Главные вкладки

    Конспект урока по чтению "Знакомство со звуком и буквой "Й".
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Марченко Елена Николаевна

    Конспект разработан для учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями развития.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bukva_y.docx23.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  открытого урока

    учителя 6 Ж класса Марченко Е.Н.

    по предмету чтение

    Тема: «Знакомство со звуком и буквой «й»

      Предмет: чтение.

      Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.

      Номер урока по теме: 1

      Тип урока: сообщение новых  знаний.

      Цель урока: познакомить учащихся со звуком и буквой Й, учить детей выделять звук и букву Й в начале слова.

      Задачи:

      - образовательные:

     - познакомить учащихся со звуком и буквой Й;

      - упражнять в правильном произношении звука Й;

      - учить соотносить образ буквы со звуком;

      - учить находить букву Й в ряду других букв;

      - учить детей выделять звук и букву Й в начале слова;

      - коррекционные:

      - развитие фонематического слуха посредством выделения звука Й в начале слова;

      - развитие внимания, памяти посредством нахождения образа буквы среди других букв;

      - коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;

      - развитие пространственной ориентации;

      - развитие мелкой моторики путём закрашивания буквы Й.

      - воспитательные:

      - воспитание культуры поведения;

    - отработка навыка коллективной (фронтальной) работы на уроке;

    - развитие навыков самоконтроля и самооценки.

      Демонстрационный материал:

      -презентация 

      Раздаточный материал:

      -Карточки и полоски синего цвета,

      -индивидуальные карточки с заданиями.

                            Ход урока.

    Этапы и приемы

    работы

    Цели этапов

    урока

    Деятельность учителя

    Деятельность

    учащихся

    Примечания

     Организацион

    ный

     момент.

     мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника

    Звенит звонок весёлый,

    Вошёл учитель в класс.

    И вот притихла школа:
    Настал урока час.
    Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня.

    Дети выполняют инструкции учителя.

    Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока.

    Ориентиров

    ка во              времени.

    Коррекция

    ориентировки во

    времени (уточнение числа, дня недели, месяца,времени года,названия урока.)

    Давайте еще раз вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели и время года, какой сейчас будет урок

    Сегодня 25 апреляя,

    среда, урок чтения.

    Если дети затрудняются с ответами на вопросы, обратить их внимание на календарь погоды.

    Артикуляционная гимнастика.

    Развитие артикуляционного аппарата, повторение пройденных букв.

    - Ребята, сегодня к нам на урок чтения пришли гости.

    - Давайте скажем нашим гостям, в каком классе мы сейчас учимся?

    - В 6 классе мы уже выучили много букв. Покажите, как хорошо вы знаете буквы.

    - Посмотрите на экран и назовите буквы чётко и красиво.

    - в 6 Ж классе.

    Учащиеся хором называют буквы: А, У, О, И, М, С, Б, Р.

    Слайд №1.

    На экране появляются по очереди буквы.

    Учитель следит за правильной артикуляцией.

    Сообщение нового

    материала.

    Знакомство со звуком и буквой Й. Выделение звука Й в начале слова, соотнесение звука Й с буквой.

    - Молодцы! Вы хорошо запомнили буквы.

    - А сейчас я загадаю вам загадку про одну букву, а вы попробуйте отгадать.

    На калитку посмотри.

    Ты увидишь букву ….?

    - Посмотрите на картинку. Это калитка.

    - На что похожа калитка?

    - Правильно. Посмотрите: палочка, палочка и палочка наискосок.

    - У буквы и замёрзли ушки,

      Ветер шляпку сдул с макушки.

    - Посмотрите, есть ли шляпка у буквы И?

    - Буква шляпку отыскала.

      Сразу другой буквой стала.

    - Посмотрите, вот ещё одна калитка. Палочка, палочка и палочка наискосок. Получилась буква И. Но буква И надела шляпку и стала она назывться буквой Й или И краткая.

    - Послушайте, как правильно  называется эта буква. Нужно  улыбнуться и быстро сказать: «Й». Давайте вместе назовём эту букву.

