Урок по русскому языку: Художественный и научный текст.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Панькова Зоя Викторовна

Урок развития речи. Учащиеся учатся создавать тексты  художественного и научного стиля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennyy_i_nauchnyy_tekst.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Посельская  средняя общеобразовательная школа»

Урок по русскому языку по ФГОС

Класс:  6

Учебник: УМК. (Русский язык. 6  кл. Программа, учебник, методическое сопровождение  Т.А.Ладыженской.)

Тема: Художественный и научный текст.        

Учитель русского языка и литературы:  Панькова З.В.

2016 – 2017 уч.г

        

        

Тип урока. Урок развития речи.

Задачи урока:

 Образовательные: 1.Продолжить формирование  умения  обнаруживать и исправлять ошибки, объяснять условия выбора орфограмм в устной форме и письменной форме (с помощью графических символов).

2.Формировать   язык предмета.

3. Формировать речеведческие умения.

Развивающие: 1.Развивать устную и письменную речь учащихся.

2.Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, расширять словарный запас, кругозор уч-ся.

3. Развивать память и внимание.

Воспитательные: 1. Средствами предмета и средствами  обучения воспитывать интерес и любовь     русскому языку,  к окружающему миру.

2.Воспитывать умение дружно, согласованно работать в микрогруппе, слушать и слышать друг друга.

Цели как деятельность учеников.

М/к: договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь, работать по плану,  осуществлять взаимный контроль, оформлять свои мысли в устной форме, выступать перед коллективом сверстников.

3ЛР: создавать устные речевые высказывания в учебно­научном стиле.  

5ЛР: устанавливать принадлежность текста к определённой разновидности (научный, художественный, учебно­научный), сопоставлять тексты с точки зрения их цели, содержания, языковых средств.  

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.

1. Письмо по памяти:

Куда вы, кораблик, плывёте, и где вы, кораблик, живёте? (Ю. Мориц)

– Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложения, составьте схему.

[–, О, =]1, и [–, О, =]2?

Два человека у доски (морфологический разбор слова плывёте, разбор по составу слова кораблик).

2. Беседа на основе домашнего задания.

– Какие ещё виды сложных предложений, кроме рассмотренного в языковой разминке, вы знаете?

– Составьте обобщённую схему, используя обозначения для сложных предложений: БС, СС, СП, а также другие знаки (=, =/ ).

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3. Выступать перед коллективом сверстников.

III. Введение в тему и формулирование целей урока.

– Откройте учебник на с. 46.  Какие заголовки вы видите?

– Какое будет ключевое слово в нашей работе? (Текст.)

– Попробуйте предположить, чем мы будем заниматься, изучая этот раздел?

– По названию § 18 (это тема урока) сформулируйте цели урока.

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель.

IV. Систематизация и углубление изученного.

1. Упр. 85 – наблюдение над текстами научного и художественного стиля. Ученики работают в группах.

Для организации работы учитель предлагает инструкцию (она выводится на слайде с помощью презентации или раздаётся на группу).

1) Прочитать текст  в упр. 86

2) Обсудить их по предложенному в учебнике плану.

3) Ответить на вопросы после текстов (обратить внимание на роль знаков препинания и использование слов в переносных значениях).

4) Подготовить иллюстрации (можно словесные) к каждому тексту.

5) Сделать вывод об особенностях научного и художественного текста. Подготовить небольшие выступления по теме урока.

После выступлений подводится итог (это может сделать одна из групп).

2. Упр. 87 – наблюдение над текстом учебно­научного стиля.

Беседа под руководством учителя по вопросам к упр. 87.

Учитель показывает, что существуют тексты, соединяющие особенности научного и художественного стиля (наподобие часового стекла, странный, немигающий взгляд, гипнотическое действие, как чулок, выползки, чудодейственные свойства и др.), они называются учебно­научными, научно­популярными.

– Сформулируйте главную цель, которую ставят авторы в научном и учебно­научном тексте. (В научном – информировать, сообщить о признаках, свойствах предмета; в учебно­научном – сообщить о признаках так, чтобы заинтересовать в дальнейшем изучении и познании предмета, подчеркнуть что­то необычное, неожиданное.)

3. Упр. 87  – развитие устной речи: умения самостоятельно создавать текст, основанный на сравнении.

Учитель может напомнить план: сначала определите общее (по цели и задаче, лексике, синтаксису), затем различия.

Личностные результаты

1. Стремиться к речевому самосовершенствованию.

2. Развивать эстетическое чувство при чтении и восприятии художественного текста.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (план, текст, иллюстрации).

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2.  Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

V. Итог урока.

– Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам для сравнения тексты на одну и ту же  тему?

– Оцените степень сложности заданий на уроке и их актуальность.

– Какие универсальные умения-действия развивались при работе над текстами?

– Как изученный материал может вам пригодиться при решении жизненных задач?

– Оцените свою работу на уроке (по алгоритму).

– По каким критериям будете оценивать себя?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

ТОУУ

VI. Домашнее задание.

        

1. Подобрать тексты научного и художественного стиля (отрывки) об одном и том же предмете (животном, растении, камне и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный урок в 7 классе на тему "План чтения. Как читать книгу. Литература художественная и научно-популярная"

Урок разработан по технологии критического мышления: 1. Вызов. Опыт -задание по формулярам учащихся. Вывод. Проблема:Зачем мы вообще читаем и как узнать, какие книги надо читать. 2. Реализация смыс...

«Лингвистический анализ учебно-научных текстов части А ЕГЭ по русскому языку»

Данную разработку и предложенные в ней формы работы по формированию универсальных учебных действий  при обучении лингвистическому анализу учебно-научных текстов можно использовать как на от...

Функция цитаты в англоязычном научном тексте

Данная статья посвещена изучению цитирования в текстах научного стиля и представляет собой обстоятельное исследование одной из актуальных проблем функциональной стилистики. Цель данной статьи - выделе...

Статья "Развитие навыков смыслового чтения художественных и познавательных текстов"

Статья содержит практический материал по системно-деятельностному подходу в преподавании литературы....

Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"

Материал методического семинара для преподавателей "Научный стиль.Способы построения научного текста"...

Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста".

Презентация к методическому семинару для преподавателей "Научный стиль. Способы построения научного текста"....

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла

Методические рекомендации педагогам по работе с художественными и научными текстами на уроках гуманитарного цикла...