ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на получение готовых знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся, родителей и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Именно в школе ученик получает исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.
Таким образом, наша задача – показать, как организовать общешкольный проект. Рассмотрим алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности по русскому языку, который можно применить на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
общешкольный проект | 32.94 КБ |
общешкольный проект презентация | 691 КБ |
Предварительный просмотр:
И. В. Демина
канд. филол. наук, учитель русского языка
и литературы высшей квалификационной категории
МБОУ «СШ №61»
Иваново
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ФОРМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УЧАЩИХСЯ
«Час работы научит большему, чем день объяснений,
ибо если я занимаю ребенка в мастерской,
его руки работают в пользу его ума»
Жан-Жак Руссо
Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная не на получение готовых знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся, родителей и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Именно в школе ученик получает исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы и заключения.
Таким образом, наша задача – показать, как организовать общешкольный проект. Рассмотрим алгоритм организации проектно-исследовательской деятельности по русскому языку, который можно применить на уроках и во внеурочной деятельности.
Общешкольный проект – это система нескольких отдельных проектов, объединенных одной целью. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.
В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:
1.Погружение в проект;
2.Организация деятельности;
3.Осуществление деятельности;
4.Презентация результатов.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ПРОЕКТ
«СОКРОВИЩНИЦЫ РЕЧИ – СЛОВАРИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
Цель: изучить и познакомить учащихся с толковыми словарями и их создателями.
Задачи:
- знакомство с историей создания словаря В. И. Даля и биографией ученого:
- знакомство с историей создания словаря С. И. Ожегова и биографией языковеда;
- привлечение внимания учащихся 4-11 классов к работе со словарями;
- разработка памятки по работе со словарями, в том числе в сети Интернет;
- повышение интереса к работе со словарями у учащихся и их родителей;
- воспитание бережного отношения к слову и его значению;
- воспитание культурной работы со словарем, в том числе в сети Интернет.
Приемы:
1. Теоретическое изучение проблемы, изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Наблюдение, беседа.
3. Обобщение и систематизация материала.
4. Защита проекта.
Общие умения и навыки:
- умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;
- умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов;
- умения делать выводы и умозаключения;
- умения и навыки структурирования материала; работы с текстом;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Актуальность:
В повседневной жизни мы должны употреблять слова таким образом, чтобы как можно точнее передать смысл сказанного. А для этого не будет лишним чаще заглядывать в толковый словарь. Тем, кто стремится говорить правильно, словарь просто необходим. Таким образом, словарь – это огромный труд ученого и исследователя, призванный помочь разобрать в значении и сфере употребления того или иного слова. Это сокровищница нашей речи.
Предмет проекта: Толковые словари русского языка
Объект проекта: история создания толковых словарей (В. Даля и С. Ожегова) и биография их создателей.
Основные этапы проекта:
- Первый этап – подготовительный – выбор темы проекта, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, подготовку инструментария, обучение участников проекта, выбор методов и приемов.
- Второй этап – конструирующий – изучение биографии В. Даля и С. Ожегова, знакомство с различными изданиями толковых словарей, разъяснение инструкций по выполнению заданий проекта «Интересные страницы словаря»;
- Третий этап – корректирующий - создание презентаций на основе проведенного исследования, сбор материалов проекта «Интересные страницы словаря»;
- Четвёртый этап – контрольный – защита проекта «Интересные страницы словаря», стендовый доклад, показ и защита презентации.
- Пятый этап – заключительный – подведение итогов и оформление результатов – презентация результатов проекта на главном стенде школы, размещение отчета о мероприятии на сайте школы, разработка памятки «Как работать с толковым словарем?», разработка памятки «Электронные версии словарей». Фотоотчет.
Результаты:
- знакомство учащихся и родителей с биографией В. Даля и С. Ожегова;
- проведение всероссийского словарного урока;
- разработка алгоритма работы со словарями, в том числе в сети Интернет;
- представление результатов исследования на городской ученической научно-практической конференции;
- проведение общешкольного словарного проекта.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ
1. Исследовательский проект - небольшое исследование, имеющее структуру, приближенную с подлинным научным исследованием. Исследовательская работа Юрьевой Марии (ученицы 7 класса) на тему: «Сокровищницы речи – словари С. И. Ожегова» (участницы IX ученической научно-практической конференции «Родной язык в пространстве русского мира современной России») [7, с. 264].
2. Творческий проект - результат совместной творческой деятельности всех участников проекта, не имеющий четкой структуры. Всем желающим было предложено принять участие в проекте «Интересные страницы словаря». Учащимся и родителями предложили красочно оформить страницу из словаря В. Даля; Результатом общей работы стала презентация рукотворных словарей нескольких классов, защита и презентации данного проекта на уроках русского языка.
3. Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. В наш проект вошли две такие работы: презентация Юрьевой Марии (ученицы 7 класса) на тему: «Сокровищницы речи – словари С. И. Ожегова и презентация Кузьминой Анны (ученицы 7 класса) к стендовому докладу «В. И. Даль – составитель сокровищницы меткого народного слова».
4. Практико – ориентированные проекты – проекты, которые отличает четко обозначенный с самого результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Примером такой работы является обсуждение и разработка учащимися «Памятки «Электронные версии словарей»» и «Памятки «Как работать с толковым словарем?»».
5. Игровой проект. В таком проекте структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце. Примером является Всероссийский словарный урок на тему: «Словарь В. И. Даля – сокровищница меткого народного слова»). Цель данного урока: 1. Познакомить учащихся с «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 2. Сформировать умение пользоваться «Толковым словарем живого великорусского языка» В. Даля. 3. Воспитать у учащихся уважение к русскому слову.
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
1.Работа Юрьевой М. «Сокровищницы речи – словари С. И. Ожегова» получила диплом лауреата IX ученической научно-практической конференции «Родной язык в пространстве русского мира современной России» и была опубликована в сборнике материалов конференции.
2.Проект «Сокровищницы речи - словари» победил во Всероссийском словарном конкурсе общешкольных словарных проектов.
3. Учащиеся нашей школы приняли участие в работе ученической конференции в городе Волгограде «Если Вы любите Россию, вы должны рваться служить ей» (Слово о России). Они представили свой проект на конкурсе презентаций «Молодые исследователи Словарной Вселенной» - исследовательские проекты победителей Всероссийского конкурса «Словарная столица России 2016» и получили диплом 3 степени.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ СЛОВАРНЫЙ ПРОЕКТ
«ИСТОРИЯ В СЛОВЕ М.ДУДИНА – СЛОВО М. ДУДИНА В ИСТОРИИ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ
Цель: изучить и познакомить учащихся с творчеством Михаила Дудина, словарным богатством его стихотворений.
Задачи:
- знакомство с историей создания стихотворений Михаила Дудина:
- знакомство с биографией поэта;
- привлечение внимания учащихся 6-8 классов к работе со словарями писателей;
- разработка памятки по работе со словарями писателей, в том числе в сети Интернет;
- повышение интереса к работе со словарями у учащихся и их родителей;
- воспитание бережного отношения к слову и его значению;
- воспитание культурной работы со словарем, в том числе в сети Интернет.
Приемы:
1. Теоретическое изучение проблемы, изучение литературных источников, письменных, архивных материалов;
2. Наблюдение, беседа.
3. Обобщение и систематизация материала.
4. Защита проекта.
Общие умения и навыки:
- умения видеть проблемы; задавать вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;
- умения и навыки наблюдения; проведения экспериментов;
- умения делать выводы и умозаключения;
- умения и навыки структурирования материала; работы с текстом;
- умение доказывать и защищать свои идеи.
Актуальность:
Названия всего, что есть в мире, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”. При изучении творчества писателя или поэта нам необходимо познакомиться со словарным богатством его произведений, это особенно актуально, если автор произведений не является нашим современником. В тексте мы часто встречаем слова, обозначающие предметы и явления ушедшей эпохи. Для каждого слова разработана словарная статья, в которой показано число случаев его употребления в текстах поэта, сформулированы его значения, проиллюстрированные цитатами и снабженные полным перечнем словоупотреблений, содержащим указание на грамматические формы и ссылки на все тексты, в которых встречается данное слово; отдельно показано функционирование слова в составе фразеологических сочетаний.
Предмет проекта: Словарь поэта Михаила Дудина
Объект проекта: история создания стихотворений и биография Михаила Дудина.
Основные этапы проекта:
- Первый этап – подготовительный – выбор темы проекта, определение и подготовку объекта и предмета, разработку целей и задач, подготовку инструментария, обучение участников проекта, выбор методов и приемов.
- Второй этап – конструирующий – изучение биографии М. Дудина, знакомство с различными изданиями словарей писателей, разъяснение инструкций по выполнению заданий проекта «Словарь поэта Михаила Дудина»;
- Третий этап – корректирующий - создание презентаций на основе проведенного исследования, сбор материалов проекта «Словарь поэта Михаила Дудина»;
- Четвёртый этап – контрольный – защита проекта «Словарь поэта Михаила Дудина», стендовый доклад, показ и защита презентаций.
- Пятый этап – заключительный – подведение итогов и оформление результатов – презентация результатов проекта на главном стенде школы, размещение отчета о мероприятии на сайте школы, разработка памятки «Электронные версии словарей писателей». Фотоотчет.
