Рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_rus_yaz_6_kl_2015-2016.docx | 83.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа составлена на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года и Примерной программы основного общего образования по русскому языку и программы по русскому языку к УМК для 5-9 классов В. В. Бабайцевой и др., опубликованной в сборнике Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5 – 9 кл., 10-11 кл./ сост. Е. И. Харитонова – М.: Дрофа, 2010.
Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской федерации, язык межнационального общения народов России, язык великой русской литературы.
Русский язык является важней частью национальной культуры русского народа.
Как учебная дисциплина, он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.
Основные цели преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации: формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно (в широком понимании этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
1) дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке, как о развивающемся явлении, о богатстве и выразительности;
2) обеспечить усвоение определенного круга знания, обозначенных Примерной программой, из области, изучаемой в 6 классе: темы «Существительное», «Глагол», «Числительное», «Местоимение», «Наречие», «Слова-состояния», «Прилагательное»;
3) формирование умения применять эти знания на практике;
4) развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
5) формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки, на основе орфограмм, изучаемых в курсе 6 класса;
6) формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Преподавание русского языка в 6 классе направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание бережного отношения к языку;
- развитие и совершенствование речевой и мыслительной деятельности, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения;
- применение полученных знаний на практике.
Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения.
Для проверки и оценки результатов обучения рабочая программа предусматривает проведение контрольных диктантов с грамматическими разборами, проверочных работ, сочинений и изложений различных видов.
Для достижения поставленных целей и в соответствии с образовательной программой школы используется учебно-методический комплект под редакцией В. В. Бабайцевой, Л. Д. Чесноковой:
- Русский язык. Теория. 5-9 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова –М.: Дрофа, 2011
- Русский язык. Практика.6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под редакцией А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа, 2011
- Русская речь. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Е. И. Никитина – М.: Дрофа, 2010
Место предмета в учебном плане
На обучение русскому языку в 6 классе базисным учебным планом МБОУ «Савинская школа» в соответствии с Федеральным базисным учебным планом отводится
204 (170+34р/р) учебных часов, в неделю – 6 часов.
Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Кол-во часов | В том числе | |
Творческие работы | Контрольные работы | |||
Введение | ||||
Общие сведения о языке | 1 | |||
Систематизация изученного в 5 классе | ||||
Повторение изученного в 5 классе | 10 | 1 | ||
Вводный курс | ||||
Морфология. Части речи | 4 | 1 | ||
Основной курс | ||||
Имя существительное | 25 | 1 | 1 | |
Глагол | 46 | 2 | 1 | |
Имя прилагательное | 32 | 4 | 1 | |
Имя числительное | 18 | 2 | 1 | |
Наречие | 24 | 2 | 1 | |
Местоимение | 23 | 1 | 1 | |
Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса | 12 | 1 | 1 | |
Резервные часы | ||||
Уроки развития речи (включены в указанные выше темы) | 34 | |||
ИТОГО: | 204 | 13 | 9 |
Учебно-тематическое планирование
№ урока | Дата По плану | Дата Факт. | тема | содержание | Виды деятельности обучающихся | ||||||||||||||
1 | Вводный урок . Русский язык – один из богатейших языков мира | Возможности языковой системы | Анализировать тексты, сопоставлять их, делать Выводы | ||||||||||||||||
Повторение изученного в 5 классе | |||||||||||||||||||
2 | Синтаксис и пунктуация | Основные понятия синтаксиса, пунктуации | Анализировать Предложения, вычленять абзацы в тексте | ||||||||||||||||
3,4 | Фонетика и орфоэпия | Базовые понятия фонетики и орфоэпии | Слышать звуки, отличать их от букв, соблюдать нормы орфоэпии | ||||||||||||||||
5,6 | Орфография | Орфограмма, нормы орфографии | Понимать важность грамотного письма, соблюдать нормы орфографии | ||||||||||||||||
7 | морфемика | Базовые понятия морфемика | Производить морфемный разбор слов | ||||||||||||||||
8 | лексика | Базовые понятия лексики | Толковать значения слова, подбирать синонимы | ||||||||||||||||
9,10 | Контрольнаый диктант. Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | Диагностика усвоения норм культуры речи, анализ ошибок | Владеть нормами культуры речи, работать над ошибками, чтобы усвоить нормы | ||||||||||||||||
11 | РР Признаки текста | Понятие о тексте, стилях речи, теме текста, идеи текста | Определять текст, его тему, основную мысль, стиль. | ||||||||||||||||
12 | Рр Темы широкие и узкие | Понятие о тексте, теме текста, темы широкие и узкие, рубрика | Определять широкую и узкую тему текста, уметь анализировать рубрику в СМИ | ||||||||||||||||
13, 14 | Контрольное изложение с творческим заданием и Анализ ошибок контрольного изложения. | Изложение текста. Диагностика коммуникативных навыков учащихся | Уметь передавать содержание текста, редактировать написанное, соблюдать нормы русского языка. | ||||||||||||||||
15 | Части речи | Принципы объединения слов в группы, самостоятельные и служебные части речи | Понимать принципы объединения слов в группы. Учиться различать части речи и однокоренные слова. | ||||||||||||||||
16 | Слово и его форма | Формы слова, окончание как выразитель морфологических признаков изменяемых частей речи | Опознавать формы слова, уметь определять по окончанию морфологически признаки изменяемых частей речи | ||||||||||||||||
Имя существительное | |||||||||||||||||||
17,18 | Понятие о существительном | Группы по значению, собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные | Распознавать существительные по значению Различать собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные существительные | ||||||||||||||||
19 | РрТворительный сравнения | Выражение сравнения с помощью сущ. В форме творительного падежа | Учиться пользоваться сравнением в речи | ||||||||||||||||
20, 21, 22 | Род, число, падеж существительных | Грамматические признаки сущ-ых. Сущ-ные общего рода, сущ-ные , имеющие только форму ед. или только мн. числа | Уметь определять основные категории сущ-ных | ||||||||||||||||
23,24 | Склонение существительных | Типы склонения существительных, буква ь после шипящих | Уметь определять склонение, оформлять падежные окончания сущ. на –ий, -ие, -ия | ||||||||||||||||
25 | Рр Простой и сложный план | простой и сложный план текста | Уметь составлять простой и сложный план текста | ||||||||||||||||
