Разработка урока по русскому языку для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Санникова Антонина Ивановна

Тема: Подготовка к сочинению по картине А.Н. Комарова "Наводнение".

 

Тип урока: урок развития речи.

 

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_razvitiya_rechi_v_5-m_klasse.docx42.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата:  22.04

Класс: 5

Предмет: русский язык

Учитель: Санникова Антонина Ивановна

Тема: Подготовка к сочинению по картине А.Н. Комарова "Наводнение".

Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине.

Планируемый результат обучения:

Предметные: повторить особенности описания как типа текста, структуру сочинения-описания по картине;

                        формировать у учащихся умение описывать животное на основе изображённого в разговорном стиле.

Личностные:   воспитание любви к животным;  уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные:   умение организовывать свою деятельность; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

                                  умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в учебной деятельности; умение работать индивидуально, в парах

                                 и  группах; умение признавать существование других точек зрения и право каждого иметь свою, излагать свое мнение.

Ресурсы:  учебник;  мультимедийная презентация в Power Point;  компьютер;  экран;  мультимедийный проектор, рабочие листы к уроку.

Этапы урока.

Цель этапа

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД

  1. Мобилизующий  этап.

Цель: 

Эмоциональная подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Включение в активную деятельность.

Формулирование темы урока.

Создаёт позитивный  эмоциональный настрой на работу с помощью вступительного слова.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем.

Коммуникативные:  учатся строить речевое высказывание,

выражать свои мысли; слушать и вступать в диалог.

  1. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель:

Постановка проблемного вопроса. Формулирование учащимися цели урока.

Предлагает ответить на вопрос:

- В начале года мы писали с вами два сочинения по картине. Почему первое сочинение писать было легко, а работа над вторым оказалась труднее?

Обдумывают ответы на вопросы, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Самостоятельно формулируют цели занятия.

Познавательные: анализируют  результаты предыдущей работы.

Коммуникативные: учатся строить фразы, отвечать на поставленный вопрос.

Регулятивные:  планируют в

сотрудничестве с учителем и одноклассниками  необходимые действия, операции.

  1. Актуализация знаний.

Цель: 

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Предлагает вспомнить художественные произведения, в которых героем тоже оказался заяц и тоже в непростой  ситуации.

На слайде - репродукция картины Л. Н. Комарова «Наводнение».

Предлагает ответить на вопросы:

  • Что общего в изображении животных и отношении к ним авторов в  художественных текстах и на картине?   (одинаковая ситуация)
  • В чем разница?   (в способах описания ситуаций)

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

(В. Бианки. «Заяц на дереве».

Н. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы»).

Слушают выразительное чтение подготовленных отрывков из произведений.

 

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Слушают и обсуждают ответы товарищей. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Коммуникативные: умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: умение применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

4. Первичное усвоение новых знаний.

   Цель: 

Выполнение творческих заданий на развитие логического мышления, самостоятельности и самоконтроля, развитие речи.

Предлагает ответить на вопросы:

- Что вам нужно сделать, чтобы сочинение получилось интересным?

- Это большая подготовительная работа. А как нам выполнить её быстро и эффективно?

Формулирует задачи учебной деятельности вместе с учащимися.

Организует работу по группам.

Формулируют задачи учебной деятельности в диалоге с учителем.

Соотносят поставленные задачи с текстами, знакомятся с материалом.

Работают в группах.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в группах, учатся  приходить к общему решению, оказывать взаимопомощь.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют  имеющиеся.

  1. Первичная проверка понимания.

   

       Цель:  

      Беседа, обсуждение результатов

      работы.

 Предлагает ответить на вопросы (устная работа по картине):

1. Какой эпизод из жизни животного привлек внимание художника?

2. Каким изображен заяц на картине? Опишите его, пользуясь заданием из упр. 598.

3. Какое время года мы видим на картине?   Как построено художественное пространство картины?

4. Что изображено на переднем плане? Каков фон картины?

5. Что можно сказать об отношении художника к изображенному им зайцу?

Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Предлагает во время выступлений учащихся заполнять рабочие листы. Дополняет ответы.

Отвечают на вопросы.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

 

В сотрудничестве с учителем   и одноклассниками делают выводы.

Ответы учащихся по группам.

Заполняют  рабочие  листы.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; учатся организовывать свою учебную деятельность.

Коммуникативные:  строят монологические высказывания, учатся полно и точно выражать свои мысли; учатся слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: учатся этически оценивать ответы одноклассников.

Физкультминутка

Чтобы глазки отдохнули.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

6. Первичное закрепление

   Цель: 

Составление устного сочинения по плану.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Предлагает составить устное сочинение по картине с использованием рабочих листов.

Организует деятельность детей по подготовке и проговариванию сочинения, контролирует правильность выполнения задания.

Предлагает составить синквейн.

Составляют и произносят монологи, слушают одноклассников.

Оценивают   сочинения в парах или группах, обсуждают.

Составляют синквейн, обсуждают, оценивают.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные:  учатся строить речевое высказывание,  слушать и вступать в диалог,  участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: учатся этически оценивать ответы одноклассников.