Результаты:
- знакомство учащихся и родителей с биографией М. Дудина;
- участие во всероссийском конкурсе словарных проектов;
- разработка алгоритма работы со словарями писателя, в том числе в сети Интернет;
- представление результатов исследования на Х городской ученической научно-практической конференции;
- участие в городских мероприятиях, посвященных 100-летию со дня рождения Михаила Дудина;
- проведение общешкольного словарного проекта.
ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ:
- Исследовательские работы: Крыловой Лады (ученицы 7 класса) на тему: «Слово о солдате в лирике М. Дудина» (участницы X ученической научно-практической конференции «Родной язык в пространстве русского мира современной России»), Кузьминой Анны (ученицы 8 класса) на тему: «Стихи, стихи, бойцы моей души…» (участницы X ученической научно-практической конференции «Родной язык в пространстве русского мира современной России»), Тихомировой Юлии (ученицы 8 класса) на тему: «Подвигу твоему, Ленинград!» (участницы X ученической научно-практической конференции «Родной язык в пространстве русского мира современной России»).
- Технологическая карта образовательного квеста Деминой И. В. на тему: «В гостях у словарей».
Элементы структуры | Содержание |
Название | В гостях у словарей. |
Направленность | Лингвистический квест. |
Цель и задачи | Цель познакомить с различными словарями. Задачи: приобщение школьников к работе со словарями, знакомство с биографическим и словарем писателя; воспитание бережного отношения к слову. |
Продолжительность | Краткосрочный (2 урока). |
Целевая группа | Персонажи квеста – хозяева-словари - учащиеся 7-8 класса, участники квеста – гости - учащиеся 6 класса. |
Легенда | Участники квеста оказываются в фантастической стране Лексикографии, в доме словарей, к которым пришли гости. Все участники должны пройти испытания и найти ответ на главный вопрос: «Какое слово сказал Михаил Дудин в истории?» |
Квест-герои | Персонажи квеста – гости-учащиеся. Участники квеста – хозяева гостеприимного дома - словари. |
Основное задание / основная идея | Основное задание: Какие слова поэзии Михаила Дудина вошли в историю? |
Сюжет и продвижение по нему | Встреча гостей. Знакомство со словарями. Парад словарей. Обращение комиссии по установке памятников. Поиски решения проблемы. Знакомство с литературоведческим и словарем писателя. Создание словаря поэта Михаила Дудина. Подведение итогов. Презентация проекта. |
Задания / препятствия (примеры) | Задание 1. Отгадать названия словарей по их описанию. Задание 2. Правильно определить словарную статью к определенному виду словаря. Задание 3. Объяснить зачем нужны нам словари. Задание 4. Помочь комиссии узнать, какие слова встречаются в поэзии М. Дудина. Задание 5. Уточнить значение этих слов и привести примеры их употребления в стихах М. Дудина. Задание 6. Определить роль этих слов в поэзии М. Дудина и истории. Задание 7. Составить словарь поэта Михаила Дудина. |
Навигаторы | Различные подсказки, аудиозаписи, видеоролики, рисунки, презентация, песни, стихи, метки, ориентиры, способствующие организации поиска решения как основного, так и дополнительных заданий. |
Итог квеста – образовательный «продукт» и рефлексия | Учащиеся познакомились с различными видами словарей, приняли участие в исследовании; учащиеся-персонажи продемонстрировали свои навыки и умения публичного выступления, учащиеся-гости создали словарь поэта Михаила Дудина. |
- Сценарий образовательного квеста Деминой И. В. «В гостях у словарей».
- Отчет о проведении мероприятий, посвященных 100-летию со дня рождения Михаила Дудина, размещенный на сайте школы (конкурс чтецов, конкурс рисунков, заочная экскурсия по родным местам поэта).
- Презентации к уроку литературы: Дергунова Михаила «Русский советский поэт, переводчик – Михаил Александрович Дудин (к 100-летию со дня рождения)», Кузьминой Анны «Стихи поэта-фронтовика Михаила Александровича Дудина – бойцы Ленинградского фронта», Тихомировой Юлии «Подвигу твоему, Ленинград! Поэзия Михаила Александровича Дудина (к 100-летию со дня рождения поэта)».
- Отчет об интерактивном уроке в архиве на тему: «Солдат-поэт», посвященном Михаилу Дудину, размещенный на сайте школы и на сайте государственного архива Ивановской области.
- Фотоотчет об общешкольном словарном проекте (Стендовый доклад, презентация проекта «Словарь поэта Михаила Дудина», защита проекта).
- Памятка «Электронные версии словарей языка писателей и отдельных произведений».
- Фотоотчет об исследовательской работе в музее на выставке, посвященной жизни и творчеству М. Дудина.
- Словарь поэта Михаила Дудина (сканированные страницы словаря).