26 | Разносклоняемые существительные | Изменение разносклоняемых существительных | иметь представление о разносклоняемых существительных, написании суффикса –ен_ | ||||||||||||||||
27 | Неизменяемые существительные | Неизменяемые существительные, нормы их употребления | Употреблять неизменяемые существительные в соответствии с нормами языка | ||||||||||||||||
28,29,30 | Словообразование существительных с помощью суффиксов. Буква ь перед суффиксами – чик, -щик- . О/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях | Словообразование существительных с помощью суффиксов, Оценочные суффиксы. Буква ь перед суффиксами – чик, -щик- . О/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях | Усвоить способы образования сущ-ных. Освоить написание буквы ь перед суффиксами – чик, -щик- ., букв о/ё после шипящих в суффиксах и окончаниях | ||||||||||||||||
31 | Рр простой и сложный план | Написание пейзажного сочинения | Учиться писать пейзажные сочинения | ||||||||||||||||
32, 33 | Словообразование существительных с помощью приставки. Правописание НЕ с существительными | Словообразование существительных с помощью приставки. Правописание НЕ с существительными | Усвоить способы образования сущ-ных. Освоить написание НЕ с именами сущ-ми. | ||||||||||||||||
34,35 | Образование сложных существительных. Соединительные гласные О-Е. Сложносокращенные слова, Сложные слова с корнем ПОЛ- | Образование сложных существительных. Соединительные гласные О-Е. Сложносокращенные слова, Сложные слова с корнем ПОЛ- Нормы согласования слов со сложносокращенными сущ-ми. | Освоить образование сложных существительных, написание букв о/е , сложносокращенных слов с корнем ПОЛ.-Уметь согласовывать слова со сложносокращенными существительными | ||||||||||||||||
36 | Рр Сравнение, эпитет, метафора | Изобразительно-выразительные средства языка. | Уметь использовать изобразительно-выразительные средства языка. | ||||||||||||||||
37,38,39 | Повторение изученного по разделу « Имя существительное» | Базовые понятия, связанные с именем существительным. Нормы употребления существительных в речи. | Уметь использовать существительные в соответствии с нормами языка. | ||||||||||||||||
40 -41 | Контрольная работа по теме « Имя существительное» и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления сущ-ных в речи обучающихся, анализ ошибок | Владеть нормами языка. | ||||||||||||||||
Глагол | |||||||||||||||||||
42,43.44 | Понятие о глаголе. Глагол как часть речи Морфологические категории глагола. Правописание НЕ с глаголами | Глагол как часть речи. Морфологические категории глагола. Правописание НЕ с глаголами | Глагол как часть речи. Освоить тематические группы глаголов. Иметь представление о наклонении, лице, числе, возвратности . глагола | ||||||||||||||||
45 | Рр Что такое эпиграф? | Тема, идея текста, заглавие. Эпиграф как выразитель основной мысли текста. | Уметь определять тему, идею текста, озаглавливать текст и подбирать эпиграф к сочинению | ||||||||||||||||
46, 47 | Инфинитив | Инфинитив как неизменяемая форма глагола. Сферы использования его в речи. | Усвоить понятие об инфинитиве. Формальные показатель . Уметь членить на морфемы. | ||||||||||||||||
48,49 | Возвратные глаголы. Написание ТЬСЯ И ТСЯ в глаголах | Возвратные глаголы. Их значения Обозначение на письме сочетания ться /тся | Иметь представление о н значении возвратных глаголов. Уметь писать - ТЬСЯ И -ТСЯ в глаголах | ||||||||||||||||
50 | рр Выборочное изложение | Выборочное изложение | Редактировать написанное. | ||||||||||||||||
51 ,52,53 | Виды глагола Способы образования и употребления видов глагола. Чередование Е/И в корнях глаголов. | Основные значения видов глагола. Способы образования и употребления видов глагола. Чередование Е/И в корнях глаголов. | Усвоить основные и добавочные видовые значения глагола. Вспомнить чередование Е/И в корнях глаголов | ||||||||||||||||
53,54 | Контрольная работа и её анализ | Диагностика усвоения норм употребления глаголов в речи обучающихся, анализ ошибок | Владеть нормами языка. | ||||||||||||||||
56 резервный урок | |||||||||||||||||||
57 | Наклонения глагола | Наклонение глагола как изменяемый признак этой части речи. Значение глагола в изъявительном наклонении. | Усвоить понятие « наклонение глагола», значение глагола в изъявительном наклонении. | ||||||||||||||||
58 | РР Описательный оборот | Описательный оборот как фигура речи | Освоить понятие « описательный оборот», уметь пользоваться в речи | ||||||||||||||||
59 | Времена глагола | Категория времени глагола. Нормы употребления сказуемых в однородных рядах.. | Освоить понятие окатегория времени глагола. Усвоить нормы употребления сказуемых в однородных рядах.. | ||||||||||||||||
60,61 | Прошедшее время глагола, . Орфограмма « Гласные перед суффиксом _л_ в глаголах». | Прошедшее время глагола, его значение, образование , изменение. Орфограмма « Гласные перед суффиксом _л_ в глаголах». Нормы согласования глаголов в формах прошедшего времени со словами. | Усвоить нормы образования и изменения, а также орфограмму | ||||||||||||||||
62, 63 | Настоящее время глаголов Будущее время глаголов | значение, образование , изменение глаголов в форме настоящего и будущего времени. Чередование согласных | Усвоить нормы образования и изменения глаголов в форме настоящего и будущего времени. | ||||||||||||||||
64 | Рр Официально – деловой стиль речи | Специфика официально – делового стиля речи | Усвоить особенности этого стиля речи. Учиться составлению деловых бумаг( объявление, биография, объяснительная записка, резюме) | ||||||||||||||||
65 | Лицо и число глаголов | Значения 1,2,3 лица, Буква Ь в форме 2 лица ед. числа | Понять значение форм лица. Усвоить орфограмму. | ||||||||||||||||
66,67,68 | Спряжение глаголов Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. | Спряжение глаголов Правописание гласных в личных окончаниях глаголов. | Определять спряжение глаголов, уметь выбирать гласную в личных окончаниях глаголов. | ||||||||||||||||
69 | Разноспрягаемые глаголы | Особенности изменения, нормы изменения | Усвоить нормы изменения | ||||||||||||||||
70 | Рр рассказ | Рассказ как тип речи, его композиция. Изложение, близкое к тексту | Познакомиться с рассказом, его композицией, учиться писать изложение, близкое к тексту | ||||||||||||||||
71,72 | Контрольный диктант и его анализ | Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм | Уметь в соответствии с правилами оформлять письменный текст | ||||||||||||||||
73,74 | Условное наклонение | значение, образование , изменение глаголов в условном наклонении. Способы выражения условия | Усвоить значение, образование , изменение глаголов в условном наклонении. Осознать способы выражения условия | ||||||||||||||||
75,76,77 | Повелительное наклонение глаголов. Буква Ь после согласных в глаголах повелительного наклонения | значение, образование , изменение глаголов в повелительном наклонении. Морфемный анализ. Орфограмма « Буква Ь после согласных в глаголах повелительного наклонения» | Усвоить значение, образование , изменение глаголов в повелительном наклонении. Усвоить орфограмму. | ||||||||||||||||
