ДМ 5 класс по теме "Глагол".
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6 класс) по теме
Дидактический материал содержит разные виды заданий и упражнений, которые можно использовать учителю при изучении темы "глагол" в 5, 6 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К урокам русского языка в 5 классе
Дидактический материалы по теме « ГЛАГОЛ»
Орфографическая разминка
1.Назовите рифмованное правило–помощник для определения спряжения глаголов, которое заучивало несколько поколений школьников:
Ко второму же спряжению отнесем мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить, исключая брить, стелить,
А еще: гнать, дышать, держать и слышать,
Смотреть, видеть, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Какие же глаголы относятся к I спряжению?
2. Проспрягайте глаголы с ударными личными окончаниями глядеть и вести и назовите эти окончания для глаголов I и II спряжений.
3. Составим алгоритм действий в определении гласной в окончании глагола:
а) проверим, ударно или безударно окончание;
б) если безударно, то находим инфинитив глагола, сохранив вид его;
в) по гласной перед -ть, помня исключения, определим спряжение;
г) в глаголах I спряжения будет гласная -е, в 3-м л. мн. ч. – -у(-ю);
д) в глаголах II спряжения пишем -и, в 3-м л. мн. ч. – -а(-я).
Выполним упражнения
1. Выборочный диктант: запишите глаголы настоящего и будущего времени, обозначив личные окончания, применяя алгоритм.
1) Имеем – не ценим, потеряем – плачем. 2) Не для школы, а для жизни учимся. 3) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. 4) Глупый болтает, умный думает. 5) И сам тонет, и других топит. 6) Будешь вперед двигаться – горы одолеешь, а сиднем засядешь – ничего, кроме своей ямы, не выроешь. 7) Много захочешь – пораньше с постели вскочишь.
2. Поставьте следующие глаголы в 3-м лице множественного числа.
Строить, бороться, колоть, сеять, гонять, гнать, присмотреться, тащить, таять, таить, склеить, надеяться, припаять, бормотать, лечить.
3. Определив спряжения глаголов, вставьте пропущенные буквы.
Он ед_т, смотр_т, бор_тся, бре_тся, стел_т, плач_т, гон_т, хоч_т, подыш_т.
4. Продолжите таблицу по образцу:
растаять – растаешь – растаете;
ненавидеть – ненавидишь – ненавидите.
Перегнать
продышаться
задержать
подстелить
услышать
развеять
5. Комментированное письмо.
1) Где строишь, там и роешь. 2) Как постелешь, так и выспишься. 3) Конь вырвется – догонишь, слова сказанного не воротишь. 4) Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот пожинает. 5) Ноги носят, а руки кормят. 6) Одной рукой узла не завяжешь. 7) Розы колются, а осы жалятся. 8) Чего не поищешь, того и не сыщешь. 9) Что было – видим, что будет – увидим. 10) Грибы ищут – по лесу рыщут.
6. Запишите глаголы-исключения (кроме ненавидеть, обидеть, зависеть) с приставками вы-, по-, у- (какая подойдет) во 2-м и 3-м лицах мн. ч.
Образец: повертите – повертят, выстелете – выстелют.
7. Определите спряжение глаголов, образующих видовые пары, запишите по образцу: появляться (несов.,
I спр.) – появляемся, появиться (сов., II спр.) – появимся.
Заявлять – заявить; составлять – составить; вспоминать – вспомнить; бросать – бросить; начинать – начать; помогать – помочь; отправлять – отправить; хватать – схватить.
8. Объясните различия в написании гласных в данных глаголах:
Веял – веет, увидел – увидит, рассмотрел – рассмотрит, чувствовал – чувствует, лелеял – лелеет, расколол – расколет, выгнал – выгонит, завертел – завертит.
9. Определите спряжение глаголов бить, лететь, свистеть, печь, жить, спать. Присоединив приставку вы-, запишите их в форме 3-го лица ед. числа.
Образец: грести – выгрести – выгребешь (гребёшь).
10. Расскажите, как можно определить спряжение глаголов, если:
1. Личное окончание ударное.
2. Если есть приставка вы-.
3. Если личное окончание безударное:
а) инфинитив оканчивается на -ить;
б) инфинитив оканчивается на -еть, -ать;
в) инфинитив оканчивается на -ыть, -оть, -ять и др.
11. Поставьте данные глаголы сначала в прошедшем, а затем в настоящем или будущем времени, выделите гласные суффиксов и окончаний.
Образец: видеть – видел – видит.
Обидеть, зависеть, посеять, развеять, потаять, лаять, чуять, взлелеять, раскаяться, маяться, надеяться, затеять, слышать, стлаться.
12. Запишите по образцу: думать (I спр.) – он думает, они думают.
Находить, позволить, позволять, задышать, зависеть, согнать, разогнать, смотреть, высмотреть, рассмотреть, бороться, мыться, колоть, склеиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)
Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/10/picture-107663.jpg)
Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы
Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/21/picture-175696-1403343937.jpg)
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/29/picture-96746-1511985909.jpg)
Тематическое планирование по математике 5- 11 класс автор Мордкович, по физике 7-9 класс Громова, физике 10-11 класс Мякишева, факультативные курсы 9-11 классы по математике
В данном файле вложено тематическое планирование по математике. алгебре, геометрии, физике с 5 по 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.
Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/28/picture-229100-1538157938.jpg)
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 5класс 2019-2020гг.,6 класс 2020-2021гг., 7 класс 2021-2022гг.,8 класс 2022-2023гг., 9 класс 2023-2024гг.
Рабочая программа по направлению: "Цветоводство и декоративное садоводство" 9класс 2023-2024гг.",...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/01/picture-980585-1512101993.jpg)
КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023
Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....