ОЦЕНКА ПРОЕКТА
1.Сценарий образовательного квеста был представлен на Всероссийском конкурсе методических разработок «Словарный урок».
2. Участие в V Всероссийском конкурсе презентаций «Гордость Отчизны» с тремя проектами: 1) Дергунов М. (диплом за 4 место), 2)Тихомирова Ю. (диплом за 4 место), 3) Кузьмина А. (диплом лауреата 2 степени).
3. Участие в Общероссийском конкурсе словарных проектов «История в слове, слово в истории», проводимого в рамках ежегодного конкурса «Словарная столица России» - диплом за 2 место и публикация словарного проекта.
Таким образом, современный учитель должен сделать все возможное, чтобы ученик испытал радость от приложенных усилий, пережил успех достижения цели. Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Реализация проектной деятельности требует универсальной формы, такой как общешкольный проект.
Подробная информация о конкурсе методических разработок «Словарный урок» и Всероссийском конкурсе общешкольных словарных проектов находится на сайте Деньсловаря.рф.
Список использованной литературы
- Абрамова М. Н. Исследовательская деятельность как технология становления личности обучающихся. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2.С. 23–25.
- Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно – ориентированного образования [ Текст]. - Ростов – на – Дону, 2000. – 352 с.
- Гин, А. Приемы педагогической техники [Текст]/ «Вита – Пресс». – М., 1999.- 125 с.
- Рожкова О. Ю., Евстифеева О. В. От школьного исследования к целостному образовательному пространству. // Инновационные программы и проекты в образовании 2011. № 5. С. 37–43.
- Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. 2006.
- Федина Л. С. Организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 4.С. 7–9.
- Юрьева М. «Сокровищницы речи – словари С. И. Ожегова» //«Слово зажигается от слова…»(К. Ваншенкин): материалы девятой ученической научно-практической конференции «Родной язык в пространстве русского мира современной России». Иваново, 19-20 февраля 2016. – Иваново: 2016. – 360.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общешкольный проект – это система нескольких отдельных проектов, объединенных одной целью.
ЭТАПЫ: 1.ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ; 2.ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 3.ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; 4.ПРЕЗЕНТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ ТЕМА: «СОКРОВИЩНИЦЫ РЕЧИ - СЛОВАРИ» ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ И ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ СО СЛОВАРЯМИ И ИХ СОЗДАТЕЛЯМИ.
Исследовательский проект - небольшое исследование, имеющее структуру, приближенную с подлинным научным исследованием. Творческий проект - результат совместной творческой деятельности всех участников проекта, не имеющий четкой структуры. Информационные проекты . Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
4. Практико – ориентированные проекты – проекты, которые отличает четко обозначенный результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Примером такой работы является обсуждение и разработка учащимися « Памятки «Электронные версии словарей»» и «Памятки «Как работать с толковым словарем?»». 5. Игровой проект. В таком проекте структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои.
ЦЕЛЬ: ИЗУЧИТЬ И ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ МИХАИЛА ДУДИНА, СЛОВАРНЫМ БОГАТСТВОМ ЕГО СТИХОТВОРЕНИЙ. Общешкольный проект: «ИСТОРИЯ В СЛОВЕ М.ДУДИНА – СЛОВО М. ДУДИНА В ИСТОРИИ».
Общероссийский конкурс словарных проектов http:// деньсловаря.рф/конкурс-словарных-проектов/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 11 классе (проектно-исследовательская деятельность учащихся). Тема:"Жаргоны и жаргонизмы".
На уроке русского языка учащиеся исследовали такое явление нашей жизни, как жаргонизмы, подготовили проекты: истоки жаргонизмов, слова-сорняки, воровской жаргон, школьный сленг....
Организация и управление самостоятельной познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения основам военной службы
К сожалению, в средней школе отсутствует планируемое время на самостоятельную работу, что явно противоречит требованиям современного образования и остро ставит проблему дефицита учебного времени, необ...
Применение технологии встречных усилий на уроках русского языка как средства развития активной познавательной деятельности учащихся.
Из опыта работы учителя русского языка и литературы. Наряду с теорией дается практический материал: урок русского языка в 8 классе, выдержанный в технологии встречных усилий....
Предметная неделя по русскому языку как форма организации внеурочной деятельности.
Без сомнения, для любого учителя внеклассная работа по предмету - это любимейшая составная педагогической деятельности. ...
Статья "Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы - средство активизации познавательной деятельности учащихся".
Включение в учебный процесс разных источников и способов получения информации, в том числе и с помощью информационно-коммуникационных технологий, оценка доверия этим источни...
Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологий на уроках».
Программа профессионального самообразования преподавателя Русского языка и литературы «Формирование навыков самообразовательной деятельности учащихся через использование информационных технологи...