78,79 | Безличные глаголы Написание ТСЯ в безличных глаголах. | Значение безличных глаголов. Буквосочетание ТСЯ в безличных глаголах. | Усвоить значение безличных глаголов. Верно обозначать на письме буквосочетание -ТСЯ | ||||||||||||||||
80 | Рр Рассказ . Сочинение по личным наблюдениям | Подготовка к сочинению-рассказу по личным наблюдениям. | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение в жанре рассказа | ||||||||||||||||
81 | Словообразование глаголов. | Основные способы образования глаголов. Морфемный, словообразовательный разбор. | Освоить образование глаголов, знать их суффиксы. | ||||||||||||||||
82,83 | Правописание Суффиксов -ОВА-(-ЕВА-), -ЫВА-(_-ИВА-) | Правописание Суффиксов -ОВА-(-ЕВА-), -ЫВА-(_-ИВА-) | Различать суффиксы -ОВА-(-ЕВА-), -ЫВА-(_-ИВА-) | ||||||||||||||||
84 | Рр Сочинение в жанре рассказа | Подготовка к сочинению-рассказу | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение в жанре рассказа | ||||||||||||||||
85,86,87. | Повторение изученного по теме « Глагол» | Систематизация материала | Уметь употреблять глаголы в соответствии с нормами языка | ||||||||||||||||
88,89 | Контрольная работа по теме « Глагол» , её анализ | Диагностика усвоения орфограмм и пунктограмм | Классификация ошибок, работать над ними. | ||||||||||||||||
90 | Рр Метафора | Метафора как изобразительно-выразительное средство | Учиться использовать метафоры | ||||||||||||||||
91,92 | Резервные уроки | ||||||||||||||||||
93,94,95 | Понятие о прилагательном | Общее грамм. Значение, роль в языке . Лексические группы Синтаксические функции. Эпитет | Усвоить понятие о прил-ном как части речи, лексические группы и синтаксические функции. Учиться использовать в речи эпитеты | ||||||||||||||||
96 | Рр Описание природы. Зима | Описание как тип речи. Зимний пейзаж. | Повторить понятие об описании. Учиться писать пейзажное сочинение. | ||||||||||||||||
97,98 | Разряды при-ных по значению. Качественные, относительные и притяжательные прилагательные | Разряды при-ных по значению. | Познакомиться с разрядами прил-ных по значению. Научиться опознавать качественные, относительные и притяжательные прилагательные | ||||||||||||||||
99 | Полные и краткие прилагательные | Полные и краткие прилагательные. Способы образования краткой формы, её роль в предложении. Орфограмма « Отсутствие Ь после шипящих вна конце слова у кратких прилагательных» | Усвоить понятие о полных и кратких при-ных. , их образование , роль в предложении. Освоить орфограмму | ||||||||||||||||
100, 101 | Склонение полных прилагательных Правописание о/е после шипящих и ц в окончаниях прил-ных. | Правило написания окончаний прил-ных. Нормы согласования прил-ных с сущ-ми. Правописание о/е после шипящих и ц в окончаниях прил-ных. | Повторить алгоритм применения правила написания окончаний прил-ных. Усвоить правописание о/е после шипящих и ц в окончаниях прил-ных. | ||||||||||||||||
102,103 | Притяжательные прилагательные | Притяжательные прилагательные с суффиксами – ИЙ, -ИН-(-ЫН_) –ОВ-(-ев-) | Усвоить понятие о значении, образовании, синтаксической роли притяжательных прил-ных. | ||||||||||||||||
104 | Рр Описание природы . Изложение, близкое к тексту | изложение, близкое к тексту | Редактировать написанное. Учиться писать изложение, близкое к тексту | ||||||||||||||||
105.106 | Сравнительная степень имен прилагательных Превосходная степень имен прилагательных | Степени сравнения, нормы образования | Усвоить понятие о степенях сравнения прилагательных, нормах их образования, значении, изменении | ||||||||||||||||
107.,108 | Контрольная работа и ее анализ | Диагностика усвоения норм употребления прилагательных в речи обучающихся, анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы. | ||||||||||||||||
109 | Словообразование прилагательных, написание О-Е после шипящих и ц в суффиксах –ОВ-(-ЕВ-) | Образование прилагательных с помощью суффиксов. Правило написания О-Е после шипящих и ц в суффиксах –ОВ-(-ЕВ-) | Понять процесс образования прилагательных. Усвоить правило о написании О-Е после шипящих и ц в суффиксах –ОВ-(-ЕВ-) | ||||||||||||||||
110 | Рр описание помещения | Сжатый пересказ текста | Учиться сжато пересказывать текст, переходить от сжатого описания к краткому, а затем к полному описанию. | ||||||||||||||||
111,112,113 | Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных | Правописание Н и НН в суффиксах –ОНН-, -ЕНН- -ИН-, -АН-(-ЯН-), а также на стыке корня и суффикса. | Усвоить орфограмму | ||||||||||||||||
114 | Словообразование прилагательных с помощью суффиксов –СК-,--К- | Правописание суффиксов –СК-,--К- | Узнать опознавательные признаки орфограммы и научиться выбирать суффикс | ||||||||||||||||
115 | Словообразование прилагательных с помощью приставок. НЕ с прилагательными. | Способы образования прилагательных с помощью приставок | Освоить новый способ образования прилагательных, а также новую орфограмму. | ||||||||||||||||
116. | Словообразование прилагательных с помощью сложения основ. | Способы образования прилагательных с помощью сложения основ. Слитное и дефисное написание сложных слов. | Повторить правописание соединительных гласных, а также усвоить новую орфограмму. | ||||||||||||||||
117. | Рр сочинение- описание интерьера. | Подготовка к сочинению- описанию интерьера. | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение- описание интерьера. | ||||||||||||||||
118,119 | Повторение изученного по теме « Имя прилагательное» | Систематизация материала | Уметь употреблять прилагательные в соответствии с нормами языка | ||||||||||||||||
120.121 | Контрольная работа по теме « Имя прилагательное» и ее анализ | Диагностика усвоения норм употребления прилагательных в речи обучающихся, анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы. | ||||||||||||||||
122 | Рр описание костюма | Описание одежды, костюма героя как способ характеристики героя | Научиться описывать костюм так, чтобы охарактеризовать героя | ||||||||||||||||
Имя числительное | |||||||||||||||||||
123 | Понятие о числительном | Понятие о числительном как части речи | Понять семантику, грамматические признаки новой части речи | ||||||||||||||||
124,125 | Состав числительных, простые, сложные, составные Буква Ь в числительных | Простые, сложные, составные . Орфограмма « Буква Ь в числительных» | Усвоить состав числительных, освоить новые орфограммы. | ||||||||||||||||
126, 127, 128 | Склонение количественных числительных. | Количественные числительные, нормы их изменения и употребления. | Понять значение количественных числительных, нормы их изменения и употребление в косвенных падежах | ||||||||||||||||
129 | Рр Рассказ на основе картины | Подготовка к сочинению – рассказу на основе картины, включающего описание | Учиться писать сочинение - рассказ на основе картины | ||||||||||||||||
130,131 | Собирательные числительные | Собирательные числительные, особенности их сочетания с существительными, нормы употребления в косвенных падежах | Понимать значение данных числительных, использовать их в соответствии с нормами. | ||||||||||||||||
