«Путешествие в страну Русского языка»
материал по русскому языку (5 класс) на тему

Силантьева Татьяна Юрьевна

Тема: КВН по теме «Путешествие в страну  Русского языка»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 5 класса , полученных  в ходе   

          изучения программного материала;

          развивать умения правильно и последовательно излагать свои мысли, логическое

          мышление;

          воспитывать любовь, уважение и интерес к русскому языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну

Русского языка»

5 класс

Тема: КВН по теме «Путешествие в страну  Русского языка»

Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся 5 класса , полученных  в ходе    

          изучения программного материала;

          развивать умения правильно и последовательно излагать свои мысли, логическое

          мышление;

          воспитывать любовь, уважение и интерес к русскому языку.

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Участники команд «Глагол» и «Прилагательное»  совершают увлекательное путешествие по улицам города «Грамматика» и выполняют предлагаемые учителем задания.

Слово учителя.

Мы начинаем КВН. Сегодня вместе с 2-мя командами мы совершим занимательное путешествие  и отправимся в Страну Русского языка.

 Ну, а какое путешествие без веселой песни:

(Участники мероприятия исполняют  песню под музыку песни «Улыбка»)

Любит КВН наш дружный класс

И устроит состязание сейчас.

Вот болельщики, а вот- жюри.

Путь к победе труден, что ни говори.

Нам доверено с тобой провести нелегкий бой,

Чтобы разум и находчивость проверить,

Ты богат, родной язык,

Ты могуч, родной язык,

Ты наш друг, и в это все мы будем верить.

Учитель:Вы старались на уроках овладеть тайнами языка как можно лучше. И ваши знания, смекалка и находчивость помогут вам выдержать испытания, которые ждут вас в необыкновенной Стране.

-Ребята, а как называется главный город любой страны?

-Столица.

Учитель: В нашей КВНской стране главный город называется Грамматика.

 Строгие параграфы охраняют культуру языка его жителей. Они распахнут перед вами ворота после достойного приветствия команд.

(Доска закрыта. На ней изображены сказочные ворота, закрытые на замок. Ворота охраняют грозные стражи-Параграфы.)

Итак, слово капитанам.

- Наша команда носит название части речи, без которой жизнь на земле замерла бы и остановилась. Только благодаря ей солнце светит, дети учатся, люди улыбаются, жизнь продолжается. Эта часть речи обозначает действие предмета и отвечает на вопросы:

Команда (хором):

Что делать?

Что сделать?

Учащимся школ?

На эти вопросы

Ответит глагол.

Капитан 2-ой команды:

-Наша команда носит название одной из частей речи, без которой наша жизнь не была бы столь прекрасной. Благодаря этой части речи утро становится солнечным, ветерок легким и добрым, а настроение праздничным. Она обозначает признак предмета и отвечает на вопросы – какой? чей?

1 голос: Имя прилагательное

Мы с тобой дружны.

2 голос: Признаки предметов

Знать мы все должны.

3 голос: Солнечное утро,

Праздничная ель,

4 голос: Вкусные конфеты,

Мой родной портфель.

Учитель: Ваше приветствие понравилось стражам- параграфам, и они распахнули перед вами ворота в город Грамматика.. Перед нами открывается площадь Знаков Препинания.

(Инсценировка стихотворения С.Я.Маршака «Знаки препинания». На груди у детей большие эмблемы со знаками препинания)

Автор № 1: У последней точки

На последней строчке

Собралась компания

Знаков препинания.

Автор № 2: Прибежал Чудак-

Восклицательный знак.

Никогда он не молчит

Оглушительно кричит.

Восклицательный знак: Ура! Долой!

Караул! Разбой!

Автор № 1: Притащился кривоногий

Вопросительный знак.

Задает он всем вопросы.

Вопросительный знак? Кто?

Кого? Откуда? Как?

Автор № 2:Явились запятые,

девицы  завитые.

 Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Автор № 1: Прискакало двоеточие.

Автор № 2:Прикатило многоточие.

Хором: И прочие, и прочие,

и прочие..

Автор № 1: Заявили запятые:

Запятые: Мы особо занятые,

Не обходится  без нас

Ни диктовка, ни рассказ.

Тетя точка с запятой: Если нет

над вами точки,

Запятая – знак пустой!

Автор № 2:Отозвались с той же

Строчки

Тетя  точка с запятой,

Автор № 1:Двоеточие, мигая,

Закричало:

Двоеточие: Нет! Постой!-

Я важней, чем запятая или

Точка с запятой.

Потому что я в два раза

Больше точки одноглазой,

В оба глаза я гляжу:

За порядком я слежу,

Многоточие: Нет.

Автор № 2:Сказало многоточие,

Еле глазками ворочая,-

Многоточие: Если вам угодно знать,

Я важней, чем прочие,

Там, где нечего сказать,

Ставят многоточие…

Автор № 1: Вопросительный знак удивился:

Вопросительный знак: То есть как?

Автор № 2:Восклицательный знак

Возмутился:

-То есть как!

Точка: Так, сказала точка,

точка-одиночка

Мной кончается рассказ,

Значит я важнее Вас.

Учитель: Как видим, поспорили Знаки препинания. Какова же их роль в нашей речи? Что об этом думают наши команды?

Задание № 1.

(Командам предлагаются тексты, в которых необходимо указать границы предложений и расставить знаки препинания. Команде «Прилагательные»)

Солнце сияло так ярко, что облака зажмурились и морщили нос. Учительница – фея загорала, художница Прилагательное раскрашивала  деревья в парке. Юлька пыталась залезть на свежевыкрашенную березу, пока учительница не видит,которая так и назвалась: «Моя любимая часть – речи – тетенька Имя Прилагательное».

Команде «Глагол»

…И вдруг Глагол замер на месте и уставился в газету.

- И что же мы стоим? Ведь сегодня на стадионе финальный матч!

-Финальный матч чего?- поинтересовались Апельсины.

-Игры в бум-блюм, конечно! Играют красные мордики против желтых мордиков…

-А почему одни желтые, а другие красные?

-Желтые- это не мордики которые в школе на «3» учатся.Они от досады желтые.

-А красные мордики- двоечники. Они от стыда красные.

(Тексты даются без знаков препинания и границ предложений. Учащиеся выполняют задания. Жюри оценивает работы)

Учитель: О ваших успехах стало известно самой принцессе Пунктуации. Она прислала свой Высочайший указ:

Соблаговоляю разрешить путешествии по сказочной стране, так как учащиеся уважают правила Пунктуации и их Казнить нельзя, помиловать!

(На доске написано: Казнить нельзя помиловать)

(Учитель предлагает участникам команд поставить запятые в указе по своему усмотрению и объяснить свой выбор. Затем важно объяснить роль маленькой запятой)

-Мы идем дальше по улице, где Буквы-Знаки, какБойцы на парад.

В строгом порядке построены в ряд

Каждый в условленном месте стоит

И называется все Алфавит.

Но что это? Тупик ошибок. Посмотрите на деревья, которые здесь растут. Они раскиды-вают свои цепкие ветки-руки и приглашают отведать «двоечных плодов».

Чтобы выбраться из Тупика ошибок, нужно выполнить задание. Сначала шуточное, для разминки.

Задание № 2

Команде «Глагол»

  1. Закричал охотник «Ой! Двери гонятся за мной!» (Звери)
  2. На виду у детворы  Крысу красят маляры. (крышу)
  3. Посмотрите-ка , ребята, Баки выросли на грядке. (Маки)
  4. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

«Там ползет зеленый лук с длинными ушами»  (жук, усами)

  1. Тает снег. Течет ручей. На ветках полно врачей.  (грачей)
  2. Мы собрали васильки, у нас на головах щенки .   (венки)
  3. Врач напомнил дяде Мите:

«Не забудьте об одном-

Обязательно примите

10 цапель перед сном»   (капель)

Команде «Прилагательное»

Кто? Что?

