Рабочая программа по русскому языку 5 класс по уч.Т.А.Ладыженской и др.
рабочая программа по русскому языку (5 класс) по теме

Бочкарева Ольга Сергеевна

Рабочая программа, содержащая пояснительную записку и поурочное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_5_klass.rar160.51 КБ

Предварительный просмотр:

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки учащихся (результат)

Вид контроля. измерители

Информационное сопровождение

Д/з

Дата

План

Факт

1

Язык и общение (2ч + 1ч)

Язык и общение. Язык и человек.  Общение устное и письменное

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Основные функции языка. Соотношение язык и речь; основные единицы языка. Отличие устного общения от письменного

Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь отличать письменное общение от устного.

Владеть смыслом понятий: речь устная и письменная, сфера и ситуация речевого общения; извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов

Беседа по вопросам, упражнения

Презентация «Язык и общение»

2

Язык и его единицы

1

Урок изучения нового материала

Беседа, практикум

Знакомство с учебником; определение целей и задач курса русского языка в 5 классе. Приёмы ознакомительного чтения, приёмы изучающего чтения, приёмы слушания

Знать приёмы ознакомительного и изучающего чтения.

Уметь пересказывать, отвечая на поставленные вопросы и используя выделенные в упражнении слова

Беседа по вопросам

Презентация «Язык и его единицы»

Стр.6-8

3

Р.р. Стили речи

1

Урок развития речи

Практикум

Основные стили речи (разговорный, научный, художественный). Понятие речевой этикет

Знать  основные стили речи, различие между ними.  

Уметь различать основные стили речи, находить в школьных учебниках научные, а в хрестоматии по литературе художественные тексты; использовать слова и выражения речевого этикета

Работа с учебником, беседа

Стр. 9-10, упр. 14

4

Повторение пройденного в 1-4 классах (17ч+3ч)

Звуки и буквы. Произношение и правописание. Орфограмма

1

Комбинированный

Беседа, практикум

Виды орфограмм,

их опознавательные

признаки

Знать понятие орфограмма, термины морфема, морфемный разбор.

Уметь определять изученные орфограммы в словах, графически обозначать морфемы в словах

Работа

с учебником, письмо под диктовку, упражнения

Презентация «Орфограмма»

Стр. 11-15,

упр.22

5

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

1

Комбинированный

Практикум

Способы проверки правильности написания слов с безударными гласными в корне

Знать способы проверки безударных гласных. Уметь различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочное слово несколькими способами

Работа

 с учебником, по карточкам, словарный диктант, распределительный диктант

Презентация, таблица

Стр. 15-18, упр.33

6

Правописание проверяемых согласных

в корне слова

1

Комбинированный

Практикум

Способы проверки написания согласных

в корне слова

Знать способы проверки написания согласных в корне слова.

Уметь изменять слова и подбирать однокоренные для проверки

Игра «Пиши правильно!», упражнения, практикум

Презентация

Стр. 18-20, упр. 40

7

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

1

Комбинированный

Практикум

Способы проверки правильности  написания слов с непроизносимыми согласными

Знать способы проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

Уметь находить изучаемую орфограмму, применять правило на письме

Распределительный диктант,

тренинг

Презентация

Стр. 20-21, упр.49

8

Буквы и, у, а после шипящих

1

Комбинированный

Практикум

Условия выбора букв и, у, а после шипящих

Знать условия выбора букв и, у, а после шипящих.

Уметь применять изучаемую орфограмму на письме, работать с орфографическим и толковым словарями; составлять предложения, используя слова изучаемой орфограммы

Работа

со словарями, тренировочные упражнения

Стр. 22, упр. 53

9

Разделительные ъ и ь

1

Комбинированный

Практикум

Условия выбора букв ъ и ь

Знать условия выбора букв ъ и ь; понимая, что причиной постановки разделительных знаков являются буквы е, ё ю, я.

Уметь применять правило о постановке разделительных знаков

Тренировочные упражнения, практикум

Стр. 23-24, упр. 57

10

Раздельное написание предлогов с другими словами

1

Комбинированный

Практикум

Различение приставки и предлога

Знать правило написания предлогов со словами (орфограмма 7).

Уметь различать приставку и предлог, применять изученную орфограмму на письме

Упражнения, практикум

Стр. 24-26, упр. 61

11

Р.р. Текст

1

Урок развития речи

Практикум

Признаки текста

Знать признаки текста.

Уметь делить текст

на абзацы; расставлять предложения так, чтобы

получился текст

Работа

с текстом, практикум

Презентация «Текст»

Стр. 26-28, упр. 63

12

Части речи

1

Комбинированный

Практикум

Группы частей речи

Знать части речи.

Уметь определять изученные части речи, их морфологические признаки; находить наречия в тексте

Работа с учебником, игра «Я пересказываю, ты слушаешь», упражнения

Стр. 29-32, упр. 67

13

Глагол

1

Комбинированный

Практикум

Признаки глагола как части речи, синтаксическая роль глагола

Знать основные признаки глагола.

Уметь определять спряжение, лицо, время глагола

Работа с учебником, тренировочные упражнения

Презентация «Глагол»

Стр. 32-33,  упр.77

14

Правописание
-тся и -ться

в глаголах

1

Комбинированный

Практикум

Условия выбора написания -тся и -ться

в глаголах

Уметь различать по вопросу личную и неопределённую форму глагола; соблюдать на практике письма основные правила орфографии

Объяснительный диктант, упражнения, практикум

Стр. 34-35,

упр.78

15

Р.р. Тема текста

1

Урок развития речи

Практикум

Тема текста, широкая и узкая тема

Знать понятия широкая и узкая тема. Уметь определять тему текста; сопоставлять данные тексты; перерабатывать готовые тексты

Работа с текстами. Практикум

16

Личные окончания глаголов

1

Комбинированный

Практикум

Условия выбора личных окончаний глаголов

Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием; соблюдать на практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Предупредительный диктант, упражнения, практикум

Таблица

Стр. 36-37, упр. 87

17

Имя существительное

1

Комбинированный

Практикум

Условия выбора букв в падежных окончаниях имён существительных, три склонения имён существительных; мягкий знак после шипящих на конце слов – существительных 3-го склонения

Уметь определять часть речи (имя существительное), морфологические признаки, склонение существительных; применять правило «Буквы -и и -е в окончаниях существительных»

Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа с таблицей «Буквы -и и -е в окончаниях существительных»

Стр. 37-40, упр. 97

18

Имя прилагательное

1

Комбинированный

Практикум

Признаки прилагательного как части речи, его синтаксическая роль

Знать синтаксическую роль прилагательных. Уметь находить прилагательное в тексте; задавать вопрос от существительного к прилагательному для проверки падежных окончаний прилагательных.

Словарный диктант, объяснительный диктант, самостоятельная работа

Стр. 40-43, упр. 102

19

Р.р. Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом»

1

Урок развития речи

Практикум

Обучающее сочинение

Знать определение темы, основной мысли текста, требования к написанию сочинения по плану

Творческая работа

Презентация «А.А.Пластов«Летом»

Дописать

20

Местоимение

1

Комбинированный

Практикум

Особенности местоимения как части речи, роль местоимений в предложении

Знать парадигму личных местоимений, орфограмму пробел (местоимение с предлогом).