132,133 | Порядковые числительные | Порядковые числительные, их образование, изменение. Нормы употребления в косвенных падежах. | Усвоить значение, образование, изменение и нормы употребления порядковых числительных | ||||||||||||||||
134 | Дробные числительные | Дробные числительные, их состав, склонение, нормы употребления | Усвоить значение, образование, изменение и нормы употребления дробных числительных | ||||||||||||||||
135 | Рр Описание книги | Сочинение – описание книги. | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение- описание книги.. | ||||||||||||||||
136,137 | Повторение изученного | Систематизация материала | Уметь употреблять числительные в соответствии с нормами языка | ||||||||||||||||
138,139 | Контрольная работа | Диагностика усвоения норм употребления числительных в речи обучающихся, анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы. | ||||||||||||||||
140 | Рр Описание книги | Полное описание книги | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение- описание книги. | ||||||||||||||||
Наречие. Категория состояния | |||||||||||||||||||
141,142 | Понятие о наречии. | Наречие как самостоятельная часть речи. Группы наречий по значению | Усвоить понятие о наречии как части речи. Познакомиться с группами наречий по значению | ||||||||||||||||
143 | Степени сравнения наречий | Способы образования степеней сравнения наречий . Морфологические омонимы. Нормы употребления степеней сравнения наречий | Усвоить способы образования степеней сравнения наречий | ||||||||||||||||
144 | Словообразование наречий. НЕ с наречиями | Способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов НЕ с наречиями | Освоить способы образования наречий. Усвоить написание НЕ с наречиями | ||||||||||||||||
145 | Буквы Н и НН в наречиях на -о Правописание гласных после шипящих на конце наречий. | Буквы Н и НН в наречиях на -о Правописание гласных после шипящих на конце наречий. | Усвоить новые орфограммы | ||||||||||||||||
146 | Рр Рассуждение в разных стилях речи. | Понятие о рассуждении. Рассуждение в научном стиле речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на грамматическую тему. | Редактировать написанное. Учиться писать сочинение- рассуждение на грамматическую тему. | ||||||||||||||||
147, 148, 149 | Правописание гласных А,О на конце наречий. Дефис между частями слова. | Правописание гласных А,О на конце наречий. Дефис между частями слова. | Усвоить новые орфограммы | ||||||||||||||||
150,151,152 | Словообразование наречий Ь после шипящих на конце наречий | Переход слов из одной части речи в другую. | Освоить неморфологический способ образования слов. | ||||||||||||||||
154,153 | Контрольная работа по теме « Наречие», ее анализ | Диагностика усвоения норм употребления наречий в речи обучающихся, анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы. | ||||||||||||||||
155 | Рр Средства связи частей рассуждения | Как средство связи между фразами. | Понятие о структуре этого типа речи. Научиться пользоваться наречием как средством связи между фразами. | ||||||||||||||||
156 | Рр Рассуждение в разных стилях речи | Изложение, близкое к тексту. | Написать изложение, близкое к тексту-рассуждению в худ-ном стиле. | ||||||||||||||||
157 | Резервный урок | ||||||||||||||||||
158,159 | Категория состояния | Значение, синт. функции | Понимать значение, синт. функции | ||||||||||||||||
160 | Рр Как создать киносценарий? | Киносценарий как особый жанр литературного произведения | Познакомиться с особенностями жанра. Анализировать текст с целью создания по нему сценария. | ||||||||||||||||
161,162, 163 | Повторение изученного по теме « Наречие. Слова категории состояния», | Систематизация материала | Уметь употреблять наречия в соответствии с нормами языка | ||||||||||||||||
164,165 | Контрольная работа по теме « Наречие. Слова категории состояния», ее анализ | Диагностика усвоения норм употребления наречий в речи обучающихся, анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы. | ||||||||||||||||
Местоимение | |||||||||||||||||||
166.167 | Понятие о местоимении | Местоимение как самостоятельная часть речи | Понять значение местоимения, его соотнесенность с другими частями речи. | ||||||||||||||||
168 | Морфологические средства связи предложений | Местоимение как средство межфразовой связи. Именительный темы | Усвоить понятие «Именительный темы». Уяснить роль местоимений 3 лица как сцепляющих слов. | ||||||||||||||||
169,170 | Личные местоимения | Личные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
171,172 | Притяжательные местоимения | Притяжательные местоимения Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления. Значение и употребление местоимения СВОЙ | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
173 | Возвратное местоимение | Значение и употребление местоимения СЕБЯ | Освоить значение и употребления местоимения себя | ||||||||||||||||
174 | Вопросительные местоимения | Вопросительные местоимения Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
175 | Относительные местоимения | Относительные местоимения Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
176 | Неопределенные местоимения | Неопределенные местоимения Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
177,178 | Отрицательные местоимения | Отрицательные местоимения Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
179, 180 | Самостоятельная работа , ее анализ | ||||||||||||||||||
181, | Определительные местоимения | Определительные местоимения Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
182 | Указательные местоимения | Указательные местоимения, их значение, морфологические признаки, синтаксическая роль, сфера употребления | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | ||||||||||||||||
184,183 | Указательные местоимения как средство межфразовой связи | Усвоить значение, морфологические признаки, нормы употребления в речи. | |||||||||||||||||
185,186 | Повторение изученного | Систематизация материала | Уметь употреблять наречия в соответствии с нормами языка | ||||||||||||||||
187,188 | Контрольная работа и ее анализ | Диагностика усвоения норм употребления местоимений в речи обучающихся, анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы. | ||||||||||||||||
189- 200 | Повторение изученного в 6 классе (12 часов) | Систематизация материала , совершенствование навыков употребления изученных частей речи в соответствии с нормами языка | Уметь употреблять части речи в соответствии с нормами языка | ||||||||||||||||
201,202 | Контрольная работа и ее анализ | Диагностика усвоения норм употребления изученных частей речи в речи обучающихся, анализ ошибок | Классифицировать ошибки, работать над ними, чтобы усвоить нормы. | ||||||||||||||||
203.204 | рр Повторение по курсу « Русская речь» | Систематизация материала | Уметь употреблять наречия в соответствии с нормами языка |
Содержание программы учебного предмета
6 КЛАСС (164 ч + 34ч)
ВВЕДЕНИЕ
Тема «Общие сведения о языке» (1ч).
