Рабочая программа элективного курса
элективный курс по русскому языку (9 класс) на тему

Жаркой Нина

рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса (подготовка к ГИА)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шарагольская средняя общеобразовательная школа»

671835, Республика Бурятия, Кяхтинский район, с. Шарагол, ул. Октябрьская, 20, 8 (30142) 37-1-10 e-mail: sharagolshkola@gmail.com

 «Рассмотрено»

Руководитель МО

_______/Соковикова Н.Д./

                 ФИО

Протокол №_____от

«____»________ 20__ г.

«Согласовано»

Заместитель

директора школы по УВР

_______/Цыдыпылова Л. А./        

                      ФИО

«_____»____________20 __г.

«Утверждаю»

Директор школы

__________/Богданова Н.Б./

                       ФИО

Приказ №     _____    от

«_____»____________20 __ г.

Рабочая программа элективного курса

по русскому языку для 9 класса

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему»

Составитель: учитель русского языка и литературы

Жаркой Н.В.

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа элективного курса «Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему» по русскому языку составлена для 9 класса
  2. На основе Примерной программы основного общего образования; Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
  3. Элективный курс по русскому языку входит в образовательную область «Филология»
  4. Основной целью курса  является формирование коммуникативной компетенции, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь, обрабатывать информацию и создавать собственные высказывания и в конечном итоге – подготовка к успешной сдаче экзамена в новой форме – форме ГИА.

          Наряду с этим данный курс решает следующие задачи:

  1. закрепить и углубить знания о тексте, его признаках и строении;
  2. развивать навыки письменно передавать обработанную информацию и создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста;
  3. углубить знания о таком типе речи как рассуждение, его строении;
  4. воспитывать культуру доказательного аргументированного рассуждения;
  5. развивать умения аргументировать свои мысли и утверждения, используя прочитанный текст;
  6. отрабатывать навыки самопроверки и самооценки;
  7. развитие у учащихся самостоятельности и способности к самореализации

  1. Характеристика элективного курса

Курс создает условия для развития общеучебных умений: информационных (нахождение, переработка и использование информации); интеллектуальных (умение строить рассуждения - доказательства разных видов, приводить убедительные аргументы и примеры); коммуникативных (точно, логично и образно выразить свои мысли в письменном высказывании, соблюдая нормы языка); организационных (владение средствами самоконтроля и самооценки своей деятельности).

Программа предусматривает использование различных видов индивидуальных и групповых заданий, что направлено на формирование навыков не только самостоятельной работы, но и работы в группе.

  1. Количество учебных часов - 17.
  2. учебно-методический комплект

- Русский язык, 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, и др. –М,: Просвещение,2014г

8. Система оценки достижений учащихся

 Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью письменных работ (сочинения - рассуждения), редактирования текста. После изучения всего курса проводится итоговая контрольная работа: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Письменные работы оцениваются по критериям, предусмотренным для ГИА.

Кроме того, так как на каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения, целесообразно использовать такие виды оценивания, как самооценка, взаимооценка по критериям, с которыми учащиеся знакомятся на одном из первых занятий.

Критерии оценивания устного ответа рассуждения: 

  1. правильность формулировки тезиса;
  1. композиционная стройность;
  1.  логическая последовательность теоретических положений;
  1.  речевая связность, завершенность;
  1. достаточность количества аргументов, их убедительность
  2. соответствие нормам русского языка: орфоэпическим, лексическим, грамматическим, стилистическим.

Нормативные документы:

  • - Федеральный закон Российской Федерации от 29.12 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 
  • Образовательная программа основного общего образования;
  • базисный учебный план.

Содержание тем учебного курса.

Курс состоит из введения и 2 модулей. Программа элективного курса строится с опорой на важнейшие принципы организации материала. Принципу системности соответствует подача материала в структурно организованном виде. Принцип преемственности проявляется в том, что теоретический материал постигается через опыт самостоятельного анализа текста. С целью предотвращения перегрузки учащихся используются тексты, которые характеризуются лаконичностью, доступностью, что соответствует принципу доступности.

Введение. Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.

1 модуль. Особенности рассуждения (закрепляются знания о композиции рассуждения, развиваются умения грамотно аргументировать собственные умозаключения и выводы).

2 модуль. Редактирование (развиваются умения оценивать собственную работу, исправляя грамматические, логические, речевые ошибки).

Курс имеет практическую направленность. В практической работе по восприятию и самостоятельному построению текстов используются такие методы, как анализ текста, интерпретация текста, сопоставление, сравнение, эксперимент, моделирование (создание текста по определённым образцам и по заданным характеристикам).

На каждом занятии предполагаются развернутые ответы - рассуждения на поставленный вопрос (доказать, что перед вами текст; сравнить тексты; доказать принадлежность текста к определенному типу, стилю и т.п.)