Уметь редактировать текст, устранять повторы, используя местоимения

Диктант, запись под диктовку с заменой повторяющихся слов местоимениями, работа с учебником

Стр.43-44, упр.110

21

Наречие

1

Комбинированный

Практикум

Особенности наречия как части речи, роль наречия в предложении

Уметь редактировать текст, устранять повторы, используя наречия

Запись под диктовку, работа с учебником

22

Контрольный диктант  по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»

1

Урок контроля

Практикум

Проверка знаний, умений и навыков по теме «Повторение пройденного  в 1-4 классах»

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»

Диктант

23

Анализ контрольного диктанта по теме «Повторение пройденного в 1-4 классах»  

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Работа над ошибками

Уметь находить ошибки в тексте, исправлять и объяснять их

Работа на компьютере

СD «Фраза»

24

Синтаксис.
Пунктуация. Культура речи

(29ч + 7ч)

Синтаксис

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Основные единицы синтаксиса

Знать, что изучает синтаксис

Грамматический диктант, работа с учебником

Стр. 47-48, упр. 116

25

Пунктуация

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Основные единицы пунктуации

Знать, что изучает пунктуация

Грамматический диктант, работа с учебником

Стр. 48-50, упр. 120

26

Словосочетание. Строение словосочетания

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Определение словосочетания, его строение. Виды словосочетаний (именные и глагольные). Способы выражения грамматической связи в словосочетании

Знать о лексической сочетаемости слов, речевых ошибках.

Уметь отличать слово от словосочетания, словосочетание от предложения; выделять словосочетания из предложения; находить главную и зависимую части словосочетания.

Работа с учебником, составление словосочетаний, тренировочные упражнения

Стр. 50-54, упр. 131

27

Разбор словосочетания

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Порядок разбора словосочетания

Знать схему разбора словосочетания.

Уметь различать именные и глагольные словосочетания; использовать для выражения одинакового смысла разные словосочетания; правильно выделять из предложения словосочетания, разбирать их

Словарный диктант, работа с учебником, тест

Стр. 54-55, упр. 133

28

Предложение.

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Признаки предложения; грамматическая основа. Интонация конца предложения

Знать основные признаки предложения; состав грамматической основы предложения.

Уметь находить основу предложения

Беседа, тренировочные упражнения

Стр. 55-59, упр. 136

29

Р.р. Сжатое изложение «Старый пень»

1

Урок развития речи

Практикум

Признаки сжатого изложения, его отличие от подробного

Знать признаки сжатого изложения.

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости

Изложение по данному плану

Презентация

Дописать

30

Виды предложения по цели высказывания

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Виды предложений

по цели высказывания

Знать виды предложений по цели высказывания, особенности интонации побудительных предложений.

Уметь распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно произносить повествовательные и побудительные предложения; использовать побудительное предложение с учётом речевой ситуации

Синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения

Стр. 59-63, упр. 143(устно)

31

Восклицательное предложение

1

Комбинированный

Практикум

Виды предложений

по эмоциональной окраске. Восклицательные предложения как средство усиления выразительности речи

Знать о видах предложений по интонации;

об употреблении восклицательного знака. Уметь распознавать предложения по интонации и правильно (выразительно) читать эмоциональные предложения

Синтаксическая пятиминутка, упражнения

Стр. 63-65

32

Члены предложения.

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Группы членов предложения

Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов.

Уметь находить грамматическую основу предложения, в котором

подлежащее выражено существительным или местоимением

Беседа, тренировочные предложения

33

Главные члены предложения. Подлежащее

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Группы членов предложения, способы выражения подлежащего

Знать способы выражения подлежащего существительным, местоимением, сочетанием слов.

Уметь находить грамматическую основу предложения, в котором

подлежащее выражено существительным или местоимением

Беседа, тренировочные предложения

Стр. 65-66, упр. 158

34

Сказуемое

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Определение сказуемого, способы его выражения

Знать способы выражения сказуемого; правило постановки тире в предложениях типа: Москва – столица нашей Родины

Уметь находить грамматическую основу предложения, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным или кратким прилагательным

Работа с таблицей «Способы выражения сказуемого». Практическая работа

Стр. 67-68, упр. 160

35

Тире между подлежащим

и сказуемым

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Условия постановки тире между подлежащим и сказуемым

Знать о способах выражения подлежащего

и сказуемого, об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь ставить тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными

Устная синтаксическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа с толковым словарём

Стр. 69-70, упр. 169

36

Р.р. Сочинение «Памятный день»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-повествования

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения

Сочинение

Презентация

37

Нераспространённые и распространённые предложения

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Признаки нераспространённых и распространённых предложений

Знать, в чём отличие между распространёнными и нераспространёнными предложениями.

Уметь различать распространённые и нераспространённые предложения; распространять предложения

Устная синтаксическая пятиминутка, составление схем предложений, диктант

Стр. 70-71, упр. 174

38

Второстепенные члены предложения.

Дополнение

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Виды второстепенных членов предложения, дополнение

Знать определение понятия, способы выражения дополнения.

Уметь находить дополнение в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение, выраженное существительным в винительном падеже

Практическая работа, синтаксическая пятиминутка, работа с текстом

Стр. 71-74, упр. 180

39

Определение

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Способы выражения определения, его графическое выражение. Лексическое значение слов: языковые традиции (индивидуальные сообщения пятиклассников

Знать определение понятия, способы выражения определения;  роль определения в речи. Уметь находить определения в предложении, употреблять его в речи

Работа

с учебником, упражнения, комментированное

письмо

Стр. 74-75, упр. 183

40

Обстоятельство

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Способы выражения обстоятельства, его виды, обозначения

Знать, что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено.

Уметь находить обстоятельства в тексте, употреблять их в тексте

Устная синтаксическая

пятиминутка, выборочный диктант, работа с учебником

Стр.76-78, упр. 190

41

Главные и второстепенные члены предложения

1

Комбинированный

Практикум

Группы членов предложения, способы связи членов предложения

Знать, определения членов предложения.

Уметь находить главные и второстепенные члены предложения  в тексте, употреблять их в тексте

Устная синтаксическая

пятиминутка, выборочный диктант, работа с учебником

Стр. 65-78

42

Предложения

с однородными членами

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Признаки однородных членов, способы

их обозначения

Знать опознавательные признаки однородных членов предложения.

Уметь находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах

Графический диктант, устная синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку, составление схем, работа с учебником

Стр. 78-81, упр.194

43

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Условия постановки запятой при однородных членах.

Знать опознавательные признаки однородных членов предложения;

Уметь находить однородные члены, обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах

Контрольный словарный диктант, диктант «Проверь себя»

Стр. 81-85, упр. 199

44

Обобщающие слова при однородных членах

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Обобщающие слова при однородных членах

Знать что такое обобщающие слова, какова их роль в речи.

Уметь  находить обобщающие слова, ставить соответствующие знаки препинания

Работа по карточкам, объяснительный диктант, пунктуационный диктант

Стр. 81-85, упр. 204

45

Предложения

с обращениями

1

Урок изучения нового материала.

Урок закрепления изученного

Практикум

Определение понятия обращение; его виды, роль в речи

Знать определение понятия, знать об использовании обращения в речи.

Уметь находить обращение в предложении; отличать обращение от подлежащего; составлять предложения с обращениями; использовать обращение как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью; выразительно читать предложения

с обращением

Запись под диктовку, работа с учебником, проверочная работа, комментированное письмо

Презентация

Стр. 85-88, упр. 209

46

Р.р. Письмо

1

Урок развития речи

Практикум

Виды писем, их назначение, структура письма, письмо как одна из разновидностей текста

Знать назначение и виды писем.