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- язык - явление развивающееся, элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка, этимология как наука о происхождении исконно-русских и иноязычных слов
Уметь
- работать с учебным этимологическим словарем
Содержание учебного материала
Русский язык - один из богатейших языков мира.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ
Тема: « Повторение изученного в 5 классе» (10ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- основные нормы орфографии, изученные ранее;
- определение частей слова;
- правило о правописании гласных и, у, а после шипящих;
- правило о правописании гласных в приставках, правописание приставок и предлогов;
Уметь
- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, применять алгоритмы выбора верного написания;
- выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой;
- членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем;
- пользоваться орфографическим словарем и словарем морфемных моделей слова
- находить орфограммы в морфемах имен существительных, образовывать формы именительного и родительного падежа множественного числа, согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с именами существительными, использовать существительные-синонимы для более точного выражения мысли, устранять неоправданный повтор одних и тех же слов
- определять синтаксическую роль изученных частей речи, строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные правила, видеть структуру предложения.
Содержание учебного материала
Повторение изученного в 5 классе. Повторение правописания гласных в слове.
Повторение правописания согласных в корне.
Понятие о норме.
Повторение по теме «Морфемика».
Повторение по теме «Лексика».
Повторение знаков препинания в простом и сложном предложении.
Повторение знаков препинания в предложениях.
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 5 классе».
Анализ контрольной работы.
ВВОДНЫЙ КУРС
Тема «Морфология. Части речи» (4 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- опознавать части речи на основе общего грамматического значения,
морфологических признаков, синтаксической функции в предложении,
типичных суффиксов и окончаний.
Уметь
- уместно употреблять изученные части речи в предложении;
- объяснять способы образования слов различных частей речи;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- соблюдать норму управления и согласования при создании собственных текстов.
Содержание учебного материала
Грамматика. Морфология. Понятие о морфологии.
Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Части речи самостоятельные и служебные.
Контрольный диктант №1.
Самостоятельные части речи
Тема «Имя существительное» (20 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- морфологические признаки существительного;
- способы образования существительных;
- правописание не с существительными и суффиксов существительных.
Уметь
- аргументировано доказывать принадлежность слова к именам существительным и отличать имя существительное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- употреблять одни и те же имена существительные в роли главных и второстепенных членов, а также в роли обращения;
- согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными общего рода, существительными, употребляющимися только в единственном числе или только во множественном числе, с несклоняемыми существительными и со сложносокращенными словами;
- соблюдать нормы управления существительных в глагольных словосочетаниях;
- использовать в речи существительные с суффиксами оценочного значения;
- употреблять синонимичные существительные для связи соседних предложений и частей целого текста.
Содержание учебного материала
Самостоятельные части речи. Имя существительное. Понятие о существительном.
Нарицательные и собственные имена существительные. Правописание собственных имен существительных (заглавная буква и кавычки).
Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Род как постоянный признак имен существительных. Число имен существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.
Система падежей в русском языке и типы склонения имен существительных.
Склонение существительных в единственном числе.
Склонение существительных во множественном числе.
Разносклоняемые имена существительные.
Правописание суффикса - ен- в существительных на – мя.
Неизменяемые существительные.
Словообразование имен существительных с помощью суффиксов. Правописание суффиксов –чик, -щик, -ик, -ек.
Правописание суффиксов –ок, -ек, -онк(-онок), -еньк после шипящих.
Правописание –ь- и – ов - ев- в родительном падеже множественного числа после шипящих и –ц.
Словообразование существительных с помощью приставок.
Правописание – не- с именами существительными.
Правописание сложных имен существительных.
Повторим изученное в разделе «Имя существительное».
Контрольный диктант по теме «Имя существительное»
Работа над ошибками.
Тема «Глагол» (39 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- инфинитив как неизменяемая форма глагола;
- значение возвратных глаголов, тонкость их семантики, определения переходных и непереходных глаголов;
- понятие о категории вида глагола и видовых парах;
- наклонение глагола как изменяемая категория;
- времена русского языка и их значения;
- значение глаголов 1, 2, 3 лица;
- алгоритм применения правила определения спряжения;
- особенности разноспрягаемых глаголов, нормы изменения частотного глагола «хотеть»;
- значение, образование и изменение глаголов условного наклонения;
- значение глаголов повелительного наклонения, способ образования, изменение и сфера употребления глаголов повелительного наклонения, правописание ь после согласных, нормы образования формы повелительного наклонения некоторых глаголов («клади», «положи» и др.);
- правописание суффикса –И в глаголе повелительного наклонения;
- способы образования глаголов, наиболее употребительные глагольные суффиксы;
- роль приставки в изменении лексического значения глагола и в образовании глаголов совершенного вида;
- правописание суффиксов в глаголах, способ действия при выборе гласной в суффиксе;
Уметь
- уместно употреблять изученные части речи в предложении;
- объяснять способы образования слов различных частей речи;
- различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;
- соблюдать норму управления и согласования при создании собственных текстов;
- аргументировано соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;
- различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;
- согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательными существительными;
- употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);
- употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;
- правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;
- соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте;
- употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;
- строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.
Содержание учебного материала
Понятие о глаголе. Глагол как часть речи.
Морфологические признаки глагола.
Правописание – не- с глаголами.
Инфинитив. Суффиксы инфинитива.
Инфинитив. Основа инфинитива.
Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.
Правописание – тся и –ться в глаголах.
Виды глагола.
Образование видов глагола. Правописание корней – бир-бер, мир-мер, тир-тер и т.д.
Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.
Времена глагола. Формы прошедшего, настоящего и будущего времени глагола в изъявительном наклонении.
Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.
Правописание глагольных суффиксов, стоящих перед – л, в глаголах прошедшего времени.
Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.
Настоящее и будущее время.
Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида.
Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.
Основа настоящего (будущего) времени.
Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.
Лицо и число глаголов. Значение 1,2,3-го лица.
Буква - ь- в формах глагола 2-го лица единственного числа.
Спряжение глаголов.
Окончание I и II спряжения.
Буквы – е- и –и- в окончаниях глаголов I, II спряжения.
Разноспрягаемые глаголы.
Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление. Правописание - бы- с глаголами в условном наклонении.
Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.
Правописание глаголов в повелительном наклонении.
Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.
Словообразование глаголов.
Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).
Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол».
Контрольная работа по теме «Глагол».
Анализ контрольного диктанта.
Тема «Имя прилагательное» (32 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль;
- речевые функции прилагательных («рисующую» и «выделительную»), роль в создании текста-описания;
- разряды имен прилагательных, их смысловые и грамматические признаки;
- способы образования форм прилагательного, их изменение, опознавать краткую форму, отличать ее от полной, определять синтаксическую роль в предложении, употреблять, соблюдая нормы орфоэпии;
- основные закономерности изменения качественных и относительных прилагательных;
- способы образования сравнительной степени, изменение прилагательных в этой форме;
- способы образования превосходной степени имен прилагательных, выявлять закономерности чередования согласных при образовании форм простой превосходной степени, соблюдать нормы употреблений;
- значение суффиксов имен прилагательных;
- условия выбора О - Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц;
- условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных, опознавать слова с орфограммой, графически обозначать ее, понимать значение прилагательных с данными суффиксами;
- способ образования качественных прилагательных при помощи суффикса - К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК-;
- понимать закономерность образования прилагательных с помощью суффиксов - К-, -СК-, фонетические процессы, происходящие в прилагательных на стыке корня и суффикса;
- приставочный способ образования имен прилагательных от прилагательных;
- условия выбора написания НЕ с именами прилагательными;
- основные способы образования сложных прилагательных;
Уметь
- аргументировано доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;
- различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;
- анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;
- употреблять относительные прилагательные в значении качественных;
- различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;
- характеризовать предмет с помощью прилагательных;
- правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);
- согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).
