Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Бордиян Андрияна Фёдоровна

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бутовская средняя общеобразовательная школа № 1»

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Бутовская СОШ № 1»

_________ И.М. Овчинникова

«___»  августа 2018г.

Рабочая программа

по русскому языку

(общеобразовательный уровень)

5 класс

Составитель: Бордиян Андрияна Фёдоровна

учитель русского языка и литературы

2018-2019 учебный год

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по русскому языку для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом. Рабочая программа по русскому языку в 5 классе составлена на основе программы по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы), автор программы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации, Москва, «Просвещение», 2008.

Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.

Это определило цели обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета;
  • обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

- приобретение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;

- овладение умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, основными нормами русского литературного языка;

- формирование способностей к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями; совершенствование умений и навыков письменной речи;

- освоение компетенций – коммуникативной, языковедческой и культуроведческой.

Общая характеристика курса

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка для 5 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова,    Т.А. Ладыженской.

          Учебник:  М.Т. Баранов,  Л.Т. Григорян,   Т.А. Ладыженская «Русский язык 5 кл», Москва,   «Просвещение»,    2018 г                              

Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане ГБОУ гимназия № 61: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе

Количество часов в году: 204

Количество часов в неделю: 6

Количество плановых уроков:

  • по развитию речи: 35
  • диктантов: 8
  • контрольных сочинений: 2
  • контрольных изложений: 2
  • контрольных тестов: 2

Результаты изучения предмета «Русский (родной) язык» (ФГОС, основная школа)

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе

получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе

и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые

ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений

на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами

речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации  и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в  образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой

стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их

признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами

речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной  литературы. 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 5 класса.

I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 5 классе частей речи, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом;
  • с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
  • По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
  • По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
  • По развитию речи. Составлять сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).
  • Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
  • Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

Раздел II. Содержание тем учебного курса.

Язык - важнейшее средство общения (2+1 ч)

Повторение пройденного в 1 - 4 классах (20 ч+3 ч)

I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь.

Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.

Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.

Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание тся и ться; раздельное написание не с глаголами.

Наречие (ознакомление). Предлоги и союзы. Раздельное написание предлогов со словами.

II Текст. Тема текста. Стили.

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29 ч +7ч)

I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

Пунктуация как раздел науки о языке.

Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.

Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

Грамматическая основа предложения.

Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союза- ми, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Синтаксический разбор словосочетания и предложения.

Обращение, знаки препинания при обращении. Вводные слова и словосочетания.

Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении).

Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если.

Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи.

Диалог. Тире в начале реплик диалога.

II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи (14 ч + 3 ч)

I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков.

Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия.

Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм.

Орфографический разбор.

Орфографические словари.

II.Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е.

Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

Лексика. Культура речи (8 ч + 2 ч)

I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

Морфемика. Орфография. Культура речи (20 ч + 3 ч)

I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари.

Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.

Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

Морфология. Орфография. Культура речи (62 ч+14 ч)

Самостоятельные и служебные части речи (1 ч)

Место причастия, деепричастия, категории состояния в системе частей речи.

Имя существительное (17 ч + 4 ч)

I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении.

Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам.

Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).

Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.

Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыс- лей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

Имя прилагательное (14 ч + 2 ч)

I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении.

Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.

Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно).

Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

Глагол (З7+6 ч)

I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.

Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение).

Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.

Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир-, -мер- - -мир-, - nep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.).

Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже.

Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

Повторение и систематизация пройденного в 5 классе (11+2 ч)

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения

Методическая литература:

  1. В.И. Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик «Развитие речи»;
  2. Е.А. Влодавская, «Поурочные разработки по русскому языку»,2006г.                          
  3. Богданова Г.А. Русский язык: Рабочая тетрадь для 5 класса. В 2-х ч. – М.:    Издательский Дом «Генжер», 2007. – 64с.  
  4. Текучёва И.В. Тесты по русскому языку: 5-й кл.: М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 93 с.
  5. Беляева О. В.,  Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 5-ый класс. – М.: ВАКО, 2007
  6. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. /  Г. А. Богданова. – СПб., 2004
  7. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005.
  8. Введенская Л. А. От собственных имён к нарицательным / Л. А. Введенская, Н. П. Колесников, - М., 1989.
  9. Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. – М., 1985.
  10. Гдалевич Л. А. Уроки русского языка в 5 классе / Л. А. Гдалевич, Э. Д. Фудим. – М., 1991.
  11. Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – М., 1991.
  12. Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. – М., 1994.
  13. Костяева Т. А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т. А. Костяева. – М.: Просвещение, 2005.
  14. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. – М., 1990.
  15. Скороход Л. К. Словарная работа на уроках русского языка / Л. К. Скороход. – М., 1990.

