Активные методы обучения
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Власенко Жанна Павловна

Использование на уроке технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody.rar20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Используемый текст  составлен на основе словарной статьи. Словарь-справочник лингвистических терминов. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. М., «Просвещение», 1979.

       Имя прилагательное. Часть речи, характеризующаяся;

а) обозначением признака предмета (качества, свойства, принадлежности и т. д.) (семантический признак);

б) изменяемостью по падежам, числам, родам (морфологический признак);

в) употреблением в предложении в функции определения и именной части составного сказуемого (синтаксический признак).

Формы рода, падежа и числа прилагательных несамостоятельны: они выполняют функцию грамматических форм согласования с определяемыми существительными.

РАЗРЯДЫ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Прилагательные качественные. Разряд прилагательных, обозначающих признак предмета непосредственно, т. е. без отношения к другим предметам.

Белый снег, высокое здание, сладкий чай, добрый человек, толстая стена. Грамматические и лексико-словообразовательные особенности качественных прилагательных:

1) наличие, как правило, полной и краткой формы:

белый — бел, высокий — высок;

2) способность большинства из них изменяться по степеням сравнения: белый — белее — белейший, высокий — более высокий — самый высокий;

3) возможность образования от большей их части наречий на-о,-е или-м: высокий — высоко, волнующий — волнующе, ритмический — ритмически;

4) способность сочетаться с наречиями меры и степени: очень высокий, весьма добрый;

5) возможность образования отвлеченных имен существительных; добрый — доброта, новый — новизна, нежный — нежность, богатый — богатство;

6) возможность образования форм субъективной оценки: светлый — светленький, светлехонек, светлешенек;

7) способность вступать в антонимические пары;

высокий — низкий, добрый — злой.

Прилагательные относительные. Разряд прилагательных, указывающих на признак предмета не прямо, а через отношение к другому предмету, действию, обстоятельству и т. д.

Лимонный напиток (напиток из лимона), ореховая скорлупа (скорлупа от орехов), лабораторное оборудование (оборудование для лаборатории), местный житель, утренний час, двойная порция. 

Прилагательные притяжательные. Разряд прилагательных, обозначающих принадлежность предмета определенному лицу или животному.

Дедова шуба, сестрин платок, кошкин хвост. Тургеневская усадьба, щедринское остроумие.

Совмещают в себе значения притяжательное и относительное прилагательные на -ий, -ья, -ье и на -иный, причем притяжательность может выражать значение индивидуальной и родовой принадлежности. Медвежья берлога — медвежья походка, змеиное жало — змеиное коварство.

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

Степень сравнения прилагательных – это грамматическая категория качественных прилагательных, выражающая относительную разницу или превосходство в качестве, присущем предметам.

Прилагательные имеют 2 степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Степень сравнительная. Форма степеней сравнения, указывающая на качество предмета, проявляющееся в нем в большей мере, чем в другом предмете или в нем самом раньше либо потом.

Различаются простая и составная (сложная) формы сравнительной степени.

Простая форма сравнительной степени имен прилагательных образуется синтетически — прибавлением к основе суффикса -ее (в разговорной речи и в стихотворном языке -ей) или суффикса  либо -ше. Красивее, быстрее, тверже, суше, резче, чище, дальше, тоньше. 

Некоторые формы образуются от других основ: хороший — лучше, плохой — хуже. 

Простая форма сравнительной степени употребляется во всех стилях языка.

Составная форма сравнительной степени имен прилагательных образуется прибавлением слова более или менее. 

Более красивый, менее красивый. 

Составная форма характерна для книжных стилей речи (научного, официального, делового).

Степень превосходная. Форма степеней сравнения, указывающая на высшую степень качества, присущего предмету.

Различаются простая и составная (сложная) формы превосходной степени.

Простая форма превосходной степени имен прилагательных образуется прибавлением к основе положительной степени суффикса -ейш-ий (-айш-ий). 

Красивейший, быстрейший, строжайший, ближайший, кратчайший. Простая форма превосходной степени присуща преимущественно книжной речи.

Составная форма превосходной степени имен прилагательных образуется при прибавлении слов самый, наиболее, наименее или прибавлением к форме сравнительной степени слов всего, всех.

Самый красивый, наиболее сложный, наименее интересный, важнее всего, лучше всех.

Составная форма употребляется во всех стилях речи, однако формы со словом наиболее носят книжный характер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме самообразования «Повышение уровня мотивации обучения через внедрения активных методов обучения и нестандартных форм проведения уроков математики и физики в 5-9 классах»

Я знаю и понимаю стратегию развития образования в России и принципы образовательной политики.Основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния её населения...

Активные Методы Обучения - выяснение ОЖИДАНИЙ и ОПАСЕНИЙ обучения в новом классе

Мы предлагаем Вам один из моментов сглаживания этапа перехода из начальной школы в среднюю.  Уже во время первой встречи, после активных игр знакомства, была проведена игра «Дерево ожиданий...

Активные методы обучения. Метод конкретных ситуаций

Возникает много нареканий на сложившуюся систему образования, дающую знания оторванные от жизни. Предлагаю Вашему вниманию один из способов решения этой проблемы...

Выступление на площадке ГМО г. Орска по теме "Активные методы обучения в начальной школе на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС: понятие активных методов обучения и их виды на разных этапах современного урока".

Современная образовательная среда должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...