Содержание учебного материала
Имя прилагательное как часть речи.
Роль прилагательных в речи. Грамматические особенности прилагательных. Разряды прилагательных по значению.
Полные и краткие имена прилагательные.
Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.
Склонение полных прилагательных.
Притяжательные прилагательные с суффиксом –ий.
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).
Степени сравнения прилагательных.
Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов.
Образование прилагательных с помощью суффиксов -ов (-ев) от имен существительных.
Образование прилагательных от имен существительных с помощью суффиксов –н, -онн, -енн.
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян
Образование прилагательных с помощью суффиксов –к- и –ск-.
Образование имен прилагательных с помощью приставок.
Правописание не с прилагательными.
Образование прилагательных сложением основ. Правописание соединительных гласных в сложных словах.
Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.
Систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное»
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».
Анализ контрольного диктанта.
Тема «Имя числительное» (17 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении;
- числительное входит в группу именных частей речи;
- сферу употребления числительных в речи, значение данной части речи, опознавать числительные разных разрядов в тексте;
- признаки простых и составных числительных;
- условия употребления Ь на конце и в середине числительных;
- признаки количественных числительных;
- опознавать количественные числительные, определять их значение;
- значение собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными, иметь навыки нормированного употребления собирательных числительных в косвенных падежах;
- признаки порядковых числительных, правила согласования с существительными, способы образования и изменения, определять сходство морфологических и синтаксических категорий порядковых числительных с именами прилагательными, отличия в склонении количественных и порядковых числительных;
- значение, образование и изменение дробных числительных;
Уметь
- аргументировано доказывать принадлежность слова к именам числительным;
- отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;
- употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;
- правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);
- употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;
- правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).
Содержание учебного материала
Понятие об имени числительном.
Роль числительных в речи.
Имена числительные простые, сложные и составные.
Правописание мягкого знака в числительных.
Правописание гласной -и- в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.
Количественные числительные, их значение, особенности употребления в словосочетании.
Склонение количественных числительных.
Собирательные числительные (значение, употребление).
Склонение собирательных числительных.
Порядковые числительные, их значение и изменение.
Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.
Дробные числительные, их значение и изменение.
Правописание падежных окончаний имен числительных.
Повторим изученное в разделе «Имя числительное».
Контрольная работа по теме «Имя числительное».
Анализ контрольной работы.
Тема «Наречие» (16 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- морфологические признаки наречия: разряд по значению, степени сравнения (если есть);
- наречие - неизменяемая часть речи;
- разряды наречий по значению;
- способы образования сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии разграничения простой сравнительной и составной превосходной степеней прилагательных и наречий;
- морфологические способы образования наречий;
- условия выбора слитного и раздельного написания НИ с наречиями;
- условия выбора гласной после шипящей на конце наречий;
- правило дефисного написания наречия;
- слова состояния, основные их значения;
Уметь
- доказывать принадлежность слова к наречию;
- различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;
- отличать слова состояния от наречий;
- различать синонимичные и антонимичные значения наречий;
- употреблять наречия со значением оценки;
- использовать наречия как средство организации текста.
Содержание учебного материала
Понятие о наречии.
Разряды наречий по значению.
Степени сравнения наречий.
Словообразование наречий с помощью приставок и суффиксов.
Буквы о – е после шипящих на конце наречий.
Буквы н и нн в наречиях на о-е.
Буквы о - а на конце наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.
Дефис между частями слова в наречиях.
Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.
Понятие о словах состояния.
Повторим изученное в разделе «Наречие».
Контрольный диктант по теме «Наречие».
Анализ контрольного диктанта.
Тема: «Местоимение» (19ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- особенности семантики местоимения как самостоятельной части речи, понимать соотнесенность местоимения с другими самостоятельными частями речи, их специфику, морфологические признаки и синтаксическую роль
- значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи, особенность личных местоимений - быть средством связи предложений в тексте основные нормы орфографии, изученные ранее;
- значение притяжательных местоимений на основе их сопоставления с личными местоимениями и притяжательными прилагательными;
- особенности значения и специфику употребления в речи местоимения «свой», предупреждать ошибки в употреблении притяжательных и личных местоимений;
- значение местоимения «себя» на основе сопоставления его с местоимениями 3 л., употребленными в значении притяжательных прилагательных;
- значение и сферу употребления вопросительных местоимений, их соотнесенность с существительными, прилагательными, числительными, наречиями, усвоить норму употребления в речи наиболее частотных вопросительных местоимений, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями;
- значение и сферу употреблений, уместно употреблять морфологические омонимы, различать относительные местоимения;
- местоимение как морфологическое средство связи предложений в тексте;
- значение неопределенных местоимений при сопоставлении их с вопросительными, от которых они образованы, знать морфологические признаки и синтаксическую роль неопределенных местоимений;
- значение отрицательных местоимений на основе их сопоставления с вопросительными, от которых они образованы, а также морфологические признаки и синтаксическую роль отрицательных местоимений;
- значение, морфологические признаки, синтаксическую, роль указательных местоимений.
Уметь
- аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;
- правильно образовывать формы местоимений;
- использовать местоимения в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;
- использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;
- пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения;
- правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).
Содержание учебного материала
Понятие о местоимении. Местоимение и другие части речи.
Разряды местоимений по значению и другим свойствам.
Личные местоимения.
Притяжательные местоимения.
Возвратное местоимение.
Вопросительные местоимения.
Относительные местоимения.
Неопределённые местоимения.
Отрицательные местоимения.
Определительные местоимения.
Указательные местоимения.
Повторим изученное в разделе «Местоимение».
Контрольный диктант по теме «Местоимение».
Анализ контрольного диктанта.