III раздел                                          

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Плановых уроков

Плановых контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

1

Язык – важнейшее средство общения

2

1

3

2

Повторение изученного в 1-4 классах

19

1

3

23

4

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи

28

1

7

36

5

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи

13

1

3

17

6

Лексика. Культура речи

8

2

10

7

Морфемика. Орфография. Культура речи  

19

1

3

24

                            Морфология. Орфография. Культура речи

8

Самостоятельные и служебные части речи

1

1

9

Имя существительное

16

1

4

21

10

Имя прилагательное

10

2

2

14

11

Глагол

35

2

6

43

12

Повторение и систематизация изученного в 5 классе

10

1

2

13

Итого:

161

10

33

204


IV раздел                            

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование

разделов и тем

Кол-во

часов

Характеристика основных видов учебной деятельности учащихся

Плановые сроки прохождения программы

Скорректиро ванные сроки прохождения программы

1

Язык и человек.

1

Знать: о функциях языка в жизни человека, общества.

Уметь: строить монологическое высказывание, работать с учебником.

2

Язык и речь. Язык и его единицы. Общение устное и письменное.

1

Знать: понятия «язык» и «речь»; об основных единицах языка.

Уметь: разграничивать понятия «язык» и «речь», находить единицы языка при анализе текста.

3

РР. Стили речи.

1

Знать: о стилях речи в зависимости от задач и сферы применения, о стилистических различиях. Уметь: различать стили речи, задачи и сферы применения стилей речи, определять стилистические различия, строить монологическое высказывание.

4

Звуки и буквы. Произношение и написание.

1

Знать: о структуре слова, условных обозначениях его частей, об отличии морфемы от слога. Уметь: выполнять морфемный разбор, определять одинаковые морфемы.

5

Орфограмма.  Место орфограммы в словах.

1

Знать: понятие «орфограмма» и опознавательные признаки орфограмм. Уметь: выполнять орфографический разбор слова, находить опознавательные признаки орфограмм.

6

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Знать: об ударных и безударных гласных в корне слова, о разных приемах проверки безударной гласной в корне.

Уметь: выделять корень слова, различать ударные и безударные в корне, использовать различные приемы проверки безударной гласной в корне.

7

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Знать: об ударных и безударных гласных в корне слова, о разных приемах проверки безударной гласной в корне.

Уметь: выделять корень слова, различать ударные и безударные в корне, использовать различные приемы проверки безударной гласной в корне.

8

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Знать: об ударных и безударных гласных в корне слова, о разных приемах проверки безударной гласной в корне, о «Словаре иностранных слов». Уметь: выделять корень слова, различать ударные и безударные в корне, использовать различные приемы проверки безударной гласной в корне, пользоваться «Словарем иностранных слов».

9

Правописание проверяемых согласных в корне слова

1

Знать: об орфограмме-согласной в корне слова и о правилах для ее выбора. Уметь: находить орфограмму-согласную в корне и применять соответствующее правило для ее выбора.

10

Правописание непроизносимых  согласных в корне слова

1

Знать: об орфограмме-согласной в корне слова и о правилах для ее выбора. Уметь: находить орфограмму-согласную в корне и применять соответствующее правило для ее выбора; работать со «Словарем иностранных слов».

11

Правописание букв и, у, а после шипящих

1

Знать: о правописании букв и, у, а после шипящих, о правилах выбора  гласной после шипящих и ц. Уметь: владеть навыком выбора гласной после шипящих и ц.

12

Разделительные Ъ и Ь.

1

Знать: о правописании разделительных Ъ и Ь. Уметь: владеть навыком употребления на письме сведений о правописании разделительных Ъ и Ь.

13

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Знать: о самостоятельных и служебных частях речи, об употреблении предлогов с различными частями речи, об орфограмме-пробеле.

Уметь: отличать предлог от приставки, правильно употреблять орфограмму-пробел.

14

РР. Текст.

1

Знать: об отличительных особенностях текста, о его возможностях для выражения мысли. Уметь: определять признаки текста, способы связи предложений в тексте, строить текст из данных предложений.

15

РР. Обучающее изложение.

1

Знать: о теме и основной мысли текста.  Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста.

16

Анализ изложения. Работа над ошибками.

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки.

17

Части речи.

1

Знать: о различении частей речи по значению, вопросу и морфологическим признакам. Уметь: различать части речи по значению, вопросу и морфологическим признакам.

18

Глагол. Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

1

Знать: изученное о глаголе как части речи и его роли в предложении.

Уметь: определять признаки глагола и его роль в предложении, правильно писать -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

19

Глагол. Личные окончания глаголов.

1

Знать: об изменении глаголов по временам, лицам и числам; о правописании личных окончаний глаголов, о правописании НЕ с глаголами.  

Уметь: правильно спрягать глаголы, правильно писать личные окончания глаголов и НЕ с глаголами.

20

Падежные окончания имен существительных.

1

Знать: о склонении имени существительного, о правописании падежных окончаний. Уметь: определять склонение имени существительного, правильно писать падежные окончания имен существительных.