    -Сегодня мы с вами познакомились с новой буквой  

     Й.

    -Посмотрите, у нас на экране две буквы. Как они называются?

    -Давайте назовём эту букву: «И». Мы знаем, что букву И можно петь. Давайте её споём: «И-и-и».

    - А теперь давайте назовём нашу новую букву: «Й».

    А теперь давайте то же попробуем её спеть: «Й».

    -Получилось?

    -Букву Й петь нельзя. Когда мы поём, мы тянем букву, а букву Й надо говорить быстро, то есть кратко, её тянуть нельзя. Поэтому букву и назвали И краткое. Обе буквы очень похожи, только буква И без шляпки и её можно петь, а буква Й со шляпкой и её нельзя петь.

    - Эти буквы очень похожи, только буква И без шляпки, буква Й надела шляпку.

    -Мы уже умеем складывать букву И из палочек. Давай попробуем сложить букву «Й» из палочек. Посмотрите на экран.

    -У вас тоже есть палочки. Сложите свою букву «Д».

    - Какая буква у тебя получилась?

    - Посмотрите, у вас на партах карточки. Вы узнали нашу новую букву «Й»? Давайте её закрасим.

    - Посмотрите на доску. На доске много разных букв. А буква Й тут есть? Где же она?

    -Рома, иди к доске и подчеркни новую букву Й.

    Молодец. Правильно Рома подчеркнул букву й?

    Трудно запоминать новые буквы? Устали?

    Давайте немного отдохнём и разомнёмся.

    - И.

    - На букву И.

    - Шляпки нет.

    Учащиеся вместе с учителем произносят  «Й-Й-Й»

    Учащиеся по очереди называют букву.

    - буква И и буква Й.

    - И.

    - И-и-и.

    - Й.

    -Й.

    -Нет.

    Учащиеся складывают букву из палочек по образцу.

    -Буква «Й».

    Учащиеся выполняют задание.

    На доске буквы:

    А Й М Й И С Й Й Н Й

    Игорь проверяет Рому.

    Слайд №1

    На экране пооперационно из полосок складывется буква И, накладываясь на рисунок «калитка».

    На экране ещё раз пооперационно из полосок складывется буква И, накладываясь на рисунок «калитка». Затем над буквой появляется рисунок «шляпка».

    На экране слайд №3

    По возможности учащиеся осуществляют контроль артикуляции в зеркале.

    Слайд №2.

    Учитель, по необходимости, помогает.

    Физминутка.

    Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики.

    Кто работал? Кто устал?

    Перерыв для вас настал.

    Мы хотим построить дом,

    Что б уютно было в нём.

    Инструменты мы возьмём

    И строительство начнём.

    Молоточком мы стучим-

    Дом построить мы хотим.

    Тук да тук, тук да тук-

    Раздаётся громкий звук.

    Приходите к нам друзья-

    Жить без дружбы нам нельзя.

    Вот какой хороший дом.

    Дружно жить мы будем в нём.

    Учащиеся повторяют движения за учителем.

    Учитель показывает движения учащимся.

    Самостоятельная работа учащихся.

    - Выделение буквы  Й

    среди других букв.

    -Продолжаем урок.

    - Как называется наша новая буква?

    -Буква И или И краткая. Она похожа на букву И, только со шляпкой.

     -Посмотрите, у вас на столе карточки  с буквами.

    -Игорь, прочитай эти буквы.

    -Возьмите карандаш, найдите  и подчеркните  нашу новую букву «Й».

    - Молодцы, все хорошо посторались.

    -буква Й.

    Игорь читает буквы.

    Учащиеся выполняют задание.

    Учитель, по необходимости, помогает.

    Сообщение новых знаний.

    - Выделение звука и буквы «Й» в словах, соотнесение звука «Й» с буквой.

    -Какую букву мы подчеркнули?

    -Ребята, посмотрите на экран. Что это за флакончик нарисован? Что же в нём. Посмотрите это медицинский препарат. На нём написано «йод».