Тема: «Повторение» (13 ч)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- части речи с учетом разных признаков слов;
- взаимосвязь морфемики и словообразования;
- сложные слова с соединительной гласной и без нее
Уметь
- определять синтаксическую роль частей речи в предложении;
- выразительно читать тексты, выбирая наиболее подходящий для содержания и настроения тон речи;
- определять основные способы словообразования, правильно писать морфемы с опорой на морфемно-словообразовательный анализ слов;
- распознавать употребительные корни с чередованием, правильно писать наиболее распространенные слова с этими корнями;
- использовать в речи слова с суффиксами оценки;
- пользоваться всеми видами словарей, соблюдать нормы современного русского языка;
- уместно употреблять в речи разносклоняемые существительные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные в качестве эпитетов, глаголы в составе фразеологических оборотов в прямом и переносном значении, существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа, краткие и полные прилагательные в сравнительной и превосходной степени;
- согласовывать глаголы в форме прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно;
- опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общее в написании НЕ с различными частями речи, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по обобщенной теме по плану;
- доказывать признаки текста: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок следования предложений, их смысловая и грамматическая связь;
- строить текст любого типа в соответствии с темой, основной мыслью, выбранным стилем речи, использовать лексические и грамматические средства связи предложений в тексте;
- различать функциональные омонимы, безошибочно писать, уместно использовать в речи
- опознавать части речи, видеть морфему и орфограмму в ней, учитывать связи с другими словами в словосочетании и предложении, выбирать соответствующее правило и применять его, делать обобщения на основе изученного, приводить свои примеры;
- композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста, частично языковой, анализ правописания отдельных слов и пунктуации
Содержание учебного материала
Повторим изученное в 6 классе
Контрольная работа по теме «Повторение изученного в 6 классе».
Анализ контрольной работы.
Развитие речи (34ч)
Тема «Признаки текста» (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- текст как речевое произведение;
- смысловая и композиционная цельность, связность текста;
- тема, коммуникативная установка, основная мысль текста;
- микротема текста.
Уметь
- аргументировано доказывать признаки текста;
- выразительно читать текст, соблюдая правильную интонацию;
- определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок;
- делить текст на смысловые части (абзацы);
- определять стиль текста и его тип;
- способы связи предложений в тексте.
Содержание учебного материала
Признаки текста.
Тема «Темы широкие и узкие. Микротема текста». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- иметь понятие о «широких и узких» темах
Уметь
- различать темы широкие и узкие, вычленять из широких тем узкие, расширять узкие;
- делить текст на абзацы, озаглавливать
Содержание учебного материала
Темы широкие и узкие.
Тема «Простой и сложный план». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- отличия простого плана и сложного;
Уметь
- читать текст, составлять простой и сложный план анализируемого текста;
- анализировать композиционную структуру рассказа с использованием сложного плана;
- пересказывать текст по плану.
Содержание учебного материала
Простой и сложный план.
Тема «Способы развития темы в тексте, его структура, заглавие. Анализ авторских языковых средств». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- способы развития темы в тексте
Уметь
- излагать текст подробно от первого лица;
- составлять к тексту сложный план;
- сохранять в изложении характерные для художественного стиля языковые средства;
- соблюдать последовательность изложения мысли, нормы русского языка.
Содержание учебного материала
Изложение, близкое к тексту «Шорох листьев».
Тема «Эпиграф как выразитель основной мысли текста». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- что такое эпиграф.
Уметь
- уметь правильно подбирать и оформлять эпиграф.
Содержание учебного материала
Что такое эпиграф?
Тема «Сравнение»(1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- способы выражения сравнений;
- способы выражения сравнения.
Содержание учебного материала
Сравнение.
Тема «Толкование лексического значения слова с помощью описания». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- описательный оборот и его функции.
Уметь
- подбирать описательные обороты к ключевым словам текста;
- употреблять описательные обороты в тексте;
- вычленять в повествовательных текстах элементы описания;
- определять роль описательных оборотов в текстах различных стилей.
Содержание учебного материала
Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.
Тема «Особенности официально - делового стиля».(1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- особенности официально - делового стиля речи при передаче официального сообщения о каком-либо событии, происшествии;
- содержание деловых бумаг.
Уметь
- сопоставлять, элементы разговорного, художественного и официально-делового стиля;
- составлять самостоятельно различные деловые бумаги.
Содержание учебного материала
Официально - деловой стиль.
Тема «Текст как речевое произведение. Композиционно – жанровое разнообразие текстов. Композиция рассказа». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- рассказ как разновидность повествовательного типа речи;
- композиция рассказа.
Уметь
- уметь составлять план рассказа.
Содержание учебного материала
Рассказ.
Тема «Способы развития темы в тексте» (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- способы развития темы в тексте;
- структура текста
Уметь
- воспринимать текст на слух, определять основную мысль и тему аудируемого текста, композицию текста повествовательного характера;
- анализировать языковые средства текста;
- подробно пересказывать содержание прослушанного текста, соблюдая на письме нормы языка.
Содержание учебного материала
Изложение, близкое к тексту «Воробей».
Тема «Описание как тип речи».(1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- описание как тип речи;
- основная мысль и тема описания;
- средства выразительности в тексте-описании.
Уметь
- опознавать тексты-описания;
- анализировать типичные языковые средства и композицию данного типа речи;
- определять характерную для типа речи цепную связь;
- пересказывать миниатюры описания зимней природы.
Содержание учебного материала
Описание природы. Зима.
Тема «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная связность текста».(2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- текст как речевое произведение;
- тема, основная мысль;
- смысловая и композиционная связность текста
Уметь
- определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
- вычленять структурные части исходного текста;
- составлять сложный план;
- подробно пересказывать прослушанный текст, сохраняя при пересказе структуру, языковые средства выразительности;
- соблюдать при, письме языковые нормы русского языка.
Содержание учебного материала
Изложение, близкое к тексту «Совесть».
Тема «Цепная и параллельная связь предложений в тексте как основа совершенствования навыка сжатого текста и описание интерьера». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- понятие цепной и параллельной межфразовой связи предложений в тексте
Уметь
- описывать помещение последовательно, развертывая и свертывая это описание, опираясь на понятие цепной и параллельной межфразовой связи предложений в тексте;
- составлять краткий и развернутый план описания помещения, пользуясь моделью текста-описания;
- самостоятельно описывать кратко и подробно интерьер комнаты, анализировать образцы описания интерьера с точки зрения их структуры и особенностей языковых средств;
- создавать текст-рассуждение научного стиля на лингвистическую тему
Содержание учебного материала
Описание помещения.
Тема «Способы развития темы в тексте. Структура текста». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- способы развития темы в тексте
Уметь
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости;
- дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- сохранять строение текста, языковые средства, характерные для стиля речи
Содержание учебного материала
Выборочное изложение «Вот что значит увлеченность!».
Тема «Описание одежды, костюма». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- описание одежды, костюма как один из приемов характеристики человека
Уметь
- составлять план исходного текста-описания;
- анализировать тексты-образцы, описывать одежду, костюм, зная, что это один из приемов характеристики человека
Содержание учебного материала
Описание одежды, костюма.
Тема «Признаки текста-описания. Композиция описания. Изобразительно-выразительные средства: метафора, сравнение, эпитет». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- признаки текста-описания;
- изобразительно-выразительные средства: метафора, сравнение, эпитет.
Уметь
- писать сочинение по картине, описывая зимний пейзаж;
- соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма.
Содержание учебного материала
Сочинение - описание по картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».