21

Имя прилагательное

1

Знать: об имени прилагательном как части речи, его морфологических признаках, изменении.

Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, правильно его изменять, согласовывая с именем существительным.

22

РР. Текст. Тема и основная мысль текста

1

Знать: понятия «узкая» и «широкая» темы. Уметь: соотносить тему с содержанием текста.

23

Местоимение.

1

Знать: о личных местоимениях, их роли в речи, морфологических признаках, изменении. Уметь: находить в тексте личные местоимения, определять их морфологические признаки, правильно изменять личные местоимения.

24

Контрольная работа №1 по разделу «Повторение изученного в начальных классах»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

25

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

26

Синтаксис. Пунктуация.

1

Знать: о предмете изучения синтаксиса и пунктуации; о лингвистических терминах, их происхождении; о предложении как об одной из основных единиц языка. Уметь: соблюдать принятые в русском языке законы связи слов, правильно расставлять знаки завершения.

27

Словосочетание. Строение словосочетаний.

1

Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний. Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово.

28

Словосочетание. Строение словосочетаний.

1

Знать: об отличии словосочетания от слова и предложения, о строении словосочетаний. Уметь: строить словосочетания, находить главное и зависимое слово.

29

Способы выражения грамматической связи в словосочетании.

1

Знать: о способах выражения грамматической связи в словосочетаниях. Уметь:  находить и составлять с/с заданного строения.

30

Разбор словосочетания.

1

Знать: о порядке разбора словосочетания. Уметь: строить с/с заданного строения, разбирать с/с.

31

Предложение. Грамматическая основа предложения.

1

Знать: об основных признаках предложения, способах выражения главных членов.

Уметь: находить грамматическую основу предложения.

32,

33

РР. Обучающее сжатое изложение.

2

Знать: о теме и основной мысли текста, о приемах сжатия текста.

Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить сжатое связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста.

34

Виды предложений по цели высказывания.

1

Знать: о видах предложений по цели высказывания.

Уметь: распознавать и правильно произносить повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

35

Виды предложений по интонации.

1

Знать: о различных по интонации видах предложений, об употреблении восклицательного знака. Уметь: различать виды предложений по интонации, выразительно их читать.

36

Обучающее сочинение повествовательного характера на свободную тему

1

Знать: о теме сочинения, об узких и широких темах, о правилах написания сочинения данного типа.

Уметь: связно строить монологическое письменное высказывание повествовательного характера.

37

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее

1

Знать: о главных членах предложения, о новом способе выражения подлежащего - сочетанием слов.

Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе находить подлежащее, выраженное сочетанием слов.

38

Главные члены предложения. Сказуемое

1

Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения сказуемого. Уметь: определять грамматическую основу предложения, в том числе выраженную разными частями речи.

39

Тире между подлежащим и сказуемым

1

Знать: о грамматической основе предложения, о способах выражения ГЧП;  о правиле постановки тире между – и =, выраженными существительными. Уметь: определять грамматическую основу предложения, ставить тире между – и =, выраженными им.существительными.

40

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения

1

Знать: об отличии нераспространенных и распространенных предложений, о ВЧП. Уметь: отличать нераспространенные предложения от распространенных.

41

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1

Знать: о дополнении как ВЧП, о способах его выражения и отличии от подлежащего. Уметь: находить дополнение в предложении, отличая его от подлежащего, определять способы его выражения.

42

Второстепенные члены предложения. Определение

1

Знать: об определении как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить определение в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи.

43

Второстепенные члены предложения. Обстоятельство

1

Знать: об обстоятельстве как ВЧП, о способах его выражения, о роли в речи. Уметь: находить обстоятельство в предложении, определять способы его выражения и его роль в речи.

44

Однородные члены предложения

1

Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧ, правильно читать предложения с ОЧ.

45

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Знать: об ОЧП, их опознавательных признаках, о постановке знаков препинания и правильном чтении предложений с однородными членами. Уметь: определять ОЧП по их опознавательным признакам, правильно ставить ЗП в пр-ях с ОЧП, обосновывать постановку ЗП при ОЧП,  правильно читать предложения с ОЧП.

46

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

Знать: об обобщающих словах при ОЧП, о его роли в предложении, о ЗП при ОЧП и обобщающих словах. Уметь: находить обобщающие слова в пр-ях с ОЧП, правильно расставлять ЗП при них.

47

Предложения с обращениями

1

Знать: об обращении, его роли в речи, ЗП при нем. Уметь: находить обращение в предложении, правильно ставить при нем ЗП.

48

РР. Письмо

1

Знать: о правилах составления и написания письма, о его композиции и обязательных частях. Уметь: правильно писать письма.

49

Синтаксический разбор простого предложения

1

Знать: сведения о простом пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора.

Уметь: выполнять синтаксический разбор простого предложения.