Уметь создавать тексты различных стилей и жанров

Практическая работа

Презентация

Стр. 88-89, упр. 215

47

Синтаксический разбор простого предложения

1

Комбинированный

Практикум

Порядок синтаксического разбора предложения

Знать порядок синтаксического разбора предложения.

Уметь правильно разбирать (устно и письменно) простое предложение; строить простое предложение по заданной схеме

Практическая работа, работа по карточкам

Стр. 89-90, упр.217

48

Пунктуационный разбор простого предложения

1

Комбинированный

Практикум

Порядок пунктуационного разбора простого предложения

Знать порядок пунктуационного разбора. Уметь производить пунктуационный разбор;  различные виды анализа языковых единиц

Практическая работа

Стр. 90-91

49

Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-описания

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения

Сочинение

Презентация «Ф.П.Решетников»

Дописать

50

Простые

и сложные предложения

1

Комбинированный

Практикум

Отличие простого предложения от сложного, виды связи простых предложений в составе сложного (предложения союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые)

Знать структурные различия между простыми и сложными предложениями; виды сложных предложений по способу связи простых предложений в составе сложных.

Уметь различать простые и сложные предложения; определять границы частей в сложном предложении; правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; читать схемы простых и сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам

Устная синтаксическая пятиминутка, анализ схем, работа

с учебником, проверочная работа, словарный диктант

Стр. 91-96, упр.229

51

Синтаксический разбор сложного предложения

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Порядок синтаксического разбора сложного предложения

Знать порядок синтаксического разбора сложного предложения; основные союзы (без термина).

Уметь различать простое и сложное предложение, ставить запятую между частями сложного предложения типа «гуси»: [ ], ( ) или ( ), [ ]; типа «матрёшка»: [, ( ), ]

Практическая работа, редактирование текста

Стр. 96-98, упр. 234

52

Р.р. Выборочное изложение

1

Урок развития речи

Практикум

Признаки выборочного изложения, его отличие от подробного

Знать признаки выборочного изложения.

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости

Изложение

Презентация

53-54

Прямая речь

2

Уроки изучения нового материала

Практикум

Определение прямой речи, структура предложений с прямой речью

Знать определение понятий «прямая речь», «слова автора». Уметь определять слова автора, прямую речь; составлять предложения с прямой речью, схемы предложений с прямой речью, употреблять вежливые формы обращения, приветствия, благодарности

Словарный диктант, устная синтаксическая пятиминутка, комментированное письмо

Таблицы

Стр. 98-101, упр.239.

Стр. 98-101, упр. 242

55-56

Диалог

2

Уроки изучения нового материала

Практикум

Определение диалога, отличие диалога от монолога, полилога. Речевой этикет

Знать понятия диалог, реплика; глаголы «говорения».

Уметь правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги на заданную тему, вести диалог; интонационно правильно читать диалоги; превращать предложения

с прямой речью в диалог и наоборот

Пунктуационный диктант, работа с текстами, составление диалогов

Стр. 101-105, упр.246.

Стр. 101-105

57

Повторение по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи»

1

Урок обобщения и повторения изученного материала

Практикум

Предложение простое и сложное, прямая речь, диалог

Знать смысл понятий, изученных в разделе «Синтаксис  и пунктуация», применяя правила в речевой практике и на письме.

Уметь выполнять разные виды разбора

Работа по карточкам, выборочный диктант, объяснительный диктант, работа с текстом.

Стр. 105-107, упр. 251

58

Контрольный диктант по теме  «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи »

1

Урок контроля

Практикум

Проверка знаний, умений и навыков по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи »

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи »

Диктант

59

Анализ диктанта по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи »

1

Комбинированный

Практикум

Ликвидация пробелов по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи »

Уметь анализировать контрольную работу

Работа над ошибками

СD «Фраза»

60

Фонетика (15ч + 3ч)

Фонетика

1

Комбинированный

Практикум

Единицы фонетики, группы звуков речи,

Знать основные единицы фонетики, их признаки; предмет изучения фонетики и графики; различение гласных и согласных звуков, их образование; различение букв и звуков.

Тренировочные упражнения, устная синтаксическая пятиминутка, запись под диктовку

Стр. 108-110

61

Гласные звуки

1

Комбинированный

Практикум

Характеристика  гласных звуков

Знать  различение гласных и согласных звуков, их образование; различение букв и звуков.

Тренировочные упражнения, устная синтаксическая пятиминутка

Стр. 108-110, упр. 260

62

Согласные

звуки

1

Комбинированный

Практикум

Согласные твёрдые и мягкие, парные и непарные, отличие согласных звуков

от гласных

Знать принцип деления звуков на гласные и согласные, понимать определение шипящих звуков.

Уметь определять основную мысль текста

Тренировочные упражнения, работа с учебником

Стр. 110-112, упр. 268

63

Изменение звуков в потоке речи

1

Урок изучения нового материала

Практикум

Определение чередования, его виды

Знать/понимать позиционные чередования гласных и согласных звуков.

Уметь определять сильную и слабую позиции звука, объяснять правила проверки безударной гласной и проверяемой согласной в корне слова

Работа с учебником, тренировочные упражнения

Стр. 112-113

64

Согласные твёрдые

и мягкие

1

Комбинированный

Практикум

Обозначение мягкости согласных на письме и в транскрипции

Знать о различии твёрдых и мягких согласных; об обозначении мягкости согласного при фонетической записи слова; о парных и непарных по твёрдости – мягкости согласных

Уметь различать твёрдые и мягкие согласные; обозначать мягкость при фонетической записи слова; соблюдать нормы произношения согласных в словах типа пионер, музей, текст, тема

Игра-сореванование «Кто лучше прочитает скороговорку?», работа по учебнику, запись под диктовку

Стр. 112-115

65

Р.р. Повествование

1

Урок развития речи

Практикум

Структура изложения-повествования, составление плана, отбор материала

Знать основные части текста (вступление, основная часть, заключение).

Уметь находить основные части текста (вступление, основная часть, заключение); воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости

Анализ текста, творческая работа

Презентация

Дописать

66

Согласные звонкие и глухие

1

Комбинированный

Практикум

Пары согласных по глухости–звонкости

Знать о различии звонких и глухих согласных; о звуковых повторах как средстве выразительности русской речи.

Уметь различать звонкие и глухие согласные

Работа

с учебником, запись под диктовку, выразительное чтение стихотворений

Стр. 116-118, упр. 281

67

Графика. Алфавит

1

Комбинированный

Практикум

Определение алфавита, его назначение, соотношение звука и буквы, правильные названия букв

Знать обозначение звуков на письме; алфавит.

Уметь правильно называть буквы алфавита, пользоваться алфавитом, словарем; располагать слова в алфавитном порядке

Устная синтаксическая пятиминутка, подготовленный диктант

Таблицы

Стр.118-122, упр. 293

68

Р.р. Сочинение. Описание предмета

1

Урок развития речи

Практикум

Деловое и художественное описание

Знать/понимать, видеть отличие делового описания от художественного; назначение делового и художественного стиля речи.

Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в соответствии

с заданной темой, писать сочинения в разных стилях, корректировать предложенный текст

Работа с текстами учебника, корректирование текста, творческая работа

Презентация

Дописать

69

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака

1

Комбинированный

Практикум

Условия выбора мягкого знака для обозначения мягкости согласного

Знать об использовании мягкого знака для обозначения мягкости предыдущего согласного; о написании сочетаний букв чк, чн, нч, нщ, рщ.

