Урок русского языка в 5 классе на тему; "Согласные З - С на конце приставок"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Балдина Ольга Александровна

Урок русского языка по русскому языку в 5 классе по теме; "Согласные З - С на коце приставок"

Тип урока; изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока; осмысление, восприятие и закрепление правила "Правописание З - С на конце приставок"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 Тема урока                          

 ФИО

Согласные З - С на конце приставок

Балдина Ольга Александровна

Должность

учитель русского языка и литературы

Место работы

ГБОУ СОШ № 10 г. Жигулевск

Предмет

Русский язык

Класс

5

Дата урока

23.01.2014

Базовый учебник

Русский язык. 5 класс. М.М.Разумовская

Тип урока

Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цели урока

обеспечить восприятие, осмысление и закрепление правила «Правописание приставок на –з и –с»; овладение способами действия по правилу, алгоритмическим предписаниям.

Задачи урока

 Личностные УУД:

- положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия.

Коммуникативные УУД:

- развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

- сохранять и развивать умение сотрудничать в паре и группе. Отвечать на вопросы, слушать и слышать;

- формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 Познавательные УУД:

- извлекать нужную информацию;

-  научиться делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

 Предметные результаты: усвоить правило написания З - С на конце приставок, объяснять выбор написания в устной и письменной форме; освоить способы действия при выборе согласных –з и –с на конце приставок.

Оборудование:

мобильный компьютерный класс, мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку; использование ЭОР; карточки.

Формы работы учащихся

самостоятельная работа, работа в группе, исследование.

  Структура урока:

п/п

Этап урока

Время

1

Мотивация  (самоопределение)  к учебной деятельности. Организационный момент.

2 мин.

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

5 мин.

3

Психологическая подготовка к изучению новой темы

3 мин.

4

Постановка учебной задачи.

5 мин.

5

Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

10 мин

6

Динамическая пауза (этап физической разрядки)

1 мин.

7

Закрепление изученного материала. Контроль и самоконтроль знаний

10 мин

8

Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

2 мин.

9

Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

2 мин.

Технологическая карта урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация  (самоопределение)  к учебной деятельности Организационный момент

                                Цель: организация внимания школьников, настрой   на учебную деятельность

Презентация

(слайд 2)

Включение в деловой ритм.

 Учитель предлагает решить ребус и ответить на вопрос, о какой морфеме шла речь на прошлом уроке 

Подготовка к работе  

Решают ребус.

Ответ: приставка

Положительное отношение к учебной деятельности (Л).

Извлечение нужной информации,

самостоятельное ее нахождение (П).

Самоконтроль  (Р).

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: выявить пробелы в знаниях и способах деятельности уч-ся и определить причины их возникновения

Контролирующий модуль.   http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

Выявляет уровень знаний по теме «Правописание приставок». Определяет типичные недостатки.

1.Предлагает индивидуальную работу. Запустите на компьютере контролирующий модуль (Модуль загружен на компьютеры)

2.Одновременно организует фронтальную работу

Прочитайте запись (текст распечатан для каждого ученика). Можно ли её назвать текстом? Почему? Озаглавьте текст.

Обратите внимание на слова с приставками. Какое из них лишнее? Почему?

Выполнение заданий, тренирующих отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки

Индивидуальные задания учащимся, испытывающим затруднения в усвоении материала «Правописание приставок»
Контролирующий модуль «
 Практикум ЭОР № 2, содержащий подсказки.

2. Фронтальная работа

Наступила весна. Солнце согнало снег (с) полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывают свежие зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки и (вы)пускают молоденькие листочки.
Выписывают слова, в составе которых есть приставки. (Выполнение взаимопроверки, сравнив выполненное задание с эталоном и послушав объяснение).
(Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, раскрываются, выпускают).

 Раскрываются, т.к. в этом слове приставка - РАС, которая не относится к группе приставок, пишущихся одинаково.

Планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений (К).

Проявление познавательной активности (П).

Фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения (Р).

 

3. Психологическая подготовка к изучению новой темы

Презентация

(слайд 1,3)

- Прочитайте внимательно тему урока и скажите, какие знания нам сегодня пригодятся, что мы уже знаем, а что предстоит узнать.

Дают характеристику звукам [з] и [с], самостоятельно формулируют цель урока:

- Нужно выяснить, когда на конце приставок пишется З, когда – С, потренироваться в написании слов с этими приставками.

  Целеполагание (Р).

3. .Постановка учебной задачи

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Презентация

(слайды 4 – 14)

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию:

- предлагает учащимся поработать с таблицей  в парах, понаблюдать за произношением и правописанием приставок, проанализировать примеры;

- предлагает послушать сказку «В гостях у приставок» и самостоятельно сформулировать правило о правописании букв З - С на конце приставок.

- предлагает результаты поиска сверить с материалом учебника.

Работа в группе

1. Анализируют примеры.

2. Слушают сказку «В гостях у приставок»

 3. отвечают на вопросы и самостоятельно формулируют правило правописания букв З - С на конце приставок.