50

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Знать: изученный материал о постановке ЗП в простом пр-нии, о порядке устного и письменного разбора.

Уметь: выполнять пунктуационный разбор простого предложения.

51, 52

Сочинение №1 повеств-го характера с элементами описания по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка!»

2

Знать: особенности написания сочинения данного типа.

Уметь: составлять связное монологическое высказывание данного типа.

53

Простые и сложные предложения

1

Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных.

Уметь: различать простые и сложные пр-ния, правильно расставлять ЗП в СП.

54

Простые и сложные предложения

1

Знать: о структурных различиях между простым и сложным пр-ем, о способах связи простых предложений в составе сложных.

Уметь: различать простые и сложные пр-ния, находить границы ПП в составе СП, составлять схемы СП, правильно расставлять ЗП в СП.

55

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Знать: сведения о сложном пр-нии, о порядке его устного и письменного разбора. Уметь: выполнять синтаксический разбор сложного предложения.

56

Заглавие, основная мысль текста

1

Знать: о заглавии и основной мысли текста.

Уметь: озаглавливать текст, определять его основную мысль,  строить связное монологическое высказывание, пересказывать текст.

57

Прямая речь

1

Знать: о прямой речи, словах автора, о постановке ЗП в пр-ях с прямой речью.

Уметь: составлять пр-ния с прямой речью, выразительно читать их и правильно ставить ЗП.

58

Диалог

1

Знать: о диалоге, реплике, о ЗП при диалоге.

Уметь: записывать и составлять диалоги, правильно ставить ЗП, выразительно читать диалоги.

59

Закрепление изученного по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Знать: изученный материал по данному разделу.

Уметь: практически применять полученные умения и навыки по изученному разделу, строить связное монологическое высказывание

60

Контрольная работа №2 по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

61

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

62

Фонетика. Гласные звуки

1

Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; о фонетике как разделе науки о языке, об элементах транскрипции.

Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные, использовать элементы транскрипции.

63

Согласные звуки

1

Знать: о различении букв и звуков, гласных и согласных; характеристики согласных звуков, об обозначении звуков знаками транскрипции. Уметь: различать звуки и буквы, гласные и согласные,  определять характеристики согласных звуков, обозначать звуки знаками транскрипции.

64

Позиционные чередования гласных и согласных звуков

1

Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, о сильных и слабых позициях гласных и согласных, об элементах транскрипции. Уметь: различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции.

65

Согласные твердые и мягкие

1

Знать: о парных и непарных по твердости-мягкости согласных, об обозначении мягкости различными способами.

Уметь: определять характеристики согласных, обозначать их мягкость различными способами.

66,

67

Обучающее изложение текста с элементами описания и повествования

2

Знать: о теме и основной мысли текста, о повествовании и описании в тексте. Уметь: определять тему и основную мысль текста, строить связное монологическое высказывание на основе прочитанного и услышанного текста с элементами описания и повествования.

68

Согласные звонкие и глухие

1

Знать: о парных и непарных по глухости-звонкости согласных, о сильной и слабой позиции согласных для выбора орфограмм.

Уметь: определять характеристики согласных, определять сильные и слабые позиции согласных для выбора орфограмм.

69

Закрепление изученного по фонетике

1

Знать: о позиционных чередованиях гласных и согласных звуков, характеристики гласных и согласных.

Уметь: правильно подбирать опорные слова; различать сильные и слабые позиции гласных и согласных для выбора орфограммы, отражать различие элементами транскрипции.

70

Графика. Алфавит

1

Знать: о новом разделе науки о языке; алфавит, названия букв, о различиях звуков и букв, характеристики звуков, о выборе орфограммы для обозначения гласных и согласных в слабой позиции.

Уметь: пользоваться алфавитом, различать звук и букву, охарактеризовывать звуки, выбирать орфограмму для обозначения гласных и согласных в слабой позиции.

71

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

Знать: способы обозначения мягкости согласного, об использовании мягкого знака. Уметь: выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного.

72

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

1

Знать: позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, о фонетическом разборе слова.

Уметь: различать позиции, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 или 2 звука, фонетически разбирать слова.

73

Орфоэпия

1

Знать: об орфоэпии как о разделе науки о языке, о правилах произношения слов.  Уметь: применять орфоэпические правила в речи.

74

Фонетический разбор слова

1

Знать: о порядке фонетического разбора слова, о записи звукового состава слова. Уметь: выполнять фонетический разбор слова, записывать звуковой состав слова.

75

Закрепление изученного по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный т/м на практике

76

Контрольный диктант №3 по разделу «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

77

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

78

Обучающее сочинение-описание предмета по картине И.И.Машкова «Натюрморт с васильками и маками»

1

Знать: об особенностях написания сочинения-описания.

Уметь: писать сочинение-описание.