Уметь выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласных на письме

Работа по карточкам, выборочный диктант, тренировочные упражнения

Стр. 123-128, упр. 302

70-71

Двойная роль букв е, ё, ю, я

2

Комбинированный

Практикум

Позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука

Знать случаи, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, случаи обозначения мягкости в фонетической транскрипции.

Уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; выполнять фонетический разбор слов с данными буквами

Орфографическая диктовка, составление таблицы «Двойная роль букв е, ё, ю, я», проверочная работа

Стр. 126-128, упр. 307.

Стр. 126-128

72

Р.р. Сочинение по картине Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-описания

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения

Сочинение – описание

Презентация «Ф.П.Толстой»

Дописать

73

Орфоэпия

1

Комбинированный

Практикум

Орфоэпия – законодатель произносительных норм литературного языка в его устной форме

Знать  орфоэпические нормы русского языка, соблюдая их в практике речевого общения

Работа с учебником, с орфоэпическим словарём

Стр. 128-129, упр.312

74

Фонетический разбор слова

1

Комбинированный

Практикум

Порядок фонетического разбора

Знать порядок фонетического разбора.

Уметь выполнять фонетический разбор слова, различать буквы и звуки

Работа с учебником, тренировочные упражнения

Стр.128-129, упр.316

75

Повторение по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

1

Повторительно-обобщающий урок

Практикум

Основные орфографические и орфоэпические нормы

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Диктант, работа с учебником, контрольные вопросы выборочный диктант, комментированное письмо, фронтальный опрос

Тест

Стр. 130

76

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

1

Урок контроля

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Фонетика и графика»

Контрольный диктант

77

Анализ контрольного диктанта по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи»

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по разделу

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу

CD «Фраза»

78

Лексика. Культура речи (8ч+2ч)

Слово и его лексическое значение

1

Комбинированный

Практикум

Лексическое и грамматическое значение слова, структура словарной статьи

Знать/понимать определения понятий лексика, лексическое и грамматическое значение слова; толковые словари; важность обогащения лексического запаса.

Уметь различать лексическое и грамматическое значение слов; пользоваться лексическим словарём; составить словарную статью на самостоятельно выбранное слово в соответствии с образцом

Работа с толковым словарём, составление словарной статьи

Стр. 133-136, упр. 328 (п)

79

Однозначные

и многозначные слова

1

Комбинированный

Практикум

Отличие однозначных слов от многозначных

Знать о многозначных и однозначных словах.

Уметь определять,

в каком лексическом значении употреблено многозначное слово; находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова

Работа с учебником, работа с толковым словарём

Таблица

Стр. 136-140, упр. 336

80

Р.р. Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-описания

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, определять стиль своего сочинения, раскрывать основную мысль; самостоятельно осуществлять выбор темы сочинения

Сочинение-описание

Презентация «И.Э.Грабарь

Дописать

81

Прямое и переносное значение слова

1

Комбинированный

Практикум

Прямое и переносное значение слова. Определение метафоры, сфера ее употребления

Знать о прямом и переносном значении слова.

Уметь различать прямое и переносное значение слова; находить и определять роль олицетворения, метафоры

Работа с учебником, запись под диктовку, работа с толковым словарём

Стр. 140-142, упр.342

82

Омонимы

1

Комбинированный

Практикум

Омонимы, их отличие от многозначных слов

Знать определение термина, отличие омонимов от многозначных слов.

Уметь находить в толковом словаре омонимы; отличать омонимы от многозначных слов

Работа с толковым словарём, со словарём омонимов, словарный диктант

Таблица

Стр. 142-147, упр. 347

83

Синонимы

1

Комбинированный

Практикум

Определение синонимов, их назначение

в языке

Знать/понимать определение синонимов, различие синонимов (оттенками значений, эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью); словари синонимов; роль синонимов в речи.

Уметь подбирать синонимы к данному слову; использовать синонимы в речи в соответствии

с их стилистическими особенностями, пользоваться словарём синонимов

Устная синтаксическая пятиминутка, словарный диктант, работа со словарём синонимов

Таблица

Стр. 144-148, упр. 354

84

Р.р. Изложение «Первый снег»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура изложения-повествования,
составление плана,
отбор материала

Знать основные части текста (вступление, основная часть, заключение).

Уметь находить основные части текста (вступление, основная часть, заключение); воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости

Творческая работа

Презентация

Дописать

85

Антонимы. Повторение по теме «Лексика. Культура речи»

1

Комбинированный

Практикум

Определение антонимов, подбор антонимов

Знать о стилистической роли антонимов в речи, о понятии антитеза.

Уметь подбирать антонимы; находить их в тексте; употреблять

в речи, понимая, что антонимические пары относятся к одной и той

же части речи

Работа с толковым словарём, со словарём антонимов

Стр. 148-149, упр. 362

86

Контрольный диктант по теме  «Лексика. Культура речи»

1

Урок контроля

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и пунктуационные нормы

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Лексика. Культура речи»

Контрольный диктант

87

Анализ контрольного диктанта по теме «Лексика. Культура речи»

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по разделу

Уметь анализировать контрольную работу

и выполнять работу

над ошибками

Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы по разделу; сообщения

о словарях

CD «Фраза»

88

Морфемика. Орфография. Культура речи

(22ч + 4ч)

Морфема – наименьшая значимая часть слова.

1

Комбинированный

Практикум

Определение морфемы, назначение, виды морфем

Знать понятие морфема. 

Уметь различать однокоренные слова и формы слова, выполнять морфемный разбор

Работа с учебником, морфемный разбор. Анализ текста

Стр. 152-154, упр. 368

89

Изменение и образование слов

1

Комбинированный

Практикум

Способы изменения и образования слов в языке

Знать способы изменения и образования слов 

Уметь различать способы изменения и образования слов 

Работа с учебником

Стр. 152-154, упр. 370

90

Окончание

1

Комбинированный

Практикум

Определение окончания, в том числе и нулевого, роль окончания в слове

Знать, что окончание – значимая часть слова, указывающая на его форму.

Уметь определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола

Работа с учебником. Тренировочные упражнения, работа с таблицей

Стр. 154-156, упр. 373

91

Основа слова

1

Комбинированный

Практикум

Определение основы слова, состав слова, морфемный разбор слова

Знать определение основы слова.

Уметь выделять основу в слове

Тренировочные упражнения

Стр. 156-158, упр. 376

92

Корень слова

1

Комбинированный

Практикум

Понятия корень слова; корневая омонимия; роль корня в слове

Знать о лексическом значении слова и закреплённости его в корне, способах образования слов; способах проверки слов с орфограммами в корне.

Иметь представление о корневой омонимии.

Уметь различать однокоренные слова и формы слова; подбирать и образовывать однокоренные слова; находить корень, подбирая родственные слова

Словарный диктант (с последующим выделением корня), запись под диктовку, тренировочные упражнения

Стр.156-159, упр. 382

93

Р.р. Рассуждение

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-рассуждения

Знать структуру сочинения-рассуждения.

Уметь выделять тезис, аргументы, делать вывод; определять, с помощью каких слов связаны части сочинения

Анализ текстов

Презентация

Стр. 159-162, упр. 389

94-95

Суффикс

2

Комбинированные

Практикум

Определение суффикса, его назначение

Знать словообразовательную роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глагола (в прошедшем времени и возвратный суффикс).

