Конспект урока "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Шишкина Варвара Олеговна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx47.05 КБ
Файл rabochiy_list_uroka.docx33.25 КБ
Файл razdatochnyy_biatlon.docx15.64 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Мотивационный этап.

Давайте вспомним, что же такое наречие, что это за часть речи?

(наречие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая, старательно выполнять) или признак другого признака (крайне холодный, весело смеющийся, очень ярко).  

В предложении наречие обычно является обстоятельством и отвечает на вопросы: Как? Куда? Когда? Где? Почему? Для чего? В какой степени?

Наречие чаще всего относится к глаголу и показывает, как, где, когда, с какой целью, по какой причине происходит действие. 1. Он живёт весело. 2. Мы живём по-новому. 3. Работай всегда аккуратно. 

Реже к прилагательному, причастию, деепричастию и другому наречию  (Всегда приветлив. Всюду известный. Очень старательный.Очень хорошо учится. Весьма охотно работает)


    Наречие
не изменяется (не склоняется и не спрягается). Следовательно, у наречия нет и не может быть окончания.

  1.  Прочитайте этот текст. Скажите, вы поняли, о чем идет речь?

Мой друг - Дима. Он рисует меня, пишет диктанты. Но зато я решаю задачи, играю в шахматы. И Дима, и я умеем рассказывать.

На самом деле, в этом тексте пропущены слова. Посмотрите, какие это слова?

Мой друг - Дима. Он рисует лучше меня, грамотнее всех пишет диктанты. Но зато я быстрее решаю задачи, лучше играю в шахматы. И Дима, и я умеем интереснее всех рассказывать.

Что изменилось? Какой вывод мы можем сделать? Какой делают нашу речь наречия? (точной, образной, выразительной)  Можно ли обойтись без наречий в нашей речи?

  1. Сквозь  волнистые  туманы

Пробирается  луна,

На  печальные  поляны

Льёт  печально  свет  она.

Найдите в предложении однокоренные слова, определить их часть речи.

печальные – прилагательное, относится к существительному «поляны», отвечает на вопрос Какие?; обозначает признак предмета;

печально – наречие, относится к глаголу «льёт», отвечает на вопрос Как?; обозначает признак действия.

- определите разряд прилагательного и наречия

 (качественное прил., наречие образа действия)

– Как мы определили разряд прилагательного? (по вопросу и по тому, что у качественных прилагательных есть степень сравнения)

-Выпишите из четверостишия прилагательное. Образуйте от него все возможные степени сравнения.

простая

составная

сравнительная

-ее, -ей, -е, -ше

Прилагательное +  более/менее

превосходная

-айш-, -ейш-

 Прилагательное + самый\наиболее  

Проверим наши размышления

Печальные (поляны) – печальнее (простая сравнительная)

                                           печальнейшие (простая превосходная)

                                           более печальные (составная сравнительная)

                                           самые печальные (составная превосходная)


А теперь попробуем образовать степени сравнения наречия «печально».

Рассуждаем так:

Сегодня луна льёт свет …, чем вчера

Печально - печальнее (простая сравнительная)

                      более печально (составная сравнительная)

                      печальнее всех  (составная превосходная)

. (проверим)

- Какую степень сравнения наречий не образовали? (простую превосходную)

- Какой вывод можем сделать?

(вывод: образование степеней сравнения наречий похоже на образование степеней сравнения прилагательных, но у наречий нет  простой превосходной степени, всё остальное сохраняется)

Итак, как вы думаете, о чем же мы с вами сегодня будем беседовать? (о степенях сравнения наречий). Записываем тему урока: Степени сравнения наречий.

Составим план темы.

  1. Сколько степеней сравнения есть у наречий
  2. Какие это степени сравнения
  3. Как они образуются
  4. У какой части речи есть степени сравнения. Чем отличается образование степеней сравнения прилагательного от наречия.
  1. Содержательная часть.

  1. Объяснение нового материала.

Давайте определим как образуются степени сравнения у наречий.

C:\Users\varenik\Desktop\i_015.png

  1. первичное закрепление

Биатлон.

Образовать (по очереди)

Сравнительная простая

тихо

Тише

быстро

Быстрее

громко

Громче

низко

Ниже

редко

Реже

Сравнительная составная

плавно

Более плавно

высоко

Более высоко

красиво

Более красиво

удобно

просто

Превосходная составная  

тонко

Тоньше всех

ярко

Ярче всех

твёрдо

Тверже всех

строго

Строже всех

широко

Шире всех

  1. Выполняют на листке. Дают на проверку соседу.

Наречие

Сравнительная

Превосходная

простая

составная

составная

печально

интересно

звонко

низко

строго

  1. Исправьте ошибки

Ключевая вода более чище, чем речная.

У младшего брата голос более звонче, чем у старшего.

Ольга была более моложе Татьяны.