Учебно-тематический план

Модуль

Темы занятий

Количество

часов

Содержание курса

Виды деятельности учащихся и формы контроля.

Введение

Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.

1 ч.

Познакомить учащихся с нормативными документами по ГИА, с общими методическими подходами к работе в заданиях ГИА.

Запись тезисов, составление памятки «Требования к сочинению-рассуждению».

1. Особенности сочинения-рассуждения.

1.1- 1.2. Композиция рассуждения: тезис, аргумент, вывод.

2ч.

 Обучить составлению схемы рассуждения, развернутому ответу на поставленный вопрос.

Анализ текста-рассуждения, поисковая работа.

1.3 – 1.4.Способы введения примеров-аргументов.

2ч.

Овладение письменной речью. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, анализ  языковых явлений речевого произведения.

Работа с текстом. Поисковая работа.

1.5 – 1.6.Роль знаков препинания на письме.

2ч.

Обучить развернутому аргументированному ответу, показать, что способы введения примеров-аргументов в текст сочинения связаны, прежде всего со способами цитирования, а также с применением вставных конструкций.

Составление таблицы, спор с предполагаемым оппонентом, работа над способами цитирования.

1.7-1.8.Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

       2ч.

Обучение сочинению-рассуждению. Подбор аргументов в соответствии с собственными умозаключениями и выводами.

Работа над сочинением

по теме «Особенности сочинения-рассуждения».

1.9-1.10.Контрольное сочинение-рассуждение.

2ч.

Проверка полученных знаний.

Самостоятельная работа.

2. Редактирование.

2.1-2.2. Типы грамматических ошибок

2ч.

Отрабатывать навык самопроверки и самооценки.

Анализ текстов изложений, взаимопроверка, редактирование текста.

2.3-2.4.Типы речевых ошибок.

2ч.

Отрабатывать навык самопроверки и самооценки.

Анализ текстов изложений, взаимопроверка, редактирование текста.

2.5-2.6. Контрольная работа.

2ч.

Вид и форму работы (сочинение или изложение) определяет учитель, учитывая типичные ошибки, уровень подготовки класса, целесообразность.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы занятий

Количество

часов

Дата проведения

По плану

Фактически проведено

Причины несовпадения

1

Виды итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. Общие методические подходы к работе с текстом в заданиях ГИА. Нормативные документы по ГИА.

1 ч.

5.09

2-3

Композиция рассуждения: тезис, аргумент, вывод.

2ч.

12.09

19.09

4-5

Способы введения примеров-аргументов.

2ч.

26.09

3.10

6-7

Роль знаков препинания на письме.

2ч.

10.10

17.10

8-9

Обучающее сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

       2ч.

24.10

31.10

10-11

Контрольное сочинение-рассуждение.

2ч.

7.11

14.11

12-13

Типы грамматических ошибок

2ч.

21.11

28.11

14-15

Типы речевых ошибок.

2ч.

5.12

12.12

16-17

Контрольная работа.

2ч.

19.12

26.12

 Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь: 

- выполнять информационную обработку текста;

- строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи;

- аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст;

- уметь пользоваться словарями, извлекать необходимую информацию;

- владеть навыками самопроверки и самоконтроля.

Перечень учебно-методического обеспечения:

1.   ГИА. Русский язык. Выполнение заданий части С / Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014

2. ГИА 2014. Русский язык: тренировочные экзаменационные задания: 9 класс / И.П. Цыбулько, Е.Н. Зверева. – М.: Эксмо, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" 10-11 класс

Элективный курс "Углубленное изучение отдельных тем курса математики" для 10-11 классов соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнитель...

Рабочая программа элективного курса по химии 10 -11 класс "Углубленное изучение отдельных тем курса общей химии"

Элективный курс может быть использован как с целью обобщения знаний по химии,  так и с целью подготовки учащихся к Единому Государственному экзамену по химии, начиная уже с 10-ого класса....

Методическая разработка рабочей программы элективного курса «Углубленное изучение отдельных тем курса математики».

  Элективный курс «Углубленное изучение отдельных тем курса математики» соответствует целям и задачам обучения в старшей школе. Основная функция данного элективного курса - дополнительная ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «Решение задач основных тем курса математики»

        Экзамен по алгебре ГИА 9  все больше внедряется в школьную жизнь. Так как программа школьного курса итак насыщена,  а число...

Рабочая программа элективного курса «Дополнительные главы к курсу алгебры-8»

    Предлагаемая программа  по  элективному курсу «Дополнительные главы к курсу алгебры-8» составлена в соответствии  с требованиями...

Рабочая программа элективного курса "Основные вопросы курса неорганической химии" 11 класс

Элективный курс «Основные вопросы курса неорганической химии» предлагается для учащихся 11-х классов естественнонаучного профиля и направлен на развитие школьников, формирование их профессиональных ус...