Уметь выделять суффиксы, определять их значение, образовывать слова с разными суффиксами

Работа

с учебником, запись под диктовку

Стр. 162-165, упр. 396.

Стр. 162-165

96

Приставка

1

Комбинированный

Практикум

Определение приставки, её назначение

Знать о роли приставок как средстве образования новых слов; о написании неизменяемых приставок; об образовании антонимов с помощью приставок.

Уметь выделять приставки в словах, определять их значение (в простых случаях), различать приставки и предлоги

Морфемный разбор,

заполнение таблицы «Приставки»

Стр. 165-167, упр. 405

97

Р.р. Сочинение «Один из удачно проведенных вечеров»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения повествовательного текста, составление плана, отбор материала

Знать основные части текста (вступление, основная часть, заключение).

Уметь находить основные части текста (вступление, основная часть, заключение); воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости

Творческая работа

Презентация

98

Чередование звуков

1

Комбинированный

Практикум

Определение чередования, его виды

Знать понятие чередование, основные чередования согласных в корне.

Уметь выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками

Работа с учебником, графический диктант, орфографическая диктовка, работа

с таблицей

Стр. 167-169

99

Беглые гласные

1

Комбинированный

Практикум

Беглые гласные в приставках, корне и суффиксах

Знать понятия  беглость гласных как вариант чередования (с нулём звука);  беглость гласных при сопоставлении полной и краткой формы прилагательных; морфологический принцип орфографии.

Уметь выделять части слов с беглыми гласными

Работа с учебниками, комментированное письмо, запись текста под диктовку

Стр. 169-171, упр. 413

100

Варианты морфем.

1

Комбинированный

Практикум

Варианты морфем

Знать  понятие варианты морфем. 

Уметь подбирать варианты морфем

Работа

с учебником

Стр. 171-172, упр. 415

101

Морфемный разбор слова

1

Комбинированный

Практикум

Порядок морфемного разбора

Знать порядок морфемного разбора

Уметь выполнять морфемный разбор слов

Работа

с учебником, морфемный разбор слова

Стр. 172-173, упр. 417

102

Правописание гласных и согласных в приставках

1

Комбинированный

Практикум

Гласные и согласные
в приставках

Знать о неизменяемых приставках.

Уметь находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в неизменяемых приставках

Работа с учебником, тренировочные упражнения, словарный диктант

Стр. 173-174, упр. 422

103-104

Буквы з и с 

на конце приставок

2

Комбинированный

Практикум

Условия выбора букв з и с на конце приставок

Знать способ действия при выборе з–с на конце приставок.

Уметь выбирать нужную букву, пользуясь этим способом

Предупредительный диктант, запись под диктовку с комментированием, объяснительный диктант, самостоятельная работа

Стр. 174-177, упр. 430.

Стр. 174-177, упр. 432

105

Буквы о-а

в корне -лаг- –

-лож-

1

Урок объяснения нового материала

Практикум

Условия выбора букв а–о в корне -лаг- –

-лож-

Знать о чередовании букв а–о в корне слов, правиле выбора букв

а–о в корнях с чередующимися гласными.
Владеть способом выбора а–о в корнях -лаг- – -лож-

Предупредительный диктант, проверочная работа, объяснительный диктант

Стр. 177-178, упр. 436

106

Р.р. Изложение «Последний лист орешника»

1

Урок развития речи

Практикум

Составление плана, отбор материала в соответствии с темой

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости

Творческая работа

Презентация

107

Буквы о–а

в корне -раст- – -рос-

1

Урок объяснения нового материала

Практикум

Условия выбора букв а–о в корнях -раст- – -рос-

Знать, в каких случаях происходит чередование гласных а–о в указанных корнях.

Уметь распознавать слова с чередующимися гласными а–о в корнях -раст- – -рос-; обосновывая выбор гласных в данных корнях; различать слова с ложным чередованием

Объяснительный диктант, предупредительный диктант, самостоятельная работа, работа с таблицей учебника

Стр. 178-180, упр. 441

108

Буквы о–ё после шипящих

в корне слова

1

Урок объяснения нового материала

Практикум

Условия выбора букв
ё–о после шипящих

в корне слова

Знать способ выбора
ё–о в корнях слов после шипящих.

Уметь обосновывать выбор ё–о после шипящих в корнях слов

Работа с учебником, комментированное письмо, предупредительный диктант, распределительный диктант

Стр. 180-182, упр. 444

109

Буквы и–ы 
после
ц

1

Урок объяснения нового материала

Практикум

Условия выбора букв

и–ы после ц

Знать условия выбора и–ы после ц.

Уметь обосновывать выбор гласных и–ы 

после ц

Объяснительный диктант, запись под диктовку

Стр. 182-183, упр. 449

110

Р.р. Сочинение по картине П.П.Кончаловского «Сирень в корзине»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану

Творческая работа

Презентация «П.П.Кончаловский»

111

Повторение  по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Повторительно-обобщающий урок

Практикум

Основные орфографические и орфоэпические нормы, теоретические понятия

Знать принцип единого написания морфем при проверке орфограммы; правописание заимствованных слов; принцип чередования гласных в корнях слов; морфемный состав слов.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации

Контрольные вопросы , работа по карточкам, проверочная работа, диктант «Проверь себя», тренировочные упражнения

Стр. 152-183

112

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи»

1

Урок контроля

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по

 теме «Морфемика. Орфография»

Контрольный диктант

113

Анализ контрольного диктанта по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи »

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по разделу

Уметь анализировать контрольную работу
и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу

CD «Фраза»

114

Морфология. Орфография. Культура речи. Самостоятельные и служебные части речи (1)

Самостоятельные и служебные части речи

1

Комбинированный

Практикум

Группы частей речи

Знать самостоятельные и служебные части речи.

Уметь различать самостоятельные и служебные части речи

Словарный диктант,
запись под диктовку, работа с таблицей

Стр. 186-189, упр. 463

115-116

Имя существительное

(20ч + 4ч)

Имя существительное как часть речи

2

Комбинированный

Практикум

Признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическая роль в предложении

Знать признаки существительного как части речи, его морфологические признаки и синтаксическую роль в предложении.

Уметь опознавать существительное среди других частей речи

Устная синтаксическая пятиминутка, таблица «Роль существительного в предложении», выборочный диктант

Стр. 189-193, упр. 468. Стр. 189-193, упр. 474

117

Р.р. Доказательство в рассуждении

1

Урок развития речи

Практикум

Определение аргумента, способы введения аргументов

в рассуждение

Знать структуру сочинения-рассуждения.

Уметь выделять тезис, аргументы, делать

вывод; определять,

с помощью каких слов связаны части сочинения; вводить аргументы в сочинение-рассуждение

Анализ текстов

Презентация

Стр. 193-195

118

Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

1

Комбинированный

Практикум

Отличие одушевлённых существительных от неодушевлённых

Знать о существительных одушевлённых

и неодушевлённых. Уметь различать существительные одушевлённые и неодушевлённые

Рецензирование работы соседа, тренировочные упражнения

Стр. 195-196, упр. 482

119

Имена существительные собственные и нарицательные

1

Комбинированный

Практикум

Отличие существительных собственных от нарицательных

Знать о делении существительных на собственные и нарицательные.

Уметь разграничивать имена собственные и нарицательные, правильно писать их

Словарный диктант, работа с учебником, выборочно-распределительный диктант

Стр. 196-201, упр. 491

120

Морфологический разбор имени существительного

1

Комбинированный

Практикум

Порядок морфологического разбора

Знать порядок и оформление морфологического разбора.