В последнее время более лучше обстоят дела с дисциплиной. 
Это собрание прошло более организованнее, чем предыдущее. 
Наша цель - показать наиболее лучшие выступления фигуристов. 
Этот рассказ был написан довольно раньше. 
Сейчас мы будем изучать эту проблему более подробнее.

  1. Психологическая разгрузка. 

Физкультминутка

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, повернитесь влево, развернитесь направо, тихо сядьте за парту.

 - Сколько наречий встретилось в тексте физкультминутки? (8)

Объяснение нового материала

  1. Круги Эйлера. (РИСУЮ НА ДОСКЕ!)Заполните круги на тему «Что общего и чем отличаются наречия и прилагательные»
  2. Распределите по столбикам. В левый – наречия

В правый – прилагательные

Замесить гуще – каша была гуще,

Копать глубже – озеро стало глубже

Двигаться медленнее – движения стали медленнее

Идти увереннее, голос стал увереннее

Шаги стали осторожнее – прикасаться осторожнее,

Раздается реже – лес стал реже.

Блок 5. Головоломка.

  1. «Мозговой штурм» - написать как можно больше наречий к картине «Битва при Кагуле»
  2. Интеллектуальная разминка.

Написать рассказ, используя наречия в сравнительной степени (можно все вместе, а домой – написать про …).

Айвазовский «Чесменский бой» или «Экскурсия в Эрмитаж»

Темы: «Как я иду домой со школы, если получил 2»

«Как я иду домой со школы, если получил 5»

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Замените фразеологизмы наречиями.

Поговорим с глаза на глаз (наедине)

Жили душа в душу (дружно)

Все делает шиворот навыворот (наоборот)

Черепашьим шагом (медленно)

Рукой подать (близко)

Работал не покладая рук (усердно, старательно)

Спустя рукава (плохо)

Бок о бок (рядом)

Кот наплакал (мало)

Яблоку негде упасть (тесно)

Рефлексия

метод пяти пальцев по зайверту

Подведем ИТОГИ урока. Что нового узнали. Выставление оценок.

- Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

- Удалось ли нам её достичь?

- Как бы вы оценили свою работу?

М (мизинец) — МЫСЛИ, знания, информация. Что нового я сегодня узнал? Какие знания приобрел? В чем возросла моя компетентность, усилился профессионализм? Какие новые и важные идеи сегодня меня озарили?

Б (безымянный) — БЛИЗОСТЬ к цели. Что я сегодня сделал и чего достиг?

С (средний палец) — СОСТОЯНИЕ духа. Каким было сегодня мое преобладающее настроение, расположение духа? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией?

У (указательный) — УСЛУГА, помощь, сотрудничество. Чем я сегодня помог другим? Познакомился ли я с новыми людьми? Улучшились ли мои взаимоотношения?

Б (большой палец) — БОДРОСТЬ, физическое состояние. Что я сделал сегодня для моего здоровья, поддержания моих физических сил? Что позволило отдохнуть, восстановить силы? Что сделано сегодня мною для поддержания здоровья, физической формы?



Предварительный просмотр:

Рабочий лист урока

Фамилия, имя учащегося ____________________________________________

Дата урока  ________________________________________________________

Тема урока ________________________________________________________

Задание 1. Образуйте степени сравнения наречий (3 балла):

Наречие

Сравнительная

Превосходная

простая

составная

составная

печально

интересно

звонко

низко

строго

                       

                                                                                                Оценка: _____________

                            Прилагательное                                   Наречие

Задание 2. «Наречие или прилагательное?» (2 балла)

Замесить гуще – каша была гуще

Копать глубже – озеро стало глубже

Двигаться медленнее – движения стали медленнее

Отец моложе – выглядеть моложе

Шаги стали осторожнее – прикасаться осторожнее

Брат выше – прыгнул выше.

                       

                                                                                                Оценка: _____________

Задание 3.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оценка за урок:        



Предварительный просмотр:

Сравнительная простая

Тихо

Быстро

Громко

Низко

Редко

Сравнительная составная

Плавно

Высоко

Красиво

Удобно

Просто

Превосходная составная  

Тонко

Ярко

Твёрдо

Строго

Широко

БИАТЛОН



Предварительный просмотр:

ТЕМА:

ТАБЛИЦА 1. Образуйте простую сравнительную степень наречий хорошо, плохо, мало

Хорошо

Плохо

Мало

ТАБЛИЦА 2.

 

сравнительная

превосходная

 

простая

составная

простая

составная

печально

 

 

 

 

интересно

 

 

 

 

звонко

 

 

 

 

низко

 

 

 

 

строго

 

 

 

 


ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ                               НАРЕЧИЕ

 

Замесить гуще – каша была гуще

Копать глубже – озеро стало глубже

Двигаться медленнее – движения стали медленнее

Идти увереннее, голос стал увереннее

Шаги стали осторожнее – прикасаться осторожнее

Раздается реже – лес стал реже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...