Открытый урок русского языка для 8 класса (План-конспект урока, презентация)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Федорова Ольга Юрьевна

Тема урока: "Простое осложненное предложение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_rmo.docx20.44 КБ
Файл k_otkrytomu_uroku.pptx105.65 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 8  классе

Дата: 01марта 2018г.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Тема: простое осложненное предложение.

Цели и задачи:

  • систематизировать полученные ранее знания, уметь применять их на практике при анализе текста;
  • формировать навык постановки знаков препинания в предложениях с однородными и обособленными членами;
  • развивать письменную и устную речь учащихся;
  • развивать критическое мышление учащихся; совершенствовать навыки монологической речи учащихся, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов;
  • воспитывать такие качества личности у учащихся, как отзывчивость, сострадание, милосердие, гуманность.
  • формировать духовно-нравственные чувства.

Формы работы: коллективная, индивидуальная.

Методы: словесный, творческий, методы грамматического анализа.

Оборудование: презентация, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие. Дата (первый день весны).

II. Актуализация опорных знаний

- Итак, мы зафиксировали дату нашего занятия. Обратите внимание на слайд 1. (А.П. Чехов «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть»)

-Как вы понимаете эти слова? Вы с ними согласны? Может быть, равнодушие – полезная вещь?

Выслушиваются ответы учеников

- Пусть слова А.П. Чехова станут лейтмотивом, эпиграфом к сегодняшнему занятию. Запишите его в тетрадь.

 Обратимся к грамматической стороне этого высказывания. Ведь с точки зрения русского языка оно является предложением.

-Докажите, что это предложение (имеется законченная мысль, знак конца предложения, грамматическая основа).

- Давайте объясним знаки препинания в этом предложении (тире, запятая) и сделаем его схему.  

- Предлагаю поработать над лексикой в этом высказывании, подобрать синонимы и антонимы к ключевым словам:

Ответы учеников

смерть, гибель, горе, беда – жизнь

преждевременная, заранее, ранняя – запоздалая, вовремя

душа, дух, совесть – тело

паралич, онемение, неподвижность – гибкость, движение, полет

равнодушие, черствость, хладнокровие, жесткость – отзывчивость, сострадание, любовь, милосердие, гуманность.

- Скажите, пожалуйста, в жизни вам встречаются такие понятия, как сочувствие, забота, любовь, отзывчивость?

III. Основной этап урока

- Я хочу вас познакомить с текстом об известном хирурге Николае Ивановиче Пирогове. (слайд 3, раздать тексты детям).

1. Чтение текста по абзацам, по слайдам. Обсуждение:

- какими личностными качествами обладал Н.И. Пирогов?

- какие факты пригодятся на уроке биологии?

- какие факты пригодятся на уроке истории?

- что интересного заметили с точки зрения синтаксиса русского языка?

2. Работа с простыми осложненными предложениями (все подчеркивания дети проделывают на листке в тексте, схему записывают в тетрадь):

Предложение № 1: грамматическая основа, чем осложнено (однородными дополнениями с союзом и).

Предложение № 2: грамм.основа, тип сказуемого, чем осложнено (обособленным определением, выраженным причастным оборотом).

Предложение № 7: грамм.основа, чем осложнено (однородными сказуемыми и обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами).

Предложение № 8: грамм.основа, чем осложнено (обособленным приложением).

Предложение № 11: грамм.основа, тип односоставного предложения (неопр.-личное).

Предложение № 15: грамм.основа, чем осложнено (однородные дополнения с обобщающим словом).

Предложение № 19: почему стоят две запятые (обособленное приложение).

3. Работа по орфографии: вставить пропущенные буквы в 4 абзаце.

4. Физминутка: упражнение «Бесконечность» (можно ли сказать, что понятия отзывчивость, доброта, сочувствие вечные? Каким знаком в физике обозначают бесконечность?)

5. Творческая пятиминутка (работаем в тетради).

- Эти понятия, действительно, вечные. О них предлагали поразмышлять в этом учебном году на итоговом сочинении ребятам 11 класса. Похожие понятия вам встретятся на ОГЭ в сочинении. Давайте попробуем дать определения этим понятиям, объяснить их смысл, дать полный ответ на вопрос: сострадание, милосердие, гуманность, доброта, отзывчивость (раздать листочки).