79

Слово и его лексическое значение

1

Знать: о понятии «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение», о толковых словарях и способах толкования слов. Уметь: различать лексическое и грамматическое значение слова.

80

Однозначные и многозначные слова

1

Знать: об однозначных и многозначных словах, о лексическом значении многозначных слов. Уметь: различать однозначные и многозначные слова, различать лексическое значение многозначных слов, находить необходимые сведения в толковом словаре.

81

Прямое и переносное значение слов

1

Знать: о переносном значении слов, о причине переноса значения.

Уметь: употреблять в речи слова в переносном значении.

82

Омонимы

1

Знать: об омонимах, об их отличии от многозначных слов.

Уметь: отличать омонимы от многозначных слов.

83

Синонимы

1

Знать: о синонимах, их роли в речи, об их стилистических особенностях. Уметь: подбирать синонимы, правильно употреблять их в речи.

84

Синонимы

1

Знать: об употреблении синонимов в соответствии с их лексическим оттенком и стилем высказывания. Уметь: правильно употреблять синонимы в речи.

85

Сочинение-описание №2  пейзажа по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Знать: об особенностях написания сочинения-описания.

Уметь: писать сочинение-описание.

86

Антонимы

1

Знать: об антонимах, их роли в речи и их лексических особенностях.

Уметь: подбирать антонимы и использовать их в речи.

87

Закрепление изученного по разделу «Лексика. Культура речи»

1

Знать: теоретический материал по лексическим единицам.

Уметь: правильно употреблять лексические единицы в устной и письменной речи.

88

Подробное изложение №1 повествовательного характера с элементами описания

1

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: писать изложение данного типа.

89

Морфемика. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.

1

Знать: о морфемике, морфеме, изменении и образовании слов, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: подбирать однокоренные слова с учетом лексического значения.

90

Окончание и основа слова

1

Знать: об окончании как значимой части слова, его синтаксической роли. Уметь: выделять окончания различных частей речи и основу, определять ГЗ.

91

Обучающее сочинение повествовательного характера по личным впечатлениям

1

Знать: об особенностях написания сочинения-повествования.

Уметь: писать сочинение-повествование.

92

Корень слова

1

Знать: о корне как значимой части слова. Уметь: находить корень, подбирать родственные слова для проверки орфограммы.

93

Рассуждение

1

Знать: о типе текста – рассуждении, о композиции рассуждения.

Уметь: строить монологическое высказывание по типу рассуждения.

94

Закрепление изученного по морфемике.

1

Знать: о значимых частях слова, о способах проверки гласных и согласных в корне. Уметь: определять значимые части слова, проверять гласные и согласные в корне слова.

95

Суффикс. Суффиксы имен существительных

1

Знать: о суффиксе как значимой части слова, его роли в образовании новых слов, о значении суффиксов имен сущ-ных.

Уметь: определять суффикс в слове, определять значение суффикса в именах существительных.

96

Приставка

1

Знать: о роли приставки в образовании новых слов.

Уметь: выделять приставку, определять ее значение.

97

Выборочное изложение №2  по тексту повествовательного характера с элементами описания

1

Знать: об особенностях написания выборочного изложения.

Уметь: писать выборочное изложение.

98

Чередование звуков

1

Знать: о чередовании гласных и согласных звуков, о правописании морфем, на которых отразилось чередование. Уметь: определять чередующиеся звуки, правильно писать слова с чередованием.

99

Беглые гласные

1

Знать: о беглых гласных. Уметь: разбирать по составу слова с беглыми гласными.

100

Варианты морфем

1

Знать: о различиях вариантов морфем и одинаково звучащих морфем.

Уметь: различать варианты морфем и одинаково звучащие морфемы; проверять гласные и согласные в корне слова.

101

Морфемный разбор слова

1

Знать: порядок устного и письменного морфемного разбора слова.

Уметь:  выполнять морфемный разбор слова.

102

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Знать: о правописании приставок с традиционным написанием.

Уметь: выделять приставки, находить орфограмму в неизменяемых приставках, подбирать проверочные слова.

103

Буквы З и С на конце приставок

1

Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С). Уметь: выбирать орфограмму-согласную.

104

Буквы З и С на конце приставок

1

Знать: об особенностях правописания приставок, оканчивающихся на З (С). Уметь: выбирать орфограмму-согласную на конце приставок.

105

Буквы О-А в корне –лаг- и -лож-

1

Знать: о правиле написания гласных в корнях с чередованием.

Уметь: выбирать буквы А-О в корнях –лаг- и –лож-.

106

Правописание корней с чередованием гласных

1

Знать: о правописании корней с чередованием гласных.

Уметь: правильно писать гласные в корнях с чередованием, уметь отличать корни с чередованием и обосновывать выбор орфограммы.

107

Буквы Ё и О после шипящих в корне.

1

Знать: о правописании букв Ё, О после шипящих под ударением, о правописании слов иноязычного происхождения.