Уметь правильно определять морфологические признаки имени существительного при разборе имени существительного как части речи

Словарный диктант, синтаксическая пятиминутка, диктант «Проверь себя», морфологический разбор имени существительного

Стр. 201-202, упр. 499

121

Р.р. Сжатое изложение «Перо и чернильница»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура изложения повествовательного текста, составление плана, отбор материала

Знать о структуре изложения повествовательного текста, составлении плана, отборе материала

Творческая работа

Презентация

122

Род имён существительных

1

Комбинированный

Практикум

Три рода имён существительных

Знать о принадлежности имени существительного к одному из трёх родов.

Уметь определять род имени существительного; согласовывать прилагательное и глаголы в прошедшем времени

с именами существительными

Подготовительный диктант, работа

по учебнику, объяснительный диктант

Стр. 202-204, упр. 504

123

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Урок объяснения нового материала

Практикум

Особенности существительных данной группы

Знать о существительных, имеющих форму только множественного числа; об утрате категории рода у существительных, имеющих форму только множественного числа.

Уметь употреблять такие существительные

в речи

Выборочный диктант, работа с учебником, тренировочные упражнения

Стр. 204-206, упр. 509

124

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа

1

Урок объяснения нового материала

Практикум

Особенности существительных данной группы

Знать о существительных, имеющих форму только единственного числа.

Уметь употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательными и глаголами в прошедшем времени

Запись под диктовку, работа с учебником, выборочный диктант

Стр. 206-207, упр. 516

125

Три склонения имён существительных.

1

Комбинированный

Практикум

Признаки существительных 1, 2 и 3-го склонения

Знать о склонении как способе словоизменения имён существительных (три склонения).

Уметь определять склонение существительных (кроме слов на -ия, -ие, -ий)

Работа с учебником, выборочно-распределительный диктант, практическая работа

Стр. 207-208, упр. 517

126-127

Падеж имён существительных

2

Комбинированный

Практикум

Падежи имени существительного

Уметь  падежи имён существительных, написание е–и в окончаниях существительных (сведения начальной школы)

Работа с учебником

Стр. 208-212, упр. 526. Стр. 189-212

128

Р.р. Сочинение по картине Г.Г.Нисского «Февраль. Подмосковье»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану

Творческая работа

Презентация «Г.Г.Нисский»

129-131

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

3

Урок закрепления изученного

Практикум

Условия выбора гласных в падежных окончаниях имён существительных

Знать правила о выборе гласной в безударных личных окончаниях существительных на -ия, -ие, -ий и выборе гласной в родительном, дательном и предложном падежах (определяется склонением существительного).

Уметь правильно определять падеж, владея способом действия при выборе данной орфограммы

Объяснительный диктант, проверочная работа, работа по карточкам, тренировочные упражнения

Стр. 212-217, упр. 540.

Стр. 212-217, упр. 539. Стр. 212-217

132

Р.р. Изложение

«Веселые сороки»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала

Знать структуру изложения повествовательного текста.

Уметь составлять план, осуществлять отбор материала

Творческая работа

Презентация

Дописать

133

Множественное число имён существительных

1

Комбинированный

Практикум

Классификация ошибок, допущенных в изложении, объединение слов по видам орфограмм.

Особенности образования множественного числа некоторых групп существительных

Знать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных.

Уметь анализировать творческую работу

и выполнять работу над ошибками; правильно писать и употреблять существительные во множественном числе

Орфографическая пятиминутка, объяснительный диктант, работа по карточкам

Стр. 217-221, упр. 554

134-135

Правописание о–е после шипящих и ц в окончаниях существительных

2

Комбинированный

Практикум

Условия выбора о–е после шипящих и ц 

в окончаниях существительных

Знать морфемный состав существительных, типы их склонения; зависимость выбора написания о–е (ё) после шипящих в существительных от морфемы. Уметь применять данное правило на письме

Выборочный диктант,

запись под диктовку, проверочная работа, работа с учебником

Стр. 221-223, упр. 559. Стр. 221-223, упр. 560

136

Повторение по теме «Имя существительное»

1

Урок

систематизации

и обобщения знаний

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе «Имя существительное»

Знать основные орфографические правила

по теме «Имя существительное».

Уметь применять полученные правила на письме

Контрольные

вопросы, тренировочные упражнения, работа по карточкам, диктант «Проверь

себя»

Стр. 223-224

137

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

Урок контроля

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы.

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Имя существительное».

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольный диктант

138

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя существительное »

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов

Уметь анализировать контрольную работу

и выполнять работу

над ошибками

Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант

CD «Фраза»

139-140

Имя прилагательное (12ч+4ч)

Имя прилагательное как часть речи

2

Комбинированный

Практикум

Признаки прилагательного как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении

Знать о морфологических признаках имени прилагательного, его синтаксической роли; об описании как типе речи, роли прилагательных в описании.

Уметь употреблять прилагательные в речи; определять его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; составлять отзыв на устное сочинение

Отзыв на устное сочинение товарища, загадки, запись под диктовку, выборочный диктант

Стр. 224-229, упр. 571. Стр. 224-229, упр. 557

141

Р.р.Сочинение «Как я испугался»

1

Комбинированный

Практикум

Структура сочинения - повествования

Уметь составлять план сочинения, работать по плану

Творческая работа

Презентация

142-144

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных

3

Комбинированный

Практикум

Условия выбора гласных в падежных окончаниях прилагательных

Знать основные способы образования прилагательных, согласование прилагательного с существительным.

Уметь различать твёрдый и мягкий типы основы, ставить вопрос

от существительного

к прилагательному; правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы

от определяемого слова

Работа по учебнику,

тренировочные упражнения, диктант «Проверь себя», работа с таблицей «Суффиксы имён прилагательных»

Стр. 229-233, упр. 582. Стр. 229-233, упр. 584. Стр. 229-233

145

Р.р. Изложение. Описание животного «Ю-ю»

1

Урок развития речи

Практикум

Виды описания (деловое и художественное)

Знать композиционно-жанровое своеобразие

и особенности текста-описания.

Уметь свободно и правильно излагать свои мысли в соответствии

с заданной темой, описывать животное; корректировать предложенный текст; выбирать языковые средства в соответствии со стилем речи

Творческая работа

Презентация

146

Прилагательные полные

и краткие

1

Комбинированный

Практикум

Отличие полных прилагательных от кратких, морфологические признаки и синтаксическая роль кратких прилагательных

Знать грамматические особенности кратких прилагательных, их синтаксическую роль в предложении.

Уметь различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении; правильно произносить наиболее употребляемые прилагательные; правильно писать краткие прилагательные
с основой на шипящую

Тренировочные прилагательные, диктант «Проверь себя», выборочный диктант

Стр. 234-237, упр. 592

147

Р.р. Сочинение «Наши друзья – животные»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения, главная мысль текста, составление плана, отбор материала

Знать структуру сочинения, составлять план, осуществлять отбор материала, писать сочинение о животных

Творческая работа

Презентация

Дописать

148-149

Прилагательные полные

и краткие

2

Комбинированный

Практикум

Отличие полных прилагательных от кратких, морфологические признаки и синтаксическая роль кратких прилагательных

Знать грамматические особенности кратких прилагательных, их синтаксическую роль в предложении.