Проверка письменных ответов.

6. Грамматический анализ поэтических текстов (Н.Заболоцкий, Б.Слуцкий).

Борис Слуцкий
Начинается повесть про совесть.
Это очень старый рассказ.
Временами, едва высовываясь,
совесть глухо упрятана в нас.


Погруженная в наши глубины,
контролирует все бытие.
Что-то вроде гемоглобина.
Трудно с ней, нельзя без нее.


Заглушаем ее силой воли,
тешем, пилим, рубим и колем,
но она на распил, на распыл,
на разлом, на разрыв испытана,
брита, стрижена, бита, пытана,
все равно не утратила пыл.

Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

V. Рефлексия

- Что мы сегодня повторили? А что полезного сделали для души?

- Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

1. Тяжела ты, шапка Мономаха.

2.Повторение – мать учения.

3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.

VII. Домашнее задание: упражнение 357 или грамматический анализ стихотворения Б.Слуцкого «Совесть».

VIII. Подведение итогов урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок обобщения и систематизации знаний Простое осложненное предложение

Слайд 2

А. П. Чехов «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть»

Слайд 3

Николай Иванович Пирогов

Слайд 4

(1) Николай Иванович Пирогов внёс в отечественную хирургию научную ответственность и христианское сострадание.(2) В XIX веке хирург должен был сохранять хладнокровие во время операции, проходившей без анестезии. (3) У Пирогова так не получилось: чем больше он осваивал медицину, тем чувствительнее относился к чужой боли. (4) Николай И ванович сначала исследовал действие эфира на себе, а затем использовал во время операций в Крымской войне.

Слайд 5

(5) Способность к состраданию помогла совершить и другое открытие. (6) Пирогов долго искал способ лечения переломов. (7) Он почти не отходил от прооперированных и проделал сотни километров пешком, сопровождая госпитальные телеги и следя за состоянием своих пациентов.(8) Большой гуманист, он всего себя отдавал людям. (9) Постоянная сосредоточенность на этой проблеме дала результат. (10 ) Однажды Пирогов посетил мастерскую скульптора и пришёл в восторг от свойств гипсовых форм. (11 ) С тех пор гипс стали использовать при переломах конечностей.

Слайд 6

(12) В то время многие военачальники относились к раненым равнодушно. (13) Покалеченные герои после битвы нередко лежали прямо на земле, о гигиене никто не задумывался, а Пирогов настаивал на необходимости строгих гигиенических правил. (14) Проницательный русский хирург начал применять во время операций обеззараживающие вещества. (15) Это спасло десятки тысяч солдат от осложнений: заражения, гангрены и ампутации.

Слайд 7

(16) При участии Пирогова была создана новая форма медиц .. нской пом ..щи - община с..стёр мил.. сердия . (17) Он пр.. двосхитил создание международной организац ..и Красного Креста.(18) До конца ж.. зни известн .. йший врач.. Пирогов принимал бесплатно б.. льных на дому. (19) Слава о Николае Ивановиче Пирогове, выд .. ющемся ч.. ловеке и х.. рурге , глубоко ук .. ренил .. сь в пам .. ти русского н..рода .

Слайд 8

Борис Слуцкий Начинается повесть про совесть. Это очень старый рассказ. Временами, едва высовываясь, совесть глухо упрятана в нас . Погруженная в наши глубины, контролирует все бытие. Что-то вроде гемоглобина. Трудно с ней, нельзя без нее . Заглушаем ее силой воли, тешем, пилим, рубим и колем, но она на распил, на распыл, на разлом, на разрыв испытана, брита, стрижена, бита, пытана, все равно не утратила пыл.

Слайд 9

Николай Заболоцкий Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Слайд 10

Рефлексия 1. Тяжела ты, шапка Мономаха . 2 . Повторение – мать учения. 3 . Учась , узнаёшь, как мало ты знаешь. 4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

План-конспект урока русского языка с использованием ИКТ. Тема урока: "Тире между подлежащим и сказуемым". 8 класс.

Данный урок поможет расширить и углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.На уроке использованы методические приемы: объяснение учителя...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом

Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

План – конспект вводного урока английского языка 2 классы

План – конспект урока английского языка  2 классыТема урока: Водный урок «Давайте познакомимся!» Ознакомление учащихся с новым учебным предметом «Английский язы...

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...