  1. Миша дров не напилил, речку кепками топил.   9печку)
  2. Синеет море перед нами, летают майки  над волнами.   (чайки)
  3. Говорят, один рыбак

В печке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (речке, сом)

  1. Сели в ложку и –айда! По реке туда-сюда.   (лодку)
  2. На волке сметана, творог, молоко,

И рад бы поесть, да достать нелегко.   (полке)

  1. На болоте нет дорог. Я по кошкам – скок  да скок.   (кочкам)
  2. Забодал меня котел, На него я очень зол.    (козел)

(Ученики выполняют задание. Жюри оценивает  работу. Учитывается время выполнения)

Задание № 3

Учитель:А теперь серьёзная работа. Задание команде « Глагол» показать  знание правописания НЕ с глаголами.

(Не ) жалеть; (не)закроет; (не)висит; (не)доумеваю; (не)видел; (не)годует; (не)забывай; (не)навидим; (не)мог.

Учитель: Задание команде «Прилагательное». Исправить ошибки. Показать знание правописания кратких прилагательных.

Кипуч(ь), тощ(ь), могуч(ь), пахуч(ь), трескуч(ь), неуклюж(ь),зловещ(ь), блнстящ(ь), широкоплеч(ь).

(Жюри оценивает работу)

Учитель: Выбравшись из Тупика Ошибок, мы сразу же попадаем на Падежный проспект. Здесь живет Лежебокин, который с падежами дружить не хочет. (Выходит Лежебокин и роассказывает стихотворение Г.Траубина« Ленительный падеж»)

Спросили Лежебокина:

-А ну-ка расскажи,

За что  так ненавидишь ты,

Не любишь падежи?

Давным-давно все школьники

Их знают назубок

Их за 2 года  выучить

Лишь ты один не смог.

Ответил он рассержено:

-В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена,

Ведь я Творительный

Нарочно не учу:

Трудиться, а тем более

Творить, я не хочу.

Такой падеж как Дательный

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я,

Чтобы не учить урок,

Приходится выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости

Всегда меня винит.

-Да, переделка, кажется,

Серьёзная нужна.

А сам ты смог бы новые

Придумать имена?

-Давно придумал:

Взятельный,

Грязнительный,

Лежательный,

Грубительный,

Ленительный,

И, наконец, Предложный.

Учитель:Лежебокин не любит падежи, а вы? Давйте выполним задание и посмотрим, дружны ли вы с падежами.

Задание № 4

Прочитай шуточное стихотворение, определи падежи существительных.

(Задание команде «Глагол»)

У норы добычи ждёт,

Притаившись, серый кот.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от кота.

А теперь и за версту

Не приблизится к коту.

Крыса старая – и та,

Видя грозного кота,

Убежит в нору под дом,

Чтоб не встретиться с котом.

Там сидит и в темноте

Вспоминает о коте.

(Команде  «Прилагательное» Определить падеж  слова «счастье».

Счастье в воздухе вьётся, а в руки не дается.

Человек создан для счастья, как птица для полета.

Великая радость – дарить людям счастье!

Герои сказок отправляются за счастьем в трудный путь.

Человек живет с мечтой о счастье.

(Ученики выполняют задание. Члены жюри подводят итоги, комментируют, оценивают)

Учитель: С Проспекта Падежей поворачиваем в сквер  Склонений. А чтобы в нем не заблудиться , поиграем в игру «Кто быстрей?»

Задание № 5

Учитель: Это переулок Ударений. Давайте пройдемся  по нему, выполняя следующие задания. Поставьте ударение в словах.

1.Команде «Глагол»

Библиотека, документ, столяр, средства, щавель, километр, шофер, магазин, инструмент, кафель.