7. Информация о домашнем задании.

Написать сочинение по картине А.Н. Комарова "Наводнение".

Предлагает использовать в работе материалы рабочего листа.

Придумать историю спасения зайца (по желанию).

8. Рефлексия (подведение итогов занятия).

   Цель: 

Формирование личной ответственности за результаты своей деятельности.

Предлагает вместе подвести итоги урока.

Предлагает оценить свою работу по всем видам деятельности.

Организует рефлексию.

Оценивает работу учащихся на уроке.

Выражают своё отношение к уроку, оценивают свою деятельность на уроке, заполняя листы обратной связи.

 Регулятивные: осуществление действий самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на уроке с учителем и сверстниками.

Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Познавательные:

учатся  анализировать результаты своей работы.

Приложение 1

Задание для 1 группы

№ 1

Подготовьте  выразительное  чтение  текста.

Письмо – обращение художника А.Н. Комарова.

«Все мои произведения проникнуты любовью к родной природе, её живому миру. Я старался заразить зрителей своей любовью к зверям и птицам нашей родной природы; я видел их в натуре, люблю и хорошо знаю. Ведь та же лиса, тот же заяц  - украшение природы! Как бриллиант!  

Я люблю слушать гневный шум качающихся от ветра елей, когда метель бросает в лицо охапки снега и весь воздух наполнен снежной пылью и не видно дороги, ничего не видно...  

Вот так правдиво отражать (думаю, мне это удалось) в набросках и картинах всё многообразие родной природы – было смыслом всей моей жизни!

Дорогой друг!  Люби природу, береги её!  Относись к ней по-доброму. Она тебе за это воздаст стократ».

№ 2

Найдите в словаре значение следующего  слова  и  выпишите его на карточку:

анималист - это  ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Составьте предложение с этим словом.

№ 3

Найдите в словаре значение следующего слова  и выпишите его на карточку:

наводнение - это ______________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

Синонимы к слову наводнение: ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Задание для  2 группы

                           Составьте план к сочинению.  Составленный план запишите на доске.

План.

1. _________________________________________________________________________

2. _________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________________

4. _________________________________________________________________________

 5. _________________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________________

Приложение 3

Задание для  3 группы

№ 1

 Каким изображён заяц на картине? Опишите его: внешний вид (голова, глаза, уши, шерсть), позу, состояние. Используйте в своём описании имена прилагательные.

Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз - ____________ пятна.  Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца  _____________ шерстка. На шее она ____________________ , сзади - _______________ . Спинка ____________.     _______________  хвостик  поджат.

                                                             

№ 2

Из данных прилагательных выберите  (подчеркните)  те, которые описывают состояние зверька:

грустный, весёлый, тревожный, беззаботный, радостный, испуганный, равнодушный,  робкий, забавный, смешной.          

                                                 

№ 3

Подберите и запишите глаголы, описывающие действия зайчика.

Бедненький зайчонок _____________  на толстом сучке дерева, ______________   под себя маленькие лапки.    Он ________________   спиной к стволу и внимательно __________________  на прибывающую воду. Очень жаль зверька,  попавшего  в беду.

Приложение 4

Задание для  4  группы

№ 1

Какие краски и тона преобладают в картине?  Выберите нужные прилагательные (подчеркните).  О чём это говорит?

 Яркие,  спокойные,  насыщенные,  неяркие,  ярко-голубой цвет воды,  приглушённые,  серо-голубые,  оттенки коричневого цвета.      

Это говорит о том, что   зверёк оказался    в трудной ситуации;  в забавном положении;   в смешном положении.

№ 2

          Какие чувства вызывает картина? Выберите нужные слова (подчеркните).

Радостные, весёлые, грустные чувства,  чувствуешь радость,  жалко зайчика, сочувствуем зайчику,  забавное положение,  смешная ситуация, удивляешься сообразительности.

№ 3

         Определите  средства  выразительности.    Составьте с ними предложения.

пушистый комочек - _________________________________________________________

___________________________________________________________________________

зеркало воды - ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

большая вода - ______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

 

Приложение 5

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ

1.Вставьте  имена прилагательные.

Голова у зайчика _______________ , _____________ . Вокруг глаз – ____________ пятна.  Глаза _____________ _____________ , блестят от испуга.   ______________ уши торчком, на их кончиках видны______________ пятна. У зайца  _____________ шерстка. На шее она ____________________ ,  сзади - _______________ . Спинка ____________.     _______________  хвостик  поджат.

2. Подбор  прилагательных  к слову  зайчик :  __________________________________________________________________________________________________________

3. Подбор глаголов к слову  зайчик :  __________________________________________________________________________________________________________

4. Подберите  синонимы  к  словам.   В какой части сочинения их можно использовать?    В п.______.

ХУДОЖНИК                                            КАРТИНА                                                    НАРИСОВАЛ

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

5. Прочитайте словосочетания. В какой части сочинения их можно использовать?

1)  Большая вода, суша скрылась под водой, лес затоплен, старое корявое дерево–  в  п. _________.

