-9 классов"

Содержание1.     Введение2.     Содержание работы по орфографии в школе3.     Предпосылки работы по орфографии в школе4....

Формирование орфографических умений и навыков у обучающихся коррекционной школы.

Система работы, направленная на формирование орфографических умений и навыков, включает следующие этапы:Подготовка обучающихся к усвоению правила.Усвоение правила.Формирование умения объяснять написан...

Формирование орфографических умений и навыков (урок – игра)

закрепить полученные знания по теме «Причастие»;повторить действительные и страдательные причастия и их правописание;заинтересовать ребят уроками русского языка, вызвать интерес к теме &la...

«Совершенствование орфографических умений и навыков учащихся на уроках русского языка»

Русские интеллигенты начала XX века (инженеры, врачи, юристы, банкиры, артисты и др.) с раннего детства усваивали простую истину – быть безграмотным неприлично! К сожалению, в наши дни резко упа...