Разработка урока по русскому языку по теме "Наши эмоции и их отражение в предложении"
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Бугаёва Светлана Ивановна

Разработка урока по русскому языку по теме "Наши эмоции и их отражение в предложении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashi_emotsii_i_ih_otrazhenie_v_predlozhenii.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Усожская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок русского языка в 5 классе

Наши эмоции и их отражение в предложении

Учитель: Бугаёва С.И. 

                                                                                                                                                     

  Тема урока:    Наши эмоции и их отражение в тексте

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цели урока:

1) предметные: знать виды предложений по интонации (восклицательные и невосклицательные) ;знать о пунктуационном оформлении повествовательных и побудительных восклицательных предложений; соотносить эмоциональную окраску предложений и цель высказывания; распознавать виды предложений по интонации; правильно пунктуационно их оформлять; интонационно верно произносить.

2) личностные: осознавать ответственность за произнесённое, умение чувствовать выразительность речи

3) познавательные: выполнять учебно– познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно – следственные связи, делать обобщения, выводы;

4) регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, операции, действовать по плану, оценивать свою работу, исправлять и объяснять ошибки;

5) коммуникативные: организовывать , осуществлять совместную деятельность в рабочих группах, задавать, слушать вопросы и отвечать на них.

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности учащихся: групповая, парная, самостоятельная, индивидуальная.

Оборудование: экран, проектор записи на доске, индивидуальные карточки.

Ход урока:

1.Оргмомент. Слайд №1

-  Я рада видеть всех вас на уроке. Давайте, друзья, улыбнемся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Я рада! Желаю успехов всем нам!

 2. Обобщение ранее изученного. Актуализация знаний. Слайд №2

1). Проверка домашнего задания.

1) работа по вопросам:

- Продолжите фразу: предложение – это…

- Грамматическая основа – это……

- По составу грамматической основы предложения бывают ……………

- По цели высказывания предложения бывают …………, ………… и ………….

Слайд №3

3. Постановка учебной цели.

-        Ребята, теперь посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что означает этот знак? Мы можем  увидеть его на лавочке в парке или на стене в помещении, о чем он нам сообщает? Слайд №4

(Здесь покрашено! Будь сторожен!)

- Молодцы! А какие это предложения по цели высказывания?

 (Первое предложение повествовательное. Оно сообщает о том, что здесь покрашено. Второе побудительное. Оно выражает совет.)

Слайд №5

- Хорошо, исходя из этих предложений, вы можете назвать тему нашего урока?

( Наши эмоции и их отражение в предложении. Восклицательные предложения.)

Слайд №6

- Какова цель нашего урока?

(Выяснить роль восклицательных предложений в речи)

- Молодцы. Запишите число и тему урока.

  4. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока Слайд №7

- Охарактеризуйте предложения по цели высказывания и интонации в первом столбике. В чем особенность предложений записанных справа?

Мы были в лесу.                                                                 Мы были в лесу!

Кто взял книгу?                                                                  Кто взял книгу?!

Прочитай книгу.                                                                 Прочитай книгу!

(Слева предложения по интонации невоскл., справа те же предложения по цели высказывания– воскл.)

- Как мы должны читать предложения справа?

- Запишем предложения справа в свои тетради.

-  Какой мы можем сделать вывод? Могут ли быть восклицательными любые предложения по цели высказывания? 

( Восклицательными могут быть любые предложения по цели высказывания. Они могут выражать чувства и в то же время сообщать о чем-либо, спрашивать или побуждать к действию.)

- А давайте проверим, правильно ли мы сделали вывод. Откройте учебник на стр 102 и  сравните свой вывод с учебником.

(Один ученик в это время работает со словарём, ищет значение слова эмоции)

- Ребята, а что такое эмоция? Давайте посмотрим, как это слово объясняется в словаре.

 Слайд №8

-Какие эмоции выражают данные предложения? Слайд №9-11

Графический диктант. 

- А теперь, чтобы закрепить полученные знания, мы с вами запишем графический диктант.  Я буду читать предложения, а вы записываете лишь знак препинания соответствующий концу предложения. Готовы?

Осень.  Красивые наши рощи осенью! Приходилось ли тебе бывать там на рассвете? Слышал ли ты хрустальный звон прохладного осеннего утра?

    Многие люди ходят в рощи дышать свежим воздухом. Попробуй и ты!

 

Взаимопроверка

- Давайте проверим, друг друга, верно ли вы отвечали. Поменяйтесь тетрадями. Слайд №12.

Физминутка. «У тети Моти»(музыка)

    7.Закрепление материала.

1. Тренировочные упражнения (распечатаны для каждого ученика. Работа в парах).

Запишите предложения, распределяя их в два столбика:

побудительные и повествовательные.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

(Н. Носов)

Проверка Слайд 13

2. Самостоятельная проверочная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между заз.леневших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж. .лища.

Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.

Проверка по эталону Слайд 14

8. Итог урока.

- Над какой темой работали на уроке? Каких предложений в нашей речи больше: восклицательных  или невосклицательных? Почему? Как вы считаете, чего мы достигли сегодня на уроке?

9.Домашнее задание:  написать мини-сочинение  (5-8 предложений. Определите их вид по цели высказывания.), на тему «Читать - это модно!».

 10 .Рефлексия.

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Я предлагаю вам закрасить одного из этих пушистиков соответственно вашему настроению от урока (листы с пушистиком у каждого на столах).

 Использованная литература:        

 «Уроки русского языка в 5 классе»  Е.И. Никитина, М. «Просвещение»

Русский язык 5 класс- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М. «Просвещение», 2011 г.

                                              Раздатка

Запишите предложения, распределяя их в два столбика:

побудительные и повествовательные.

Перестань сейчас же! От твоей музыки уши болят! Уходи отсюда со своей противной трубой! Я протестую! Нет такого правила, чтобы по два раза в день умываться!

 Самостоятельная проверочная работа.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Над предложениями укажите их вид по цели высказывания и интонации. Предложение, в котором выражена главная мысль этого текста, подчеркните.

Хорошо в лесу ранней весной. В полдень идеш.. по тр..пинке между заз.леневших деревьев. Но что это Лес огл..шается птич..им гомоном. Это п..рнатые сп..шат устроить свои ж. .лища.

Берегите птиц Не разоряйте леса и гнезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 11 классе: Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП.

Урок повторения и обобщения материала по теме: "Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в ССП", разбор заданий ЕГЭ....

Разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

В данном  материале  представлена разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме: "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными". Урок сопровождается слайдами по данной те...

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Осложненное предложение: однородные члены предложения" 8 класс.

Методическая разработка содержит:- план-схему урока;- технологическую карту урока;- конспект урока;- материал для заданий урока;- презентацию к уроку....

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе :«Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Скопление союзов при последовательном подчинении».

Цель урока : (учащиеся сами сформулируют в течение урока )Познакомить учащихся с трудными случаями пунктуации в СПП с последовательным подчинением.Тип урока: открытие нового знания. Урок пос...

Разработка урока по русскому языку в 9-м классе на тему:«Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными»

Разработка урока по русскому языку в 9-м классе на тему:  «Сложноподчиненное предложение  с несколькими придаточными»...