Уметь: правильно писать буквы Ё и О после шипящих в корне слова, слова иноязычного происхождения на данную орфограмму.

108

Буквы И – Ы после Ц

1

Знать: о правиле написания И-Ы после Ц в разных морфемах, о графическом обозначении орфограммы.

Уметь: правильно писать слова на данную орфограмму.

109

Закрепление изученного по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Знать: изученный материал по разделу.

Уметь: выбирать и применять теоретический материал и орфограммы, изученные в данном разделе.

110

Контрольный диктант № 4 по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

111

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

112

Обучающее сочинение-описание по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Знать: об особенностях написания сочинения-описания.

Уметь: писать сочинение данного типа.

113

Морфология. Самостоятельные и служебные части речи

1

Знать: о морфологии как разделе науки о языке, о самостоятельных и служебных частях речи, о причастии.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи, определять синтаксич. роль самост-ных частей речи.

114

Имя существительное

1

Знать: о морфологических признаках имени cущ-го,  его роли в пр-нии, об отличиях им.сущ-го от других частей речи.

Уметь: определять ГЗ и ЛЗ имени сущ-го, его роль в предложении, строить связное монологическое высказывание по типу рассуждения.

115

Доказательства в рассуждении

1

Знать: о применении доказательств в рассуждении.

Уметь: применять доказательства в рассуждении при построении связного монологического высказывания.

116

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

1

Знать:  о делении сущ-ных на одушевленные и неодушевленные.

Уметь:  различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

117

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Знать: о делении имен сущ-нх на собственные и нарицательные.

Уметь: различать имена  сущ-ные собственные и нарицательные.

118

Обучающее сжатое изложение повествовательного характера

1

Знать: об особенностях написания сжатого изложения.

Уметь: писать сжатое изложение.

119

Морфологический разбор имени существительного

1

Знать: порядок морф.разбора имени сущ-го.

Уметь: выполнять морф.разбор имени сущ-го.

120

Род имен существительных

1

Знать: об определении рода имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов. Уметь: определять род имен сущ-ных для согласования форм зависимых слов.

121

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только мн.числа, об их употреблении в речи. Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи.

122

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

1

Знать: об именах сущ-ных, которые имеют форму только ед.числа, об их употреблении в речи.

Уметь: правильно употреблять данные имена сущ-ные в речи.

123

Три склонения имен существительных

1

Знать: о склонениях имен сущ-ных. Уметь: определять склонение  имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании.

124

Падеж имен существительных

1

Знать: о падежах имен сущ-ных.

Уметь: определять падеж  имен сущ-ных, выбирать орфограмму в окончании.

125

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

Знать: об определении орфограммы в окончании имен сущ-ных.

Уметь: определять и применять орфограмму в окончании сущ-ных.

126

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

1

Знать: об особенностях склонения имен сущ-ных, оканчивающихся на –ия, -ий, -ие. Уметь: правильно писать имена сущ-ные и их формы, оканчивающиеся на –ия, -ий, -ие.

127

Обучающее изложение повествовательного характера с элементами описания

1

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: писать изложение данного типа.

128

Множественное число имен существительных

1

Знать: об особенностях образования и употребления форм им.падежа имен сущ-ных. Уметь: правильно образовывать и употреблять в речи имена сущ-ные мн.числа в им.п.

129

Множественное число имен существительных

1

Знать: об особенностях образования и употребления форм род.падежа имен сущ-ных. Уметь: правильно образовывать и употреблять в речи имена сущ-ные мн.числа в род.падеже.

130

Правописание О-Ё после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных

1

Знать: о правиле правописания гласных после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, о разграничении с правилом выбора орфограммы в корнях слов. Уметь: правильно писать гласные после шипящих и Ц в окончаниях имен сущ-ных, разграничивать данную орфограмму с правилом выбора орфограммы в корнях слов.

131

Закрепление изученного по разделу «Имя существительное»

1

Знать: теор.материал об имени сущ-ном как о части речи и его правописании. Уметь: применять данный т/м на практике.

132

Обучающее сочинение-описание по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

Знать: об особенностях составления сочинения данного типа.

Уметь: составлять сочинение данного типа, строить связное монологическое высказывание.

133

Контрольный диктант № 5 по теме «Имя существительное»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

134

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теор. знаниями, строить связное монологич.высказ-ние.

135

Имя прилагательное как часть речи

1

Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи.

136

Имя прилагательное как часть речи

1

Знать: о морфологических признаках имени прилагательного, его роли в речи. Уметь: определять морфологические признаки имени прилагательного, его роль в речи.

137

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять и правильно писать  падежные окончания прил-ных.

138

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять падежное окончание прил-го по вопросу от главного слова, выбирать гласные О-Е после шипящих и Ц.