Уметь различать полные и краткие прилагательные; определять роль кратких прилагательных в предложении; правильно произносить наиболее употребля-
емые прилагательные; правильно писать краткие прилагательные
с основой на шипящую

Тренировочные прилагательные, диктант «Проверь себя», выборочный диктант

Стр. 234-237, упр. 598. Стр. 234-237.

150

Морфологический разбор имени прилагательного

1

Комбинированный

Практикум

Порядок морфологического разбора

Знать план морфологического разбора.

Уметь выполнять морфологический разбор полного и краткого прилагательного

Работа

с учебником, запись под диктовку, морфологический разбор

Стр. 237-239, упр. 602

151

Р.р. Сочинение по картине А.Н.Комарова «Наводнение»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану

Творческая работа

Презентация «А.Н.Комаров»

Дописать

152

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

Урок

систематизации и обобщения знаний

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе «Имя прилагательное»

Знать основные орфографические правила

по теме «Имя прилагательное».

Уметь применять полученные правила на письме

Контрольные вопросы, тренировочные упражнения, работа по карточкам, диктант «Проверь

себя»

Стр. 224-239

153

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

Урок контроля

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы.

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Имя прилагательное».

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольный диктант

154

Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное»

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов

Уметь анализировать контрольную работу

и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант

CD «Фраза»

155-156

Глагол (36ч+6ч)

Глагол как часть речи

2

Комбинированный

Практикум

Признаки глагола как части речи, его морфологические признаки, синтаксическая роль

в предложении

Знать время глагола, способы его образования, суффиксы глагола.

Уметь употреблять глаголы в речи с целью её обогащения

Запись под диктовку, синтаксическая пятиминутка, тренировочные упражнения

Стр. 240-242, упр. 609. Стр. 240-242, упр. 610

157

Не с глаголами

1

Комбинированный

Практикум

Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами

Знать правило написания не с глаголами;
лексическое значение
глаголов-исключений,
их морфемный состав.
Уметь применять

правило написания

не с глаголами

Тренировочные упражнения, игра «Найди синоним», самостоятельная работа, словарная диктовка

Стр. 242-245, упр. 615

158

Р.р.Рассказ

1

Урок развития речи

Практикум

Особенности рассказа как малой повествовательной формы, его композиция

Знать особенности композиции рассказа. Уметь свободно, правильно излагать свои мысли в соответствии
с предложенной темой

Работа с текстами

Презентация

Дописать

159-160

Не с глаголами

2

Комбинированный

Практикум

Условия выбора слитного и раздельного написания не с глаголами

Знать правило написания не с глаголами;
лексическое значение
глаголов-исключений,
их морфемный состав.
Уметь применять

правило написания

не с глаголами

Тренировочные упражнения, игра «Найди синоним», самостоятельная работа, словарная диктовка

Стр. 242-245, упр. 621. Стр. 242-245

161-162

Неопределенная  форма глагола

2

Комбинированный

Практикум

Признаки инфинитива

Знать определение
понятия
инфинитив; 
правило: неопределенная форма может оканчиваться на -
ти, -ть, -чь; варианты -ть + ся,
-чь + ся
.

Уметь правильно писать окончания глаголов неопределённой формы, употреблять инфинитивы в речи; различать личные формы и неопределённую форму глагола в предложении (составное глагольное сказуемое)

Словарный диктант, запись под диктовку, выборочный диктант, работа с таблицей «Мягкий знак в словах с основой на шипящий», орфографическая диктовка, объяснительный диктант

Стр. 247-250, упр. 625

163-164

Правописание
-
ться и -тся

в глаголах

2

Комбинированный

Практикум

Условия выбора -ться и -тся в глаголах

Знать условия выбора

-ться и -тся в глаголах; составное глагольное сказуемое типа хочу (что делать?) учиться. Уметь правильно находить слово, с которым связан глагол, ставить от него вопрос; правильно произносить и писать глаголы на -тся и -ться; применять алгоритм определения спряжения глагола по неопределённой форме

Устная синтаксическая пятиминутка, работа с учебником, объяснительный диктант, выборочный диктант

Стр. 250-253, упр. 640.

Стр. 250-253.

165-166

Виды глагола

2

Комбинированный

Практикум

Признаки совершенного и несовершенного вида глагола. Что такое видовые пары

Знать правило: глаголы различаются по вопросам и значению; вид и время глагола соотносятся; глаголы несовершенного вида имеют форму всех трёх времён, совершенного – только двух (прошедшего и простого будущего); способы образования видовых пар.

Уметь определять вид глагола по вопросам (что делать? что сделать?)

Работа

с учебником, выборочный диктант, самостоятельная работа, тренировочные упражнения

Стр. 253-256, упр. 646.

Стр. 253-256

167

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля

Практикум

Контроль усвоения орфограмм -ться и

-тся, не с глаголами. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков

Знать основные правила выбора и применения изученных орфограмм.

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольный диктант

168

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол»

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по теме. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками
в контрольном диктанте, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант

CD «Фраза»

169-171

Буквы е–и

в корнях с чередованием

3

Комбинированный

Практикум

Условия выбора букв
е–и в корнях с чередованием

Знать о чередовании гласных е–и в корнях; способах действия при выборе орфограммы

еи, понимая, что корни с чередованием типа
-бир (а)- – -бер- вызывают затруднения, так как невидимы за приставками; морфемный разбор глагола.

Уметь применять данную орфограмму при письме

Словарный диктант, выборочный диктант, объяснительный диктант, комментированное письмо, проверочная работа

Стр. 256-259, упр. 656.

Стр. 256-259, упр. 655.

Стр. 256-259

172-173

Р.р. Невыдуманный рассказ

2

Урок развития речи

Практикум

Особенности и стилевое своеобразие разговорной речи (рассказ). Композиция. Корректирование предлагаемого текста

Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ).

Творческая работа

Дописать

174

Время глагола

1

Комбинированный

Практикум

Время глагола.

Знать, как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного вида

Уметь определять временные формы глагола

Орфографическая диктовка, таблица «Вид и время глагола», предупредительный диктант, тренировочные упражнения

Сл.слова стр. 100-250

175

Прошедшее время

1

Комбинированный

Практикум

Признаки глагола прошедшего времени

Знать, о соотнесённости вида

и времени глагола, об употреблении одного времени в значении другого; образовании глаголов с помощью суффикса -л-; суффикс инфинитива перед -л-.

Уметь  образовывать глаголы прошедшего времени и их формы по образцу; правильно произносить эти глаголы

Орфографическая диктовка, таблица «Вид и время глагола», предупредительный диктант, тренировочные упражнения

Стр. 261-263, упр. 665

176

Настоящее время

1

Комбинированный

Практикум

Признаки глагола настоящего времени

Знать, что глаголы настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида; обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время.

Уметь определять грамматическое значение глагола в настоящем времени; употреблять в речи; соблюдать орфоэпические нормы

Предупредительный диктант, тренировочные упражнения

Стр. 263-264, упр. 669

177

Будущее время

1

Комбинированный

Практикум

Две формы будущего времени: простая

и сложная

Знать способы образования простой и сложной форм будущего времени глагола; вид, форму будущего времени; правило: глагол в форме сложного будущего времени является простым глагольным сказуемым.

Уметь образовывать простую и сложную формы будущего времени; различать формы глагола

Объяснительный диктант, тренировочные упражнения

Стр. 264-266, упр. 674

178-180

Спряжение глаголов

3

Комбинированный

Практикум

Глаголы первого и второго спряжения, их личные окончания

Знать правило: спряжение – связь между действием и действующим лицом; определение спряжения глагола с ударным личным окончанием; способ определения спряжения глаголов (по личным окончаниям и неопределённой форме).