2) оказался в беде, запрыгнул на низкий сук, испуганный голодный зайчик, продолговатая голова, посередине тёмно-коричневая полоса, мордочка светленькая, длинные рыжеватые уши, стоят торчком, с чёрными пятнышками, густая пушистая шёрстка, поджал маленькие лапки, прижался спиной к стволу, со страхом смотрит на прибывающую воду, дрожит от холода, чутко, настороженно слушает, глаза расширены от испуга, тревожно, спинка тёмно-серого цвета, брюшко светленькое, грудка желтоватая, с  розоватым отливом  –  в  п.______.

3) умный, хитрый, догадливый, находчивый; не растерялся в опасный момент; нашёл выход из создавшегося положения в  п.________.

4)  неяркие, приглушённые, серо-голубые, оттенки коричневого цвета; это говорит о том, что зверёк оказался в трудной ситуации –  в  п.______.

5) половодье, разлив, паводок, большая вода, потоп – в  п._____.

6) передний план, задний план, главный герой картины – в  п. _____. 

6. Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание.  В какой части сочинения можно использовать эти предложения?    В п._____.

К..ртина   А.Н.Комарова  "Н..в..днение" проникнута  любов..ю  к   ж..вотн..му  миру и всей природе.

Законы природы суровы, и человек во время стихии – помощ(?)ник всем ж..вым сущ..ствам.

- Какое из этих предложений выражает главную мысль сочинения? Почему?

Приложение 6

Синквейн

Зайчик

испуганный, голодный

сидит, прижался, дрожит

очень жалко маленького зверька

спасение

Рефлексия

                                                            Оценка работы

5

4

3

Средний балл

Работа в группах

Индивидуальная работа

Активность на уроке

Приложение 7

 

 Тексты для выразительного чтения

В. Бианки. «Заяц на дереве».

Заяц жил на островке среди широкой реки. Это был ещё молодой, не очень умный заяц. Он и внимания не обращал, что река кругом его островка с треском сбрасывала лёд. В тот день заяц спокойно спал у себя под кустом. Вода в реке стала быстро прибывать. На следующее утро из воды торчал только крошечный кусочек острова. На нём росло толстое, корявое дерево. Заяц стал прыгать на дерево, но каждый раз срывался и шлёпался в воду. Наконец ему удалось вскочить на толстый, нижний сук. Заяц примостился на нём и стал терпеливо дожидаться конца наводнения.

Н. Некрасов. «Дед Мазай и зайцы»

Я раз за дровами

В лодке поехал: их много с реки

К нам в половодье весной нагоняет,

Еду, ловлю их. Вода прибывает.

Вижу один островок небольшой,

Зайцы на нём собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: лопочут ушами,         

Сами ни с места; я взял одного,

Прочим скомандовал: прыгайте сами!

Прыгнули зайцы мои, ничего!

Только уселась команда косая,

Весь островочек пропал под водой:

«То-то! сказал я: не спорьте со мной!

Слушайтесь, зайчики, деда Мазая!»

Этак гуторя, плывём в тишине.

Столбик не столбик - зайчишко на пне,

Лапки скрестивши, стоит, горемыка,

Взял и его: тягота не велика!

Приложение 8

Слово об авторе картины «Наводнение»   А.Н. Комарове

     Известный художник-анималист Алексей Никанорович Комаров родился 14 октября 1879г в с.Скородное Ефимовского уезда Тульской губернии. Он был внебрачным сыном помещика П.Ф. Розетти и его экономки, крестьянки Д.К. Иншаковой. Воспитывался сёстрами отца, своими тётями.

                    Детство Комарова прошло сначала в имении в деревне, а когда он подрос и пришло время учиться, тёти вместе с ним переехали в Тулу.

      Учился в частной школе А.Н. Конопацкого и реальном училище, затем в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества.

      А.Н. Комаров много работал, участвовал в выставках, иллюстрировал журналы и книги, выполнял различные заказы. Он много путешествовал. Посетил Швецию, Был на севере В Архангельской губернии, на Урале, в Астраханских степях, в Среденй Азии, на Алтае.

      Картины А.Н. Комарова украшают экспозиции и хранятся в фондах Государственного музея имени К.А. Тимирязева, Государственного Дарвинского музея, Зоологического музея МГУ, музея коневодства, Литературного музея и других музеев страны.    

       Алексей Никанорович иллюстрировал своими рисунками детские книги и журналы, в частности «Мурзилку», научные издания, например, книгу профессора В.Н. Шниткова «Звери и птицы нашей страны» , «Атлас промысловых зверей и птиц» и другие. А по учебникам, которые он иллюстрировал, учились миллионы детей. Сего рисунками выходили открытки, конверты марки, репродукции его картин печатались в газетах и журналах.

    В своих работах А.Н. Комаров достиг высокого мастерства, создав произведения непреходящей ценности. Ему было присвоено почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР»

   А.Н. Комаров умер 31 марта 1977г. похоронен в посёлке Пески Коломенского района Московской области.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...