139

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

1

Знать: о согласовании имен прилагательных с именами существительными, о правописании гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. Уметь: согласовывать прилагательные с сущ-ми, определять падежное окончание прил-го по вопросу от главного слова, выбирать гласные О-Е после шипящих и Ц.

140

Описание животного

1

Знать: об особенностях монологического высказывания данного типа.

Уметь: строить описательное монологическое высказывание данного типа.

141

Прилагательные полные и краткие

1

Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения.

Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные от полных.

142

Прилагательные полные и краткие

1

Знать: об отличии полных прилагательных от кратких, об их роли в предложении, об особенностях образования и произношения.

Уметь: отличать полные и краткие прилагательные, уметь образовывать краткие прил-ные от полных.

143

Тестовая работа №1  по теме «Имя прилагательное»

1

Знать: об особенностях написания сочинения-описания.

Уметь: писать сочинение-описание.

144

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Знать: порядок морф.разбора имени прил-го.

Уметь: разбирать прилагательные различных форм.

145

Обучающее сочинение-повествование по данному плану

1

Знать: об особенностях написания сочинения-повествования.

Уметь: писать сочинение-повествование.

146

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Имя прилагательное»

1

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

147

Контрольный диктант №6  по разделу «Имя прилагательное»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

148

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

149

Глагол как часть речи

1

Знать: о морфологических признаках глагола, его лексических возможностях и роли в речи.

Уметь: определять морфологические признаки глагола, его роль в речи.

150

Глагол как часть речи

1

Знать: о глаголе, его лексических возможностях и роли в речи.

Уметь: определять ГЗ и ЛЗ глагола, уметь правильно употреблять глаголы в своей речи.

151

НЕ с глаголами

1

Знать: правило написания НЕ с глаголами, о ситном написании разных частей речи с НЕ. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами, разные части речи с НЕ.

152

НЕ с глаголами

1

Знать: о разграничении раздельного и слитного написания глаголов.

Уметь: правильно писать НЕ с глаголами.

153

НЕ с глаголами

1

Знать: правило написания НЕ с глаголами. Уметь: правильно писать НЕ с глаголами.

154

Рассказ, композиция рассказа

1

Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа.

155

Рассказ, композиция рассказа

1

Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа.

156

Неопределенная форма глагола

1

Знать: о неопределенной форме глагола как о начальной форме глагола, об отличии неопределенной и личных форм.

Уметь: ставить глагол в н.ф., отличать н.ф. глагола от личных форм.

157

Неопределенная форма глагола

1

Знать: о том, как определять окончания глаголов в н.ф. и личной форме, об употреблении в речи глаголов в инфинитиве.

Уметь: определять окончания глаголов в н.ф. и личной форме, употреблять  в речи глаголы в инфинитиве.

158

Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1

Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Уметь: определять инфинитив и формы 3-го лица, правильно произносить и писать глаголы на –ТСЯ и –ТЬСЯ.

159

Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1

Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Уметь: находить главное слово, от которого зависит глагол; делать выбор в написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глагольной форме.

160

Правописание -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах

1

Знать: о разграничении инфинитива и формы 3-го лица, о произношении и написании глаголов на –ТСЯ и –ТЬСЯ.

Уметь: находить главное слово, от которого зависит глагол; делать выбор в написании –ТСЯ и –ТЬСЯ в глагольной форме.

161

Виды глагола

1

Знать: о понятии «вид» как о морф.признаке глагола и о способе определения сов. и несов.вида. Уметь: определять вид глагола.

162

Виды глагола

1

Знать: о видах глагола, видовых парах.

Уметь: распознавать виды глагола, образовывать видовые пары.

163

Виды глагола

1

Знать: о видах глагола, видовых парах, о правильном употреблении в речи глаголов сов и несов.вида.

Уметь: распознавать виды глагола, образовывать видовую пару, правильно употреблять в речи глаголы сов. и несов.вида.

164

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Знать: правила выбора гласной в корнях с чередованием, способ определения орфограммы в корне. Уметь: правильно выбирать гласную в корнях с чередованием, применять способ определения орфограммы в корне.

165

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Знать: определять орфограмму-гласную в корнях с чередованием.

Уметь: применять на практике орфограмму-гласную в корнях с чередованием.

166

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Знать: определять орфограмму-гласную в корнях с чередованием.

Уметь: применять на практике орфограмму-гласную в корнях с чередованием.

167

Буквы Е-И в корнях с чередованием

1

Знать: определять орфограмму-гласную в корнях с чередованием.

Уметь: применять на практике орфограмму-гласную в корнях с чередованием.

168

Невыдуманный рассказ (о себе)

1

Знать: о жанре рассказа, его композиции. Уметь: составлять устное монологическое высказывание в жанре рассказа.

169

Время глаголов

1

Знать: о временных формах глаголов, их употреблении в речи.

Уметь: определять время глагола, правильно употреблять в речи временные формы глагола.