Владеть способом определения спряжения

Тренировочные упражнения, работа с таблицей «Спряжение глаголов», объяснительный диктант

Стр. 266-267.

Стр. 266-267, упр. 678.

Стр. 266-267

181

Р.р. Изложение «Шоколадный торт»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала

Знать структуру изложения повествовательного текста, составлять

план, осуществлять отбор материала, писать сжато изложение от 3-го лица.

Уметь применять сведения памятки «Как готовиться к изложению по учебнику» (с. 295); определять, о чём можно  не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо

Творческая работа

Презентация

Дописать

182-184

Правописание безударных личных окончаний глаголов

3

Комбинированный

Практикум

Безударные личные окончания глаголов

Знать, как определить спряжение глагола с помощью неопределенной  формы; как определить спряжение глагола с приставкой вы-, которая, оттягивая на себя ударение, делает окончание безударным.

Уметь различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные окончания глаголов

Объяснительный диктант, выборочный диктант, тренировочные упражнения, проверочная работа

Стр. 267-273, упр. 682.

Стр. 267-273, упр. 689.

Стр. 267-273, упр. 697

185

Морфологический разбор глагола

1

Комбинированный

Практикум

Порядок морфологического разбора

Знать план морфологического разбора.

Уметь определять морфологические признаки глагола и выполнять морфологический разбор глагола

Работа с учебником, морфологический разбор глагола, запись под диктовку

Стр. 273-275

186-187

Р.р. Сочинение по картине О.В.Попович «Не взяли на рыбалку»

2

Урок развития речи

Практикум

Структура сочинения-описания картины, составление плана, отбор материала

Уметь осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой сочинения; выполнять творческую работу по составленному плану

Творческая работа

Презентация «О.В.Попович»

188-189

Мягкий знак после шипящих во 2-м лице единственного числа

2

Комбинированный

Практикум

Условия написания мягкого знака в глагольных формах

Знать правило о написании ь в неопределённой форме глагола, ь во 2-м лице ед. ч. – морфологическое написание; правописание ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных как примеры морфологических написаний; об употреблении глаголов данной формы в предложениях без подлежащего для выражения действия, относящегося ко всем лицам.

Уметь выбирать орфограмму в глаголах

с шипящим на конце; употреблять глаголы

2-го лица в речи

Диктант, орфографическая диктовка, объяснительный диктант, выборочный диктант

Стр. 275-277, упр. 702.

Стр. 275-277

190-191

Употребление времён

2

Комбинированный

Практикум

Случаи употребления одного времени в значении другого

Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошедших событий – стилистический приём. Уметь наблюдать

за употреблением глаголов в форме настоящего и будущего времени в текстах

Контрольный словарный диктант, работа с учебником, сочинение-миниатюра по данному началу

Стр. 277-280, упр. 706.

Стр. 277-280, упр.708

192-194

Повторение изученного по теме «Глагол»

3

Урок

систематизации и обобщения знаний

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Систематизация и промежуточный контроль орфограмм, изученных в разделе «Глагол»

Знать основные орфографические правила

по теме «Глагол».

Уметь применять полученные правила на письме

Контрольные

вопросы, тренировочные упражнения, работа по карточкам, диктант «Проверь

себя»

Презентация «Глагол»

Стр. 240-280, упр. 711.

Упр. 728. Стр. 240-280.

195

Контрольный диктант по теме «Глагол»

1

Урок контроля

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков

Знать основные орфографические и пунктуационные правила по теме «Глагол».

Уметь применять полученные знания на практике

Контрольный диктант

196

Анализ контрольного диктанта по теме «Глагол»

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы по разделу, словарный диктант

CD «Фраза»

197

Повторение и систематизация знаний (6ч+2ч)

Разделы науки о языке

1

Повторительно-обобщающий урок

Практикум

Разделы лингвистики, их основные единицы

Знать основные разделы науки о языке; единицы языка.

Уметь опознавать языковые единицы, соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации, осуществлять речевой самоконтроль; используя план, составлять сообщение на тему «Изучайте русский язык»; выполнять фонетический разбор слов

Работа с учебником, тренировочные упражнения

Презентация

Упр. 726

198

Контрольный диктант за курс 5 класса

1

Урок контроля

Практикум

Основные теоретические понятия, орфографические и орфоэпические нормы, изученные за год. Проверка и тематический контроль знаний, умений и навыков учащихся

Знать основные орфографические и пунктуационные правила, изученные в 5 классе.

Уметь применять полученные знания на практике

Годовой диктант

199

Анализ контрольного диктанта за курс 5 класса

1

Урок анализа письменных работ учащихся

Практикум

Ликвидация пробелов по разделу. Классификация ошибок, объединение слов по орфограммам. Выполнение всех видов изученных разборов

Уметь анализировать контрольную работу и выполнять работу над ошибками

Работа над ошибками контрольного диктанта, контрольные вопросы

CD «Фраза»

200

Р.р. Сжатое изложение «Ночлег в лесу»

1

Урок развития речи

Практикум

Структура изложения повествовательного текста, главная мысль текста, составление плана, отбор материала

Знать структуру изложения повествовательного текста, составлять

план, осуществлять отбор материала

Уметь применять сведения памятки «Как готовиться к изложению по учебнику» ; определять, о чём можно  не говорить в сжатом изложении, а о чём можно сказать обобщённо

Творческая работа

Презентация

Дописать

201

Орфограммы

в приставках

и корнях слов

1

Повторительно-обобщающий урок

Практикум

Опознавательные

признаки орфограмм

в приставках и корнях слов

Знать/понимать: гласные проверяемые, непроверяемые, чередующиеся; согласные проверяемые, непроверяемые, непроизносимые;

правописание приставок на з, с

Практикум, работа с таблицами

Упр. 737

202

Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ь и ъ

1

Повторительно-обобщающий урок

Практикум

Опознавательные признаки орфограмм. Опознавательные

признаки орфограмм

в окончаниях слов

Знать, с какими разделами науки о языке связан выбор гласных в окончаниях слов;

об особом типе склонения существительных.

Уметь обобщить орфограмму ь после шипящих в существительных, кратких прилагательных, глаголах

Диктант, выборочный диктант, тренировочные упражнения

Упр. 745

203

Знаки препинания в простом и сложном предложении

1

Повторительно-обобщающий урок

Практикум

Условия постановки знаков препинания

в простом и сложном предложении

Знать о знаках препинания в простом и сложном предложении; в предложениях с прямой речью, с обращением.

Уметь переводить прямую речь в косвенную, правильно ставить знаки препинания в простых и сложных предложениях

Объяснительный диктант, графический диктант, тренировочные упражнения

Упр. 751

204

Р.р. Сочинение

«Куда бы я

хотел похать летом

и почему?»

1

Урок развития речи

Практикум

Особенности композиции сочинения-рассказа, составление плана, отбор материала

Знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи (рассказ); о временном единстве глаголов в повествовании.

Уметь создавать текст в соответствии с жанровыми особенностями рассказа

Творческая работа

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Рабочая программа по русскому языку в 5 кл. по учебнику Ладыженской

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по учебнику Ладыженской (ФГОС) содержит Пояснительную записку, УУД,  УМК,  Учебно-тематическое планирование, Календарно-тематическое планирован...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...