Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Предлоги простые и составные"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ракитина Светлана Петровна

Открытый урок по русскому языку в 7 классе по теме "Предлоги простые и составные" в рамках ФГОС (по УМК Л. М. Рыбченковой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_predlogi_prostye_i_sostavnye.docx87.76 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx340.37 КБ
Файл obyalenie_ob_ekskursii.docx10.12 КБ
Файл kartochki_s_tekstami.docx11.13 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Предлоги простые и составные» в рамках ФГОС.

(по УМК Л. М. Рыбченковой)

7 класс, русский язык 

Цели:

  • продолжить знакомство с предлогом как частью речи; познакомить с предлогами простыми и составными;
  • способствовать развитию речи учащихся путем устных ответов с использованием опорных схем;
  • формировать логическое мышление, развивать познавательный интерес к предмету, используя  элементы занимательности.

Ожидаемые результаты:

Предметный: научатся применять предлоги в речи и писать их правильно.

Коммуникативные: сформируются навыки работы в группах.

Регулятивные: сформируется способность проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: приобретут навык работать самостоятельно, выполнять творческие задания.

Познавательные: научатся умению производить рефлексию своей деятельности.

Оборудование: презентация, кластер, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Организационный момент.(2 мин.)

(поднимаем руки)

- Кто сегодня встал в хорошем настроении?

- А кто сделал зарядку?

- Кто не выполнил домашнее задание?

- Кто пришёл на урок за новыми знаниями?

Тогда здороваемся и начинаем наш урок. Он будет необычным. У нас присутствуют гости. Вы, наверное, волнуетесь. Но это ни к чему. Вы способные и умные, у вас все получится.

По мере ваших ответов, я буду давать вам уже знакомые карточки «Эрудит», количество которых  и определит, какую оценку вы сегодня получите.

  1. Актуализация знаний.

Сценка. (Участники: ученик и ученица)

Ученик, сидя на стуле:

Чудесный выдался денёк,

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок:

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги:

«Что значит - «по»?

Что значит – «за»?

И «за» и «по» - предлоги…»

А хорошо бы ЗА порог

И мчаться ПО дороге!..

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги?

Вбегает ученица:

- Что ты, Васечкин, как же ты без предлогов жить-то будешь?

Васечкин: Легко и просто! Самостоятельные части речи я выучил, без служебных обойдусь!

Ученица: Без предлогов даже самостоятельные части речи обойтись не могут!

-А вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.

- Расскажите о предлоге, восстанавливая материал в схеме (изображение на слайде):

D:\Рабочий стол\img2.jpg

  1. Постановка проблемы.
  • У вас на столах небольшой текст. Читаем его вслух.
  • Определить, какой частью речи являются грамматические омонимы (тексты на партах)?

В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

- Откройте свои рабочие тетради, запишите число и классную работу.

   IV. Определение темы и целей урока. Изучение нового материала.

- Выпишите предлоги в тетрадь (в, на, в течение, со).

- Чем они отличаются по структуре?

- Как вы думаете, какие из них простые, а какие составные?

- Сформулируйте тему урока (запись темы в тетрадь).

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.

Цель урока: познакомиться с простыми и составными предлогами, научиться различать простые и составные предлоги.

- Не глядя в учебник, попробуйте выдвинуть свою гипотезу по поводу определения простых и составных предлогов. Проверим ваши гипотезы на практике.

V. Работа по учебнику.

1. Чтение правила по учебнику (стр. 146)

2. Работа в парах. Выписать  из текста упр. 270  простые и составные предлоги в два столбика (кто справился – рука. Даю «Эрудиты» за правильность выполнения задания. Время – 2 мин).

Простые:                        Составные:

   с                                    в течение

   для                                  

    в                                   в соответствии с

    с

путём

VI. Физминутка.

Если я называю в предложении правильный предлог, то вы должны топать ногами. А если я в предложении употребляю предлог неправильно, то вы должны выполнить поворот на 180 и хлопок.

Волк живёт на логове. (поворот, хлопок)(Затем правильный вариант)

Стакан стоит на столе. (топают)

Вернуться со школы. (поворот, хлопок)

Дядя спит в диване. (поворот, хлопок)

В роще пели соловьи. (топают)

Пойти в гости до бабушки. (поворот, хлопок)

Персики покупают в рынке. (поворот, хлопок)

Кусты сажают в почву. (топают)

Кроты на земле живут. (поворот, хлопок)

В сосновом лесу свежий воздух. (топают)

Утром все спешат в школу. (топают)

- Кто был внимателен: какие предлоги по структуре употребила? (Простые)

  1. Работа по учебнику.

- В продолжение темы «Лингвистическая задачка» (слайд «Текст рекламного объявления»).

- Что делает объявление смешным? Как его исправить?

- Составные производные предлоги часто используются в деловых бумагах.

В упр. 266 и 267 – тексты деловых бумаг.

  1. Употребите необходимые предлоги из слов для справок в объявлениях упр. 266. Докажите, что использованные предлоги составные.
  2. Прочитайте заявление упр. 267. Обратите внимание на его оформление. Назовите составной предлог в заявлении.
  3. Творческая работа в парах (5 мин).

Упр. 268 или 269 (3 ряда – 3 группы. Каждая группа выбирает руководителя, которые вытягивают задание для своей команды. Выполняют на больших листах формата А3. Условие: употребить составные производные предлоги. Защищают работу).

  1. Самостоятельная работа «Лови ошибку!».

Предлог – это служебная часть речи.(+)

По структуре предлоги бывают простыми и составными.(+)

Предлоги могут употребляться как с одним падежом, так и с несколькими.(+)

В предложении предлог является дополнением.(–)

Предлог выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении.(+)

Предлог благодаря является производным. (+)

По значению предлоги делятся на пространственные, целевые, временные и причинные. (+)

По происхождению предлоги могут быть производными и непроизводными. (+)

Взаимопроверка ( 0-3 – «2»

                               4-5 – «3»

                               6    – «4»

                               7    - «5» ).

- Кто считает, что заслужил эту оценку, поднимите руку.

  1. Домашнее задание.

(р. т.) параграф 43

  1. Рефлексия.

- Закончи фразу: сегодня на уроке я узнал…

Микрофон

Давайте ещё раз ответим на вопросы:

Какие предлоги называются простыми, а какие составными?

Что вам понравилось на уроке?

Что нового узнали?

- Настроение нарисуйте на полях в тетради в виде смайлика.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

В течении , могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

Слайд 3

Объявление Вниманию любителей животных! Зоомагазин « Котопёс » предлагает большой выбор книг для собак и кошек.

Слайд 4

в соответствии с в связи с



Предварительный просмотр:

Объяление об экскурсии

Объявление о пропаже щенка

Заявление о поступлении в какую-либо спортивную секцию



Предварительный просмотр:

      В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.

В течении, могучем, стремительном и быстром, плыла красивая лодка. И пусть на ней был опытный гребец, лодка стала крутиться, прекратив подчиняться человеческому желанию и воле. В течение часа человек пытался бороться со стихией. Наконец, опасность миновала, и лодка спокойно поплыла, послушная воле человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Открытый урок по русскому языку 6 класс

Открытый урок по русскому языку 6 класс...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...