    Кто знает, зачем нужен йод?

    - Да, если кто-то поранится, ранки нужно смазать йодом. На флаконе всегда есть надпись. У нас то же написано слово «йод». Посмотрите, есть ли в слове «йод» буква «й»?

    -Вот она, буква Й стоит в начале слова. Й-ЙОД.

    -Посмотрите, а что в этой баночке?

    - В этой баночке вкусный и полезный йогурт. На баночке так и написано «йогурт».

    - Есть ли в слове «йогурт» буква «Й». Покажите её.

    -Правильно, слово «йогурт» начинается на букву «Й».

    -Посмотрите, кто это?

    - Здесь написано слово «зайка».

    - А есть ли у зайки буква Й?

    - Посмотрите, а в слове «зайка», то же есть буква «Й», она стоит в середине слова?

    -Зайке скучно одному он позвал к нам своих друзей. Давайте посмотрим, сколько зайчиков к нам пришли? Посчитайте.

    - Рядом написано слово «зайки». Давайте, в этом слове то же найдём букву Й.

    - Буква Й стоит в середине слова.

    - Букву «Й».

    - Йодом смазывают ранки.

    -В слове «йод» есть буква Й.

    -Йогурт.

    Учащиеся выделяют букву «Й» в словах «йод», «йогурт»,  «зайка», «зайки», «майка», «сарай».  

    - Это зайка.  

    -Да.  

    -Пять.                                                              

    Слайд №4.

    Слайд №5.

    Слайд №6

    Слайд №7

    Физминутка.

    Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда, совершенствование общей моторики.

    Под песню «На полянке зайки танцевали».

    Учащиеся выполняют движения по показу учителя.

    Презентация.

    Сообщение новых знаний.

    - Выделение звука и буквы «Й» в словах, соотнесение звука «Й» с буквой.

    -Молодцы, зайки. Мы уже знаем, что в слове  «зайка» есть звук Й.

    -Посмотрите, а сейчас, что нарисовано?

    -Вот слово «майка». А этом слове есть буква Й?

    -Буква Й стоит в середине слова.

    -Майка.

    -Да.

    Самостоятельная работа учащихся.

    - Выделение буквы  «Й» в словах.

    - Посмотрите на свои карточки. Что там нарисовано?

    - Возьмите карандаши и подчеркните все буквы «Й» в словах.

    - Какую букву вы подчеркнули?

    - Да, вы хорошо постарались.

    - Йод, йогурт, зайка, майка.

    Учащиеся выполняют задание.

    - Букву «Д».

    Учитель, по необходимости, помогает.

    Итог урока.

    Оценка работы учеников на уроке.

    - Наш урок  заканчивается.

    - С какой буквой вы сегодня познакомились?

    Вы хорошо потрудились на уроке, вы все были молодцы, старались выполнять задания.

    - Дома вы продолжите изучать букву «Й». Домашнее задание у вас на карточках.

    - С буквой «Й».

     

    Индивидуальные карточки.

       

               

                                                                                                                                                                               

                                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по физике Мир звуков

    Урок проводится в 9 классе при изучении темы «Механические колебания и волны» по образовательной программе Е.М. Гутник, А.В. Перышкин Физика 9 класс.Цель урока: Сформировать у школьников целостн...

    Конспект урока на тему:"Дифференциация звуков ч, щ в словах и словосочетаниях"

    Логопедическое занятие для обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных классов VIII вида...

    Конспект урока "Использование анимации и звука в презентации"

    Цель урока: получить представление об анимации, научиться создавать, настраивать и использовать анимацию и звук в презентации.Задачи урока:Образовательные: 1.  дать учащимся общее представле...

    конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"

    конспект урока в 5 классе "ЗВУКИ И БУКВЫ. АЛФАВИТ"...

    Конспект урока "Гласные и согласные звуки"

    Конспект урока "Гласные и согласные звуки" 5 класс...

    Конспект урока "Произношение" 1 класс звук и буква Ц

    Конспект урока по теме "Звук и буква Ц"  для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в 1 классе...