Тема «Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- основную мысль текста
Уметь
- осмысленно читать, разбивать текст на смысловые части;
- составлять сложный план;
- пересказывать прочитанный текст;
- определять тему и основную мысль текста, тип речи, стиль текста;
- определять вид связи и средства связи в предложениях текста;
- сохранять в изложении структуру исходного текста и языковые средства выразительности.
Содержание учебного материала
Изложение, близкое к тексту «Снегири».
Тема «Структура книги. Пересказ исходного текста. Анализ образцов описания книги». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- внешнее оформление книги: описание переплета, суперобложки.
Уметь
- создавать текст-описание книги по личным впечатлениям
Содержание рабочей программы
Описание книги.
Контрольное сочинение – описание книги.
Тема «Рассказ на основе картины с элементами описания». (1ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- иметь представление о жанровой картине.
Уметь
- создавать текст повествовательного характера на основе картины, включающей описание одежды.
Содержание учебного материала
Рассказ на основе картины с элементами описания.
Тема «Типовая композиция текста-рассуждения, языковые средства связи частей текста этого типа речи». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- признаки текста-рассуждения;
- языковые средства связи частей текста-рассуждения.
Уметь
- определять композицию текста-рассуждения;
- находить языковые средства связи частей текста этого типа речи;
- создавать текст-рассуждение научного стиля;
- анализировать художественный текст-рассуждение и воспроизводить его;
- писать сочинение по картине, описывая зимний пейзаж;
- соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма.
Содержание учебного материала
Рассуждение в разных стилях.
Тема «Киносценарий как литературное произведение. Основная мысль, идея киносценария, составные части. План изображения ». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- киносценарий как литературное произведение;
- основная мысль, идея киносценария, составные части;
- киноведческие термины.
Уметь
- создавать киносценарий, сохраняя его структуру (ремарка, монолог, диалог или реплика, пояснительные надписи, закадровый текст);
- определять основную мысль киносценария.
Содержание учебного материала
Как создавать киносценарий?
Тема «Местоимения как средства связи предложений в тексте». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать/понимать
- иметь понятие о местоимении как морфологическом средстве связи предложений в тексте.
Уметь
- анализировать роль личных местоимений в качестве средств связи предложений в тексте и частей текста
Содержание учебного материала
Морфологические средства связи предложений в тексте. Местоимение.
Тема «Сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка». (2ч.)
В результате изучения темы учащиеся должны
Уметь
- писать сочинение по картине с использованием выразительных средств языка;
- свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- соблюдать нормы построения текста
Содержание учебного материала
Сочинение по картине В. М. Васнецова «Аленушка».
Требования к уровню подготовки обучающихся 6 класса
В результате изучения русского языка в 6 классе ученик должен знать:
• определение основных изученных в 6 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
• воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию;
• определять и формулировать основную мысль аудируемого текста;
• вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план;
чтение:
• осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания, дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста;
• разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план;
• самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста;
• прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации);
• выразительно читать художественные и научно - учебные тексты;
говорение:
• пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения;
• подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты;
• сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
• строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему;
• соблюдать последовательность и связность изложения;
письмо:
• подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста;
• сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности;
• строить письменное высказывание на заданную тему;
• соблюдать последовательность и связность изложения;
• собирать материал к сочинению и систематизировать его;
• составлять сложный план и на его основе создавать текст;
• использовать цепную и параллельную связь предложений в текстах разных стилей;
• употреблять синонимы, повтор слов, однокоренные слова как средства выразительности текста и связи предложений;
• исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции;
текст:
• определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части;
• составлять простой и сложный план анализируемого текста;
• определять вид связи предложений в тексте;
• устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи;
фонетика и орфоэпия:
• проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
• использовать транскрипцию;
• правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи;
• пользоваться орфоэпическим словарем;
• обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи;
морфемика и словообразование:
• выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
• давать структурно - грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
• выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова;
• различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных, глаголов и наречий;
• составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
• давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов;
• пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
лексикология и фразеология:
• пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
• употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения;
• толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
• подбирать синонимы и антонимы;
• выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации, пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.);
• анализировать примеры использования слов в переносном значении;
• проводить лексический разбор слова;
морфология:
• указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы;
• уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
• опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
орфография:
• обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
• объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразие написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем, свободно пользоваться орфографическим словарем;
• владеть приемом морфемного письма;
синтаксис и пунктуация:
• составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме;
• анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
• определять синтаксическую роль изученных частей речи.
• правильно применять изученные пунктуационные правила;
• устно объяснять пунктуацию предложений, использовать на письме специальные графические обозначения;
• строить пунктуационные схемы предложений, самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Учебное и учебно-методическое обеспечение:
для учителя:
1. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 6 класс. Под редакцией С.Н.Пименевой. - М.: Дрофа, 2005
2. Никитина Е.И. Уроки развития речи: 6 класс. - М.: Дрофа 2004
3. Купалова А.Ю. и др. Поурочное планирование к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2005
4. Колоколоцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература (Репродукции картин). 5-7 классы. Учебно-наглядное пособие. - М.: Дрофа, 2004
5. Войлова К.А. Русский язык. Орфография. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
6. Герасименко Н.А. Русский язык. Глагол. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2005
7. Скобликова ГС. Обобщающая работа по орфографии. - М.: Дрофа, 2004
8. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Дрофа, 2005
9. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. - М.: Дрофа, 2001
10. Петровская С.С., Черников И.Н. Диктанты по русскому языку. 6 класс-М.: Дрофа , 2005
11. Капинос В.И и др. Новые тесты. Русский язык. Фонетика. Грамматика. Текст. 5-7 классы. -М.: Дрофа, 2004
12. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Новые тесты. Русский язык. Все разделы школьного курса. 5-7 классы- М.: Дрофа, 2005
13. Францман Е.К. Изложения с элементами сочинения. 5-9 классы-М.: Просвещение, 1998
для обучающихся:
1. Бабайцева В.В, Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. Учебник. - М.: Дрофа, 2005
2. Русский язык. Практика: 6 класс. Учебник/Под редакцией Г.К Лидман- Орловой. - М.: Дрофа, 2005
3. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи: 6 класс. -М.: Дрофа, 2005
4. Пименова С.Н и др. Тетрадь для самостоятельной работы учащихся по русскому языку: 6 класс - М.: Дрофа, 2006
5. Дейкина А.Д, Пахнова Т.М. Русский язык. Раздаточные материалы. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
6. Грехнева Г.М. Русский язык. Учимся анализировать текст. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2006
7. Львова С.И. За страницами школьного учебника русского языка. 6 класс. - М.: Дрофа, 2005
8. Львова С.И. Русский язык в кроссвордах. - М.: Дрофа, 2005
9. Граник Г.Г и др. Секреты орфографии. Книга для учащихся/Г.Г Граник, С.М Бондаренко. - М.: Просвещение, 1994
10. Львова С.И. Практикум по русскому языку: 6 класс. Пособие для учащихся./ С.И Львова. - М.: Просвещение, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....