170

Прошедшее время

1

Знать: о способе образования, изменения глаголов прош.времени, о правописании гласных перед суффиксом –л-, об орфоэпических нормах. Уметь: правильно образовывать, изменять и писать глаголы прошедшего времени.

171

Настоящее время

1

Знать: о ГЗ глаголов наст.времени, об их употреблении в речи.

Уметь: определять ГЗ глаголов наст.времени, правильно употреблять их в речи.

172

Будущее время

1

Знать: о способах образования форм будущего времени, об использовании их в речи. Уметь: правильно образовывать глагольные формы будущего времени, правильно употреблять их в речи.

173

Спряжение глаголов

1

Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.

Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.

174

Спряжение глаголов

1

Знать: о спряжении глаголов, о правописании личных окончаний.

Уметь: определять спряжение глагола, правильно писать личные окончания.

175

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву.

Уметь: определять спряжение глагола по инфинитиву.

176

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву.

Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву.

177

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву.

Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву.

178

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву.

Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву.

179

Спряжение глаголов с безударным личным окончанием

1

Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву.

Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву.

180

Тестовая работа №2  по теме «Спряжение глаголов».

1

Знать: об определении спряжения глагола по инфинитиву.

Уметь: определять 1, 2 спряжение глагола по инфинитиву.

181

Морфологический разбор глагола

1

Знать: порядок морфологического разбора глагола, последовательность анализа частей речи.

Уметь: выполнять морфологический разбор глагола.

182

Сжатое изложение №2  повествовательного характера

1

Знать: об особенностях написания изложения данного типа.

Уметь: писать изложение данного типа.

183

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

Знать: о правописании глаголов 2-го лица ед.числа; об употреблении глаголов этой формы для обозначения действия с обобщенным значением. Уметь: правильно писать глаголы 2-го л.ед.числа; употреблять глаголы этой формы для обозначения действия с обобщенным значением.

184

Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа

1

Знать: о правописании Ь в глагольных формах.

Уметь: правильно писать Ь в глагольных формах.

185

Употребление времен

1

Знать: о способах образования, о правописании временных форм глагола, о стилистических возможностях их использования.

Уметь: правильно образовывать, писать и использовать временные формы глагола.

186

Спортивный репортаж по серии рисунков

1

Знать: о репортаже как виде повествования, об особенностях репортажа, об использовании видовременных форм глагола в репортаже для придания живости повествованию.

Уметь: строить связное монологическое высказывание в виде репортажа с использованием видовременных форм глагола для придания живости повествованию.

187

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»

1

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

188

Закрепление и обобщение изученного по разделу «Глагол»

1

Знать: теоретический материал по данному разделу.

Уметь: применять данный материал на практике.

189

Обучающее сочинение-рассказ по рисунку

1

Знать: об особенностях написания сочинения-рассказа по рисунку.

Уметь: писать сочинение-рассказ по рисунку.

190

Контрольный диктант № 7 по разделу «Глагол»

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу.

Уметь: применять данные знания на практике.

191

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Знать: теоретический материал по изученному разделу. Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

192

Разделы науки о языке

1

Знать: о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

Уметь: строить связное монологическое высказывание о взаимосвязи языковых явлений и разделов науки о языке.

193

Обучающее сочинение на одну из предложенных тем (по типам: описание, повествование или рассуждение)

1

Знать: об особенностях написания сочинений различных типов.

Уметь: писать сочинения различных типов.

194

Орфограммы в приставках и в корнях слов

1

Знать: изученный теоретический материал об орфограммах в приставках и в корнях слов. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике.

195

Орфограммы в окончаниях слов    

1

Знать: изученный  теоретический материал об орфограммах в окончаниях слов. Уметь: систематизировать изученный т/материал о правописании окончаний разных частей речи и применять его на практике.

196

Употребление букв ъ и ь.

1

Знать: о правописании разделительных Ъ и Ь. Уметь: владеть навыком употребления на письме сведений о правописании разделительных Ъ и Ь.

197

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Знать: изученный теоретический материал о ЗП в простом и сложном предложениях. Уметь: систематизировать изученный т/материал и применять его на практике.

198

Годовой контрольный диктант № 8

1

Знать: теоретический материал, изученный в течение года.

Уметь: применять данные знания на практике.

199

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками

1

Знать: теоретический материал, изученный в течение года.

Уметь: применять данные знания на практике, исправлять допущенные ошибки, пользуясь теоретическими знаниями, строить связное монологическое высказывание.

200

Что читать летом

1

201

Резервный урок

1

202

Резервный урок

1

203

Резервный урок

1

204

Резервный урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа, русский, 6 класс

Рабочая программа по русскому языку, 6 класс...

Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)

Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...

Рабочая программапо геометрии, 11 класс

Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)

Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...

рабочая программапо математике 5 класс ФГОС

Рабочая программа по математике для 5 класса на уровень основного общего образования в соответствии с ФГОС...