2.Команде «Прилагательное»

Фарфор, свекла, айкидо, баловство, впихнуть, гористы, жалюзи, избалованный, курлыканье, наискось.

(Учитель подводит итоги, комментирует. Жюри оценивает работу)

Учитель: Мы продолжаем путешествие по городу Грамматика.. Нас ждет Новостройка. Что здесь строят? А строят слова. Давайте вспомним, как называется строительный материал, из которого строят слова?

-Правильно, морфемы.

- А из каких морфем состоят слова?

(Инсценированное чтение стихотворных правил)

Корень слова –главная значимая часть

Родственные связи дарят власть.

Выясни умело линию родства –

Однокоренные подбери слова.

За корнем Суффикс

Обогрел местечко,

Не словом угодил,

А лишь словечком.

Река большая превратилась в речку,

Лес в лесника,

А печь – всего лишь в печку.

У Корня в недругах, представь-ка,

Есть дама гордая – Приставка,

А злит она его одним:

Стоит лишь только перед ним.

Та слова часть, что изменяется,

Окончанием называется,

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

Задание № 6

Учитель: Сейчас вы будете строителями. Будем строить слова.

Команде «Глагол»

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание

Полученное слово

Залез

Расписка

Полоскать

Полет

занос

Приготовить

Садик

Наказать

Краски

Морозец

Ночка

Кол

Визжать

Дочка

горка

Коса

Звезда

Мел

Папа

листочки

Команде «Прилагательное»

приставка

Корень

суффикс

окончание

Полученное слово

Бессонница

Отец

Соль

Подпрыгнул

набег

Смертный

Дворник

Скворечник

Свеча

Хлебушек

Лесной

Садовый

Дедушка

Умник

сырник

Осиновый

Дежурный

Корка

Тень

лень

Задание № 7

Учитель: Дорога привела на улицу «Морфология». Кто живет здесь?

-Части речи.

Давайте расселим слова из данных предложений по квартирам «Морфологии».

Команде «Глагол».

Существи-тельное

Прилага-тельное

глагол

Местои-мение

наречие

предлог

союз

частица

Предложение: Ветер сорвал  номера с  домов,и слова не могут попасть домой, испуганно бегают от квартиры к квартире.

Из данного текста произвести морфологический разбор одного глагола.(на выбор)

Команде «Прилагательное».

Предложение: Пушкин в Михайловском всегда имел  под рукой тетрадь для различных записей  и наблюдений.

Существи-тельное

Прилага-тельное

глагол

Местои-мение

наречие

предлог

союз

частица

Произвести морфологический разбор прилагательного из текста.

Учитель и жюри подводят итоги , награждают победителей дипломами Знатоков Русского языка.

Выразительное чтение стихотворения учащимся Александра Шибаева.

В день солнечный июльский-

Цветы, цветы вокруг!..

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Иду тропинкой узкой-

Деревья до небес!

Могуч мой русский,

Как этот русский лес.

И в радости. И в грусти-

Он всякий час со мной,

Родной язык мой русский,

Как Родина, родной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заключительный урок русского языка в 5 классе "Путешествие в страну русского языка"

Тема урока:     Повторение основных разделов русского языка за курс 5 класса.    Цели:    -проверить знания детей по основным разде...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РУССКИЙ ЯЗЫК НА БОРТУ КОРАБЛЯ «БРИГАНТИНА»

Данная методика основывается на игровой деятельности. Она предполагает, что на уроках русского языка  учебнывй материал будет изучаться в форме путешествия на борту корабля "Бригантина"....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в Страну Русского Языка"

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку предназначено для учащихся 7 класса. его можно провести в рамках Недели русского языка в школе....

Презентация по русскому языку 5 класс "Путешествие по стране Русский язык".

Данную презентацию можно использовать как на уроке русского языка, так и во внеклассной работе....

Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...