4. Сверяют результаты своего поиска с материалом учебника

Работа в группе (К).

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К).

Постановка и решение проблем (П).

Самоопределение (Л).

4 Усвоение новых знаний и первичное закрепление

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление изучаемого материала

Презентация

 (слайд 15)

1. - Итак, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишутся с буквой З, а когда – С?   Обобщающий вопрос по таблице:

- В чем же отличие приставок, оканчивающихся на З - С от ранее изученных?

 1. Выясняют, в чем отличие приставок

второй группы от ранее изученных.

 Делают выводы:

- приставки первой группы (неизменяемые) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения,

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П).

Управление поведением партнёра, контроль, оценка, коррекция (Р).

2. Модуль (учебный)

http://fcior.edu.ru/card/15734/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

http://fcior.edu.ru/card/15449/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

2. Предлагает составить алгоритм: «Какие действия и в какой последовательности надо выполнить, чтобы не ошибиться в выборе буквы на конце названных приставок?»

3. Организует деятельность по применению новых знаний по вариантам (УМ).

Помощь учащимся в случае затруднения выбора согласной в приставке.

а в приставках на З - С конечная согласная зависит от той согласной, которая стоит после приставки.

2. Работа в паре.

 Составляют алгоритм правописания приставок, оканчивающихся на З – С.

3. Выполняют задания по вариантам за компьютерами, проверяют и комментируют ответы.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

5. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: развитие слуховой памяти, закрепление эмоционально положительной атмосферы урока

Предлагает сделать паузу

Игра «Хлопок»

Диктует слова с приставками на з - с. Если в приставке пишется З – один хлопок, если С – два хлопка.

1. Расчистить                  2 Расправило

3. Раскинуло                  4. Рассердилась

5. Взрослых                   6. Разбираюсь

7. Раздаются                  8. Разбил

Выполняют разминку.

 

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке (Л).

6. Контроль и самоконтроль знаний

Цель: выявление качества и уровня усвоения уч-ся знаний и способов действий

3. Модуль П-типа

http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html

Работа с модулем П-типа.

Организует работу, консультирует учащихся

Закрепляют умения применения правила написания приставок на З - С, умения отличать их от приставок, изученных ранее.

 Работают с модулем: «Практикум по теме  «Правописание приставок на  з – с».

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат (П).

Рефлексия своих действий (К).

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению (Р). Самоопределение (Л). 

  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Подводит итоги урока, обобщает полученные сведения по теме. Выставляет оценки.

Просит ответить на вопросы:

- Кто доволен своей работой на уроке?

- Удалось ли достичь поставленных целей? Почему?

- Что было самым интересным на уроке?

- Что было наиболее трудным?

Формулируют выводы, подводят итоги урока с помощью учителя.

Соотносить цели и результаты своей деятельности,  определять степень успешности работы (Р).

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД (Л).

Уметь слушать и понимать речь других (К).

8. Домашнее задание

Презентация

(слайд 17)

Задание по выбору:

- решить кроссворд

                      или

-  составить задание «Четвертый лишний» с изученной орфограммой.

Вариативность домашнего задания позволит учащимся реализовать свои способности и умения.

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам (Р).

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающая доступ к ЭОР

1

«Правописание гласных и согласных в приставках»


К-тип

Электронный учебный (контролирующий) модуль с детализированным представлением предметного содержания.

http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

2

«Правописание гласных и согласных в приставках»

Т-тип

Электронный учебный модуль.

Проверяет начальные знания по теме.

http://fcior.edu.ru/card/15734/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

http://fcior.edu.ru/card/15449/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

3

"Правописание гласных и согласных в приставках"


П- тип

Модуль - практикум.

http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html 

4

«Правописание приставок на з – с»

Презентация «Правописание приставок на з-с»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка 6 класс по теме "Правописание приставок пре-при"

Тема: Обобщающий урок по теме «Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-» 6 классТип урока: повторение и обобщение изученного материала.Цели урока:Обучаюшая: обобщить и систематизировать знания о правописании...

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок.

Урок русского языка 5 класс. Буквы З и С на конце приставок....

Буквы О и А на конце наречий Урок русского языка 7 класс

Данный урок был проведен в рамках Недели русского языка. Урок плановый....

Урок русского языка. 7 класс. Буквы о и а на конце наречий с приставками из-, до-, с-

Буквы  о и а на конце наречийс приставками из-, до-, с-...

Урок русского языка для детей с ОВЗ (легкая умственная отсталость) Тема: «Правописание приставок ПРЕ - ПРИ» (6 класс)

Урок составлен по адаптированным программам для детей с ОВЗ. В классе обучается ученик с легкой умственной отсталостью. ...

Рабочий лист к уроку русского языка 6 класс . "Правописание приставок пре-/при-"

В данный рабочий лист включены разноуровневые задания по теме: "Правописание приставок пре-/при-"...

Урок. Русский язык 10 класс/Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.

Тема. Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок.Учитель: Ширяева Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 109 Приморского...